Исследовательская работа "Влияние двигательной активности на состояние сердца школьника"
материал по физкультуре (10, 11 класс) на тему

Бритвихина Ольга Александровна

Автор работы попытался  определить влияние двигательной активности на функциональное состояние сердца школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние двигательной активности

на состояние сердца школьника

Смирнова Ульяна Дмитриевна,

9В класса,

МБОУ «СОШ№24»   

Научный руководитель

Бритвихина Ольга Александровна

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ№24»   

Северодвинск

2014

Содержание

Введение

………………………………………………………………………….…

3

Глава 1

Влияние занятий физической культурой и спортом на растущий   организм………………………………………………………………..…

5

1.1.

Связь между урежением частоты сердечных сокращений  и уровнем двигательной активности……………………………………………….

5

1.2.

Адаптивные перестройки сердца, связанные с мышечной                          деятельность………………………………………………………………

6

Глава 2

Функциональные пробы для определения индивидуального  тренировочного пульса и работоспособности сердца………………….

8

2.1.

Определение индивидуального тренировочного пульса по

формуле Кервонена учеников 9 класса ……………………………...….

8

           2.2.

Метод определения функционального состояния сердца

Проба Руфье Диксона…………………………………………………….

10

Заключение по результатам исследования………………….………..............................      

11

Список литературы…………………………….…………………….……………….…. .  

12

Приложение 1  ..………………………………………………...…………………………  

13

Приложение 2 ……………………………………………………………………………..  

14

Приложение 3……………………………………………………………………………..    

15

Приложение 4…………………………………………………………………………….  

16

         

       

Введение

                 Двигательная активность – не только особенность высоко организованной живой материи, но и необходимое условие самой жизни.  

           В век информационно -  коммуникативных технологий всё больше внимания уделяется умственному труду, что ведёт к неуклонному  снижению активной двигательной деятельности и приводит к нарушению слаженности в работе двигательного аппарата и внутренних органов.

                    Коснулась ли проблема гипокинезии выпускника современной школы?

        Эта проблема заинтересовала меня. Ведь от активности скелетной мускулатуры зависит резервирование энергетических ресурсов, экономное их расходование в условиях покоя и как следствие этого – увеличение продолжительности жизни.

                    В качестве объекта исследования мы взяли учеников девятого класса МБОУ           « СОШ№24».

                   Предметом  исследования будет функциональное состояние сердца учащихся в сравнении с нормативными параметрами.

                   Мы предполагаем, что одним из показаний состояния здоровья служит медленный темп сокращений сердца в покое и способность организма во время физической нагрузки к мобилизации функциональных возможностей и более экономичному выполнению мышечной работы.

                   Целью нашей работы является доказательство того, что состояние сердца зависит от уровня физической работоспособности и тренированности.

                    Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение ряда поэтапных задач:  

        1. Ознакомиться с литературой по теме влияния двигательной активности на сердечнососудистую систему.

        2 . Провести функциональные пробы для определения индивидуального тренировочного пульса и работоспособности сердца.

        3. Проанализировать результаты  на основе полученных данных.

                   Для решения данных задач мы используем определённые методы:

     -  анализ литературы о влиянии физической нагрузки на сердце;

     -  метод проведения функциональных проб;        

     -  сравнительный анализ результатов с нормативными показателями.

Данная работа имеет прикладную значимость, так как полученные данные индивидуально тренировочного пульса и результаты функциональной пробы Руфье-Диксона можно использовать на тренировочных занятиях с целью раскрытия потенциальных резервов тренированности подростков  и проследить структурные изменения, составляющие основу долговременной адаптации.

В своей работе  мы обращались к литературным данным и результатам исследований Н. А. Фомина, Ю. Н. Вавилова,  авторов по физиологии двигательной деятельности и адаптации к физическим нагрузкам. В книге дано обоснование различных форм занятий физическими упражнениями и отраженны состояния и перспективы тренировки и отбора юных спортсменов. (5)

Глава 1 Влияние занятий физической культурой и спортом

на растущий организм

  1. 1.1 Связь между урежением сердечных сокращений и  двигательной   активностью

Систематические занятия физической культурой и спортом оказывают глубокое влияние на растущий организм. С помощью физических нагрузок активизируется деятельность всех органов и систем, повышается способность организма подростков к мобилизации функциональных возможностей и более экономичному выполнению мышечной работы. Систематические занятия спортом способствуют ускорению формирования сердца подростков, сокращают период отставания его роста от темпов физического развития, ликвидируют тем самым дисгармоничность развития организма.

