модифицированная образовательная программа по физкультурно-спортивной направленности "ОФП"
рабочая программа по физкультуре на тему

Рычкова Екатерина Геннадьевна

Программа будет полезна для молодых тренеров-преподавателей. Срок реализации программы 3 года. Возрастная граница с 6 до 11 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ofp_.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение дополнительного образования

детей детско – юношеский центр «Факел» пгтНагорск  Кировской области

        Принято:                                                                           Утверждаю:

на РМО педагогов                                          Директор МКОУ ДОД ДЮЦ « Факел»

дополнительного образования

протокол №  ________                                          ______________  М.П. Вахрушев

___________________________                приказ №__________________

                                                                           от _____________________

модифицированная образовательная программа

по физкультурно – спортивной направленности

«ОФП»

срок реализации на 3 года

возрастная граница с 7 -12 лет.

        Составитель:

                                                                                        Рычкова Е.Г.

тренер – преподаватель

по физкультурно – спортивной

 направленности

МКОУ ДОД ДЮЦ « Факел»

        Рецензент:

                                                                                Исупова Н.Н.

 Заместитель директора по УВР

 МКОУ ДОД ДЮЦ «Факел» пгт Нагорск

Пояснительная записка.

            На современном этапе развития нашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.

           Достигнуть высокого физического совершенства можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений.

Физические упражнения играют большую роль в развитии быстроты, силы, выносливости координационных способностей.

          Из общего кризиса возникающих проблем, касающихся развития физических качеств, мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос о развитии координационных способностей у детей младшего и школьного возраста на уроках легкой атлетики.

Здоровье самых маленьких граждан России является чрезвычайно  актуальной проблемой, которую по праву называют общечеловеческой, глобальной, планетарной. И где как не в дошкольном и школьном возросте, необходимо закладывать фундамент здоровья, чтобы стать полезным членом общества. В связи с ухудшением экологической и демографической ситуации, социальными изменениями в обществе отечественная система дошкольного и школьного образования  вынуждена решать принципиально новые задачи: профилактика заболеваний и здоровое развитие детей.

Физические упражнения играют большую роль в развитии быстроты, силы, выносливости координационных способностей.

Из общего кризиса возникающих проблем, касающихся развития физических качеств, мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос об общем физическом и координационном развитии у детей школьного возраста на занятиях.

Именно дошкольный  и школьный возраст- время, когда формируются физические качества, разнообразные двигательные навыки, совершенствуются функциональные возможности организма. Поэтому развитие физических, координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно- силовых, выносливости и гибкости) способностей является составной и важной частью воспитательного процесса. Вопрос о развитии физических способностей с учетом возраста можно считать актуальной темой рассмотрения в данной работе.     Основой всестороннего развития ребенка впервые годы жизни является физическое развитие и воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ, а также воспитать и развить в них физическую культуру. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического развития и воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Содержание программы

Актуальность программы состоит в том что, здоровье человека на 20% зависит от наследственности, на 20% от экологии, на 10% от уровня здравоохранения и на 50% от образа жизни человека (Г.К.Зайцев, Ю.П. Лисицин и др.). Поэтому данная программа направлена на укрепление здоровья детей, привить им основы здорового образа жизни.

 Объект проведения: Учебно-воспитательный процесс по физической культуре в МКОУ ДОД ДЮЦ «Факел»  п.г.т. Нагорск .

Вид детского объединения: спортивная секция «ОФП» (общая физическая подготовка) рассчитана для детей 7-12 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 3 года обучения.

          Рабочая гипотеза:  Если при использовании методики развития уровня физических способностей у детей  школьного возраста применять определенный комплекс средств и физических упражнений, это позволит качественно повысить уровень физических  способностей.    

           Научная новизна:  Научная новизна программы заключается в разработке и обосновании методики развития и совершенствования физических  способностей детей школьного возраста. Двигательная координация – один из наиболее существенных составных элементов двигательной подготовки. Высокий уровень ее развития является фундаментом успехов в различных видах спорта, в которых окончательный результат обуславливается высоким уровнем технической подготовки.

