РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Гандбол»
рабочая программа по физкультуре (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Желнов Николай Александрович

Дополнительное образование "Гандбол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_gandbol.docx52.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДООЦ СВАО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Гандбол»

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Составитель: 

педагог дополнительного образования

Желнов Николай Александрович

Москва, 2014 г

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных секций, в соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании, Федеральном законе от 13.01.96 № 12-ФЗ и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.95 №233), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, а также использовалась «Гандбол. Примерная программа для системы дополнительного образования детей: /Игнатьева В.Я.,  Максимов В.С.,  Петрачева И.В. – М.; Советский спорт, 2003.

          Программа предназначена для педагогов и руководителей дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и является основным государственным документом, регламентирующим учебно-тренировочную и воспитательную работу. Она раскрывает весь комплекс параметров обучения и тренировки в школе.

           Подготовка гандболистов от новичка до спортсмена высокого класса представляет собой единую систему, все составные части которой взаимосвязаны и обусловлены достижением главной цели, которая заключается в подготовке гандболистов высокой квалификации.

            При системном подходе процесс подготовки рассматривается в многолетнем аспекте с учётом единства тренировки, соревнований и усиливающих их эффект восстановительных воздействий.

Основными задачами поэтапной спортивной подготовки является следующие:

  - привлечение максимального количества детей и подростков к систематическим занятиям спортом;

  - обеспечение всестороннего физического развития и укрепления здоровья;

  - воспитания волевых, морально стойких граждан страны;

           Программа содержит разделы, в которых освещен материал по видам подготовки (теоретической, физической, технической, тактической, игровой, психологической), средства и формы подготовки, система контрольных нормативов и упражнений, восстановительные и воспитательные мероприятия.

          Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса становления спортивного мастерства юных спортсменов.

Организационно-методические указания.

          Подготовка гандболистов проводится в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Главным отличием является возраст и подготовленность детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки.

           На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе  осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Режимы учебно-тренировочной работы и требования по спортивной подготовленности

Этап

подготовки

Срок

обучения

Примерный

возраст для

зачисления

Кол-во

часов

в неделю

Требования по

спортивной

подготовке

Начальная

подготовка

Выполнение

нормативов ОФП

Свыше 1 года

14-17

6

   Многолетняя подготовка гандболистов строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых в учебно-тренировочном процессе:

- целевая направленность подготовки юных спортсменов по отношению к высшему спортивному мастерству;

- освоение определённых объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок;

- комплексное решение задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития;

- соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов;

- реализация качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей;

- перспективное опережение формирования спортивно-технического мастерства.

  Строить подготовку юных игроков необходимо с учётом неравномерного нарастания их физических способностей в процессе развития. Эти периоды наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузку специальной направленности.

Примерные сенситивные (благоприятные)  периоды развития двигательных качеств

Морфофункциональные показатели, физические качества

Возраст , лет

14

15

16

17

Длина тела

*

Мышечная масса

*

Быстрота

*

*

*

Скоростно-силовые качества

*

*

*

Сила

*

Выносливость

*

*

Анаэробные возможности

*

*

*

Гибкость

*

*

Координационные способности

*

*

*

*

Равновесие

*

  Преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно сужает перспективы их дальнейшего совершенствования. На этапе начальной подготовки юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в команде.

  Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать  в ворота с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко заниматься. Только после того как юных гандболист овладеет этим комплексом навыков и умений и определяется его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа.

  Выбор вратаря лучше всего осуществлять, просматривая игру в воротах всех занимающихся. Специализацию вратаря следует начинать со второго обучения в учебно-тренировочных группах.

Учебный план.

  На протяжении всего периода обучения в спортивной секции гандболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая :

- постепенный переход от обучения приёмам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

- планомерное прибавление вариативности выполнения приёмов игры и широты взаимодействий с параметрами;

- переход от обще подготовительных средств к наиболее специализированных для гандболиста;

- увеличение объёма тренировочных нагрузок;

- повышение интенсивности занятий и, следовательно , использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных гандболистов.

Задачи этапа начальной подготовки

  1. Отбор  способных к занятиям гандболом детей.
  2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
  3. Всестороннее  гармонического развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
  4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
  5. Обучение основным приёмам техники игры и тактическим действиям.
  6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-гандбола.

