Программа "ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
методическая разработка по физкультуре на тему

Бородулина Василина Николаевна

Программа "ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

«ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ »

Автор работы:

Бородулина Василина Николаевна

Учитель физической культуры

МОКУ «ООШ с.Грибовка»

п. Архара

2014 год

ОГЛАВЛЕНИЕ                                                                                   стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3-6

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………7-10

1.Направления по реализации программы………………………………….....7-9

2.Здоровьесберегающая среда……………………………………………….. ..10

3.Финансово – экономическое обоснование…………..………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..11

Приложения.

ВВЕДЕНИЕ

    Основной задачей современной школы наряду с обучением является и воспитание учащихся, формирование личности, способной к постоянному саморазвитию и успешной самореализации в жизни. Саморазвитие и самореализация  будут успешными, если у учащегося будет сформирована культура здорового образа жизни.

     В течение школьных лет важно не только сохранить  и укрепить здоровье учащихся, но и научить их снимать  напряжение, умению сохранять и поддерживать хорошую физическую форму и состояние организма . 

  Актуальность темы формирования у учащихся здорового образа жизни подтверждают статистические показатели. Так,  анализ результатов медицинского осмотра в Архаринском районе позволяет сделать следующие выводы:

  1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей.
  2. 25–35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
  3. 90– 92 % выпускников средних школ находятся в том состоянии, когда необходимо серьёзное обследование.
  4. Только 8–10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

    В нашей  школе  по данным медицинских осмотров за последние два года только 28% учащихся не имеют патологии и хронических заболеваний. Анализ  факторов  неблагоприятного воздействия на состояние здоровья в школе, мониторинг физической подготовленности (приложение 1), результаты  медицинского осмотра и мнения  родителей, общественности  (приложение №2) позволяют мне  сделать выводы, о том, что одним из важных факторов  является – физические особенности ребёнка. И  недостаточное медицинское сопровождение (отсутствие медицинских консультаций, недостаточное медицинское обследование), отсутствие знаний у учащихся, родительской общественности в вопросах укрепления и сохранения здоровья не позволяют в достаточной мере решать проблемы ЗОШ.

    Важно  учитывать и факторы риска «школьных» болезней, которые можно разделить на:

  1. педагогические (учебная нагрузка, средства и методы обучения, организация физического воспитания);
  2. физиолого-гигиенические: (режим дня, школьное оборудование, организация двигательной активности, оздоровительные мероприятия);

      Несмотря на то, что в нашей школе занимается спортом 90%, не имеют вредных привычек  95%, вопрос по формированию культуры здорового образа жизни следует решать системно и грамотно, чтобы после окончания основной школы показатель оставался на высоком уровне. Необходимо сделать занятия спортом образом жизнедеятельности учащихся, а не достижением.

     Актуальным становится решение вопроса, а именно – формирование  у школьников убежденности в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить.

           Наиболее эффективный путь  формирования ценности здоровья и здорового образа жизни я вижу в реализации  программы  по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель программы: Воспитание у обучающихся культуры здорового образа жизни, что подразумевает:

•        Сохранение  и  укрепление  здоровья  обучающихся,  повышение  качества их жизни.

•        Формирование потребности вести здоровый образ жизни.

     •          Создание   условий, которые способны обеспечить  формирование культуры   личности средствами культуры и спорта.

Задачи программы:

  1. Формирование представлений об основных компонентах культуры здорового человека.
  2. Формирование ответственного отношения к своему здоровью и умению поддерживать его в максимально хорошем состоянии.
  3. Продемонстрировать варианты  по организации   жизнедеятельности учащихся  на основе занятий физкультурой и спортом.
  4. Формирование  потребности  в  занятиях  физической культурой и спортом.

     Программа разработана в соответствии с   законом РФ «Об образовании», санитарно-эпидемиологические правилами  и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10.  При  составлении данной программы были изучены статистически данные по Амурской области, Архаринскому району, сделан анализ результатов медосмотра обучающихся школы с. Грибовка, проведен мониторинг физической подготовленности, изучены материалы анкетирования среди родителей.

Программа рассчитана на 2013-2014 год

I этап  Подготовительный: изучение материалов и разработка программы:   июль август –  2013 г.