        Деятельность сердца, в частности, ритм сердечных сокращений определяются характером роста и физического развития подростков. У занимающихся спортом детей в сравнении с их нетренированными сверстниками пульс отчётливо реже. Пульс – легкодоступный для определения, дающий важную информацию показатель. Не зря зтот показатель, отражающий деятельность сердечно – сосудистой системы, называют зеркалом здоровья. (5,с 20)  

 Среди болезней века на первом месте стоят расстройства и заболевания сердечно – сосудистой системы. Многие из них являются результатом недостаточной двигательной активности. Предупреждение заболеваний сердечно – сосудистой системы средствами физической культуры – реальный путь к оздоровлению подрастающего поколения. Мера оздоровительного влияния физических упражнений обусловлена скоростью развёртывания адаптационных перестроек в сердце и сосудах, полнотой реализации наследственной программы срочной и долговременной адаптации. В таком случае, может быть, школьник должен бегать с утра и до вечера и чем больше он будет двигаться, тем лучше? Тоже нет.

Суммарная величина двигательной активности не должна быть ни слишком большой, чтобы не превышать возможности детей, ни слишком малой, иначе она утратит тренирующее значение и не удовлетворит биологическую потребность организма. Только при оптимальной величине суточной двигательной активности будет достигнут наибольший оздоровительный эффект.

Возраст

( годах)

Локомоции

(число шагов в тыс.)

Продолжительность  двигательной активности  (часы)

15 – 17(юноши)

25 - 30

4,4 – 5,8

15 – 17(девушки)

20 -25

3,6 – 4,8

 Оптимальная величина, рекомендуемая в качестве гигиенической нормы отображена в таблице

1.2. Адаптивные перестройки сердца, связанные с мышечной деятельностью

Сердце, адаптированное к физической нагрузке, обладает высокой сократительной способностью. Оно сохраняет высокую способность к расслаблению в диастоле при высокой частоте сокращений, что обусловлено улучшением процессов регуляции обмена в миокарде и соответствующим увеличением его массы (гипертрофией сердца).Гипертрофия – нормальный морфологический феномен усиленной сократительной деятельности (гиперфункции) сердца. Если плотность капиллярного русла на единицу массы сердца при этом повышается или сохраняется на уровне, свойственном нормальному миокарду, гипертрофия происходит в обычных физиологических рамках. Сердечная мышца не испытывает недостатка в кислороде при напряжённой работе. Более того, функциональная нагрузка на единицу сердечной массы падает. Следовательно, и тяжёлая физическая нагрузка будет переноситься сердцем с меньшим функциональным напряжением. Оздоровительный эффект физической нагрузки становится очевидным фактом.

Тренированное, умеренно гипертрофированное сердце в условиях относительного физиологического покоя имеет пониженный обмен, умеренную брадикардию, сниженный минутный объём. Оно работает на 15-20% экономичнее, чем нетренированное. При систематической мышечной работе в сердечной мышце тренированного сердца снижается скорость гликолитических процессов (последовательного расщепления глюкозы в клетках, сопровождающийся синтезом АТФ).: энергетические продукты расходуются более экономично. Морфологические перестройки сердца проявляются в увеличении, как мышечной массы, так и клеточных энергетических машин – митохондрий. Увеличивается также масса мембранных систем, обеспечивающих рецепцию управляющих сигналов с адренергических и холинергических нервных волокон. Иначе говоря, чувствительность сердца к симпатическим влияниям, усиливающим его функции, при мышечной работе повышается. Одновременно совершаются и механизмы экономизации: в покое и при малой интенсивной нагрузке сердце работает с низкими энергозатратами и наиболее рациональным соотношением фаз сокращения. Структурные изменения, вызванные рациональной тренировкой, не сопровождаются снижением удельного кровообращения. Функциональная нагрузка на единицу массы сердца в условиях покоя снижается. Если сократительная масса сердца увеличивается на 20 – 40%, то функциональная нагрузка на единицу массы уменьшается на соответствующую величину. Это один из наиболее надёжных и эффективных механизмов сохранения потенциальных ресурсов сердца. Юные спортсмены, имеющие физиологически гипертрофированное сердце, хорошо адаптируются к физическим нагрузкам умеренной мощности. При выполнении нагрузки предельной мощности у них отчётливо проявляется гипердинамический синдром. Восстановительные процессы отличаются высокой скоростью. Полезная производительность сердца возрастает по сравнению с нетренированными примерно в два раза. Между тем нагрузка на единицу массы тренированного сердца при максимальной работе возрастает до 25%. Иначе говоря, перегрузка такого сердца практически исключается даже при весьма напряжённой мышечной работе, характерной для современного спорта.

