Методическая разработка по теме "Туризм как средство физического воспитания в школе"
методическая разработка по физкультуре (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Вилков Александр Евгеньевич

С каждым годом все больше снижается уровень физической активности школьников при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения. Всё это приводит к ухудшению состояния здоровья школьников, к росту хронических болезней.

Оздоровительное воздействие на организм систематических физических упражнений неоднократно доказывалось в ходе теоретических и экспериментальных исследований. Доступность, высокая оздоровительная и познавательная значимость горного туризма делают его привлекательным для занятий со школьниками.

Туризм (франц. tourisme, от tour - прогулка, поездка) - путешествие (поездка, поход) в свободное время (отпуск, каникулы и т.д.): вид активного отдыха, средство оздоровления, познания, духовного и социального развития личности. Потенциальные возможности туристских походов, как средства укрепления здоровья и профилактики возможных нарушений далеко не исчерпаны [23].

Пешеходные походы и путешествия по пересеченной местности включают в себя маршруты, проходящие как по равнине, так и в среднегорье и, с физиологической точки зрения, представляют собой передвижения с грузом, с применением разнообразных двигательных навыков и технических приемов характеризуются различными энергозатратами и мощностью выполняемой работы.

Существенной особенностью туристских походов является проведение их в непривычных климатогеографических условиях, а в горных походах - условиях гипоксии.

Перечисленные условия турпоходов предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья и тренированности туриста, в частности, к развитию общей и специальной выносливости, сложных двигательных навыков силы тех или иных мышц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Вилков Александр Евгеньевич


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………….…………………3

Глава 1. Обзор научно-методической литературы………………………..……..6

  1. Влияние среднегорья и высокогорья на организм человека…….…..6
  2. Туризм – доступный вид оздоровления…………………………….. 13
  3. Средства оздоровительного туризма…………………………………19
  4. Предпоходная физическая подготовка…………………………..…..26

Глава 2. Методы и организация исследования………………………………….31

2.1.  Методы исследования ……………………………………….……..….31

2.2. Организация исследования..…………………………………….……..35

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение……………………….….36

Выводы…………………………………………………………………………....41

Практические рекомендации…………………………………………….............42

Список литературы………………………………………………………………44


Введение

Актуальность. Физическое и духовное благополучие человека является предметом изучения многих наук. Теория оздоровительной физической культуры может обеспечить определенный аспект состояния благополучия с помощью средств физического воспитания.

С каждым годом все больше снижается уровень физической активности школьников при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения. Всё это приводит к ухудшению состояния здоровья школьников, к росту хронических болезней [12].

Оздоровительное воздействие на организм систематических физических упражнений неоднократно доказывалось в ходе теоретических и экспериментальных исследований. Доступность, высокая оздоровительная и познавательная значимость горного туризма делают его привлекательным для занятий со школьниками.

Туризм (франц. tourisme, от tour - прогулка, поездка) - путешествие (поездка, поход) в свободное время (отпуск, каникулы и т.д.): вид активного отдыха, средство оздоровления, познания, духовного и социального развития личности. Потенциальные возможности туристских походов, как средства укрепления здоровья и профилактики возможных нарушений далеко не исчерпаны [23].

Пешеходные походы и путешествия по пересеченной местности включают в себя маршруты, проходящие как по равнине, так и в среднегорье и, с физиологической точки зрения, представляют собой передвижения с грузом, с применением разнообразных двигательных навыков и технических приемов характеризуются различными энергозатратами и мощностью выполняемой работы.

Существенной особенностью туристских походов является проведение их в непривычных климатогеографических условиях, а в горных походах - условиях гипоксии.

Перечисленные условия турпоходов предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья и тренированности туриста, в частности, к развитию общей и специальной выносливости, сложных двигательных навыков силы тех или иных мышц.

Существующая потребность в повышении адаптивных возможностей организма подчеркивает актуальность исследования.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что использование туристских походов в горах оказывает оздоровительный эффект и способствует повышению физических и функциональных возможностей организма туристов.

Целью настоящего исследования является обоснование оздоровительного значения занятий пешеходным туризмом в школе.

Объект исследования – процесс физического воспитания школьников 15-17 лет.

Предмет исследования – средства и методы физической культуры и эффективность их воздействия для повышения функциональных возможностей организма юных туристов.

Задачи исследования:

  1. Изучить влияние туристских пешеходных походов на адаптационные процессы в организме туриста.
  2. Разработать организацию и методику проведения пешеходных туристских походов оздоровительной направленности.
  3. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики проведения туристских походов для оздоровления туристов 15-17 лет.

Практическая значимость. Данные нашей работы могут послужить основой для разработки технологий организации туристских походов, обеспечивающих максимальный оздоровительный эффект, благодаря целенаправленному использованию на этапе подготовки к походу и в ходе туристского похода методики силовой тренировки. Разработаны практические рекомендации для тренеров-инструкторов по подбору средств и методов комплексного контроля динамики текущего состояния туристов и основных качеств их подготовленности.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 48 страницах компьютерного текста и состоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, насчитывающего 50 источников. Работа содержит таблицы и рисунки.


ГЛАВА 1

ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Влияние среднегорья и высокогорья на организм человека

Изучением влияния среднегорья и высокогорья на организм человека занимались физиологи, биохимики, врачи, тренеры, педагоги. Изучено воздействие климатических условий на обмен веществ, на протекание окислительно-восстановительных реакций в органах и тканях [21]. Особенно много работ выполнено с целью изучения изменений, происходящих в дыхательной системе, а также в сердечно-сосудистой, ЦНС, периферической нервной системе, рост показателей физического развития, развитие физических качеств у спортсменов различных квалификаций и специализаций. [30]. Изучались вопросы адаптации организма при повторных многократных воздействиях среды с разряженным воздухом, а также реаклиматизации.

В период пребывания спортсменов в среднегорье (1800-2250 м) обмен энергии в условиях покоя, а также кардио-респираторные функции изменяются по-разному, в зависимости от разных причин, влияющих как на метаболизм, так и на нейроэндокринное равновесие. Важная роль принадлежит режиму прохождения маршрута (доза физических нагрузок, состояние периодов работы и отдыха) и динамическому последействию мышц активности [4]. Было ясно, что интенсивность окислительных процессов и превращения энергии находятся в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния организма (состояния эндокринных желез, нервной системы, внутренних органов), а также от условий внешней среды.

Известно, что мышечная деятельность является сильным биологическим стимулятором обмена веществ и правило таково, что всякая реакция расщепления всегда вызывает и усиливает реакцию, производящую ресинтез. После значительных физических нагрузок повышенная интенсивность метаболических процессов может сохраняться в течение 12-24-36 часов и даже более суток. Уровень основного обмена у спортсменов как на равнине, так и в среднегорье зависит от многих факторов, которые могут влиять на тонус центральной нервной системы и состояние "эндокринного ансамбля" [17]. Играют большую роль объем и интенсивность физических нагрузок, соотношение периодов работы и отдыха, скорость протекания восстановительных процессов, эмоциональное состояние, общий режим, новые климатические условия и др.

Весьма важно, что чем более резки и значительны сдвиги обмена веществ, непосредственно вызываемые той или иной спортивной нагрузкой, тем в меньшей степени их изменяют условно-рефлекторные влияния среды [17]. Однако, считает автор, без учета кортиковой регуляции процессов основного обмена нельзя правильно объяснить их протекание у спорстменов.

Таким образом, сходные колебания основного обмена у спортсменов происходят, как во время пребывания в среднегорье, так и в первые дни после возвращения в обычные барометрические условия. Из этого следует, что пониженное атмосферное давление и умеренная гипоксия среднегорья не могут быть признаны в качестве ведущего фактора, вызывающего метаболические сдвиги при подъеме человека на средние высоты.

Поэтому вряд ли можно полностью согласиться с мнением о том, что "сдвиги основного обмена в горах обусловлены влиянием комплекса высокогорных факторов. Но решающее значение, видимо, следует отнести к гипоксии и температурному фактору [21]. Довольно прочно утвердилось мнение о том, что в первые дни акклиматизации в среднегорье функция внешнего дыхания реагирует на природную гипоксию заметным увеличением общей и альвеолярной вентиляции.

В результате этого поддерживается повышенное напряжение в альвеолах, кровь лучше насыщается кислородом, а ткани снабжаются соответственно по потребностям. В дальнейшем (обычно через 3-4 недели) физиологические функции постепенно достигают равнинного уровня, хотя может удерживаться умеренное усиление вентиляции [31].