II этап     Основной:  реализация    программы    по направлениям: сентябрь 2013 –октябрь 2014г

III этап. Заключительный: рефлексии:  ноябрь – декабрь 2014 г. /Систематизация полученных результатов/

Участники программы: Учащиеся, классные руководители, учителя-предметники (ОБЖ, биология, физкультура и др.), фельдшер, родители, сотрудники ДЮК.

Методика и инструментарий  мониторинга  достижения  планируемых результатов в ходе реализации программы:

  • Пакет диагностик состояния здоровья учащихся.
  • Анкета склонности к вредным привычкам.
  • Методические рекомендации классным руководителям по формированию у учащихся гигиенических навыков.
  • Программа учебных предметов (ОБЖ, физическая культура), формирующих основы здорового образа жизни.
  • Дни здоровья.
  • Программа летнего оздоровительного сезона.
  • План системы мероприятий по укреплению здоровья обучающихся.

Прогнозируемый результат.

  • Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
  • Разработка     эффективных     механизмов     совместной     деятельности различных секторов воспитательной системы школы, родительских советов и органа ученического самоуправления.
  • Проведение      педагогических  лекториев для родителей и учащихся школы.
  • Активное вовлечение учащихся школы в работу кружков и секций дополнительного образования, участие в общешкольных, окружных и городских конкурсах, соревнованиях и фестивалях.
  •    Воспитание потребностей в здоровом образе жизни у обучающихся.

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

          Для формирования культуры здорового образа жизни ученика  важно многое.

В период разработки программы были определены основные направления деятельности работы, выбраны методы достижения оптимальных результатов.

Направление

цель

Содержание работы

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая деятельность 

Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

Индивидуализация  физического развития и качественное проведение уроков.

Профилактическая работа заболеваний, закаливание, адаптация после заболеваний,  календарь прививок и др.

День открытых дверей для родителей (День Здоровья).

Праздники здоровья (недели, месячники).

Спортивные акции.

Реализация мини-проектов (велопробеги, турслёты, лыжные пробеги, показательные выступления).

Соревнования между школами, между классами, совместно с родителями и учителями.

Организация спортивных секций.

Организация праздничных соревнований.

Зарница.  Спартакиады.

Игры на свежем воздухе во время перемен.

Просветительская работа

Создать условия для  формирования ценностей и норм здорового образа жизни (самосознание).

Освещение вопросов здоровья на родительских собраниях (ознакомление с результатами мониторинга физической подготовленности; выступление врачей, фельдшера; тематические вопросы, направленные на правильную организацию деятельности здорового ребёнка)

Выпуск статей в школьной газете по нормам и ценностям здорового образа жизни. Выпуск брошюр и листовок.

Форум на сайте школы по освещению вопроса.

Классные часы. Экскурсии.

Работа классных руководителей

Способствовать методами работы с учащимися реализации программы

Тестирование и анкетирование, трудовые десанты, классные часы, рейды в семьи, дежурство по школе, консультации по предметам. Родительский всеобуч, тренинги общения.

Профилактическая деятельность

 Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.
Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.
Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.
Профилактика травматизма  

Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье. 
– Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
– Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.  
– Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

      Эффективная реализация программы возможна при создании здоровьесберегающей среды. В школе создана здоровьесберегающая инфраструктура и ведётся формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях учащихся, учёт динамики заболеваемости. Качественное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учителя, медработник, тренеры ДЮК на договорной основе.

Основные здоровьесберегающие объекты в школе: спортивный зал, тренажёрный зал, спортивная площадка, медицинский кабинет, столовая, игровая площадка.         

По каждому направлению составлен план мероприятий, все они  способствуют достижению поставленной цели и решению задач.

Финансово-экономическое обоснование:

1.Материально-техническое обеспечение с учётом ресурсов школы;

2.Планируемые расходы на приобретение оборудования;

3.Планируемые расходы на организацию образовательного процесса;

4.Смета расходов на реализацию программы.

        Программа «Формирования у учащихся здорового образа жизни»  в настоящее время находится на этапе реализации второго этапа, но уже проводимые мероприятия позволили увидеть их эффективность, так как проводились в системе и по всем направлениям.  Практическая значимость программы заключается в том, что была сделана оценка уже после первого этапа и начала второго.  Мы имеем систему формирования здорового образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В результате реализации первого и начала второго этапов программы   участники её   понимают, какие условия   способны  обеспечить  формирование культуры личности средствами спорта и просвещения. Увеличился  рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях. Заметно повысилась активность родителей в формировании культуры здорового образа жизни. Наблюдается стабильность физического здоровья детей.