ЧСС в покое зависит от возраста и направленности спортивных тренировок. Нормативные параметры ЧСС в зависимости от возраста и направленности спортивных тренировок представлены в виде таблицы

Возраст, годы

Нетренированные

Скоростно – силовые виды

Виды спорта на выносливость

15 лет

72,1

71,3

65,4

16 лет

70,4

65,8

61,2

Глава 2. Функциональные пробы для определения индивидуального тренировочного пульса и работоспособности сердца

2.1. Определение индивидуального тренировочного пульса

по формуле Кервонена учеников 9 класса

 Деятельность сердца строго ритмично. Для определения ЧСС положите руку в области верхней части сердца (пятое межреберье слева), и вы почувствуете его толчки, следующие через равные промежутки времени. Есть несколько методов регистрации пульса. Наиболее простой из них пальпаторный, заключающийся в прощупывании и подсчёте пульсовых волн. В состоянии покоя пульс можно считать 10, 15, 30 и 60- секундными интервалами. После физической нагрузки считайте пульс 10- секундными интервалами. Это позволит установить момент восстановления пульса до исходного значения и зафиксировать наличие аритмии, если она имеется.

            В результате систематических занятий физическими упражнениями происходит понижение частоты пульса. После 6-7 месяцев тренировочных занятий пульс снижается на 3-4 уд./мин., а после года занятий – на 5-8 уд./мин..

            В состоянии переутомления пульс может быть как учащённым, так и замедленным. При этом нередко наступает аритмия, т.е. удары ощущаются через неравные промежутки времени. Определим индивидуальный тренировочный пульс (ИТП) и оценим деятельность сердечнососудистой системы учеников 9 класса.

            Для этого используем формулу Керванена (1,с 63).

    -  от цифры 220 надо отнять свой возраст в годах

    -  от полученной цифры отнять число ударов своего пульса за минуту в покое

    -  умножить полученную цифру на 0,6 и прибавить к ней величину пульса в покое

Если мне 16 лет и пульс в покое составляет 60 уд./мин., то расчёты покажут, что мой ИТП равен  146 уд./мин. ((220-16-60) х 0,6 + 60 = 146

            Однако сохранить постоянной эту величину пульса во время занятий трудно. Поэтому при расчётах мы ориентируемся на верхнюю и нижнюю границы тренировочного пульса.

            Для определения максимально возможной нагрузки на сердце надо к величине тренировочного пульса прибавить 12. В приведённом выше примере она составляет 146 + 12 = 158 уд./мин.. Допускать дальнейшее повышение ЧСС нельзя. Это верхний предел. Для определения минимальной нагрузки следует отнять от величины ИТП 12.               Это будет 146-12 = 134 уд./мин.. Это значит, что занятия при более низком пульсе будут неэффективны.

         Проведём исследование в 9 классе. В исследовании приняли участие 22 человек из 28человек списочного состава. 6 учеников отсутствовали по причине болезни. Все измерения проводились до начала занятий в спортивном зале школы. Ребятам был предложен отдых в положении лёжа на матах в течении 5 минут. После чего методом пульсации на запястье подсчитан пульс за 30 сек. Полученный результат умножили на 2. После чего по формуле Кервонена был рассчитан  индивидуальный тренировочный пульс – ИТП. (Приложение 4).

             Для того, чтобы проследить разницу ЧСС между результатами тренированных и нетренированных учащихся, разделили класс на 4 группы: активно занимающиеся физкультурой и спортом; активно занимающиеся физкультурой; учащиеся с низкой двигательной активностью; учащиеся, имеющие отклонения в здоровье и относящиеся к подготовительной группе здоровья. В данном случае мы использовали метод опроса и данные медицинских показаний, помещённых в классном журнале на листе здоровья. Выяснилось, что активно занимаются спортом 3 человека, 11 человек занимаются только физкультурой, 7человек имеют отклонения здоровья и противопоказания в выполнении некоторых физических упражнений (подготовительная группа).