Некоторые утверждают, что уже на высоте 800-1000 м достоверно возрастает вентиляция легких. С этой точкой зрения нельзя полностью согласиться. На средних высотах количественные изменения вентиляции легких не связаны с действием горной гипоксии, а обусловлены интенсивностью метаболизма, происходящего в организме в данный момент. Следует подчеркнуть, что такая зависимость сохраняется не только в среднегорье, но даже и в нормальных условиях.

Во время 3-недельного пребывания в среднегорье заметно перестраиваются резусы внешнего дыхания. В большей части наблюдений частота экскурсий уменьшается на 13-14 процентов, но не ранее как через 10-18 дней, а их глубина увеличивается на 20-29 процентов. Дыхательный объем может увеличиться уже в первые дни, либо сдвиг происходит медленно и достигает максимума только к концу. Дальнейшее пребывание в среднегорье заметно не влияет на основной обмен и легочное дыхание.

На средних высотах в условиях основного обмена гипервентиляция легких не наблюдается ни в первые, ни в последние дни, МОД соответствует потреблению кислорода, эффективность вентиляции не отличается от равнинной [31].

В системе легочного дыхания весьма важная роль принадлежит альвеолярному воздуху [22].

Еще И.М.Сеченов обосновал теорию состава альвеолярного воздуха, определил сущность влияния пониженного атмосферного давления на организм человека.

Он писал: "До сих пор никем не установлен еще общий закон, по которому изменяется состав альвеолярного воздуха при разных условиях, это-то именно мне и удалось. Оказалось, что когда дыхание происходит в разряженной атмосфере, процент кислорода в легочном воздухе падает быстро, и газ доходит до таких пределов разряжения, что уже не может поглощаться в достаточном количестве гемоглобином крови".

Великий ученый пришел к заключению о том, что те явления, которые возникают у человека при уменьшении давления, связаны не с общим разряжением воздуха, а с падением парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе, затем в альвеолярном воздухе, в крови и тканях. В исследовании П.Бера было достаточно аргументировано то, что физиологическое влияние низкого атмосферного давления является результатом уменьшения парциального давления кислорода. Эти данные подтверждаются и в настоящее время.

По мере увеличения высоты (снижения барометрического давления) падает парциальное давление кислорода в атмосферном воздухе. Пропорционально снижается парциальное напряжение кислорода в артериальной крови - гипоксемия [32]. Уровень легочной вентиляции на высоте следует рассматривать как физиологический компромисс между требованием адекватного снабжения организма кислородом в гипоксических условиях и необходимостью поддерживать кислотно-щелочное равновесие насколько возможно на нормальном уровне. Усиленная легочная вентиляция во время работы на высоте позволяет поддерживать более высокий уровень парциального давления в альвеолярном воздухе. Это облегчает диффузию кислорода из альвеол в кровь легочных капилляров.

При выполнении мышечной работы на высоте увеличение концентрации молочной кислоты в мышцах и крови происходит при более низких нагрузках, чем на уровне моря.

При одной и той же нагрузке концентрация молочной кислоты в мышцах и крови при работе на высоте больше, чем на уровне моря.

У каждого человека максимальная концентрация лактата в крови при работе на высоте такая же, как на уровне моря. Следовательно, максимальная анафобная мощность, по крайней мере, та ее часть, которая определяется лактацидной (гликолитической) системой, не снижается на высоте. Об этом также говорит тот факт, что МКД после максимальной работы такой же на высоте, как и на уровне моря [32].

Падение парциального напряжения в артериальной крови в условиях природной гипоксии ведет к снижению процентного насыщения гемоглобина кислородом и, следовательно, к уменьшению содержания кислорода в крови. На высоте 200-300 м парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе находится в пределах 80-60 мм рт.ст., то есть еще в пределах "плоской" верхней части кривой диссоциация оксигемоглобина. Это гарантирует относительно высокое насыщение кислородом крови в легочных капиллярах - более 90 % гемоглобина в форме оксигемоглобина.

Таким образом, чем больше высота (сильная степень гипоксии) и чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее падение напряжения и насыщения кислорода артериальной крови во время мышечной работы.

Для практики туризма большое значение имеет тесная связь между работоспособностью спортсмена и его аэробной производительностью. Поэтому вполне оправдано определение МПК с целью изучения закономерностей адаптации передней высоты, а также после возвращения вниз.

Исследования показывают, что пребывание спортсменов в среднегорье сопровождается заметными изменениями МПК, которые подразделяются на три фазы: снижение уровня максимального аэробного окисления, восстановление и относительная стабилизация [15].

Очень большие индивидуальные различия в МПК, которые обнаруживаются и на уровне моря, нарастают с увеличением высоты. Вариабельность связана с возрастными различиями, уровнем физической подготовки и тренированности сроком пребывания на данной высоте, типом тестирования для измерения МПК. У высокотренированных сразу по прибытии на высоту может происходить более значительное снижение МПК, чем у менее тренированных людей. По мере акклиматизации МПК обычно постепенно увеличивается, так что через несколько недель пребывания на высоте оно выше, чем в первые дни [15].

Многие источники свидетельствуют, что ритмическая деятельность сердца при максимуме аэробной производительности в среднегорье в острый период адаптации изменяется не так последовательно и однотипно, как внешнее дыхание и сам показатель МПК. В то время как МПК и МОД в гopax в первые дни (особенно 2-5 недель) падают, по сравнению с исходными данными, ритм сокращения сердца либо остается таким же, как внизу, либо имеет тенденцию к ускорению в среднем на 8 уд/мин, либо, напротив, к замедлению на 6 и 12 уд/мин. В последующие дни в большинстве случаев ЧСС удерживается около исходного уровня с тенденцией к урежению на 5-6 уд/мин.

Эффективность кровообращения, измеряемая кислородным пульсом, при максимуме аэробного окисления в горах изменяется весьма закономерно. В первую фазу акклиматизации она заметно ухудшается, независимо от того, какой сдвиг приобретает ЧСС, а во второй фазе экономичность функционального развития системы кровообращения на уровне максимального снабжения работающих мышц кислородом приближается к исходной или восстанавливается полностью [22].

Основная причина снижения эффективности кровообращения в горах при максимальной аэробной работе заключается в недостаточной артериализации крови кислородом в связи с неадекватным усилением МОД и уменьшением альвеоло-капиллярной диффузии кислорода. Экономичность кровообращения также может падать в результате сокращения систолического объема [21].

Исследования показывают, что при прохождении маршрута в условиях среднегорья к числу частых феноменов относится сгущение крови. К примеру, установлено, что вязкость крови может увеличиваться до 23% и более. Если на 3-4 день акклиматизации число эритроцитов возрастет на 110, то к 10-12 дню сдвиг достигает 23-28 %. Вязкость крови повышается соответственно приросту клеток красной крови.

Очевидно, довольно часто тенденция замедления ритма ЧСС при МПК в первые дни в горах вызвана тем, что сгущение крови в определенной степени затрудняет работу сердца. Однако сердце довольно быстро адаптируется к новым условиям деятельности, к этой дополнительной нагрузке и уже через 10-12 дней хорошо справляется с ней, несмотря на еще большее сгущение крови. Вероятно, такой режим работы сердца в горах создает значительный резерв его сократительной функции при выполнении физических нагрузок в нормабарических условиях.

Показатели артериального кровяного давления заметно не отличаются от равнинных, хотя довольно часто на высоте наблюдается небольшое снижением диастолического давления. Это связано, в частности, с изменением периферического сосудистого сопротивления [23].

Данные литературы свидетельствуют о совершенно отчетливых изменениях высшей нервной деятельности человека. В основном эти изменения сводятся к тому, что ослабляется тормозной процесс, в связи с чем нарушается баланс между возбуждением и торможением, нарушается внутреннее торможение, особенно тонкая дифференцировка. Изменяется функциональное состояние различных анализаторов [22,27]. Многие авторы утверждают, что прохождение маршрута в условиях среднегорья в большинстве случаев быстро повышает подвижность и уравновешенность нервных процессов, благоприятно влияют на свойства нервной системы, являющиеся наиболее надежными показателями нервной активности.

Таким образом, прохождение маршрута в любых климатических условиях и влияние физических нагрузок в этих условиях вызывает перестройку многих функций. Скорость адаптации различных функций не одинакова. Эти обстоятельства нарушают состояние гармоничной корреляции, равновесия в деятельности различных органов и систем и, прежде всего, в дыхательной и сердечно-сосудистой.