Данная программа составлена на основании дипломной работы в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет» и на основании программы «Лыжные гонки» рекомендованная Министерством  общего и профессионального образования Российской Федерации.

   Общие правила проведения занятия.

  1. Постоянно увеличивать нагрузку от простых упражнений к более сложным, расчленяя каждое упражнение на элементы, постоянно их разучивая, углубляя и закрепляя.
  2. Чередовать упражнения с различной нагрузкой для отдельных мышечных групп: ног, рук, спины брюшного пресса и т.д.
  3. Темп движений должен быть сначала медленный с последующим ускорением.
  4. В течение всего урока упражнения с применением физических усилий чередуется с упражнениями на расслабление.
  5. Все упражнения делаются на свободном дыхании. Обращается внимание на длинный и ровный выдох.

На занятиях по ОФП идет стимулирование самостоятельности обучающихся: дети - учатся следить за спортивным инвентарем;

                          - учатся ухаживать за лыжным инвентарем;

                      - учатся следить за личной гигиеной.

        Познавательная деятельность обучающихся:

  1. Объяснительно-иллюстративная; 
  2. Стандартно- повторная;
  3. Вариативная;
  4. Игровая;
  5. Соревновательная.

Развитие коммуникативных навыков обучающихся:

      - дети помогают друг другу;

      - учатся друг у друга;

      - дети приучаются считаться друг с другом;

      - объективно оценивать свои возможности.  

На занятиях по ОФП создана социокультурная среда  общения и условия для профессионального самоопределения обучающихся.

            Результат: в ходе занятий обобщения систематизации знаний , дети более полно и глубоко осознают изученный материал, чему способствует творческий подход к выполнению заданий. Данные занятия являются высокоэффективной формой обучения и воспитания, способствующей всестороннему развитию личности.

           Условия получения результатов: снятия психологических барьеров и зажимов учащихся, демократический стиль общения педагога с воспитанниками, умелое сочетание различных приемов самостоятельной творческой работы.

 Цель: Развитие и совершенствование физических (координационных) способностей детей школьного возраста (6-13 лет).

 Задачи:

  1. Укрепление здоровья.
  2. Повышение разносторонней физической подготовленности.
  3. Изучение основных элементов техники в различных видах спорта.
  4. Соблюдение последовательности, постепенности, непрерывности и заинтересованности в обучении и подготовке детей.
  5. Постепенное повышение тренировочных и соревновательных нагрузок.
  6. Приобретение соревновательного опыта.
  7. Приобретение навыков в организации и проведении соревнований по общей и специальной физической подготовке.  

Методическое обеспечение программы:

    Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. Изучение и анализ научной литературы;
  2. Педагогическое тестирование;
  3. Объяснительно-иллюстративный.

  Анализ литературных источников позволил обобщить мнение специалистов и экспериментальные данные о методах развития физических (координационных) способностей, подобрать наиболее информативные показательные тесты (физические упражнения) для определения уровня развития физических (координационных) способностей у детей школьного возраста.

 В процессе наблюдения за учащимися мы предполагаем такие характеристики, как отношение к выполнению упражнения, их активность и сознательность, проявленная на занятиях, настроение т. д.

Учитывая, что основным и наиболее показательным методом является тестирование, в данной работе используется именно этот метод специально отобранных тестов, которые отвечают следующим требованиям:

  • естественны и доступны,
  • не требуют сложного оборудования и приспособлений;
  • просты по организации и условиям поведения;
  • практически не зависят от размеров и массы тела.

Технология проведения занятия:

   Занятия проводиться на базе МОУ ДОД ДЮЦ «Факел» Нагорского района Кировской области.

 Для проверки уровня физических (координационных) способностей были набраны дети начальных классов.

  Занятия проходятся по этапам:

1 этап подготовительный (осень).Цель: подготовить детей  к работе на занятии заинтересовать и вызвать стремление получить хороший результат.

