Программа внеурочной деятельности учащихся "Здоровячок" 1 класс
рабочая программа по теме

Анисимов Игорь Александрович

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Здоровячок» разработана в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы " Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов" В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011). Курс предназначен для обучения учащихся 1 класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Селивановского района

МОУ Волосатовская СОШ

Принято на заседании педагогического совета

Протокол от 02.09.2015 № 1

Согласовано:

Протокол от _________№____

Главный специалист, эксперт МУ "ЦБУ и методической работы системы образования" ________ Лебедева О. А.

Утверждено:

Директор школы

_______________ Н.В.Рябова

Приказ от 02.09.2015 № 188-од

 

Программа внеурочной деятельности учащихся

"Здоровячок"

(разработано для учащихся 1 класса

срок реализации программы: 1 год)

                                                          Программу составил:

Анисимов Игорь Александрович

учитель физической культуры

п. Новый Быт

2015

Пояснительная записка.

        Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Здоровячок» разработана в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы " Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов" В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011). Курс предназначен для обучения учащихся 1 класса. В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

        Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений ОДА. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.

        Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой обучающимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности.

 Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счёт использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.        

        Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что способствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступные подвижные игры с элементами гимнастических упражнений: они имеют ярко выраженный оздоровительный эффект, техника их выполнения способствует развитию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является рабочей.

        Кроме того, для повышения эмоциональности занятий, создания яркого эмоционального фона в программе используются психорегулирующие упражнения, приёмы самоконтроля и самооценки физического и эмоционального состояния. Освоение приёмов самоконтроля влияет и на развитие функции внимания, которая, в свою очередь, позволяет эффективнее выполнять саморегуляцию и способствует повышению работоспособности, снижению энергозатрат организма.

         В систему жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входят трудолюбие, целеустремлённость, упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная программа предусматривает привитие важных социальных ценностей: любви и уважения ко всему живому — к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь, влияет на чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответственности и сопричастности ко всему происходящему.

       Таким образом, целью реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности является:

        Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.

        

Задачи:

- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Ожидаемые результаты реализации программы.

     Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за своё физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе: животным, растениям, деревьям, воде и т. д.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.

Описание места кружка в учебном плане.

        Кружок проводится 1 раз в неделю в рамках внеурочной деятельности, 35 минут -продолжительность одного занятия в течение первого полугодия и 40 минут – во втором полугодии , 34 занятия в год.

Описание ценностных ориентиров

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения курса.

Предметные

Знать:

  • Не менее 10 считалок для использования их в игре;
  • Правила  не менее 15 народных игр;
  • Правила безопасного поведения во время проведения игр.

Уметь:

  • Сотрудничать друг с другом во время проведения занятий;
  • Участвовать в организации и проведении игры в группе и классе.

Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «По тропе здоровья»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Тематический план

№ п/п

Разделы

Теория

Практика

1

Игры на взаимодействие между учащимися

1

7

2

Игры, содействующие развитию двигательных качеств

1

8

3

Игры с элементами гимнастики

1

10

4

Игры с элементами спортивных игр

1

3

5

Игры по выбору детей

2

Всего часов

4

30

Всего часов по программе

34

Календарно - тематическое

планирование учащихся 1 класса

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во

часов

план

факт

Игры на взаимодействие между учащимися.

8

1

Игра "Гном как тебя зовут".

1

2

Игра "Мы веселые ребята".

1

3

Игра "Гуси - лебеди".

1

4

Игра "Угадай кто".

1

5

Игра "К своим флажкам".

1

6

Игра "Волк во рву".

1

7

Соревнование скороходов.

1

8

Эстафета с мячами.

1

Игры, содействующие развитию двигательных качеств.

9

9

Эстафета зверей.

1

10

Игра "Стой!".

1

11

Игра "Веселые музыканты".

1

12

Игра "Совушка".

1

13

Игра "Паровозик".

1

14

Игра "Воробьи и вороны".

1

15

Игра "Салки".

1

16

Игра "Мишки и шишки".

1

17

Повторение изученных игр.

1

Игры с элементами гимнастики.

11

18

Эстафета кенгуру.

1

19

Эстафета со скакалками.

1

20

Эстафета с гимнастическими палками.

1

21

Игра "Симон говорит".

1

22

Игра "Прыгающие воробушки".

1

23

Игра "Повтори за мной".

1

24

Игра "Придумай упражнение".

1

25

Игра "Переправа".

1

26

Эстафета с обручами.

1

27

Игра "Пролезь через мост".

1

28

Эстафеты с акробатическими элементами.

1

Игры с элементами спортивных игр.

4

29

Эстафета с мячами.

1

30

Игра "Вышибалы".

1

31

Игра "Прыгуны и пятнашки".

1

32

Веселые старты.

1

Игры по выбору.

2

33

Игры по выбору.

1

34

Игры по выбору.

1

Содержание рабочей программы

Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).

Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта. При проведении занятий можно выделить два направления: 

оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности; повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.

«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.

Материально - техническое обеспечение.

Стенка гимнастическая

Козел гимнастический

Перекладина гимнастическая

Скамейка гимнастическая

Гантели

Маты гимнастические

Мяч набивной 1 кг

Скакалка гимнастическая

Мяч малый (мягкий)

Обруч гимнастический

Щиты баскетбольные с кольцами и сеткой

Мячи баскетбольные

Стойки волейбольные универсальные

Мячи волейбольные

Мячи футбольные

Комплект лыж

Ботинки для лыж ( пара )

Коньки

Стол теннисный

Сетка теннисная

Ракетка теннисная (пара)

Шарики теннисные

Учебно - методическое обеспечение

1. Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, М.: "Просвещение" 2010

2. В. И. Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 - 4 классы М.: "Просвещение", 2007

3. Сборник нормативных документов Физическая культура, М.: Дрофа, 2004

4. А. Ю. Патрикеев. Подвижные игры, - издательство "ВАКО", 2007

5. Учебно - практическое оборудование:

Список литературы для учителя:

1. В. К. Шурухина. Физкультурно - оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М.: Просвещение, 1980

2. Е. М. Геллер Игры на переменах для школьников1 - 3 класс. М.: ФКиС, 1985

3. Г. А. Воронина. Программа регионального компонента"Основы развития двигательной активности младших школьников" Киров, КИПК и ПРО, 2007

Список литературы для детей и родителей:

1. Г. К. Зайцев. "Твое здоровье" Укрепление организма. Санкт - Петербург. 2006

2. Е. П. Гайдай. "Игры, забавы, развлечения". М.: "АРКТИ" 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность"

Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редакто...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

Программа внеурочной деятельности 5 класса

Программа кружка "Рукодельница" для  5-го класса....