Ряд различных воздействий дает общие признаки - улучшение и изменением корковых процессов возбуждения и торможения, повышение реактивности вегетативной нервной системы, стимуляции дыхания, кровообращения, пищеварения в условиях окислительно-восстановительных процессов, повышении иммунобиологических реакций защитно-приспособительных процессов, удел выносливости и т.д.

У человека повышается выносливость к кислородному голоданию и вместе с ним вырабатывается способность быстро мобилизовать компенсаторные реакции на ликвидацию последствий гипоксии. Акклиматизированный к горному климату организм обладает повышенной устойчивостью к действию различных экстремальных факторов. Установлено, что адаптация к гипоксии повышает общую резистентность организма.

Большинство авторов считает, что занятия пешеходным туризмом благоприятно сказываются как на отдельных функциях, так и на общем состоянии организма.

1.2. Туризм – доступный вид оздоровления.

Известно более 200 определений туризма, которые в той или иной степени отражают определенные черты туризма, но не могут составить полную картину такого уникального явления как туризм. В настоящем исследовании берется за основу следующее определение: туризм (франц. tourisme, от tour - прогулка, поездка) - путешествие (поездка, поход) свободное время (отпуск, каникулы и т.д.); вид активного отдыха, средство оздоровления, познания духовного и социального развития личности.

С.П. Евсеевым с соавт. выделяются (по целевой функции, мотивам и результатам занятий) следующие типы туризма:

- спортивный;

  • рекреационный;
  • реабилитационный;
  • профессионально-прикладной;
  • учебный;
  • культурно-познавательный;
  • культурно-развлекательный;
  • экскурсионный;
  • краеведческий;
  • приключенческий;
  • экспедиционный;
  • деловой;
  • коммерческий;
  • комбинированный;
  • программный.

Несколько иная классификация туризма представлена в «Русском туристе». Туризм подразделяется:

  • по степени организованности («дикий» не организованный, самодеятельный и организованный, плановый);
  • по возрастному признаку (детский, семейный, юношеский, молодежный, взрослый, среди пожилых);
  • по виду туризма (пешеходный,  горный, лыжный, водный, спелео, авто-мото, вело, парусный, комбинированный).
  • по цели (спортивный, познавательный, исследовательский, учебный, экологический, комбинированный и др.);
  • по социальному признаку (среди инвалидов, среди сирот, среди учащихся и т.д.).

Наиболее полную, на наш взгляд, классификацию походов и путешествий самодеятельного туризма, составленную на основе анализа существующих классификаций, приводит в своей работе С.С. Новикова (рис.1).

Рассмотрев и проанализировав существующие классификации видов и форм туризма можно разделить туризм на две основные группы: оздоровительный (активно-двигательный туризм, совершенствующий и развивающий двигательные способности и т.д.) и «пассивный», «нездоровый» туризм, это когда турист путешествует в каком-либо транспортном средстве (познавательный, не связанный с движениями).

Благодаря занятиям туризмом, укрепляется и закаляется организм туриста, улучшается деятельность его сердечно-сосудистой системы, повышается сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды, укрепляется нервная система.


Таблица

Таблица

Таблица

Таблица

Таблица

Таблица

Таблица

Таблица

Таблица

Таблица

Таблица


Необходимо отметить, что занятия активно-двигательным туризмом - это единый процесс восстановления и развития, проходящий под влиянием перемены вида деятельности. Чередование занятий, их оптимальная длительность, интенсивность, последовательность обеспечивают не только результативность усилий индивида в регулировании своей деятельности, но и повышение работоспособности, а также укрепление здоровья.

Способствует отдыху человека и перемена деятельности, переход от одних занятий к другим, в результате чего развиваются физические и психологические качества. К оздоровительной функции прямое отношении имеет и осуществляемая в туризме пропаганда здорового образа жизни. Многочисленные исследования подтверждают благотворное воздействие занятий активно-двигательным туризмом на морфо-функциональное состояние человека.

Возможность правильно дозировать физические нагрузки на людей с учетом их возрастных особенностей и степени физической подготовленности позволяет добиваться значительного оздоровительного эффекта. Оздоровительное воздействие на организм занимающихся различных видов туризма далеко не одинаково и требуются специально организованные исследования.

«Пассивный», «нездоровый» туризм - в большинстве своем – это экскурсионные поездки на различных видах транспорта, длительностью от нескольких часов до нескольких дней, в ходе которых двигательная активность участников минимальна, а питание участников обильно и калорийно.

Оздоровительное значение такого вида туризма не велико. Оздоровительные  задачи туризма, по мнению А.И. Аппенянского, состоят в преодолении групп факторов риска. Загрязнение среды обитания физическими и химическими факторами, а также дефицит компонентов здоровой среды (аэроины, ультрафиолет и др.) требуют отдыха в чистой и полноценной природной среде.

Задача оздоровления, связанная с увеличением двигательной активности населения, может решаться именно посредством туризма, активного отдыха на природе. Активный отдых в туристских походах, проводимых в горах, в праздничное, отпускное и каникулярное время, дали возможность повысить состояние здоровья, уровень подготовленности, что определялось тестами контрольных испытаний, обеспечить эмоциональный подъем и физическую работоспособность студентов [34].

Активный отдых в горах представляет собой соединение различных, эффективных факторов оздоровления, что, несомненно, дает удвоенный результат, способствуя приращению уровня здоровья. Разнообразие форм отдыха в горных условиях, удовлетворяющее всевозможные потребности, позволяет говорить о формах круглогодичного оздоровления и рекреации студентов.

Преимущество использования в рекреационных целях туризма, в том числе и программного, очевидно. Программный туризм не требует роста материально-технической базы и вовлечения новых рекреационных ресурсов, так как по своей сути основан, как говорилось ранее, на ресурсосберегающих технологиях.

Организация и подготовка походов - это комплекс параллельных и последовательных мероприятий, системное выполнение которых обеспечивает достижение поставленных целей, решение воспитательных, образовательных и спортивных задач при максимальном оздоровительном эффекте и полной безопасности похода [12].

Оздоровительное воздействие пешеходного и горного похода во многом сходно, различия, прежде всего в том, что пешеходные походы совершаются во всех районах, а горные, только в высокогорных.

В состоянии покоя под влиянием адаптации к горному климату наблюдается тенденция к экономизации физиологических процессов. Под влиянием приспособления к кислородному голоданию в условиях высокогорья организм в состоянии покоя вырабатывает способность более к полному мышечному расслаблению, особенно, если гипоксия сочетается с низкой температурой воздуха (гипотермией). У людей, прошедших акклиматизацию в горах, в состоянии покоя, как правило, наблюдается урежете частоты сердечных сокращений (ЧСС) и своеобразное «расслабление» центральной нервной системы.

В отличие от состояния покоя физическая нагрузка в горах даже у акклиматизированных лиц вызывает гораздо более выраженную стимуляцию сердечно-сосудистой системы и аппарата внешнего дыхания по сравнению с условиями равнины [25].

Расширение резервных возможностей адаптации организма к экстремальным факторам с помощью горного климата объясняется, прежде всего, снижением парциального содержания кислорода в атмосферном воздухе, которое ведет к кислородному голоданию организма. На высотах 2000-3000 метров оно довольно умеренно и, как правило, здоровый человек не заболевает горной болезнью. В то же время острое кислородное голодание лежит в основе перегревания организма, напряженной умственной и тяжелой физической работы. Именно поэтому горная адаптация способствует улучшению переносимости экстремальных факторов и широко используется в системе тренировки спортсменов, летчиков, космонавтов.

Использованию элементов туризма для лечения и профилактику отдельных видов заболеваний посвящены работы В.Г. Шилина, Никишина Г.И. Таныгина. Особенности спортивного путешествия, выступающие для одних участников походной группы привычным "фоном", для других могут стать важным реабилитационным средством. Это делает возможным использовать туризм в преодолении посттравматических стрессовых расстройств, выражающихся в депрессии, нарушении сна и других подобных симптомах.

Нормированию нагрузок в пешеходном походе, посвящена работа С. А. Петросян, в которой выявлено положительное влияние похода, что выразилось в увеличении жизненной емкости легких, улучшились результаты в беге на выносливость.

В работе B.C. Мятежкова показано, что участие в самодеятельных походах в сочетании с природно-климатическими факторами значительно улучшает показатели внешнего дыхания по сравнению с исходными данными на 200 мл, наблюдается урежение пульса с 76 до 68,2 уд/мин, происходит снижение показателей артериального давления с 130/80 мм рт.ст. до 115/75 мм рт.ст.

