Доклад на родительское собрание Значение физической культуры для развития школьника.
статья по физкультуре на тему

Каргин Максим Владимирович

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_roditelskoe_sobranie.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на родительское собрание

Значение физической культуры для развития школьника.

Важность  физической  культуры  для  ребенка  в  школе  заключается  в  формировании  различных  физических  навыков  и  умений,  в  укреплении  здоровья.  Это  помогает  всестороннему  развитию  человека  в  период  взросления  и  имеет  очень  важное  значение.  Физическое  развитие  особенно  важно  в  школьном  возрасте,  ведь  оно  влияет  и  на  умственную  деятельность  подростка.  Неполноценное  физическое  развитие  может  привести  к  серьезным  последствиям.

Учитывая,  что  пик  физического  развития  приходиться  на  старший  школьный  возраст,  уделять  пристальное  внимание  развитию  главных  двигательных  способностей  рационально  именно  в  школьном  возрасте. 

Занятия  физической  культурой  позволяют  исключить  у  школьников  такие  негативные  проявления  как  употребление  алкоголя  и  наркотиков,  девиантное  и  делинквентное  поведение;  а  также  способствуют  социализации  личности  школьника;  дают  возможность  развивать  и  формировать  такие  качества  как  инициативность,  самостоятельность,  уверенность,  лидерские  качества.  Физические  упражнения  способствуют  формированию  добросовестного  отношения  к  учебе,  чувства  ответственности  и  долга,  коллективизма,  готовности  прийти  на  помощь  товарищам,  гуманности,  честности,  воли  к  победе.

Как сказано выше, физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой, поскольку присущие физически культурной личности свойства формируются и развиваются на основе тех же психофизических (природных) задатков и психофизических процессов, что и нравственная, эстетическая и другие виды культур человека. Поэтому, занимаясь физическими упражнениями, человек не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и формирует другие качества личности - нравственные, эстетические, а также смелость, волю, инициативность терпимость и многое другое.

Под физической культурой личности понимается совокупность свойств человека, которые приобретаются в процессе занятий физическими упражнениями и выражаются в активном стремлении человека всесторонне и гармонично совершенствовать свою физическую природу (телесность), вести здоровый образ жизни. Занимаясь физической культурой, человек познаёт себя, других людей и окружающий мир. У него активно развиваются инициатива, самостоятельность и творчество, формируются собственное мировоззрение и способы мышления, индивидуальные черты характера, критическое отношение к действиям других людей и собственным поступкам. Все эти положительные свойства, приобретаемые в результате физкультурной деятельности, характеризуют человека не только как физически культурную личность, но и как целостную личность, всесторонне и гармонично развитую, отражающую высокий уровень общей культуры человека. Физическая культура помогает противостоять таким вредным привычкам, как курение, употребление алкоголя и др. «Гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма должно составлять общую цель воспитания и образования, задачи которых только в частности отличаются между собою: воспитание захватывает в свою область нравственные качества человека и его волевые проявления, следовательно, способствует выработке нравственного характера лица, между тем как образование имеет в виду систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие; оно должно приучить молодого человека изолировать получаемые им ощущения и впечатления, сравнивать их между собой и составлять из представлений отвлеченные понятия, выяснять на основании усвоенных истин встречающиеся явления и, наконец, действовать с возможно большею целесообразностью и настойчивостью». Физическое воспитание - одна из составных частей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие. В единстве с умственным образованием, нравственным и эстетическим , трудовым воспитанием и обучением физическое воспитание содействует всестороннему развитию личности человека

Работа по физическому воспитанию в школах, учебных заведениях проводится по государственной программе.

Программа предусматривает проведение учебных занятий в объеме трех часов в неделю, в том числе одного часа факультативного. Кроме того, предусматривается проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультурные паузы и т. д.), массовой физкультурной и спортивной работы во внеучебное время (секции по видам спорта, группы общей физической подготовки, спортивные соревнования и оздоровительные мероприятия, дни здоровья, занятия в спортивно- оздоровительном лагере). Программой рекомендуется примерный тематический план занятий по физическому воспитанию с определением видов занятий (теория, практика), видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры) и расчетом часов по годам обучения. Приводится содержание тем по теории физического воспитания, а также объем знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся, осваивая технику видов спорта. Программой установлены учебные контрольные упражнения и нормативы их выполнения, основой которых являются нормы и требования Всесоюзного Физкультурного комплекса ГТО, определяет требования по выполнению правил гигиены, рациональному режиму учебы, отдыха, питания, сознательному и активному участию в занятиях по физическому воспитанию, спортивных соревнованиях и оздоровительных мероприятиях, постоянному совершенствованию физической подготовки.

Формирование  различных  навыков  организма  происходит  в  разное  время.  Неравномерность  развития  наблюдается  в  двигательной  функции,  показатели  которой  развиваются  с  разной  интенсивностью.  Установление  роста  у  девочек  происходит  к  16—17  годам,  у  мальчиков  в  18—19  лет.  У  девочек  мышечная  сила  достигает  максимума  к  15  годам,  у  мальчиков  к  18.  Выносливость  лучше  всего  развивается  в  возрасте  8—10  лет,  но  в  этом  возрасте  возможно  отставание  в  развитии  мышечной  силы.  Отдельные  дети  могут  отставать  или  опережать  своих  сверстников  в  развитии.  Им  необходим  особый  подход,  поэтому  они  зачисляются  в  отдельные  подготовительные  группы. 