     Проводимая мною работа по формированию культуры здорового образа жизни в школе даёт положительные результаты, молодёжь и взрослое население продолжает  приходить на спортивные секции, в нашем селе молодое поколение ориентировано на здоровый образ жизни.

     По итогам реализации программы, на основе анализа результатов работы на первом и начале второго этапов  составлены основные направления и  перспективы развития воспитательной и профилактической системы школы с. Грибовка Архаринского района.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика/Игорь Сергеевич Барчуков, Авенир Александрович Нестеров. – Москва: Академия, 2006. - 528с.

2.Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010г. № 1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

3.Конституция Российской Федерации; ст.41;

4.ФЗ РФ от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»

5.Шевцов В.В. Общие основы теории и методики физической культуры в вопросах и ответах. – Тюмень: ИПК ПК, 1996. – 78 с.

6.http://www.zdorovajaplaneta.ru/

7.www.fguz-sakha.ru/files/press/formzoj

8.school3-psn.ucoz.org/word/opyt_po_zdorovyu.

Приложение №1

Мониторинг физической подготовленности и физического развития обучающихся в школе

Уровень физического развития

весна 2013  г.

Высокий уровень

Нормальный уровень

Низкий уровень

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

14,3%

0%

78,5%

46,2%

7,1%

53,8%

          Уровень физического развития

         осень 2013  г.

Высокий уровень

Нормальный уровень

Низкий уровень

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

13,3%

6,7%

78,5%

66,7%

0%

26,7%

Приложение № 2

        

Мониторинг  занимающихся в спортивных секциях

класс

% занимающихся в спортивной секции не реже 2-х раз в неделю

% занимающихся в спортивной секции не реже 4-х раз в неделю

1

100%

75%

2

100%

100%

3

100%

100%

4

100%

66%

5

34%

66%

6

100%

100%

7

20%

60%

8

100%

100%

9

100%

100%

Приложение №3

Результаты опроса родителей

вопросы

Результаты опроса

1.Что именно, с вашей точки зрения, влияет в школе на ухудшение здоровья детей

Ничего – 25%

Много сидят на уроках (осанка) – 25%

Питание – 25%

Общее переутомление, учебная нагрузка – 45%

2. Какие мероприятия на ваш взгляд способствовали бы решению данного вопроса

Организация динамических пауз на уроках – 25%

Улучшение качества питания – 20%

Уменьшение домашних заданий – 20%

3.В каких спортивных мероприятиях вы готовы принять участие

В организации походов, в спортивных соревнованиях (принять участие совместно с детьми)

4.Необходимо ли на ваш взгляд изучение вопросов по здоровью в школе

Необходимо – 90%

Нет -10%

5.Какие вопросы по сохранению и укреплению здоровья хотели бы изучить и получить консультацию.

Как развивать низкие показатели физических способностей (силу, выносливость, быстроту)

Про профилактику заболеваний (выступление квалифицированных специалистов)

                                                                                               

Весёлые старты

E:\спорт1\SAM_1112.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для учащихся "Здоровый образ жизни"

Анкета для учащихся 8-11 классов...

Памятка для учащихся "Здоровый образ жизни"

Памятка "Здоровый образ жизни" раскрывает преимущества  и ценности здорового образа жизни. Может быть использована для воспитательных бесед и информационных стендов....

Совокупность форм, методов и приемов формирования у учащихся здорового образа жизни.

   Актуальность сохранения и укрепления здоровья школьников-проблема государственного уровня, которая определена в нормативно-правовых документах, федеральный закон «Об образова...

Формирование у учащихся здорового образа жизни

Программы, предметы, уроки, направленные на формирование у учащихся школы-интерната здоровго образа жизни...

Формирование у учащихся здорового образа жизни на уроках здоровья

Глава государства провел заседание Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Темой заседания стали охрана и укрепл...

«Влияние родителей на формирование у учащихся здорового образа жизни». (Выступление на родительском собрании учителя физкультуры Миронова Сергея Юрьевича)

В данном выступлении перед родителями пятиклассников по просьбе классного руководителя были озвучены факторы, влияющие на здоровье человека, представлены урочные и внеурочные формы  фомирования З...

Доклад на тему «Формирование у учащихся здорового образа жизни на уроках трудового обучения»

Выступление на ШМО учителей трудового обучения на тему: «Формирование у учащихся здорового образа жизни на уроках трудового обучения»...