Использование авторами различных тестов и методик, неточности терминологии, неполное описание организации исследований не позволяют в полной мере использовать накопленный ими фактический материал и указывают на необходимость дальнейшего изучения и совершенствования процесса оздоровления человека средствами туризма, на необходимость изменения подходов к организации и проведению туристских походов.

1.3.Средства оздоровительного туризма

Очень часто оздоровительным туризмом называют рекреационный туризм. Основная целевая функция которого - восстановление физических и психических сил человека средствами туризма [21]. Лечение определенных заболеваний средствами туризма - целевая функция реабилитационного туризма. Однако целевая функция оздоровительного туризма несколько шире и включает в себя указанные выше функции, а также - это профилактика различных заболеваний, повышение функциональных возможностей иммунной, эндокринной и других систем организма.

Все многообразие средств и методов физической культуры, которые можно применять в оздоровительном туризме, условно можно разделить на три группы: основные, дополнительные и вспомогательные.

Основным средством оздоровительного туризма, является непосредственно сам туристский поход (пешеходный, лыжный, водный и т.д.).

Дополнительные средства - это оздоровительные физические упражнения и методы их выполнения, которые напрямую к туризму не относятся, но их необходимо обязательно применять для усиления оздоровительного эффекта туристского похода.

Вспомогательные средства - это те естественносредовые факторы (солнце, воздух и вода), которые необходимо использовать, находясь в условиях туристского похода, как мощные факторы закаливания, воздействия на иммунную и эндокринную системы.

Оздоровительная направленность физических упражнений предполагает, прежде всего, воздействие на эндокринную и иммунную системы. Поэтому необходимо рассмотреть эффективность воздействия различных средств физического воспитания на эти системы [31].

Основным средством оздоровительного туризма являются циклические аэробные упражнения (пешеходный и горный туризм, езда на велосипеде, гребля на байдарке и т.д.).

Оздоровительный поход характеризуется определенными характеристиками: интенсивностью (скоростью) передвижения, продолжительностью похода и переходов, интервалами отдыха, организацией и содержанием питания и т.д. Все это подчиняется определенным биологическим законам [28].

Известно, что с ростом интенсивности выполнения физических упражнений происходит увеличение потребления О2, увеличиваются затраты энергии и т.д. Все это требует определенных источников энергии, углеводных, жировых. В связи с этим возникает вопрос организации полноценного рациона питания.

Дополнительные средства оздоровительного туризма должны способствовать росту силовых возможностей. В качестве дополнительных средств могут быть использованы упражнения с отягощениями (штанга, гантели), упражнения, выполняемые на тренажерах и т.д. Эти средства возможно применять в условиях предпоходной подготовки [17].

В ходе туристского похода использование выше перечисленных средств невозможно, поэтому предлагается самый простой вариант выполнения силовых упражнений с весом собственного тела. Упражнения выполняются без расслабления мышц, «до отказа».

Включение в занятие комплекса силовых предельных упражнений локального характера, выполняемых в статическо-динамическом режиме на основные мышечные группы, позволяет: - повысить оздоровительный эффект аэробного занятия, что выражается в усилении положительной динамики изучаемых показателей (вес тела, процент жира, толщина кожно-жировых складок, физическая работоспособность и т.д.).

Логично предположить, что выполнять силовые упражнения в статодинамическом режиме необходимо не перед выходом на маршрут (не перед аэробными упражнениями), а после выполнения аэробной нагрузки. При такой последовательности выполнения упражнений в ходе восстановительного периода в крови наблюдается высокий уровень гормонов, в мышцах - высокий уровень лактата и ионов водорода, что способствует строительству миофибрилл мышц [17].

Менее выраженный положительный эффект получен при выполнении упражнений в обратной последовательности.

Для того чтобы восстановительные процессы шли интенсивнее, более мощно, необходимо активизировать иммунную систему организма туристов. Для этого целесообразно использовать вспомогательные средства оздоровительного туризма, например: обливание холодной водой (t = +8°-+10°).

С какой стороны подойти к туристским маршрутам, чтобы объяснить их причинность в травматизме? Как определить их опасность? Некоторые считают, что между количеством нечастных случаев в путешествиях и отдаленностью и сложностью маршрутов простая зависимость: чем сложнее и длительнее маршруты, тем чаще травматизм. Следовательно, несчастных случаев можно избежать, если ограничить туристов походами по горным тропам природных зон отдыха и не организовывать многодневных путешествий в географически отдаленные и необжитые районы [24].

Другие убеждены, что не районы, а опасные участки и препятствия на маршрутах служат главным источником травматизма. Принято также считать, что отрицательная роль этих участков и препятствий проявляется при ухудшении погодно-климатических условий, и что основная масса несчастных случаев происходит в обстановке плохой видимости, в вечернее или ночное время, в тумане, при дожде, ветре, пурге.

Маршрут включает оценку погодно-климатических условий и всегда конкретен по сезону, месяцу и даже часу суток. На одном и том же участке в каждый отдельный момент может быть жарко или холодно, сухо или дождливо, светло или сумеречно. Маршрут включает и часто предполагает способ, вид и особенности передвижения туриста. Причем иногда с осень высокой степенью конкретизации [24].

Маршрут диктует особенности организации походной жизни, виды лагерных работ, режим ходового дня, соотношения несложных и опасных участков пути. Исходя из такого широкого понимания туристского маршрута, попробуем проанализировать причинность травматизма. В зависимости от районов путешествия, сезона, дня недели, времени суток, погоды, вида передвижения, наличия опасных участков.

По частоте несчастных случаев между различными географическими районами страны имеется определенная разница. Так, для самодеятельных спортивных групп в порядке наибольшей повторяемости происшествий с тяжелым исходом можно назвать Кавказ, Южную Сибирь (Алтай, Саяны), Среднюю Азию, Казахстан и  Урал.

На первые три из этих районов приходится две трети случаев тяжелого травматизма, на последние три - менее одной десятой.

Взятые для контроля данные подтверждают, что большинство тяжелых травм происходит в районах, давно освоенных в туристском отношении. На первом месте среди них стоит Кавказ, причем не Центральный, высокогорный и труднодоступный, а обычно причерноморские склоны Западного Кавказа и Северный Кавказ.

Значительной частотой травм, особенно по сравнению с небольшим количеством природных опасностей или их четкой локализацией, отличается Центр европейской части и Украина - районы массового развития туризма.

Замыкают список территории, сравнительно мало освоенные, посещаемые большей частью достаточно опытными туристами, в том числе, например, Кольский полуостров и Дальний Восток, которым принято приписывать повышенную опасность [24].

Приведенная градация территорий - не есть деление районов на опасные и безопасные: количество туристских травм лишь частично зависит от особенностей природных факторов местности.

В большей степени оно связано с качеством подготовки и проведения походов, наличием организованных или "диких" групп, видами практикуемых путешествий, уровнем туристского обслуживания.

Частота травматизма, прежде всего, связана, конечно, с интенсивностью движения групп по маршрутам, с общим количеством людей, прибывающим в тот или иной район. Поэтому, учтя отношением между фактическим количеством травм, основной причиной которых были природные факторы, и числом путешественников, подвергающихся опасности в данной местности, правильнее говорить о кажущемся различии между районами, хотя в некоторых случаях она все-таки сказывается [25] .

Из распределения несчастных случаев по сезонам можно установить, что явно выраженный "пик" травматизма приходится на июнь-сентябрь (около 70 % повреждений). Наиболее тяжелыми оказываются июль, а затем август, к которым приурочивается более половины туристских травм года. Самый "благоприятный" период - вторая половина ноября и декабрь (менее 1 % травматизма). Промежуточное положение занимают февраль, март. Примерно 15 % несчастных случаев приходится на весну (конец апреля - май) и 5 % на осень (октябрь - начало ноября).

Частота несчастных случаев на маршрутах связана с определенными днями недели и временем суток. Наиболее чреваты опасностями суббота и воскресенье. На эти дни приходится более 4/7 случаев тяжелого травматизма, что в основном объясняется высокой долей травм в походах выходного дня и однодневных экскурсиях. Очевидно, увеличение травматизма отражает влияние субъективных причин, зависящих от самих путешественников.

По времени суток иногда принято считать самыми опасными ночные часы. Действительно, именно ночью температура воздуха доходит обычно до своего минимума. Это период наибольшей активности животных-хищников и пассивности человека. А главное - это период, когда преодоление естественных препятствий на маршруте становится несравненно более трудным и опасным из-за плохой видимости, усталости и т.п [22].