 тесты:

- челночный бег 3х10;

- равновесие (стойка босиком на одной ноге);

- наклон вперед из положения сидя;

- прыжки в длину с места;

- прыжки на скакалке;

- отжимание;

- подтягивание (м), поднимание туловища (пресс дев).

2 этап основной (с середины осени до середины весны). В этот период проводятся основные занятия. Цель обеспечить  восприятие и осмысление данного занятия.

3 этап итоговый (весна)  проводятся повторные тесты. Цель: анализ и оценка  результатов за год. Мобилизировать детей на самооценку работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности деятельности и т.д.

         Характеристика физических (координационных) способностей.

  Здоровье человека во многом определяется уровнем развития качественных сторон его двигательной деятельности. Основные из них: сила, быстрота, (скорость), выносливость. Эти качества в той или иной степени всегда взаимосвязаны. Практически во всех двигательных действиях сила и быстрота реализуются одновременно. Как правило, любое движение редко ограничивается однократным его выполнением. Многие виды двигательной деятельности (ходьба, бег, плавание, прыжки, метание др.)осуществляются в течение довольно длительного времени. В связи с этим закономерно рассматривать выносливость как еще одну важную качественную характеристику.

    Двигательная деятельность не ограничивается проявлением физических качеств: силы, быстроты и выносливости. Она существенно дополняется координационными качествами. Основными их разновидностями являются ловкость,  подвижность, точность, ритмичность, равновесие. Однако эти качества не исчерпывают всего многообразия двигательной деятельности. При выполнении многих физических упражнений часто проявляется прыгучесть, пластичность, меткость и др. В оздоровительном плане значение различных двигательных координаций не может быть одинаковым.      

  Равновесие – способность ориентироваться в пространстве и времени при выполнении различных двигательных действий. Определенный уровень развития этого качества обеспечивает устойчивость тела в статических и динамических позах. Сохранение равновесия имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Практически все двигательные действия (ходьба, бег и тд.) связаны с сохранением равновесия тела. Снижением степени его проявления является серьезным сигналом нарушения двигательной функции, следовательно, ухудшения здоровья.

  Ловкость – эффективное и целесообразное решение двигательных задач на основе генетически заложенных и приобретенных физических и координационных способностей.  Уровень развития ловкости в определенной мере является один из показателей физического состояния организма.            Точность – двигательно-координационное качество, обеспечивающее наиболее полное соответствие двигательного действия его пространственным, временным и силовым параметрам, в зависимости от конкретной ситуации и условий. Точность выполнения любого движения определяет взаимосвязь различных физиологических процессов, происходящих в организме.

  Подвижность - двигательно-координационное качество, обеспечивающее соразмерность двигательных действий по пространственным, временным и

силовым характеристикам. Чем лучше она проявляется, тем разнообразнее двигательная активность человека.

Средства, методы, методические приемы развития у детей школьного возраста.

    Основным средством развития физических и координационных способностей являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны.

  Большое влияние на развитие координации оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков, метаний, лазанья.

  Упражнения направленные на развитие физических и координационных способностей, эффективны до тех пор, пока не будут выполняться автоматически.

Выполнение упражнений следует планировать как первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

При воспитании физических и  координационных способностей используют методические подходы:

 1.         Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом   физическом   воспитании.   Обладая   большим   двигательным опытом  (запасом  двигательных  навыков),  человек легче  и  быстрее справляется с неожиданной задачей.

  1.   Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании.
  2.  Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе изучения двигательных ощущений и восприятия.
  3.  Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что изменяя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную

дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и прежде временному утомлению.

  Для развития физических и  координационных способностей в физическом воспитании используют следующие методы:

     - стандартно- повторного упражнения,

     - вариативного упражнения,

     - игровой метод,

- соревновательный.

   При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно- повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после их повторений в относительно стандартных условиях.

 Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет широкое применение. Его подразделяют на два метода- со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

- Строго  заданное  варьирование  отдельных  характеристик  или  всего освоенного двигательного действия (например, изменение скорости по предварительному сигналу),

- Изменение исходных и конечных положений( бег из положения приседа, упор лежа...),

- Изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком...),

-"Зеркальное" выполнение упражнений (смена толчковой и маховой

ноги в прыжках в высоту или длину с разбега...),

- Выполнение освоенных двигательных действий   после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения на равновесие

сразу после кувырков),

- Выполнение   упражнений с   исключением   зрительного   контроля-   в специальных очках или с закрытыми глазами (упражнения в равновесии)       Эффективные методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них,   Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Соревновательный метод используется в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в

предлагаемыми для состязания упражнениями.  

Развитие пространственной ориентировки осуществляется в несколько этапов:

  - На первом этапе развивается способность отвечать заранее обусловленным двигательным действиям на хорошо известный ребенку сигнал. Например, метание теннисного мяча в ту мишень, которую укажет педагог с помощью светового (звукового) сигнала.  

- На втором этапе развивается способность корректировать двигательное действие в соответствии с изменяющими условиями выполнения (например, метание мяча в движущуюся с разной скоростью мишенью).

- На последующем этапе развивать способность использовать именно то двигательное действие, которое в наибольшей мере соответствует внезапно возникающей ситуацией. Для развития подобной способности прибегают к разнообразным и спортивным играм.

Развитие точности пространственных ощущений осуществляется в несколько этапов:

 I        этап-    с помощью простых упражнений у детей развивается чувство оценивать пространственное расположение частей отдельных звеньев тела  

( отведение руки на 45) 

 II        этап-     воспроизведение  различных  поз  по  заданию.   Усложняются ощущения за счет воспроизведения поз в сочетании с передвижениям (во время  ходьбы   по   сигналу   дети   останавливаются   и   принимают определенную позу).

 На Ш этапе - развивается точность пространственных перемещений, достигается посредством самостоятельного выбора поз и словесного отчета ученика о выполнении действий. Педагог оценивает соответствие параметров позы с описанием ребенка.

Контрольные  нормативы по общей  и специальной физической подготовке.

Контрольные упражнения

Юноши

Девушки

Год обучения

1

2

1

2

Бег 60 м, с

Бег 100 м, с

Прыжок в длину с места, см.

Бег 800 м, мин.с

Бег 1000м, мин.с

Кросс 2км. м\с

Кросс 3км.м\с

Лыжи:     классические ходы:

  3 км.м\с

 5 км.м\с

10 км. м\с;

коньковый ход:

  3 км.м\с

 5 км.м\с

10 км. м\с;

-

15.3

190

-

3.45

-

-

-

21.00

44.00

-

20.00

43.00

-

14.6

203

-

3.25

-

12.00

-

19.00

40.30

-

18.30

39.00

10.8

-

167

3.35

-

-

-

15.20

24.00

-

15.00

23.30

-

10.4

-

180

3.20

-

9.50

-

13.50

22.00

-

13.00

21.30

-

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения (7-8 лет)

№/№

тема

часы

всего

теорет-и

практ-и

1

Инструктаж по технике безопасности

1

1

2

Теоретическая подготовка

4

4

3

Медико-биологические основы

1

1

4

Практическая подготовка. Обучение детей развитию физических и координационных качеств физ. упр.,л/а, лыжи

- теоретические сведения;

-практический материал:

а) упр. без предметов;

б) упр. с предметами;

в) спец.развивающие упр.;

65

5

60

5

Индивидуальная работа с детьми

17

5

12

6

тесты

7

2

5

7

Повторение и закрепление

13

3

10

Всего:

108

21

87

Ожидаемый результат:

  ребенок должен знать и уметь:

        - строевые упражнения(основные команды, построение, размыкание, повороты и т.д.);

        - общеразвивающие упражнения(управлять своими движениями с учетом их амплитуды, скорости, темпа и ритма и т.д.);

        - упражнения с мячами (броски, передачи и т.д.);

        - формирование правильных навыков ходьбы (положение туловища, движение рук, ног, сохранение правильной осанки и т.д.);

        - ходить на лыжах (управлять лыжами на месте и в движении ступающим и скользящим шагом без палок и с палками, передвижение на лыжах в различных темпах)  

2 год обучения (9-10)

