Особенности обучения и развития физических качеств в младшем школьном возрасте.
методическая разработка по физкультуре на тему

Клочкова Нина Владимировна

      В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений. Обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится для детей привлекательным и доступным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения и развития физических качеств в младшем школьном возрасте.

      В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений. Обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится для детей привлекательным и доступным. В тоже время детям младшего школьного возраста трудно выполнять отдельные параметры. Дети плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Очень привлекают учащихся те упражнения, которые они могут быстро освоить. Выбирая тот или иной метод обучения при работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности и двигательный опыт. При занятиях с младшими школьниками, учитывая их бедный двигательный опыт, следует уделить внимание методу обеспечения наглядности. Но уже с начальных классов следует с помощью доходчивых образных объяснений органически связывать наглядность с глубоким осмысливанием сути изучаемых движений, их назначения, правил выполнения и т.д. При обучении движениям детей младшего школьного возраста следует прибегать к внешним “регуляторам” и “ограничителям” параметров движения, они помогут почувствовать правильно ли выполняется движение.

      Работая с младшими школьниками, чаще пользуются методом целостного выполнения упражнения, при этом действия в начале упрощают за счет второстепенных деталей и облегчают путем замедленного выполнения, использование вспомогательных снарядов, ориентиров, физической помощи и т.д. Большое место имеет применение игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение, поддержать интерес детей при многократном выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств.

      Навыки, приобретаемые в школьном возрасте, являются переходными формами навыков взрослого человека, и они должны быть “гибкими”, “вариативными”, поддающимися изменениям, поэтому учитель должен думать о сочетании методов стандартно-повторного и переменного упражнения при обучении, чтобы обеспечить выше названные свойства двигательного навыка. Особое место здесь занимают методы, позволяющие варьировать двигательные действия и условия их выполнения. Особую роль приобретают при работе с детьми специальные формы речевого воздействия учителя. Звучность команды, интонация, эмоциональная окраска речи сильно влияют на качество выполнения упражнений учениками.

       Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте имеет свои особенности. Направленное воздействие на развитие тех или иных физических качеств обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма – всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.

       Развитие ловкости в период занятий в школе у детей идет по пути образования новых форм координации движений. Чтобы успешно решить эти задачи, детей обучают широкому кругу разнообразных двигательных действий. С целью воспитания ловкости, как умения преобразовывать движения в связи с меняющейся обстановкой их применения, широко используют подвижные игры, бег и другие упражнения на местности, связанные с преодолением препятствий и ориентированием, при этом очень важно постоянно обновлять упражнения, менять условия их применения.

       Чтобы совершенствовать координацию движений, их точность и экономичность, в уроки включают усложняющие задания, требующие соблюдения заданных пространственных и временных параметров движения, а также упражнения на “расслабление” и на “равновесие”. Упражнения на “равновесие” и на тренировку вестибулярного аппарата требуют особого внимания.

      При развитии физических качеств необходимо учитывать, что у младших школьников показатели силовых способностей невелики, к 11 годам они существенно возрастают, далее продолжают увеличиваться, но неравномерно. В младшем школьном возрасте (интенсивный рост тела) применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы малоэффективны и поэтому нецелесообразны. Не следует форсировать собственно силовых способностей в младшем и среднем школьном возрасте. Задача на этих этапах – обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп, содействовать образованию прочного “мышечного корсета”, укрепить дыхательную мускулатуру, развивать мышцы, слабо развивающиеся без выполнения упражнения. Наиболее интенсивно сила возрастает у мальчиков с 11 до 13 лет. Индивидуальное развитие силы зависит от сроков полового созревания. В начальной школе не следует включать в урок упражнения, связанные с максимальными и продолжительными мышечными напряжениями, с длительным сохранением статических поз, предельная величина отягощения не должна превышать 1/3 – 1/2 веса собственного тела.      Следует особо уделять внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от которых, в первую очередь, зависит правильная осанка. Это общеразвивающие упражнения: лазанья, бег, прыжки, метания, игры с элементами единоборств и т.д. и только после 10 лет упражнения с отягощениями, упражнения в смешанных висах и упорах продолжительностью до 10 минут, игры с выраженными силовыми напряжениями и другие упражнения.

      В течение большей части школьного периода упражнения с отягощением должны иметь скоростно-силовую направленность и только у юношей старших классов создаются условия направленного развития силовых способностей.

      При развитии быстроты у младших школьников воздействуют на быстроту двигательной реакции, быстроту отдельных движений и способность увеличивать темп движений без отягощений. С этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный). Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в нестандартных вариантах. Многократное стандартное повторение упражнений с максимальной скоростью (повторный метод тренировки) может привести к отрицательным явлениям: возникновению скоростного барьера, даже в младшем школьном возрасте. Применение различных “скоростных” игр в разнообразных вариантах наиболее эффективно.

      В младшем школьном возрасте проявления статической и скоростной выносливости незначительны. Однако на работу циклического характера, в умеренном темпе, необходимо обратить внимание уже в начальной школе, с учетом возраста и физической подготовленности детей. Но чаще и целесообразнее всего развитие выносливости в этом возрасте проводить во время подвижных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Развитие физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики

В предлагаемой статье рассматривается система занятий партерной гимнастикой, ориентированная на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся танцами. Занятия партерной гимнастикой предн...

Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста через игру.

Подливалова А.Е. учитель высшей категории МБОУ лицей №3 г. Сургута. Статья "Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста через игру". "В игре формируются все стороны души человеч...

СЕНСИТИВНЫЕ (чувствительные) ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дано описание анатомических, физиологических, психологических особенностей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Согласно этим особенностям указаны периоды развития физических качест...

Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте

Актуальность темы. Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития р...

«Система работы по развитию физических качеств детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр»

разработка системы работы по развитию физических качеств  средствами подвижных игр....

Тема: «Особенности обучения и развития физических качеств в младшем школьном возрасте»

В младшем школьном возрасте, благодаря активному развитию функций двигательного анализатора, дети легко усваивают и совершенствуют разнообразные формы движений....

Методика развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастики

Методика развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастики в системе дополнительного образования....