Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики на уроках физической культуры.
статья по физкультуре на тему

Котова Татьяна Николаевна


В работе размещены принципы здоровьесбережения и этапы работы по этим принципам. Также в работе обознгачены проблемы, которые мешают реализации этих принципов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Принципы здоровьесбережения65.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает снижение жизненных процессов.

Гориневский В. В.

Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики на уроках физической культуры.

По данным Министерства здравоохранения 94% детей и подростков имеют отклонения в здоровье. 2 слайд Вот поэтому главной задачей сегодня является не только обучение студентов основам будущей специальности, но и воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью студента. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного студента.

Как вы знаете, все студенты проходят медицинский осмотр и врач дает заключение о группе здоровья. Их три: основная, подготовительная, специальная.

3 слайд По последним данным медицинского осмотра к основной группе относятся 851 человек, к подготовительной-180 , к специальной-19 человек, освобождены полностью 32 человека.

4 слайд К основной медицинской группе (1 группа здоровья) относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность. Отнесенным к этой группе, разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием здоровьесберегающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. В зависимости от особенностей телосложения, типа высшей нервной деятельности, функционального резерва и индивидуальных наклонностей им рекомендуются занятия определенным видом спорта в спортивных кружках и секциях и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и фестивалях, днях «Спорта».

5 слайд К подготовительной медицинской группе (2 группа здоровья) относятся практически здоровые обучающиеся, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений. Мы более осторожно дозируем нагрузку, исключаем противопоказанные движения.

Тестовые испытания и участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного медицинского осмотра. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Поэтому здесь мы тесно сотрудничаем с Лилей Алексеевной.

6 слайд Специальная медицинская группа. К ней относятся студенты с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями, врожденными пороками. Такие студенты посещают все занятия, выполняют тестовые задания, презентации, рефераты. К физическим нагрузкам не приступают.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

Общеметодические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

Систематическое воздействие на организм и психику студента может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.

7 слайд Принцип сознательности и активности— нацеливает на формирование у студентов глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Так на своих занятиях я постоянно веду работу по разъяснению необходимости выполнения того или иного задания. Часто приходиться слышать от некоторых студентов: «ваши прыжки через козла или кувырки мне в жизни никогда не пригодятся» Или: «Я учусь на станочника….зачем мне это надо» Тогда я объясняю, что по вашей специальности урок физической культуры заложен на первом курсе как общеобразовательная дисциплина, на 2, 3, 4 курсе входит в профессиональный цикл. Что должны развиваться всесторонне, и наконец, что вы будущие родители, которые должны быть примером для своих будущих детей. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, студент учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

8 слайд Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Реализация этого принципа на моих занятиях включает систему подготовительных и подводящих двигательных действий, что позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебном процессе на протяжении всего периода обучения в техникуме обеспечивают принцип систематичности. Именно поэтому посещение занятий освобожденными студентами позволяет им не отстать от программы. Например, как правило, после ОРВИ дают освобождение на две три недели-это 4-5 занятий. Иногда это количество занятий составляет целый раздел программы. Поэтому освобожденные студенты наблюдают за занятием, иногда конспектируют, выполняют тестовые задания, либо презентации по теме.

9 слайд Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы, которые в большинстве случаев остаются на всю жизнь. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий. Например, при выполнении кувырка я даю различные исходные положения, конечные положения, кувырки в разных комбинациях.

10 слайд Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Этот принцип на своих занятиях я реализую на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, всесторонне развиваю студента, планирую и прогнозирую его развитие.

Работа начинается с анализа состояния здоровья студента, отнесения его в ту или иную группу здоровья.  Методом опроса узнаю, как и на какую оценку занимался в школе, ходил ли на секционные занятия, выступал ли на каких либо соревнованиях, если выступал то на каком уровне? (поселка, района, города, области и тд)  В самом начале учебного года узнаю уровень физической подготовленности студента через выполнение стандартных заданий с учетом пола и возраста занимающихся: это тестовые задания на гибкость, быстроту, выносливость. Использую природные данные студента, направляю в ту или иную секцию. Все сведения записываю в личный журнал и веду мониторинг развития подготовленности до конца курса обучения-3-4 года. Учитывая всю информацию, выстраиваю личностно-ориентированный подход к каждому студенту. Разрабатываю задания для студентов разного уровня подготовленности: в некоторых школах не проходили целые разделы программ, у кого- то не было совсем гимнастики, у кого- то настольного тенниса и тд. Тогда с такими студентами ведется работа по школьной программе – например, если в школе не изучалась техника кувырка вперед, то здесь изучение начинаем с выполнения элементарных группировок, стоек, перекатов…и тд.