№/№

тема

часы

всего

теор-и

прак-и

1

Инструктаж по технике безопасности

2

2

2

Теоретическая подготовка

3

3

3

Медико-биологические основы

1

1

4

Практическая подготовка. Воспитательная работа с детьми по развитию физических и координационных качеств физ. упр.,л/а, лыжи

- теоретические сведения;

-практический материал:

а) упр. без предметов;

б) упр. с предметами;

в) спец.развивающие упр.;

272

10

260

5

Индивидуальная работа с детьми

30

4

26

6

Тесты

4

4

7

Повторение и закрепление

12

4

10

Всего:

324

24

300

Учащиеся 2-го года обучения в течении сезона должны принять участие в 7-8 стартах на дистанциях 1-5 км.

  Ожидаемый результат:

  ребенок должен знать и уметь:

        - строевые упражнения (основные команды, построение, перестроение, размыкание, повороты, передвижении по колонне и т.д.);

        - общеразвивающие упражнения(управлять своими движениями с учетом их амплитуды, скорости, темпа и ритма, фиксирование положения(1-5 с)по сигналу и самостоятельно и т.д.);

        - упражнения с мячами(броски, передачи и ведение в разном темпе на время);

        -  метание (различных по размеру мячей);

       - прыжки(правильное отталкивание, впрыгивание на возвышенность и .д.т)

        - формирование правильных навыков ходьбы (положение туловища, движение рук, ног, сохранение правильной осанки и т.д.);

        - ходить на лыжах (управлять лыжами на месте и в движении ступающим и скользящим шагом без палок и с палками, передвижение на лыжах в различных темпах, спуски и подъемы).

3 год обучения (11-12 лет)

№/№

тема

часы

всего

теор-и

прак-и

1

Инструктаж по технике безопасности

2

2

2

Социокультурные основы

2

2

3

Медико-биологические основы

1

1

4

Практическая подготовка. Развивающая работа с детьми по развитию физических и координационных качеств физ. упр., л/а, лыжи

- теоретические сведения;

-практический материал:

а) упр. без предметов;

б) упр. с предметами;

в) спец.развивающие упр.;

279

9

216

5

Индивидуальная работа с детьми

24

4

20

6

Тесты

4

4

7

Повторение и закрепление

12

2

10

Всего:

324

20

250

     Учащиеся 3-го года обучения в течении сезона должны принять участие в 9-12 стартах на дистанциях 2-10 км.

Ожидаемый результат:

обучающийся должен знать и уметь:

      - строевые упражнения (основные команды, построение, перестроение, размыкание, повороты, передвижении по колонне и т.д.);

        - общеразвивающие упражнения(управлять своими движениями с учетом их амплитуды, скорости, темпа и ритма, фиксирование положения(1-5 с)по сигналу и самостоятельно и т.д.);

       - легкоатлетическую подготовку:

        * упражнения с мячами(броски, передачи и ведение в разном темпе на время, чередование ведения мяча, передача мяча в стену);

        * метание (различных по размеру мячей);

        * прыжки(правильное отталкивание, впрыгивание на возвышенность и .д.т)

        * формирование правильных навыков ходьбы (положение туловища, движение рук, ног, сохранение правильной осанки и т.д.);

        -  лыжная подготовка (владение классическими ходами и разучивание коньковых ходов).

        - ОФП (сдача норм для оценки ОФП воспитанников по годам обучения с выполнением средних и высоких показателей).

 В целом важно иметь в виду, что развитие детей происходит под влиянием  двух факторов: биологического созревания в виде наследственного развертывания генетической программы и воздействия внешней среды, к которому и относится и педагогическое влияние.  

Особенности развития физических и  координационных способностей определяются в первую очередь их значительной ролью в современной двигательной практике. С 6 и до 14 лет раскрываются и в основном завершаются биологически обусловленное естественное развитие сенсорных нервных механизмов этих способностей, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц. В дошкольном и школьном возрасте ценное место занимают образовательные задачи, практическое решение которых связано с развитием координационных способностей.