Сравнительно небольшое количество травм (до 10 %) бывает в вечернее, сумеречное время суток, что иногда совпадает с затянувшимся опасным спуском с перевала или неудобством организации бивачных работ в полутьме. Подавляющее большинство несчастий происходит при достаточном естественном освещении и не приурочено к особо сложным участкам, но приходится на послеполуденное время, что объясняется, очевидно, утомлением туристов.

Таким образом, степень опасности маршрутов меняется по времени суток, что связано как с объективными особенностями местности, так и с субъективными обстоятельствами проведения путешествий.

Зависимость между погодно-климатическими факторами и травматизмом не вызывает сомнений. Действительно, из собственного опыта каждый представляет, как мороз, сильный ветер, грозовые разряды, снегопад, дождь, туман усложняют путешествие и могут привести к травме или заболеванию.

В числе непосредственно травмирующих погодных факторов фигурируют следующие: низкая температура воздуха (16 %), сильный ветер (11 %), резкий подъем воды (10 %), грозовые разряды  (4%) [25].

По формам организации путешествий травматизм в связи с неблагоприятной погодой распределяется неравномерно: на плановых маршрутах в несчастных случаях пострадало около 15 %, на самодеятельных маршрутах более 30 %.

Вывести из всего перечисленного заключение о величине опасности стихийных сил атмосферы для туристов сейчас трудно, поскольку нет точных данных о количестве вызванных этими силами травм, отнесенных к пройденному километражу или времени, проведенному в условиях неблагоприятной погоды. Кроме того, опасны не сами осложнения погоды, а неподготовленность к ним путешественников, что, в частности, бывает при внезапных изменениях погоды и ее нехарактерных проявлениях для данного географического региона или сезона. Так, туристы, отправляющиеся на Кольский полуостров, заранее знают, что их могут ожидать 30-градусные морозы, штормовые ветры на перевалах и т.д. Относясь к этому как к нормальному, то есть характерным климатическим условиям конкретного маршрута, они принимают необходимые защитные меры и благополучно переносят тяготы путешествия [24,31].

Следует отметить, что понятие "неблагоприятные метеорологические условия" или "опасные явления природы" - условны. Критерием для отнесения определенных явлений погоды к опасным служит реальная возможность возникновения той ситуации, которая может привести к несчастному случаю с туристами.

Также проблематично обеспечение всех туристов специальными ежедневными или еще более частыми метеорологическими прогнозами как обязательное условие выпуска их в путешествие. В связи с отсутствием постов метеослужбы в районах действие ряда туристских маршрутов и значительными отклонениями в микроклимате даже при ежедневном получении туристскими учреждениями сводки погоды, выпуск групп на маршрут без точного привязанного прогноза - дело обычное.

Оказывает влияние на распределение несчастных случаев форма организации путешествия. Забота организаций о состоянии плановых маршрутов, налаженная система профилактики чрезвычайных происшествий, лучший контроль за прохождением этих маршрутов. В сочетании с их малой сложностью и доступностью отражается также в различной тяжести травм: несчастные случаи в плановых путешествиях оканчиваются в 2,5 раза реже смертельным исходом, чем в самодеятельных [24].

По отношению к правильно организованному туризму можно сделать вывод: есть маршруты и виды путешествий потенциально опасные, но степень их опасности минимальна для людей, имеющих право на их прохождение. Иные категории людей на этих маршрутах должны быть исключены.

1.4. Предпоходная физическая подготовка

В организме туриста особое значение имеют четко отлаженные процессы обмена, которые позволили бы иметь достаточные энергетические запасы в клетках, а также их полноценное восполнение в часы отдыха. В основе программы тренировок на выносливость лежат упражнения с длительными физическими нагрузками высокой интенсивности, возможно близкими к тем, которые организм способен переносить [18].

Иными словами, нагрузки должны быть такими, чтобы для их преодоления организм вынужден был прибегать к скрытым резервам. Однако общие траты энергии во время тренировок должны соответствовать ожидаемым в самом походе.

Предпоходную физическую подготовку можно условно подразделить на общефизическую и специальную. Последняя включает, например, повышение техники скалолазания, преодоления снежных или ледовых препятствий, освоение навыков сплава по горным и таежным рекам [16].

Подобные разделы обычно находят отражение в литературе с учетом разновидностей туризма. Вопросы же общефизической подготовки там практически не освещаются, а если они и есть, то в довольно расплывчатых рамках.

Цель общефизической и предпоходной тренировки - подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы к переносимости физической нагрузки соответствующего объема путем активизации резервных возможностей организма. Однако длительные нагрузки высокой интенсивности могут вызвать кислородное голодание, накопление продуктов распада, истощение энергетических запасов. Чтобы предотвратить такие последствия, в основе тренировок на выносливость в туризме должно быть нагрузок средней и высокой интенсивности обязательно с периодами отдыха. Оптимальной, по-видимому, следует признать программу, которая отвечает нагрузкам в самом походе, то есть 40-50-минутные переходы под тяжестью рюкзака с последующим 10-15-минутным отдыхом. В переводе на энергозатраты каждый переход соответствует расходу 50-200 ккал за 45 минут движения [22].

Чем должен руководствоваться турист, приступая к предпоходным тренировкам? Прежде всего, теми задачами, которые он поставил перед собой в туризме: достичь высокого спортивного звания в ближайшие 3-5 лет или посвятить себя туризму на многие года, понимая его оздоровительное значение в физическом и психологическом плане.

Как отмечалось, туризм в целом не направлен на высокие спортивные достижения. Цель массового туризма, прежде всего, заключается в сохранении и укреплении здоровья. Это достигается ежегодными спортивными путешествиями или многочисленными походами выходного дня и регулярными тренировками невысокой интенсивности.

Чтобы находиться в хорошей физической форме, турист должен на физическую активность расходовать 2500-3000 ккал в неделю [21]. Учитывая, что человеку в течение нескольких часов посильно сразу потратить 700-1000 ккал, общефизические тренировки целесообразно проводить не ежедневно, а 2-3 раза в неделю.

При этом, зная величину энергозатрат в каждом виде упражнений, можно всегда рассчитать длительность одной тренировки. Величина тренировочной нагрузки зависит от объема и интенсивности выполнения физических упражнений. Снизив или повысив интенсивность (при отсутствии отрицательной реакции) тренировочное время можно увеличить или уменьшить.

До настоящего времени в туризме отсутствует научное обоснование программы тренировочного процесса, по-видимому, это дело ближайшего будущего, хотя уже сейчас есть указания на целесообразность проведения тренировочного процесса по циклам (переходный, подготовительный, основной) [35].

Первый из них предусматривает поддержание хорошего физического состояния после недавнего туристского путешествия с помощью физических упражнений невысокой интенсивности (1770-2500 ккал в неделю), второй цикл, подготовительный, наиболее трудоемкий, поскольку его задача - подготовить организма к преодолению нагрузок, соответствующих нагрузкам в походе. И третий цикл, основной, - само путешествие, так как в этот период организм реализует вес свои способности к преодолению высоких энергозатрат и быстрому их восстановлению.

В методическом плане тренировочный процесс должен строиться так, чтобы к моменту выхода на маршрут организм туриста был готов переносить требуемый объем нагрузок [34].

В процессе предпоходной подготовки следует предусматривать два периода: приспособительный, или адаптационный, и непосредственный, или основной. Задача первого периода - постепенная подготовка организма, его сердечно-сосудистой и других функциональных систем к переносимости нагрузок, превышающих энергозатраты основного обмена в нашей повседневной жизни. Задача второго периода - выработка устойчивой положительной реакции организма на высокие физические нагрузки.

Как уже говорилось, энергозатраты первого периода подготовки должны по меньшей мере соответствовать принятым во время самого путешествия. Так, турист-новичок, планируя в походе максимальные энергозатараты на физическую нагрузку, не превышающие 1200-1500 ккал, должен начать тренироваться с упражнений с общими затратами не более половины от полного объема, то есть 600-700 ккал за тренировку. Обычно это ходьба, длительность которой обусловливается скоростью. При ходьбе со скоростью 2 км/ч человек весом 70 кг в течение часа затратит до 150 ккал, 3 км/ч - 130 ккал, 4 км/ч - 240 ккал, 5 км/ч - 300 ккал [42].