С учетом уровня индивидуальной подготовленности студента, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаю пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Назначение принципа доступности и индивидуализации вижу в исключении негативных и вредных последствий для организма студента вследствие чрезмерных требований и заданий. Поэтому всегда придерживаюсь высказывания Аристотеля «Движение - это жизнь». Поэтому, когда студенты говорят, что не могут больше бежать, значит, предлагаю им ходить, если не могут больше ходить, предлагаю просто постоять…. И всегда говорю, что в норме человек должен проходить в сутки  7-8 км, в идеале 10 км. Тогда заставляю задуматься и посчитать - выполняют ли они эту норму? И предлагаю использовать урок физической культуры для восполнения недостатка движения.

11 слайд Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Этот принцип реализую через изучение правильного дыхания, правильного перехода от нагрузки к отдыху, правильному восстановлению. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности студентов повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

12 слайд Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению студентов предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинского работника. Отмечу, что немало важную роль играет и связь с классным руководителем, а при необходимости и родителями.

13 слайд Принцип активного обучения, реализую в  повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, смешанные группы, что чаще всего мы используем, т к в спортивном зале присутствуют несколько групп,  игровые технологии и др.).

14 слайд Принцип связи теории с практикой — призывает настойчиво приучать студентов применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения. Этот принцип реализую на лекционных занятиях и частично по каждому разделу программы.

15 слайд Средства здоровьесберегающих технологий

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  1. средства двигательной направленности;
  2. оздоровительные силы природы;
  3. гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это все движения, физические упражнения, спортивные внеурочные и массовые мероприятия, праздники здоровья, утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная физкультура, подвижные игры, спортивные тренировки, массаж, самомассаж и др.

16 слайд Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д. Занятий на свежем воздухе проводим достаточное количество времени- весна-осень по разделам программы легкая атлетика, футбол, зимой по разделу-лыжная подготовка.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности студентов может способствовать снятию негативного воздействия обучения на студентов.

17 слайд К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим

укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся:

 -выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;

-личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.);

Прививаем элементарные навыки ухода за своим телом-это носить сменную обувь и сменную одежду. Многие ребята из разных школ, особенно деревенских, в чем приходят на занятия, в той одежде и занимаются. С первых дней занятий начинаем разъяснять для чего нужна сменная обувь для спортивного зала, для чего нужно менять белье после занятий, для чего девочкам нужно убирать волосы аккуратно, а не ходить с распущенными волосами, и для чего нужно приходить на занятия в одежде в которой не видно нижнего белья. Многие студенты воспринимают правила гигиены как норма и выполняют требования, а некоторые воспринимают эту информацию с ухмылкой, с удивлением. Это говорит о том, что в школе не было таких требований, также родители не следят за гигиеной ребенка. К этому вопросу подключаем классных руководителей, родителей.

- проветривание и влажная уборка помещений;

-соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; Студент приходит на первую пару и после 15 минут занятий ему становится плохо: начинаем выяснять: Во сколько лег спать? –в 3-4 утра-вконтакте сидел. Ты что- нибудь кушал? Нет-либо не успел, либо нет такой привычки. И снова ведем беседы о режиме сна и отдыха, о питании. тд.

         Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде секционных занятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; участие в спартакиаде техникума.

Целью реализации принципов здоровьесберегающей педагогики на уроках физической культуры - сформировать и добиться стабильности понимания и выполнения основ здорового образа жизни и правил здоровьесбережения.

18 слайд Хотелось бы подчеркнуть   проблемы, которые я уже затронула в своем выступлении:

-проблемы семейного воспитания образа жизни: режим питания, сна, двигательной активности, привитие навыков здоровьесбережения

-проблема требований к ребенку на предыдущем этапе обучения :если у ребенка не требовали сменную обувь в школе 9 лет, то здесь ему сложно перестроиться

-проблема навыков личной гигиены (Переодеваться и мыться после занятий, здесь еще возникает проблема неработающих душевых) Сюда еще отнесу проблему питьевого режима (в три столовая закрывается, секционные занятия до 7 вечера)

-проблема нехватки спортивного инвентаря (хотелось бы обновить мячи для спортивных игр, тренажеры,  снаряды для гимнастики, иметь свою лыжную базу)

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него государство.

19 слайд «Люди должны осознать, что здоровый образ жизни — это личный успех каждого.» ВВПутин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Здоровье ребёнка. Что представляет собой здоровьесберегающие технологии. Технологии личностно-ориентированного образования, их классификация, которая влияет на физическое воспитание и оздоровление шко...

Общая физическая подготовка,как условие реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры.

}Качественное обучение физическим упражнениям, умениям и навыкам;}Обучение обрабатыванию и обобщению полученной информации при проведении тестов по уровню физической подготовленности;}Обучение с...

Проектная работа «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

В рамках проекта предусмотрены разнообразные формы и методы работы с учащимися по здоровьесбережению, вот некоторые из них: «Уроки здоровья», «Динамические паузы», «Физкультурно-оздоровительные меропр...

Конспект урока «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

Актуальность данной работы вытекает из того  что, по мнению специалистов - медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Доказано, что существующая система школьного образования спо...

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС...

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время".

К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (с...