Примерный учебный план на 46 недель учебно-тренировочных занятий

Вид подготовки

    Этапы подготовки

                       

Теоретическая

10

ОФП

90

СФП

60

Техническая

60

Тактическая

36

Игровая

50

Контрольные и календарные игры

10

Контрольные испытания

8

Всего часов за 36 недель

324

Учебный план работы секции гандбола

на 2014-2015 уч. год

группа 6 часов

Вид подготовки

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Часы за год

1.Теоретическая

1

1

2

1

1

1

1

1

1

10

2.Практическая

ОФП

10

10

10

10

10

10

10

12

8

90

СФП

6

7

6

7

7

7

7

7

6

60

Техническая

7

6

6

6

9

7

6

6

7

60

Тактическая

4

4

5

5

5

5

3

3

2

36

Игровая

5

7

7

7

7

5

5

4

3

50

Контрольные игры

2

3

1

2

1

1

10

Контрольные нормативы

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Всего часов за 46 недель

33

36

39

40

42

38

34

35

28

324

Программный материал для практических занятий

Техническая подготовка

 Техника нападения

Приёмы игры

Год обучения

2-3-й

Стойка игрока

*

Бег с изменением направления

Бег с изменением скорости

*

Бег спиной вперёд

*

Смена бега спиной вперёд на бег лицом вперёд и наоборот

*

Бег челночный

*

Бег зигзагом (с выпадом в стороны)

*

Бег с подскоками

*

Прыжки вверх . в стороны, вперёд, отталкиваясь одной и двумя ногами

*

Ловля мяча двумя руками на месте

Ловля двумя руками в прыжке

*

Ловля мяча справа и слева

*

Ловля с недолётом и с перелётом мяча

*

Ловля мячей высоких, низких

*

Ловля катящегося мяча

*

Ловля с отскока от площадки

*

Ловля мяча в движении шагом

*

Ловля в движении бегом

*

Ловля мяча. Летящего навстречу

*

Ловля мяча двумя руками при активном сопротивлении

*

Передача толчком двумя руками с места

Передача мяча одной рукой хлёстом сверху с места

*

Передача мяча хлёстом сверху с последующим перемещением

*

Передача мяча с разбега обычными шагами

*

Передача мяча со скрестным шагом в разбеге

*

Передача мяча при движении партнёров в одном направлении

*

Передача по прямой траектории

*

Передача по навесной траектории

*

Передача с отскоком от площадки

*

Передача мяча с преодолением помех (стойки, ширмы, игроки)

*

Ведение мяча одноударное на месте

Ведение многоударное на месте

*

Ведение мяча многоударное в движении по прямой

*

Ведение мяча многоударное с изменением направления

*

Ведение мяча многоударное с изменением скорости

*

Ведение мяча с высоким отскоком

*

Ведение мяча с низкими отскоками

*

Ведение подбрасыванием

*

Бросок хлестом сверху с места

*

Бросок с разбега обычными шагами  в опорном положении

*

Бросок с разбега с горизонтальной траекторией полёта мяча

*

Бросок с отражённым отскоком

*

Бросок с разбега со скрестным шагом (вперёд)

*

Бросок хлёстом сбоку с места

*

Бросок сбоку с разбега со скрестным шагом

*

Бросок в прыжке, отталкиваясь одноимённой ногой

*

Бросок в падении с приземлением на ногу и руки

*

Штрафной бросок в двухопорном положении

*

Техника защиты

Стойка защитника

*

Перемещение приставным шагом боком

*

Перемещение вперёд-назад в стойке защитника

*

Выбивание при одноударном ведении на месте

*

Выбивание при многоударном ведении шагом и бегом

*

Выбивание при ведении в параллельном движении

*

Блокирование мяча двумя руками сверху на месте

*

Блокирование мяча двумя руками сверху в прыжке

*

Блокирование мяча одной рукой сбоку, снизу

*

Блокирование игрока без мяча

*

Блокирование игрока с мячом

*

Техника вратаря

Стойка вратаря

*

Передвижение в воротах

*

Задержание двумя руками на месте

*

Задержание одной рукой сверху в прыжке

*

Задержание одной рукой сбоку без замаха

*

Задержание одной рукой снизу

*

Задержание ногой в  выпаде

*

Задержание мяча двумя ногами смыканием ног

*

Задержание мяча одной ногой махом

*

Отбивание мяча в площадку двумя руками

*

Ловля мяча с отскока от площадки

*

Техника полевого игрока

*

Тактическая подготовка

Индивидуальные действия

Уход от защитника

*

Открытый уход для стягивания защитников

*

Скрытый уход для создания численного преимущества

*

Применение передачи при встречном движении партнёров

*

Применение передачи при движении в одном направлении

*

Применение сопровождающей передачи

*

Применение броска с открытой позиции

*

Финт перемещением без мяча при встречном движении (показать уход в сторону одним шагом- выполнить уход в другую сторону)

*

Финт перемещением без мяча при встречном движении  (показать уход вправо. Влево- выполнить уход вправо)

*

Финт перемещением без мяча при параллельном движении (остановка – изменить направление движения)

*

Финт перемещением без мяча при параллельном движении (показать уход – выполнить ведение в другую сторону)