Располагая этими данными, и следует с учетом реакции сердечно-сосудистой системы строить программы предпоходной тренировки. Скорее всего, она будет состоять из 1,5-2 часов обычной ходьбы 3-4 раза в неделю с последующим переходом на медленный или средний бег (150-180 шагов в минуту), что позволит нагрузить сердечно-сосудистую и дыхательную системы в размере 600-700 ккал/час. Турист, пробегающий на тренировке 9-11 км, может считать себя вполне подготовленным к путешествиям первых двух категорий сложности [42].

Бег весной и летом, лыжные прогулки зимой - самые приемлемые и при том наиболее физиологические способы физической подготовки.

Тем не менее, каким бы надежным ни казалось наше физическое состояние, какими бы простыми ни были физические упражнения, и в процессе тренировки и вне ее каждый человек может контролировать свое состояние, динамику его изменения в ту или иную сторону. В этом плане, как уже говорилось, самый объективный, простой и информативный показатель - частота пульса. Учитывая тесную взаимосвязь сердечно-сосудистой и дыхательной систем, по пульсу можно оценивать общую реакцию организма на физическую нагрузку. Подсчитано, что частота пульса 80-100 уд/мин соответствует физическим затратам до 5 ккал/мин, при пульсе 100-120 уд/мин количество энергозатрат возрастает до 7,5 ккал/мин, 140-160 уд/мин - 10-12,5 ккал/мин и, наконец, при 180 уд/мин до 15 ккал/мин [34].

Более исчерпывающие данные можно получить при сравнительной оценке частоты пульса в процессе физической нагрузки и особенно в восстановительном периоде. При этом уменьшение времени прихода показателей к норме характеризует улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Очень простая и в то же время показательная так называемая ортостатическая проба. Она заключается в определении разницы в частоте пульса в покое в положении лежа и сразу же после принятия вертикального положения. Число 25-30 ударов считается неудовлетворительным и свидетельствует о низких функциональных показателях системы дыхания и кровообращения. В процессе тренировки указанная разница должна уменьшаться, и величину 10-15 ударов следует считать вполне приемлемой. Ортостатическая проба может использоваться также для оценки общей тренированности и особенно для распознавания хронических перегрузок и утомления. При этом оказывается, что нагрузка чрезвычайной интенсивности, повторяющаяся длительное время, приводит к возрастанию разницы между частотой пульса в горизонтальном и вертикальном положении [24].

Выполняя соответствующие рекомендации по предпоходным тренировкам, тем более внося в них свои коррективы, турист обязан хотя бы раз в год проходить врачебный контроль в физкультурном диспансере. Каким бы опытным ни был спортсмен, он не должен пренебрегать осмотром и советами врача [34].

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть значение качества предпоходной подготовки туриста, так как она ему нужна не только для того, чтобы "легче носить рюкзак". Хорошее физическое состояние человека - это прежде всего отличное здоровье, устойчивость к отрицательному воздействию внешней среды, в том числе и к простудным заболеваниям. Чрезвычайно важное влияние качество подготовки оказывает на психологическое состояние, как самого участника, так и всей группы в целом.


ГЛАВА 2

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач в ходе работы на различных ее этапах были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ и обобщение литературных данных
  2. Педагогические наблюдения
  3. Тестирование
  4. Педагогический эксперимент
  5. Медико-биологические методы
  6. Методы математической статистики.

Анализ и обобщение литературных данных

Анализ литературных источников проводился на всех этапах исследования. Его основной целью являлось выявление состояния проблемы исследования и определение основных путей в решении задач настоящего исследования. В частности, анализировались литературные источники, изучающие такое многогранное явление, как туризм, классификации туризма и воздействие туризма на организм занимающихся. Кроме того, изучались работы, в которых исследовалось влияние на организм человека дополнительных и вспомогательных средств физической культуры.

При изучении литературных данных анализу и обобщению подвергались различные по характеру литературные источники: диссертационные работы, авторефераты, монографии, статьи, учебные и учебно-методические пособия по туризму, общей теории физического воспитания и спортивной тренировки, публикации по смежным научным дисциплинам (физиологии, биомеханики, метрологии и т.д.).

Метод анализа литературных данных использовался при констатации состояния вопросов исследования, формирования гипотезы исследования, конкретизации задач и подбора методов, обсуждения полученных результатов и обосновании выводов исследования. В работе использовано 58 источника.

Педагогические наблюдения

Педагогическое наблюдение осуществлялось в ходе похода, на маршруте и во время отдыха. Анализировалось субъективное состояние туристов (ощущение усталости, боли в мышцах, снижение внимания и т.д.). Наблюдение осуществлялось и в ходе эксперимента для оценки качества выполнения туристами предлагаемых упражнений. Это позволило собрать первичную информацию, уточнить методику проведения занятий, косвенно определить величину тренировочного воздействия туристского похода. При проведении педагогического тестирования, с помощью педагогического наблюдения, оценивалось качество выполнения тестов, а также умение сосредоточиться и показать максимальный результат. Наблюдения проводились в форме открытого наблюдения.

Педагогический эксперимент

Экспериментальные исследования выполнялись для выявления воздействия туристского похода и физических упражнений на организм туристов, а также для оценки эффективности предложенной программы комплексного использования туристских походов, физических упражнений.

В педагогическом эксперименте принимали участие юноши 15-17 лет. Перед началом похода, за одну неделю, было проведено исходное обследование и туристы занимались предварительной подготовкой, которая включала в себя: знакомство с основами и значением туризма, занятия по общей физической подготовке (три раза в неделю по 1,5 часа).

С целью проверки гипотезы исследования был проведен эксперимент - 7-дневный туристический поход с регистрацией показателей функционального и физического состояния туристов до и после похода. Перед началом эксперимента испытуемым разъяснялись цель и задачи исследования. Затем определялось исходное состояние организма по показателям педагогических. Экспериментальные исследования проводились в мае 2012 г. В исследовании принимали участие школьники 15-17 лет ст.Петровской Славянского района, в количестве 22 человек. Перед началом похода мы провели исходное обследование, после его окончания - итоговое тестирование, которое предусматривало:

а) оценку уровня физической подготовленности;

б) функциональное состояние организма.

Исходный уровень физической подготовленности туристов примерно соответствовал средним значениям школьников старшего школьного возраста.

Длительность похода составила 7 дней. За время похода участники прошли около 70 км на высоте 1500-2400 м над уровнем моря. Вес переносимого груза 20-25 кг. Частота сердечных сокращений во время марша была 100-120 ударов в минуту. После дня отдыха участники эксперимента разбили лагерь на высоте 750 м над уровнем моря и совершили выход на высоту 1600 м. В течение четырёх последующих дней совершались радикальные выходы в горы до высот 1800-2400 м. Продолжительность походов составляла 5-8 часов (8-14 км). Скорость во время перехода подбиралась в расчете на средний уровень подготовленности туристов.

Величина нагрузки определялась по частоте сердечных сокращений, которую туристы измеряли пальпаторно, самостоятельно.

Педагогическое тестирование

Тестирование проводилось для определения уровня физической подготовленности и его изменения в процессе педагогического эксперимента. При этом соблюдались основные требования, предъявляемые к процедуре тестирования. Выбор контрольных упражнений осуществлялся на основе их информативности и надежности, согласно данным научно-методической литературы Педагогическое тестирование проводилось с целью выявления уровня развития общих и специальных физических качеств туристов до прохождения маршрута и после. Нами были использованы тесты определяющие скоростно-силовые возможности и выносливость: бег на 100 м, 12-минутный бег, прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседание на одной ноге.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз). Исходное положение: упор лежа, голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью, не нарушая прямой линии тела, а разгибание - до полного выпрямления рук при сохранении прямой линии - голова, туловище, ноги. Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

Приседание на одной ноге на время (с). Приседания выполняются стоя у стены боком с опорой о стену. По одной попытке на каждую ногу. Анализировалась лучшая попытка.

Прыжок в длину с места (см) выполнялся в прыжковую яму с песком. Фиксировалась лучшая из трех попыток.

Бег на 100м (с)

Тест Купера (12-минутный бег) (м)

Тесты для определения функционального состояния

  • ЧСС (регистрация частоты пульса пульпаторно);
  • регистрация ЖЕЛ проводилась сухим спирометром по общепринятой методике;
  • регистрация динамики АД проводилась манометром;
  • динамика индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ) определялась по общепринятой методике (В.Л.Карпиан, 1982).

Методы математической статистики

Полученный экспериментальный материал был подвергнут математико-статистической обработке. Эмпирические данные обрабатывались общепринятыми методами математической статистики.