Данные с результатами пульса внесли в таблицу, учитывая двигательную активность учащихся. ( Приложение 1).

           По проведенному исследованию видно, что у тренированных учащихся пульс в покое намного ниже, чем у нетренированных сверстников. Поэтому и ИТП тоже ниже. Это говорит о том, что организм тренированных школьников при более низкой ЧСС получает тренировочный эффект, т.е. адаптированное к физическим нагрузкам  сердце работает в щадящем экономичном режиме. (Приложение 2)

2.2. Метод определения функционального состояния сердца.

Проба Руфье-Диксона

Существуют прямые и косвенные, простые и сложные методы определения физической работоспособности. К числу простых и косвенных методов определения PWC относим функциональную пробу Руфье и её модификацию – пробу Руфье Диксона, в которых используются значения частоты сердечных сокращений в различные по времени периоды восстановления после относительно небольших физических нагрузок.

Проведём пробу Руфье.

Испытуемые-ученики 9класса находятся в положении лёжа на спине в течение 5 минут. После чего определяем ЧСС за 15сек.(Р1). Затем в течение 45сек. Испытуемые выполняют 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемые ложатся и у них вновь определяем частоту пульса за первые 15сек.(Р2), а потом за последние 15сек. с первой минуты периода восстановления (Р3).

Оценку работоспособности сердца производим по формуле:

      Индекс Руфье =

Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 20.

Оценка работоспособности сердца:

Индекс Руфье менее 0 – атлетическое сердце;

0,1-5 – «отлично» (очень хорошее сердце);

5,1-10 – «хорошо» (хорошее сердце);

10,1-15 – «удовлетворительно» (сердечная недостаточность средней степени);

15,1-20 – «плохо» (сердечная недостаточность сильной степени).

Результаты данной пробы нас не порадовали, так как даже с учётом небольших погрешностей в расчётах, мы видим, что отличный и хороший показатель состояния сердца имеют лишь 12 человек из 22 испытуемого; 6чел.- удовлетворительный результат (сердечная недостаточность средней степени); 4чел.- плохой показатель работоспособности сердца. (Приложение 4).

            В группу учащихся с удовлетворительным и плохим показателем попали именно те, кто имеют отклонения здоровья различной степени или ведут малоактивный образ жизни (низкая двигательная активность). Это ещё раз доказывает тот факт, что состояние сердца напрямую связано с его адаптированностью к физическим нагрузкам.  По полученным расчётным данным индекса Руфье составили диаграмму. (Приложение 3)

Заключение по результатам исследования

            По результатам проведённых функциональных проб в 9 классе школы №24 мы можем сделать следующие выводы:

            Многие ученики данного класса два-три года назад занимались активно физкультурой и спортом, но, перейдя в старшее звено школы, из-за большой загруженности школьными предметами или из-за собственной лени перестали посещать спортивные секции. Если в  6 классе посещали спортивные секции-10 человек, в 8 классе-6 человек, то уже в 9 классе учеников, занимающихся в спортивных  секциях,  осталось 3 человека (только они имеют отличный показатель работоспособности сердца). Это не могло не сказаться на состоянии здоровья нетренированных учеников, в том числе и на работоспособности сердца. Долгое времяпрепровождение у компьютера, за учебным столом, выполняя домашние задания и т.д. для многих послужило причиной снижения двигательной активности и ухудшения функциональной работоспособности сердца.

Можем ли мы утверждать, что проблема гипокинезии (малая подвижность, недостаточная двигательная активность человека) коснулась учеников данного класса? Да, такая проблема имеет место быть.

Из проведённых функциональных проб мы видим, что при малой двигательной активности работоспособность сердца ухудшается. Уже по ЧСС в покое мы можем судить о функциональном состоянии сердца, так как чем чаще пульс в покое, тем выше индивидуальный тренировочный пульс и тем дольше период восстановления после физической нагрузки. Адаптированное к физическим нагрузкам сердце в условиях относительного физиологического покоя имеет умеренную брадикардию и работает экономичнее.

Полученные в ходе исследования данные, подтверждают тот факт, что только при высокой двигательной активности можно говорить о хорошей оценке работоспособности сердца. Будущим выпускникам школы следует помнить, что снижение двигательной активности может привести и к снижению умственных способностей.