*

Финт броском- выполнить уход

*

Выбор места для взаимодействия

*

Уход скрытый для защитника

*

Уход скрытый и выбор места для взаимодействия

*

Групповые действия

Действия двух нападающих против одного защитника

*

Действия трёх нападающих против двух защитников

*

Параллельное взаимодействие двух нападающих без «стягивания» защитников

*

Параллельное взаимодействие трёх нападающих без «стягивания» защитников

*

Параллельное взаимодействие двоих на «стягивание» защитников

*

Скрестное внутреннее действие

*

Скрестное внешнее взаимодействие трёх игроков

*

Заслон внешний для ухода партнёра и для его броска

*

Заслон с уходом линейного игрока

*

Взаимодействие при вбрасывании из-за боковой линии

*

Взаимодействия при свободном броске

*

Командные действия

Позиционное нападение  3:3 с крайними у 6-метровой линии

*

Позиционное нападение  3:3 с крайними у 9-метровой линии

*

Стремительное нападение - отрыв

*

Индивидуальные действия

Опека игрока без мяча неплотная

*

Опека игрока без мяча плотная

*

Опека игрока с мячом неплотная

*

Опека нападающего далеко от ворот

*

Опека в зоне ближних бросков

*

Групповые действия

Подстраховка партнёра при личной защите

*

Подстраховка при зонной защите

*

Переключение передачей игрока партнёру

*

Переключение на опеку другого нападающего сменой подопечных

*

Противодействие заслону : отступание и проскальзывание

*

Разбор при боковом броске

*

Командные действия

Зонная защита 6:0 без выхода на игрока с мячом

*

Зонная защита 6:0 с выходом

*

Смешанная защита 5+1

*

Защита в меньшинстве

*

Защита в большинстве

*

Личная защита в зоне ближних бросков без переключения

*

Личная защита по всему полю

*

Тактика вратаря

Выбор позиции в воротах

*

Выбор позиции в поле

*

Задержание мяча с отраженного отскока

*

Взаимодействие с нападением при контратаке

*

Тактика полевого игрока

*

Физическая подготовка

Общеподготовительные упражнения

- строевые упражнения

- упражнения для рук и плечевого пояса

- упражнения для ног

- упражнения для шеи и туловища

- упражнения для всех групп мышц

- упражнения для развития силы

- упражнения для развития быстроты

- упражнения для развития ловкости

-  упражнения типа «полоса препятствий»

- упражнения для развития скоростно - силовых качеств

-упражнения для развития общей выносливости.

Специально- подготовительные упражнения

- упражнения для быстроты движений и прыгучести

- упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска

- упражнения для развития игровой ловкости

- упражнения для развития специальной выносливости.

Теоретическая подготовка

Примерный учебный план по теоретической подготовке

Тема

Этап подготовки

Год обучения

2-й

Физическая культура и спорт в России

1

Состояние и развитие гандбола в России

1

Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

1

Влияние физических упражнений на организм спортсмена

1

Гигиенические требования к занимающимся спортом

2

Профилактика травматизма в спорте

2

Общая характеристика спортивной подготовки

-

Планирование и контроль подготовки

-

Основы техники игры и техническая подготовка

1

Основы тактики игры и тактическая подготовка

-

Физические качества и физическая подготовка

1

Спортивные соревнования

1

Установка на игру и разбор результатов игры

-

Всего часов

10

Контроль в процессе подготовки

 Наряду с планированием важнейшей функцией управления является контроль, определяющий эффективность учебно - тренировочной работы с гандболистами на всех этапах многолетней подготовки. В процессе учебно – тренировочной работы систематически ведётся учёт подготовленности путём:

- текущей оценки усвоения изучаемого материала;

- оценки результатов выступления в соревнованиях команды и индивидуальных игровых показателей;

- выполнения контрольных упражнений по общей и специальной подготовке.

  Контроль подготовленности гандболистов учебно – тренировочных групп необходимо вести с учётом их биологического возраста. Важно учитывать не только год обучения в ДЮСШ, а фактические возможности юных спортсменов на данном этапе их физического развития.

  «Должностные» нормы подготовленности гандболистов определённого возраста , на которые необходимо ориентироваться при подготовке игроков, в таблицах выделены и имеют оценку 50 очков. Общая сумма нормы подготовленности составляет 350 очков. Однако с учётом неодинакового развития детей с разной длиной тела приведены допустимые нормы комплексного результата тестирования гандболистов по общей и специальной подготовленности. Таблицы результатов и очков для комплексной оценки подготовленности гандболистов и гандболисток разного возраста

Контроль на этапе начальной подготовки.

