«Рейтинг-система».
статья по физкультуре по теме

Константинова Юлия Ринадовна

Свой способ определения достиже­ний ребят я назвала «Рейтинг-системой». Набрав к концу года определенную сумму очков, ученик получает итоговую оценку.

В течение года ученику предлага­ется сдать 10 нормативов, 5 из которых состоят из выполнения технических элементов  школьной программы, другие 5 взяты из обязательного перечня контрольных норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reyting_sistema.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Рейтинг система

Формирование мотивации здорового образа жизни учащихся – это создание в школе, на уроках, внеклассных мероприятиях,  деятельности условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознание их учеником и дальнейшее его саморазвитие, формирование мотивационной сферы. Творческое применение имеющихся в моем распоряжении  арсенала средств и методов обучения позволило  построить свою систему работы,  разработать программу, обобщить имеющийся опыт.        

Актуальность  программы в том, что здоровье, здоровый образ жизни должны стать непосредственным содержанием личности. Программа ориентирована на каждого ученика. Педагог  обучает навыкам межличностных и личностных коммуникаций,  физических и психических нагрузок, от упражнений до оказания первой медицинской помощи,  интегрированных уроков, в которых принимают участие учащиеся, родители, городские службы, общественность.

         Моя методическая система связана с образовательной программой нашей школы, которая направлена на ориентацию здорового образа жизни, формирования здоровьенаправленного мышления, подготовка здоровой социально-адаптированной личности, функционально грамотной и мобильной.

Цели и задачи программы: Поддержка и развитие  физического и психического здоровья детей, ориентация на становление и развитие интеллектуальной, функционально -грамотной, социально-мобильной личности.

Принципы,  заложенные в программе: интерес, учет  возрастные особенности, уровень развития, состояние здоровья, мотивация.

Основная стратегия учителя в этом направлении: ориентация на здоровый образ жизни, формирование здоровьенаправленного мышления, подготовка здоровой социально-адаптированной личности, функционально грамотной и мобильной.

Формирование здорового образа жизни не может быть  без самого ребенка  и его мотивации.  «Рейтинг-система» позволяет объективно оценивать ученика, считаясь с его силами и способностями, предоставляет ему свободу выбора для сдачи тех или иных норм.

Появилась необходимость пересмотра системы взаимоотношений учителя и учащихся, личной включённости  учащихся в учебный процесс   и заинтересованности. В этой связи особенно актуальными становятся идеи личностно  ориентированного обучения.

В процессе анализа литературы я сделал вывод, что основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться ученик.

Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов в своей  психолого-педагогической теории учебной деятельности «Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности» пишут:

«Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой  являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность».

Дифференцированный и индивидуальный подход важны для всех обучающихся, поэтому реализация личностно - ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся провожу через использование «Рейтинг-системы»  при освоении комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-11 классов под редакцией В.И.Ляха и А.А.Зданевич.

Ведущая  педагогическая идея  данного опыта состоит в том, что «Рейтинг - система» дает возможность каждому школьнику уже в сентябре  с учетом своих способностей и достижений самому себе спланировать оценку, наметить для себя результаты, ради достижения которых он с готовностью станет заниматься и на уроке, а,  может быть,  и  дома. Достигается это тем, что совместно с учителем, ученик выбирает те, спортивные нормативы,  которые он реально может выполнить.

Активно использую  интерактивный метод обучения, направленный на достижение целей урока; высокую эффективность доказало использование игровых, соревновательных, командных методов обучения. Использование  электронных образовательных ресурсов,  аудиовизуальных средств обучения,  тренажеров и спортивного оборудования способствует лучшему освоению учебного материала, достижению поставленных детьми целей.

Свой способ определения достижений ребят я назвала «Рейтинг-системой». Набрав к концу года определенную сумму очков, ученик получает итоговую оценку.

В течение года ученику предлагается сдать 10 нормативов, 5 из которых состоят из выполнения технических элементов  школьной программы, другие 5 взяты из обязательного перечня контрольных норм.

На выполнение норматива даются три попытки. Но какой-то норматив школьник может и не сдавать, не боясь получить двойку и вызвать насмешки и неудовольствие товарищей,  потому что за несданный норматив отметка просто не ставится. В случае если ученик, по каким-либо причинам  к  концу учебного года не смог набрать минимум очков, то мной разрабатывается индивидуальный плана занятий с ним в период летних каникул. (Но такого в моей практике ещё не было ни разу).

В зависимости от результата, показанного при сдаче норматива, ученик получает традиционную оценку — 2, 3, 4, 5 и соответствующее ей количество очков: «2»—20 очков, «—30 очков и т. д. При сдаче норматива на 5 за каждую неиспользованную попытку (а всего их, как сказано выше, три) дается дополнительно 25 премиальных очков. То есть, если ученик выполнит, например, норматив на «5» с первой попытки, ему помимо 50 очков за пятерку начисляют дополнительно 50 очков премиальных (по 25 за каждую неиспользованную попытку).

Если с первой попытки ученик сдает норматив, допустим, на 3, а в дальнейшем (пересдача изученных нормативов проводится в конце каждой четверти) при использовании второй попытки получает оценку 5, то ему начисляют дополнительно 25 очков премиальных (за одну оставшуюся неиспользованную попытку). Даже в четвертой четверти (если остались неиспользованные попытки) можно улучшить оценку.

К концу года ученик набирает определенную  сумму очков и соответственно ей получает годовую оценку: 300—449 очков «3», 450—599 очков — «4», 600 и более — «5». Набравший 850 и более очков награждается почетной  грамотой на общешкольной линейке как отлично успевающий по физической культуре. Ученику, выполнившему норму в  1000 очков, вручается лента лучшего спортсмена школы уходящего года. Для ребят, которые где-либо систематически занимаются спортом и легко справляются с нормативами школьной программы, 850 и 1000 очков — хороший стимул для совершенствования своих физических  и технических качеств, всестороннего развития.

Оценивая себя по количеству набранных очков, школьник может сравнить свои достижения с теми, которых добились его товарищи в классе, ребята из параллели, из других классов  школы (вплоть до выпускников школы). Результаты мониторинга по «Рейтинг-системе» для каждого класса находятся в отдельных папках и в базе данных компьютера  учителей физической культуры.

Данная методика работы была заслушана на Августовской конференции 2013 года