          Основной         путь развития и совершенствования физических и  координационных способностей в дошкольном и школьном возрасте – овладение двигательными действиями. Необходимо включать разнообразные упражнения, которые оказывают воздействие на одновременное развитие многих координационных способностей.   В практике упражнения «на координацию» могут быть включены в любую часть физкультурного занятия: в вводную – знакомые движения, выполняемые в комплексе (так называемая полоса препятствий), несложные игровые задания; в основную часть – в комплекс общеразвивающих упражнений и в специальные задания на овладение основными видами движений; в заключительную часть – в подвижные игры.

           Для того, чтобы повысить уровень развития физических и  координационных способностей у детей школьного возраста на занятиях, надо применять комплекс средств способствующих их развитию.

    В водной части секции  использовались дополнительные упражнения :

- ходьба в различном темпе, с замедлениями и ускорениями;

- ходьба с изменением направления и скорости движения по указанию
преподавателя;

- бег с преодолением препятствий: матов, скамеек, скакалок и т.д.;

- бег с прыжками на одной ноге, на двух ногах;

 - бег спиной вперед;

 - бег с изменением скорости, переход   на   быструю   ходьбу   с   постепенным
замедлением темпа.

 Это   способствует   развитию   скоростной   реакции,   что   позволит  улучшить результаты в проведении теста "челночный бег"

          В основной части использовать упражнения для развития у детей способности к перестроению двигательных действий; к динамическому равновесию:

 -выпрыгивание         вверх;        

- многоскоки;                                                                                                                                       - метание малого мяча в мишень на расстоянии 1, 2, 3 метра;                                     - метание в щит , установленный на высоте 1,5 - 2 метра   от пола;                 - броски малого мяча по движущейся цели;                                                                          - стоя на одной линии, закрыв глаза- приседание;                                                                         - стоя на носках, наклонять голову вправо- влево, вперед- назад.

  Также использовать общеразвивающие упражнения, которые можно отнести к координационным упражнениям, содействующим развитию именно координационных способностей. При выборе общеразвивающих упражнений для конкретного занятия использовать метод от простого к сложному. Затрачивая, таким образом, на каждом занятии от 4 до 5 минут. На общеразвивающие координационные упражнения без предметов, уже через несколько месяцев регулярных занятий, должны значительно улучшиться. Уделять постоянное внимание правильному (точному), а также своевременному выполнению общеразвивающих координационных упражнений. Примерный комплекс общеразвивающих координационных упражнений без предмета предложен в Приложении № 1.

             В заключительной части урока использовались подвижные игры на закрепление  упражнений: "Утки охотники", "Перестрелка", "Метко в цель", "Снайперы", «Петушиные бои», "Поймай капитана", спортивные игры. Таким образом, данная методика не требует сложного оборудования и приспособлений. Упражнения  относительно просты.

 В комплексе общеразвивающих упражнений сложные в координационном отношении задания, как правило, предлагаются последними. Каждое задание обычно повторяется 4-5 раз. При выполнении упражнений поточным методом (задания на равновесие, ползание и т.д.) число повторений не должно превышать 2-5 раз. В зависимости от сложности задания интервал между подходами от 40 секунд до 2 минут.

    Среди приемов, помогающих более эффективно развивать физические и координационные способности, особое место принадлежит методу контрастных заданий. Резко отличающиеся по характеру движения легче запоминаются.

    Успехи в обучении детей физическим упражнениям достигаются при умелом сочетании методических приемов с учетом задач воспитания и

обучения, этапа обучения, особенностей возраста, подготовленности детей, их эмоционального состояния.

  Основным приемом в обучении детей движениям, является объяснение и показ. В зависимости от возраста детей, их подготовленности, а также от сложности учебного материала обучение и показ занимают разный удельный вес в обучении.

           Объяснения д\б краткими, четкими, выразительными,  чтобы представления о движениях у детей создавалось точным и правильным.

            Объяснение и показ упражнений в основных движениях имеют свои особенности.