Список литературы

       1.  Б.А.Андреянова  в журнале «Физическая культура в школе», 1997, №6, с. 63.

  1. Каюров В.С. «Книга учителя физической культуры» - М., «Физическая культура и спорт», 1973
  2. Синяков А.Ф. «Познать себя» (самоконтроль физкультурника). – М.:Советский спорт, 1990
  3. Тихвинский С.Б., Хрущёв С.В. «Детская спортивная медицина» - М., Медицина, 1980
  4. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. «Физиологические основы двигательной активности». – М.: Физкультура и спорт, 1991
  5. Хрущёв С.В., Круглый М.М. «Тренеру о юном спортсмене» - М.: Физкультура и спорт, 1982

Приложение 1

Показания пульса учеников 9класса по группам

Количество  человек

ЧСС

Норма

ЧСС в покое у тренированных

3

60 уд.мин.

60-65 уд.мин.

ЧСС в покое у уч-ся, активнозанимающихся

физкультурой

6

6

65-70 уд.мин.

70-85уд.мин.

65-72 уд.мин.

ЧСС в покое у уч-ся с низкой двигательной активностью или имеющих отклонения в здоровье.

5

2

70-80 уд.мин более 80 уд.мин.

65-75 уд.мин.

Приложение 2

Показатель ЧСС в покое, ИТП (индивидуальный тренировочный

пульс учеников 9 класса

Приложение 3

Оценка работоспособности сердца учеников 9 класса

     

Приложение 3

Оценка работоспособности сердца учеников 9 класса

Приложение 4

Сводная таблица данных ЧСС в покое, ИТП, оценки работоспособности

Фамилия уч-ся

ЧСС в покое

ИТП уч-ся

Данные пробы Руфье-Диксона

Р1

Р2

Р3

индекс

1.  Антуфьева Яр.

108

165

108

150

138

20

2. Боровик М.

60

146

60

120

80

6

3. Власова В.

76

151

76

140

90

11

4. Елизарова Т.

68

150

68

132

120

12

5.. Прошина Н.

88

158

88

156

108

15

6. Драчев Д.

80

154

80

130

90

10

7. Крименецкая Е.

76

153

76

126

90

10

8. Хозяинов Д.

84

156

84

126

90

10

9. Коробешкина Ан.

84

156

84

132

102

12

10. Климова К..  

76

151

76

156

96

13

11. Лавров Р.

100

162

100

138

132

17

12. Рудакова С.

80

154

80

120

96

10

13. Рыпакова Н.

84

156

84

132

120

14

14. Савелов В.

80

154

80

120

90

9

15. Смирнова Ул.

92

160

92

156

120

17

16. Ползиков Г.

64

148

64

130

78

7

17. Тиунова Н.

92

160

92

156

150

20

18. Титова Е.

76

151

76

120

90

8

19. Сидоркин Ил.

60

146

60

120

80

6

20. Юрцов П.

70

150

70

140

90

10

21. Тупиков Д.

60

146

60

120

70

5

22. Яровая А.

80

154

80

120

90

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников

Воспитание двигательной активности и самостоятельности школьников...

Дифференцированный и индивидуальный подход к формированию двигательной активности младших школьников с целью повышения уровня физического состояния.

Этот материал  поможет при аттестации, когда будете описывать свой опыт. Здесь описана тема по самообразованию....

Современные виды двигательной активности в физическом воспитании школьников Сахалинской области

В статье анализируются результаты использования современных видов двигательной активности в урочной и внеурочной деятельности по предмету "Физическая культура" в школе, ориентированных на образователь...

Проект: "Влияние двигательной активности на состояние сердца школьника".

Целью работы является доказательство того, что состояние сердца зависит от уровня физической работоспособности и тренированности....

Значение двигательной активности для сохранения здоровья школьников

На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности....

Двигательная активность как средство предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний подростков, занимающихся в объединении «Мини-футбол» отделения дополнительного образования.

Целью нашего исследования явилось изучение связи между уровнем двигательной активности и наличием неблагоприятных психических состояний у подростков, занимающихся в секции «Мини-футбол» ОД...

Двигательная активность как средство предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний старшеклассников.

О влиянии двигательной активности как средства предупреждения и коррекции неблагоприятных психических состояний на старшеклассников....