Нормативные требования для мальчиков по окончании учебного года

Виды упражнений

Год обучения

1-й

2-й

3-й

Общая подготовленность

Бег по дистанции 30 м, с

5,5 - 6,0

5,2 - 5,7

5,1 - 5,5

Прыжок в длину с места, см

160-180

170-185

180-200

Тройной прыжок с места, см

400-490

450-500

480-520

Метание женского гандбольного мяча правой с места , м

10- 14

14- 17

17- 20

Метание женского гандбольного мяча на дальность левой с места, м

5-7

7-9

8-10

Метание женского гандбольного мяча двумя руками сидя, м

4-6

5-8

6-9

Челночный бег 100 м, с

32-35

29-32

25-29

Специальная подготовка

Ведение мяча 30 м, с

5,8-6,4

5.6-5,9

5,5-5,7

Обводка на дистанции 30м правой, с

11-12

10-11

9-10

Обводка на дистанции 30 м левой, с

12-13

11-12

9-10

Передача игрового мяча в цель (стену) и ловля , кол-во за 30 с

8-10

9-13

10-15

Броски игрового мяча в мишени в воротах, кол-во попаданий

6

7

8

Нормативные требования для девочек по окончании учебного года

Виды упражнений

Год обучения

1-й

2-й

3-й

Общая подготовленность

Бег по дистанции 30 м, с

5,5 - 6,1

5,4 - 5,8

5,3 - 5,5

Прыжок в длину с места, см

150-170

165-175

175-185

Тройной прыжок с места, см

400-480

420-500

460-500

Метание женского гандбольного мяча правой с места , м

9-13

13- 16

16- 20

Метание женского гандбольного мяча на дальность левой с места, м

4-6

7-9

8-10

Метание женского гандбольного мяча двумя руками сидя, м

4-6

5-8

6-9

Челночный бег 100 м, с

33-8

31-35

28-30

Специальная подготовка

Ведение мяча 30 м, с

6,0-6,2

5.6-5,9

5,5-5,7

Обводка на дистанции 30м правой, с

12-14

11-12

10-11

Обводка на дистанции 30 м левой, с

13-14

12-13

11-12

Передача игрового мяча в цель (стену) и ловля , кол-во за 30 с

8-10

9-13

10-15

Броски игрового мяча в мишени в воротах, кол-во попаданий

6

7

8

Требования к подготовленности гандболистов 12 лет

Общая физическая подготовленность

Бег 30м, с

Тройной прыжок, см

Метание мяча массой 1 кг, м

Челночный бег, с

Тест Купера.м

очки

правой

левой

Двумя сидя

5,7

500

10,0

5,6

4,8

28.8

1440

40

5,6

510

10,4

6,0

5,0

28.6

1470

42

5,5

520

10,8

6,4

5,2

28.4

1500

44

5,4

530

11,2

6,8

5,4

28.2

1530

46

5,3

540

12,6

7,2

5,6

28.0

1560

48

5,2

550

12,0

7,6

5,8

27.8

1590

50

5,1

560

12,4

8,0

6,0

27.6

1620

52

5,0

570

12,8

8,4

6,2

27.4

1650

54

4,9

580

13,2

8,8

6,4

27.2

1680

56

4,8

590

13,6

9,2

6,6

27.0

1710

58

4,7

600

14,0

9,6

6,8

26.8

1740

60

Норма для высокорослых (от 163,1 до 170см)- 390, выше среднего (от 157 до 163 см) – 350, для среднерослых ( от 145 до 157 см) – 300.

Специальная физическая подготовленность

Обводка на 30 м, с

Обводка правой

/левой,

%

Бег 30 м/

Обводка правой,%

Метание

Левой/

Правой

,%

Выходы, с

Комп-лексное упр., с

очки

правой

левой

9.0

9.5

88

52

57

23.0

38.0

40

8.9

9.4

89

53

58

22.8

37.5

42

8.8

9.3

90

54

59

22.6

37.0

44

8.7

9.2

91

55

60

22.4

36.5

46

8.6

9.1

92

56

61

22.2

36.0

48

8.5

9.0

93

57

62

22.0

35.5

50

8.4

8.9

94

58

63

21.8

35.0

52

8.3

8.8

95

59

64

21.6

34.5

54

8.2

8.7

96

60

65

21.4

34.0

56

8.1

8.6

97

61

66

21.2

33.5

58

8.0

8.5

98

62

67

21.0

33.0

60

Норма для высокорослых – 300, выше среднего – 350, среднерослых – 320.

Литература:

  1. Гандбол: примерная программа для системны дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва./Игнатьева В.Я. и др.- М.: Советский спорт, 2003.
  2. Игнатьева В.Я. , Петрачева И.В. Многолетняя подготовка гандболистов в ДЮСШ. –М.:Советский спорт,2003.
  3. Правила по мини-гандболу, гандболу 7*7 и пляжному гандболу.
  4. Игнатьева В. Я. Гандбол. Азбука спорта. – М.; ФиС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...