            Метод совершенствования движения детей школьного  возраста – это применение соревнований. Участие в соревнованиях связано с большим физическим и эмоциональным напряжением. Соревнования являются одним из способов выявления и оценки достижения результатов у детей. Дети получают возможность самостоятельно, осознанно сравнить свои достижения с результатами своих товарищей.

          Соревнование имеет большое воспитательное значение - дети приучаются считаться друг с другом, объективно оценивать свои возможности.  Но для того чтобы дети правильно поняли значение результата своих действий в коллективных соревнованиях, воспитатель и педагог должен при анализе итогов опираться на индивидуальные возможности каждого: добросовестность и справедливость, честность выполнения правил. Не следует противопоставлять успешность действия более сильных, подготовленных детей недостаткам более слабых. Следует способствовать установлению дружеских отношений в коллективе, предупреждать проявление зазнайства, неуважения к товарищу.

          Правильность выполнения движений педагог оценивает путем наблюдений и указаний, анализа в процессе занятий или путем специальной проверки с помощью контрольных заданий. Подведение итогов не должно иметь места на каждом занятии.

                                                                                                                 

Приложение 1

 Упражнения и их варианты.

  1. И.п. - о.с. На счет 1-2 выполнение руками различных симметрических
    движений, на счет 3-4 возвращение в и.п. 1-2 - руки на пояс; 3-4 - и.п. То
    же, руки к плечам, вперед, в стороны, перед грудью, за спину, за голову,
    вверх, над головой, назад.
  2. И.п. - о.с. Выполнение ногами на счет 1-2 различных симметричных
    движений, на счет 3-4 - переход в и.п. 1-2 - стойка ноги врозь; 3-4- и.п.
    То же, узкая стойка ноги    врозь, широкая стойка ноги врозь, стойка
    скрестно правой (или левой), стойка в линию правой (или левой), правая
    вперед- книзу и наоборот, стойка на правой, левая в сторону на носок и
    наоборот, стойка на правой (левой) ноге, левая (правая) назад.
  3. И.п.  - о.с.  Одновременное выполнение движений ногами и руками,
    перечисленных в упор. 1 и 3. 1-2 - стойка в линию правой, руки вперед;
    3-4 - и.п. и т.д. ( Теоретически возможно 80 см симметричных движений,
    совершаемых одновременно руками и ногами).
  4. И.п. - о.с. Последовательные и разнонаправленные движения руками на
    каждый счет. 1- правая рука  в сторону; 2- левая рука вверх; 3- правая
    рука вниз; 4- левая рука вниз, и.п. Или другой вариант: 1- правая рука за
    голову; 2- левая рука в сторону; 3- правая рука вниз; 4- левая рука вниз,
    и.п. и т.д.

5. И.п. - о.с. 1-2- присед на носках или на всей ступне; 3-4- и.п.

  1. То же , что в упр. 5, но в сочетании с разнонаправленными движениями
    рук. 1-2- присед на носках, левая рука в сторону, правая рука вверх; 3-4-
    и.п. т.д.
  2. И.п. - сед поперек (или продольно) на гимнастической скамейке. 1-2
    притяните    прямыми    (согнутыми)    ногами    различных    положений

(например, сед углом); 3-6- держать; 7-8 - и.п. и т.д.

  1. И.п. - стойка   ноги    врозь.    Выполнение    наклонов    в    различных
    направлениях (вперед, назад, вправо, влево) с различными движениями
    рук. 1-2- наклон прогнувшись, руки вперед; 3-4- и.п. и т.д.
  2. И.п. - стойка ноги врозь. 1-4 - круг правой рукой вперед (или назад) в
    боковой (или в лицевой) плоскости; 5-8- то же левой рукой.

10.И.п. -   стойка, ноги врозь. 1-2- круг правой рукой вперед (или назад) в

боковой плоскости; 3-4 - то же левой рукой; 5-8 - круги двумя руками

одновременно.

11. И.п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны, кисти сжаты в кулак. 1-4 -

круговые движения кистями вперед; 5-8- - то же назад.

12. И.П.- о.с. 1-4 - сесть на пол без помощи рук; 5-8- встать произвольным

способом без помощи рук.