Рассчитывались следующие статистические показатели: среднее арифметическое, стандартное отклонение, ошибка среднего арифметического.

Достоверность различий вычислялась по t-критерию Стьюдента.

2.2. Организация исследования

Проведение исследования условно было разделено на четыре этапа.

На первом этапе в марте-апреле 2012 года изучалась и анализировалась научно-методическая литература по тематике нашей работы, производился выбор методов исследования. На первом этапе исследования установлено, что туристические походы предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья и тренированности туриста. Однако в настоящее время в туристических походах отсутствует система научно обоснованных критериев врачебного контроля за занятиями туризмом. Отсутствие критериев медицинского контроля приводит как к неоправданному ограничению двигательных режимов, так и неоправданному допуску туристов к участию в категорийных походах.

На втором этапе в мае 2012 года был организован и проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие юноши 15-17 лет, в количестве 22 человек.

На третьем этапе в сентябре-декабрь 2012 года проводилась математическая обработка полученных результатов исследования и их анализ, сделаны выводы.

Четвертый этап был посвящен написанию и оформлению выпускной квалификационной работы.


ГЛАВА 3

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Туризм, во всех его проявлениях, пригоден в качестве средства массового оздоровления населения разного возраста в силу его общедоступности, так как несложные походы выходного дня и даже походы первой-второй категории сложности доступны практически любому человеку, не имеющему серьезных заболеваний, с обычным физическим развитием. Показательно, что возраст при этом не имеет значения, так как особой физической подготовки требуют лишь сложные спортивные походы. Оздоровительным итогом должна явиться более высокая резистентность организма неблагоприятным факторам окружающей среды, повышение общей работоспособности, увеличение функциональных резервов организма занимающихся [24].

Данный педагогический эксперимент проводились с целью изучения воздействия туристских пешеходных походов на организм занимающихся.  

Перед началом эксперимента испытуемым разъяснялись цель и задачи исследования. Затем исследовалось исходное состояние организма по показателям педагогических тестов 

В табл.1, представлен уровень физической подготовленности туристов перед походом и через один день после 7-дневного похода. В табл.2 представлены показатели, характеризующие функциональное состояние испытуемых.

Исходный уровень частоты сердечных сокращений 69±1,3 ударов в мин. соответствуют средним значениям нетренированных людей. За время похода произошли достоверные различия (Р<0,5), положительные изменения ЧСС (62,2±1,8 ударов в минуту). Изменение ЧСС после прохождения маршрута уменьшилось в среднем на 6,8 сокращений (9,9 % от ЧСС до похода).

Таблица 1

Динамика уровня физической подготовленности туристов

Тесты

Результаты

±m

t

Р

До похода

После похода

Бег 100 м, (с)

13,9±0,62

13,7±0,66

1,79

р>0,5

Тест Купера, (м)

2550±71,1

2734±69,9

2,11

р<0,05

Прыжок в длину с места, (см)

225,7±17,4

232,3±16,3

1,92

р>0,5

Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, (раз)

9,1±4,1

10,0±3,3

2,01

р>0,05

5 приседаний на одной ноге, (с)

8,8±1,86

7,4±2,01

2,09

р<0,05

Таблица 2

Динамика уровня функциональной подготовленности туристов за время эксперимента

№ п/п

Тесты

Результаты

±m

t

Р

До похода

До похода

1

ЧСС

69,0±2,30

62,2±2,84

2,21

Р<0,05

2

ЖЕЛ, л

3,0±1,15

3,9±1,08

2,18

Р<0,05

3

ИГСТ усл.ед.

68,9±2,32

79,2±2,53

2,34

Р<0,05

4

САД мм. рт. ст.

121,0±2,1

122,85±2,8

1,75

Р>0,05

5

ДАД мм. рт. ст.

69,2±2,3

72,1±3,1

1,87

Р>0,05

Исходный уровень физической работоспособности, оцениваемый по результатам ИГСТ (68,2±1,3) является средним (табл.3), а уровень физической работоспособности после похода (79,2±2,5) у туристов оценивается как выше среднего. Прирост результата в этом тесте составил 12,5% (рис. 1).

Рис. 1 Прирост показателей физической подготовленности школьников 15-17 лет

Динамика изменения показателей жизненной емкости легких (ЖЕЛ) (Табл.2) свидетельствует, что ЖЕЛ у участников похода после прохождения маршрута увеличилась в среднем на 271,44 куб.см (Р<0,5) (6,3 %), что свидетельствует о лучшем снабжении крови кислородом, а, следовательно, о повышении работоспособности организма.

Исследование результатов изменения артериального давления до и после похода (Табл. 2) свидетельствует о том, что изменения результатов диастолического и систолического давления после похода нельзя считать достоверным (р>0,05). Показатели артериального давления до и после эксперимента находятся в пределах нормы для нетренированных людей.

Рис. 2 Прирост показателей функциональной подготовленности школьников 15-17 лет

Динамика изменения показателей жизненной емкости легких (ЖЕЛ) (Табл.2) свидетельствует, что ЖЕЛ у участников похода после прохождения маршрута увеличилась в среднем на 271,44 куб.см (Р<0,5) (6,3 %), что свидетельствует о лучшем снабжении крови кислородом, а, следовательно, о повышении работоспособности организма (рис.2).

Исследование результатов изменения артериального давления до и после похода (Табл. 2) свидетельствует о том, что изменения результатов диастолического и систолического давления после похода нельзя считать достоверным (р>0,05). Показатели артериального давления до и после эксперимента находятся в пределах нормы для нетренированных людей.

Результаты 12-минутного бега улучшились на 5,6% (р<0,05), результаты теста пяти приседаний на одной ноге улучшились на 15,3% (р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии пешеходного туризма на развитие общей выносливости и силовых способностей мышц ног (рис. 1).

Результаты контрольного упражнения сгибание и разгибание рук в висе на перекладине, несмотря на положительную динамику, не имеют достоверных различий. Результаты в беге на 100 м с , прыжка в длину с места за время эксперимента также изменились недостоверно (р>0,05). Следовательно, кратковременные занятия туризмом не способствуют значительному росту скоростно-силовых возможностей.

Таким образом, динамика уровня физической подготовленности туристов, участников естественного эксперимента (традиционная организация похода), имеет положительную тенденцию. Однако, следует отметить, что под воздействием туристического похода достоверно изменились только отдельные показатели, характеризующие уровень физической работоспособности ИГСТ, результатов в 12-мин.беге. Это свидетельствует об одностороннем воздействии туристического похода на организм туристов, об эффективности организации проведения похода, об оздоровительном эффекте похода, которую можно оценить, как не очень высокую.


ВЫВОДЫ

  1. На основании литературного обзора можно заключить, что наиболее объективные методы определения оздоровительного значения пешеходного туризма - это педагогическое наблюдение и медико-биологические (такие, как измерение ЧСС, АД, ЖЕЛ и др.).
  2. Из проведенного эксперимента ИГСТ, ЧСС, ЖЕЛ, АД по динамике результатов видно, что пешеходный туризм действительно оказывает оздоровительный эффект на организм человека:
  • На 12,5% повысилась физическая работоспособность, которая определялась с помощью Гарвардского степ-теста.
  • Пешеходный туризм оказывает положительное влияние на респираторную систему. Так, поле похода жизненная емкость легких увеличилась в среднем на 6,3 %.
  • После прохождения маршрута показатели ЧСС уменьшились в среднем на 9,7 %, что свидетельствует о более экономичной работе сердечно-сосудистой системы.
  1. Результаты педагогического тестирования общей выносливости организма и скоростно-силовых качеств подтверждают оздоровительный эффект. Так результаты теста Купера (12-минутный бег) улучшились на 5,6%, результаты теста приседание на одной ноге на 15,3%.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1.        На основании изучения литературных источников и проведенного эксперимента для объективной оценки текущего состояния в условиях пешеходного туризма предлагаются следующие медико-биологические методы:

  • измерение ЧСС,
  • измерение АД,
  • измерение ЖЕЛ,
  • ИГСТ.

2.        Для оценки текущего состояния основных качеств и сторон подготовленности можно применять следующие испытания:

  •  бег на 100 м, прыжок в длину с места, приседание на одной ноге за 5 сек., сгибание и разгибание рук в висе на перекладине (для определения скоростно-силовых качеств)
  •  Тест Купера ( для определения общей выносливости).

4. На этапе предварительной подготовки в туризме распределение средств физической подготовки должно предусматривать большую часть времени тренировки на специальную физическую подготовку и меньшую часть времени на общую физическую подготовку туристов.