Очень  важным  является  уровень  двигательной  активности.  Необходимо  чтобы  он  был  оптимальным,  ведь  недостаток  или  избыток  может  привести  к  негативным  последствиям.  Физические  нагрузки  оказывают  большое  влияние  на  развитие  и  рост  детей.  Недостаток  двигательной  деятельности  у  ребенка  может  привести  к  патологическим  изменениям  в  организме.  Установлено,  что  у  50  %  детей  в  возрасте  6—7  лет  возникает  дефицит  двигательной  активности.  У  школьников  9—12  лет  эта  цифра  достигает  ещё  больших  размеров  —  60  %,  а  у  школьников  старшего  возраста  —  70  %.  Уроки  физической  культуры  в  школе  компенсируют  лишь  малую  часть  двигательной  нормы. 

Физические  упражнения  —  основные  средства  физического  воспитания  школьников.  Они  формируют  важные  навыки  организма.  В  физическом  воспитании  учащихся  используются  разделы  школьной  программы,  такие  как:

·     Легкая  атлетика  —  является  важным  фактором  в  развитии  двигательной  деятельности,  позволяющим  правильно  дозировать  нагрузки.

·     Гимнастика  —  позволяет  улучшать  многие  физические  навыки,  координировать  движение,  легко  дозировать  нагрузки.

·     Спортивные  и  подвижные  игры  —  позволяют  развивать  и  применять  многие  физические  навыки,  приобретенные  в  различных  видах  упражнений,  легко  заинтересовать  детей,  однако,  в  игре  трудно  дозировать  нагрузки,  поэтому  необходимо  выбирать  игры  в  соответствии  с  физической  подготовкой.

В  физическом  воспитании  школьников  используются  различные  формы  занятий  физическими  упражнениями:  обязательные  занятия  в  школе,  занятия  во  внешкольных  учреждениях  и  в  семье. 

Школьные  формы  занятий  физическими  упражнениями:

·     Урок  физической  культуры  —  основная  форма  занятий  физическими  упражнениями  в  школе.  Особенности:

1.  Является  наиболее  массовой  формой  занятий  школьников;

2.  Проходит  под  руководством  педагога;

3.  Способствует  всестороннему  развитию  учащихся.

·     Физкультурно-оздоровительные  мероприятия  во  время  учебного  дня  —  активизируют  двигательный  режим  во  время  учебного  дня,  поддерживают  школьников  в  тонусе  во  время  умственной  активности,  оказывают  благоприятное  воздействие  на  организм.  Формы  таких  занятий:

1.  Утренняя  гимнастика  —  влияет  на  повышение  работоспособности,  улучшает  самочувствие.

2.  Физкультминутки  на  уроках  —  снимают  утомление,  повышают  умственную  активность,  проводятся  при  появлении  утомления.

3.  Игры  и  физические  упражнения  на  переменах  —  полезное  средство  активного  отдыха,  улучшения  здоровья  и  возвращения  к  учебному  процессу.  Для  удобного  проведения  игр  и  физических  упражнений  на  переменах  нужно  заранее  подготовить  место,  необходимый  инвентарь.  Обычно  дети  участвуют  в  подобных  занятиях  добровольно  и  проявляют  активный  интерес  к  подобного  рода  мероприятиям.

Основными же задачами физического воспитания молодого поколения являются: укрепление здоровья и закаливание организма, правильное физическое развитие, сообщение детям и молодежи необходимых двигательных навыков, совершенствование их физических способностей, содействие формированию важнейших морально-волевых качеств. Физическое воспитание способствует формированию и развитию морально-волевых качеств, помимо физических способностей: мышечная сила, физическая выносливость, ловкость, скорость реакции, быстроту движений.

В процессе занятий физкультурой воспитываются такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, организованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества, четкость в работе, привычка к порядку и пр. При этом большое значение имеет педагогически правильная организация самих учебных и тренировочных занятий, спортивных соревнований и всей жизни физкультурного коллектива.

Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с самой ее социальной сущностью, безусловно, гуманистическими функциями, возможностями развития целого ряда основ духовности человека. Высокий эмоциональный фон выполнения различных физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи, при выполнении дружных коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей. Все это в существенной мере возрастает на фоне общественных потрясений, глубинных социально-экономических преобразований в нашем обществе, изменений его структуры. Средства физической культуры, определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совершенства, развитие многих человеческих достоинств, органически связанных с понятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности. Регулярность занятий физической культурой определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным занятиям, которые, укрепляясь в сознании и привычках, также становятся личностными чертами.

Рассматривая разностороннее влияние физической культуры на человека, на процесс развития у него личностных качеств, целесообразно ориентироваться на определенные критерии их сформированности. Это удобно в свете осмысления феномена физической культуры личности с учетом ее и биологической и социальной сторон.

Понятно, что эти уровни, относящиеся к физической культуре личности, могут быть не в чистом виде, а в разных сложных сочетаниях составляющих их компонентов. Известно, что влияние физической культуры на человека осуществляется в единстве его социальных и биологических сторон. Он развивается как существо социально-биологическое, при этом социальная сторона должна сыграть важную роль, поскольку ей присущи определенные управляющие функции.

физический культура спорт школа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль физической культуры в развитии школьника

Доклад для учителей физической культуры....

Доклад на тему "Влияние занятий физической культурой на развитие личности"

Физическая культура и спорт являются не только эффективным средствомфизического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферойобщения и проявления социальной активности людей, разумной фо...

Статья"Роль физической культуры в развитии школьников"

Роль физической культуры в развитии школьников...

Значение физической культуры в жизни школьника

Актуальность: в современное время проблема физического воспитания школьников приобретает особую актуальность. Сейчас довольно сложно представить нашу жизнь без занятий физическими упражнениями и спорт...