13. И.П.- о.с. Подскоки на месте с последовательным подниманием рук: на

пояс, к плечам, вверх, хлопок над головой, к плечам, на пояс, вниз,

хлопок по бедрам. Серию подскоков повторить.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ   ЛИТЕРАТУРА:

  1. Сотскова И.Г. и др. Программа для групп оздоровительной направленности ДЮКфп и ДЮСШ- М.: 1994г.
  2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.

        Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. –2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия»,2002г.

  1. Дмитриев А.А.

        Физическая культура в специальном образовании: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002г.

  1.  Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Проф. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В Кузина, Н.Д.Никандрова. – М.: Физкультура и спорт, 1998г.
  2. Бергер Г.И., Бергер Ю.Г.

Конспекты уроков для учителя физкультуры: 1-4 кл.:

Урок физкультуры: Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

  1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.

Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

7.Озолин Н.Г.

  Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г.Озолин. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.- 863, (1)с.: ил.- (Профессия - тренер).

8.Скачков И.Г.

 Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на воздухе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: просвещение, 1991.- 64 с.

9. Спортивные игры. Учебник для физ. ин-тов. Под ред. Портных Ю.И.  М., «Физкультура и спорт», 1975.

10.  Московское городское физкультурно-спортивное объединение Всеросийский исследовательский институт физической культуры.   Москва 1993г.

  11. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н.

Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учереждений сред.проф.образования. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002.-352с.

12.Научно-методический журнал

Минестерство образования Российской Федерации

 Издательство «Школа пресс 1»

  «Физическая культура в школе».№ 1-12  2002, 2003г.

13. Учебник ПФСС Координационные способности.  

14. Научно-методический журнал

Минестерство образования Российской Федерации

 Издательство «Школа- Пресс »   «Физическая культура в школе».№ 2  2001г.

15.  Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в дет. Саду \Т.Н. Доронова, В.В.Гербова,Т.И.Грызик и др.; Сост. Т.Н.Доронова. –М.: Просвещение, 1996.- 271с.

  Приложение 2

  Особенности развития движения детей 6-8лет.

    В школьном возрасте познавательная сфера начинает играть существенную роль в общем познавательном развитии ребенка.

   Физическое развитие ребенка является одним из ведущих направлений формирования здорового образа жизни. Особенностью развития координационных способностей в школьном возрасте является правильное соотношение методов, стандартно-повторного и вариативного упражнений:  -первый метод используют при разучивании новых, относительно сложных в координационном отношении двигательных действий, овладеть которыми можно лишь при неоднократном их повторении;

   - второй метод вариативного упражнения, заключающийся в изменении способов и условий выполнения двигательного действия.

Без физической культуры  полноценное здоровье невозможно. Это происходит потому, что в детстве этого человека не приобщили к движению, не дали почувствовать, ощутить возможности его организма.

  В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Внимание в этом возрасте еще неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются.

У детей школьного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6-7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук- более чем в 2,5 раза, а длина ног- более чем в 3 раза.

  Рост мышечной ткани происходит в основном за счетом утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем мышцы рук, увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата школьники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

  К 6-8 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдаются даже

в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""

Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....

Модифицированная образовательная программа по настольному теннису для групп спортивно-оздоровительной и начальной подготовки

                  Программа по настольному теннису разработана в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании», нормативными док...

Рукопашный бой. Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей.

Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по рукопашному бою (далее РБ) является модифицированной (Типовая: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, М.: Советский ...

Сокращенный вариант модуля "Танцуй и не болей" модифицированной образовательной программы "Азбука балета". Белова Е.М.

Занятия для первоклассников в общеобразовательной школе по предмету ритмика....

Модифицированная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности.

Программа расчитана для девочек в возрасте от 13 до 16 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 ученических часа....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» (срок реализации 4 года) модифицированная 2 группы направление физкультурно-спортивное

Наименование программы«Общая   физическая   подготовка»НаправлениеФизкультурно-оздоровительноеКлассификацияСпециальная; массовая; разновозрастная.Составитель программыСеменцова Е...