Основные положения программы построения тренировочных занятий физической подготовкой по туризму:

- упражнения специальной физической подготовки: ходьба по кочкам «болото», переправа по бревну, ориентирование на местности, приседания с рюкзаком. Также можно использовать пеpемещения с ваpьиpованием внешних условий: бег и прыжки в гору, по ступеням, по различному грунту (газон, песок, отмель, опилки), против ветра и по ветру спортивные и подвижные игры и т.д.

- упражнения общей физической подготовки: упpажнения с преодолением собственного веса тела - быстрый бег, прыжки на одной и двух ногах с места и с разбега (различные по длине и скорости), прыжки в глубину, в высоту, на дальность и различные их сочетания, а также силовые упражнения на гимнастических снарядах;

- занятия, направленные на повышение общей физической подготовленности, можно проводить в игровой форме, в форме соревнований, можно использовать метод круговой тренировки.

На этапе предварительной подготовки к горному походу целесообразно физические упражнения (стато-динамический режим)  выполнять два и более круга (в зависимости от уровня подготовленности туристов). В ходе похода, перед выходом, выполняется один круг физических упражнений в стато-динамическом режиме. Занятия физическими упражнениями служат в определенной мере фактором развития общей тренированности туристов, а также подготавливают их к предстоящему походу. Использование их особенно важно, когда туристы не приобщены к другим формам активной физкультурной деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамов В.В. Классификация самодеятельного туризма //Туризм и здоровье населения: Тезисы докл. Всес. науч. конференции. - М.: Турист, 1989. - С. 77-79.
  2. Анализ диссертационных исследований по проблемам школьной физической культуры и пути их внедрения в практику педагогической деятельности (Н.А. Карпушко, М.А. Петрачев, С.В. Молчанов и др.) // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 10. - с. 25-31.
  3. Анатомо-физиологические особенности в периодах развития детей и подростков / С.Б. Тихвинский, И.А. Архангельская, З.С. Миронова и др. // Детская спортивная медицина. Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1991. - Гл. 3.-С. 25.
  4. Антропова М.В., Козлов В.И. Физическое развитие подростков и их работоспособность // Физиология подростка. - М.: Педагогика, 1998. - Гл. 9. - С. 158 - 172.
  5. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 4. - С.29-31.
  6. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1982. - 124 с.
  7. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1.-С. 22-26.
  8. Бахрах И.И., Воронцов И.М., Дорохов Р.Н. и др. Исследование и оценка физического развития детей и подростков // Детская спортивная медицина. Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1991. - Гл. 24. - С. 230 - 257.
  9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
  10. Виноградов П.А., Каракуця Н.И., Пшенко К.А. Единое туристское пространство как гарантия социально-духовного развития государств-участников СНГ. - Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 8. - С.6-9.
  11. Волков В.К. Современные и традиционные оздоровительные системы // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 12. - С. 45-47.
  12. Волков В.М. Физиологические особенности детей и подростков. - Киев: Здоровья, 1998. - 134 с.
  13. Ганапольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для техникумов физической культуры. - М.: ФиС, 1998. - 240 с.
  14. Гаранин Н.И. Виды спортивно-оздоровительных программ в туркомплексах. - Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 8. - С. 55-57.
  15. Гужаловский А.А. Проблема "критических" периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания // Очерки по теории физической культуры: Труды ученых соц. стран. Сост. и общ. ред. Матвеев Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 248 с.
  16. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни /Р.Е. Мотылянская, Э.Я. Каплан, В.К. Велитченко, В.Н. Артамонов // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 1. - С. 14-21.
  17. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1991. - 560 с.
  18. Евсеев Ю.И. Туризм как одно из средств рекреации студентов // Развитие самодеятельного туризма как фактора организации свободного времени населения. -М., 2000. - С. 170-173.
  19. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: ФиС, 1988. - 206 с.
  20. Кряжев В.Д., Павлова ОД. Исследование эффективности методов естественного оздоровления человека // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 5-6. - С. 15-18.
  21. Лакин Г.Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. - 352 с.
  22. Ланда Б.Х. Туризм и методика преподавания. - Казань: Издательство КНПО ВТИ, 1996. - 130с.
  23. Магомедов P.P. Техническая подготовка горных туристов на основе целенаправленного развития функции вестибулярного аппарата: Автореф. дис. Канд. пед. наук. - Майкоп, 1998. - 24 с.
  24. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
  25. Мотылянская Р.Е. Норма и патология в спорте // Теория и практика физической культуры. - 1982. - № 1. - С. 24-26.
  26. Новикова С. С. Педагогические факторы повышения культурной ценности туризма: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994. - 24 с.
  27. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 2003. -288с.
  28. Основы математической статистики: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под ред. В.С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 176 с.
  29. Петросян С. А. О нормировании физических нагрузок в туристских пеших походах школьников  12-15 лет // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 6. - С. 53-56.
  30. Радченко В.И. Содержание и организация туристских походов в горах с целью оздоровления: Дис. канд. пед. наук. - М., 2000. -129 с.
  31. Рубис Л.Г. Физическая  рекреация молодежи  средствами самодеятельного туризма: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 1995.-24 с.
  32. Русский турист // Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 г.г. - М., 1998. - Вып. 2. - 240 с.
  33. Селуянов В.Н., Сарсания С.К., Мякинченко Е.Б. и др. Основы теории оздоровительной физической культуры / Учебн. пос. для инстр. ОФК - М.: Фин. Академия, 1995. - 68 с.
  34. Сергеев В.Н. Туризм и здоровье. - М.: Профиздат, 2002. - 80 с.
  35. Сергеева С.А Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников: Автореф. дис.   канд. пед. наук, 1996. - 23 с.
  36. Собенко П.Т. Физическая подготовка альпинистов и горных туристов. - Киев: Здоров'я, 1996. - 105 с.
  37. Спортивная метрология: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под ред. В.М. Зациорского. - М: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
  38. Спортивный туризм: Учебное пособие / Под ред. СП. Евсеева, СП. Федотова. - СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 126 с.
  39. Суслов  Ф.П., Гиппенрейтер Е.Б., Холодов Ж.К. Спортивная тренировка в условиях среднегорья. - М.: ФоРНИ, РГАФК, 1999. - 202 с.
  40. Трещева О.Л. Системная организация валеологического образования школьников // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 8. - С. 19- 22.
  41. Фарфель В.С. Двигательные способности // Теория и практика физической культуры. - 1977. - № 12. - С. 27-30.
  42. Физиология человека / Н.А. Агаджанян, Л.З. Тель, В.И. Циркин, С.А.Чеснокова. - С-Петербург: Сотис, 1998. - 528 с.
  43. Физическая культура студента / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардерика, 2000. - 326 с.
  44. Физическая подготовка в туризме: Методические рекомендации. - М.: Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1992. - 80 с.
  45. Физическая тренировка в туризме // Метод, рекоменд., А.И. Аппенянский. - М. -Турист, 1999. - 76 с.
  46. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей (Под ред. Ляха В.И., Мейксона Г.Б.) // Физическая культура в школе. - 1994. - № 1. - С. 43-48.
  47. Фомин НА., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. -М.: Физическая культура и спорт, 1986. - 158 с.
  48. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 157 с.
  49.         Williams M. Nutritional ergogenics in athletics // J. of sports sciences, 1995.- 13.-Р.63-74.
  50. Williams С Macronutrients and performance // J. of sports sciences, 1995.-13.-P.1-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Интеграция искусств как средство эстетического воспитания учащихся 1-4 классов"

Интегрированный подхлд к обучению в образовательной области "Искусство" является важным фактором эстетического воспитания и формирования эстетических потребностей школьников. В основе разработки- мате...

Методическая разработка "Подвижные игры как средство физического развития и воспитания младшего школьника"

Предмет исследования: подвижная игра на уроках физической культуры как фактор повышения физических качеств учащихся начальной школы.Цель: изучение влияния подвижных игр на развитие физических качеств ...

Методическая разработка-исследование "Круговая тренировка в физическом воспитании обучающихся 9-11 классов общеобразовательной школы"

Данная методическая разработка-исследование предоставляет нам широкий выбор упражнений различной направленности, позволяюших оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся, совершенство...

Методический материал "Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся на уроках физической культуры"

Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения...

Методический материал «Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся 5-7 классов на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей»

В соответствии с разрабатываемой проблемой - повышение познавательного интереса, воспитание мотивов учения в использовании личностно-ориентированной технологии в преподавании физической культуры - ста...