"Организация образовательного процесса с учетом ФГОС со студентами обучающимися дистанционно"
статья по физкультуре по теме

Арсеньева Ольга Валерьевна

Организация дистанционного обучения по физической культуре (на примере обучения по профессиональным модулям специальности 49.02.02 «Адаптивная физическая культура») Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, дистанционное обучение, рейтинго-накопительная система оценивания, физическая культура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2015.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Арсеньева, преподаватель, методист

БГОУ СПО Педагогический колледж №1 им. Н.А. Некрасова г. Санкт-Петербург

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ФГОС СО СТУДЕНТАМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ДИСТАНЦИОННО

(на примере обучения по профессиональным модулям специальности 49.02.02 «Адаптивная физическая культура»)

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, дистанционное обучение, рейтинго-накопительная система оценивания.

В связи с модернизацией российского образования и внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) возникает ряд вопросов по организации процесса обучения. Особенно остро встают подобные вопросы в работе с обучающимися дистанционно. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе при реализации образовательных программ использовать электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования. Таким образом, текущий и итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Такой вид работы предполагает обучение на расстоянии и передачу изучаемого материала посредством информационных коммуникационных сетей. С одной стороны, дистанционное обучение предполагает более личный контакт преподавателя и студента, в результате которого реализуется компетентностный подход, являющийся определяющим в новой парадигме. Кроме того, в какой-то степени дистанционное общение дает возможность получения дополнительных компетенций, умений и знаний в области информационно-компьютерных технологий. С другой стороны, данная форма работы создает трудности при оценке сформированности результатов освоения программ, а также затрудняет сам процесс преподавания.

В профессиональные модули ФГОС среднего профессионального образования (СПО) нового поколения, помимо требований к знаниям и умениям,  включены требования к практическому опыту. В частности, по специальности 49.02.02 «Адаптивная физическая культура»: «иметь практический опыт обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, учителями…» [2]. Предполагается, что такое обсуждение происходит при очных встречах (на занятиях), возможности чего снижаются при дистанционном обучении. Перечень умений по профессиональным модулям (ПМ) специальностей связанных с физической культурой содержит такие как, например, умение выполнять профессионально-значимые двигательные действия по изученным видам физкультурно-спортивной деятельности, показывать изучаемые двигательные действия. Очевидно, что дистанционное обучение по соответствующим дисциплинам осложняется рядом факторов.

Преподавание физической культуры и специальных околопредметных дисциплин имеет свою специфику, которое подразумевает использование метода показа на протяжении всего курса обучения. Зачастую это демонстрации не картинок, статических положений, а полноценных двигательных действий, движений, целых комплексов упражнений, которые сложно описать словами. У обучающихся, не владеющих спортивной терминологией, возникают трудности при разборе и разучивании заданий без визуального ряда.

Для дистанционного обучения студентов по специальности «Адаптивная физическая культура» преподавателями предметной комиссии физической культуры ГБПОУ Некрасовского педколледжа №1 Санкт-Петербург были сняты видеоролики с теми заданиями, которые необходимо знать и уметь выполнять для освоения программы по предмету. Также был создан сайт, куда и выложены данные видеофрагменты. С целью исключения травм во время самостоятельного изучения, каждому студенту выдается памятка, в которой оговаривается, что сложные двигательные действия не выполняются без руководства преподавателя, т.е., в технически трудных заданиях разучивается только последовательность двигательных действий. На сайте комиссии есть контактные данные преподавателей (адрес электронной почты, mail-агент, ICQ, ВКонтакте, в которых есть функция полной поддержки конференций). Посредством их каждый желающий получает консультации по вопросам изучения, освоения нового материала. В том числе им предоставляются индивидуальные комплексы упражнений, позволяющие повысить уровень развития определенных физических качеств: выносливости – в период изучения раздела «Легкая атлетика», гибкости – на этапе освоения раздела «Гимнастика» и пр. В ФГОС большее внимание уделяется самостоятельной работе студента, а также существенная роль отведена интерактивным занятиям. В данном случае эти положения реализуется в полной мере.

В колледже уже несколько лет осуществляется работа по программе рейтинго-накопительной системы оценивания (РНС). РНС – это накопительная, индивидуальная и критериально-ориентированная система оценивания достижений на основе компетентностного подхода в образовании. Образовательный процесс проектируется на основе развития и формирования общих и профессиональных компетенций, каждая из которых развивается посредством определенных видов деятельности. В свою очередь, каждый вид деятельности имеет свой определенный «вес» (оценивается определенным количеством баллов по строго разработанным критериям), что и является основой для разработки РНС.

Преподавателями комиссии физической культуры были разработаны технологические карты, в частности и для студентов, обучающихся по индивидуальному графику, дистанционно, отличительной особенностью которых является наличие приложений с критериями оценивания образовательной деятельности. Таким образом, студент, не посещающий занятия, при самостоятельном освоении программы и подготовке к зачету знает, на что ему следует обратить внимание, какие ошибки могут снизить его итоговую отметку.

Внедрение такой системы решает проблемы оценки знаний обучающихся, связанные, прежде всего, с изменением образовательной парадигмы: от репродуктивной (традиционной, догматической, предметно-ориентированной) к развивающей (проблемной, личностно-ориентированной).

Представленная форма работы позволяет реализовывать федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, основанные на идеологии формирования содержания образования «от результата».

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]/ http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182943;fld=134;dst=100239;rnd=176896.8177658100453123;;ts=01768967045043100817717
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.02 «Адаптивная физическая культура» [Электронный ресурс]/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169263/79309fca0b171139133cc2fa558c34339ffff713/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на разных ступенях общего образования в области "Искусство"

Развитие  активно-учебной  познавательной  деятельности обучающихся с использованием технологий критического мышления на уроках «Искусства» (музыка)....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках в рамках организации образовательного процесса с учетом ФГОС.

Данная работа позволяет оценить важность формирования коммуникативных учебных действий на уроках. Понятие УУД в рамках ФГОС....

«Планирование и организация образовательного процесса по иностранным языкам в основной школе с учетом ФГОС ООО»

УУД и их основная функция - обеспечение главной компетенции обучающихся - умения учиться....

Стратегические и методологические ориентиры при организации образовательного процесса в школе, имеющей полиэтнический состав обучающихся

Общемировые тенденции миграции населения привели к притоку мигрантов в Российскую Федерацию из стран ближнего и дальнего зарубежья. Количество мигрантов постоянно увеличивается, среди них достаточно б...

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИКАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе.  Тема: "Сатирические образы человека"...

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...