ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
статья по физкультуре на тему

Жуков Александр Николаевич

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

. Школьники, отстающие в физическом развитии, с низкой физической подготовленностью относятся к подготовительной медицинской группе. К этой же группе относятся дети со стойкими нарушениями- осанки и незначительными отклонениями в состоянии здоровья (небольшая- потеря зрения, слуха, туберкулезная интоксикация, повышенное кровяное давление и. др.).

Учащиеся -подготовительной медицинской группы занимаются
физической культурой совместно с учащимися основной группы
по общей программе. Схема урока общая как для учеников основной, так и  подготовительной  медицинских групп.  Основное различие - в дозировке физической нагрузки.         

Во вводной части урока для подготовительной группы учитель дает меньшее число повторений упражнений и предлагает, более длительные паузы между ними для отдыха. Особенно это важно при выполнении упражнений, требующих значительной быстроты, силы и выносливости. Общеразвивающие упражнения проводятся в удобном для каждого ученика темпе.

В основной части урока учитель, используя индивидуальный
подход, применяет больше подводящих и подготовительных упражнений. Число повторений упражнений зависит от степени усвоения учебного материала и переносимости физической нагрузка.        

В заключительной части урока основная и подготовительная группы объединяются и вместе выполняют упражнения.

Для того чтобы двигательная активность учащихся увеличивалась постепенно, следует использовать всю систему взаимосвязанных форм физического воспитания:        

уроки физической культуры, дополнительные занятия во внеурочное время, физкультурно-оздоровительную работу в режиме учебного дня, массовые, формы внеклассной работы (прогулки, часы игр и спортивных развлечений и т. д.), самостоятельные занятия в домашних условиях и т. д.

Во время дополнительных занятий учащимися подготовитель
ной медицинской группы "учитель дает им индивидуальные задания для. самостоятельного выполнения, включает индивидуальные упражнения, в общий комплекс утренней гимнастики, консультирует по вопросам самоконтроля. Дополнительные занятия проводятся в школе во внеурочное время один, или два раза в неделю по 45 мин. В двухразовых занятиях особенно нуждаются школьники с низким уровнем физического развития, с повышенным весом, уплощенной стопой, нарушенной осанкой, так как сдвиги в улучшении показателей физического развития этих детей протекают более медленно.        

На дополнительных занятиях более глубоко изучается материал по учебной- программе. Главное внимание уделяется обучению    и совершенствованию основных, видов движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, равновесия, а также общеразвивающим упражнениям и подвижным играм. В зимнее время основным содержанием занятий должны быть лыжные прогулки, катание на коньках, санках. Целесообразно проводить и занятия по плаванию. Планировать материал для дополнительных занятий надо с учетом материала уроков.

Дополнительные занятия по своей- структуре не отличаются от уроков физической культуры, но имеют свои особенности. Общеразвивающие упражнения для вводной части учитель подбирает так, чтобы, кроме общего воздействия на организм, они способствовали развитию силы отдельных групп мышц, быстроты, ловкости и других качеств, недостаточно развитых у детей. Кроме общепринятого содержания вводной части, в занятия вводятся естественные движения в виде комплексов. В каждый комплекс должно входить 3—4 основных вида движений. Комплексы целесообразно периодически менять. Продолжительность вводной части дополнительных занятий 14—16 мин (2—3 мин— организация группы, 6—7 мин — общеразвивающие упражнения, 7—9 мин — выполнение комплекса с основными видами движений).

Основная часть дополнительных занятий состоит из общих и индивидуальных упражнений. Общие упражнения направлены на формирование и закрепление умений и навыков, предусмотренных в программе. С их разучивания и начинает учитель основную часть, которая длится 20 мин. Затем учащиеся переходят к индивидуальным упражнениям, которые" помогают формировать недостаточно развитые двигательные качества, корректировать, нарушения костно-мышечной системы. Продолжительность индивидуальной работы 11—12 мин. В конце основной части в течение 6— 8 мин проводятся подвижные или спортивные (в старших классах) игры. Подвижные игры можно проводить во вводной и заключительной частях занятий в зависимости от задач, плана, характера упражнений.

Задачи заключительной части дополнительного занятия те же, что и в обычном уроке, В ней применяются спокойная ходьба, малоподвижные игры, построения и перестроения, учитель дает задания школьникам для самостоятельного выполнения дома. Продолжительность этой части 3—4 мин.

Дополнительные занятия с учащимися подготовительной медицинской группы должны проводиться преимущественно на открытом воздухе. Для школьников с пониженными функциями отдельных систем организма индивидуализация обучения должна быть ведущей. Им не рекомендуется выполнять упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания. Для укрепления сердечнососудистой, системы в процессе занятий физические упражнения необходимо чередовать с дыхательными и упражнениями на расслабление. При этом внимательно следить, чтобы у детей не было одышки, болевых ощущений в области сердца или печени, головокружения.

Нормы комплекса ГТО учащиеся подготовительной медицинской группы могут сдавать после постепенной предварительной подготовки и обязательного медицинского осмотра. К занятиям спортом-эти школьники не допускаются. Сроки, за которые можно подготовить детей к переводу из этой группы в основную, различные и связаны с медицинскими показаниями.

В настоящее время многие дети школьного возраста страдают ожирением. Они не хотят делать утреннюю гимнастику, мало бывают на свежем воздухе, много времени проводят у телевизора. Моторная зрелость тучных-детей обычно задерживается на 1,5— 2 года. "С возрастом при отсутствии дополнительных занятий физкультурой это отставание растет. Следует отметить, что уроки физкультуры и подвижные перемены стимулируют двигательную активность школьников с избыточным весом в большей степени, чем учащихся с нормальной массой тела. Поэтому важно для тучных детей включать в режим дня дополнительные формы физической активности.

В режиме продленного дня детям с избыточным весом показаны общеразвивающие упражнения, при выполнении которых работают все группы мышц, игры средней интенсивности, продолжительный медленный бег, непродолжительный бег средней интенсивности, плавание. Физические нагрузки должны увеличиваться поэтапно, дозироваться строго индивидуально. Резкий переход от малоподвижного образа жизни к значительной физической нагрузке категорически запрещен, поскольку функциональные изменения со стороны, сердечно-сосудистой системы, вегетативной; нервной системы при чрезмерно большой нагрузке могут повлечь за собой серьезные осложнения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация учебного процесса по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья (подготовительная и специальная медицинская группа)»

Тысячи лет человечество искало чудесный эликсир жизни, отправляя сказочных героев в далекие путешествия за тридевять земель. А он оказался гораздо ближе это физическая культура, дающая людям здоровье,...

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАОУ СОШ №63 ГОРОД ТЮМЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ.

Содержание:1.Введение.      2.Задачи и организация работы по физическому воспитанию учащихся специальных медицинских групп.3.Медицинский контроль за организацией занятий ...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ маоу сош №63 ГОРОД ТЮМЕНЬ   физическое воспитание детей, имеющих откл...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ маоу сош №63 ГОРОД ТЮМЕНЬ   физическое воспитание детей, имеющих откл...

Оценка медицинской группы для занятий физической культурой учащихся с отклонениями в состоянии здоровья

Даются характеристики-описания медицинских групп здоровья, в которые обучающиеся распределяются на основании медико-педагогического заключения...

Методическая разработка занятий физической культурой учащихся с отклонениями в состоянии здоровья.

Данную методическую разработку можно использовать на уроках лечебной физкультуры....