Статья: Образование в России: прошлое, настоящее и будущее
статья по физкультуре на тему

Гребенщикова Виктория Ивановна

Образование в России: прошлое, настоящее и будущее

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_v_rossii.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Образование в России: прошлое, настоящее и будущее

Как известно, образование – это один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, СМИ, школа. На сегодняшний день ключевую роль в процессе образования индивидуумов играет именно последняя, являющаяся основой обучения, первой серьёзной ступенью на пути приобретения научных и практически-бытовых знаний, а также прививающая всем нам основы общественных норм, предопределяющих нашу успешную социализацию.

Первые школы были заложены на Руси при княжеских дворах Владимира Святославича в Киеве и Ярослава Мудрого в Новгороде. Школы открывались в столицах княжеств и при монастырях.

Первым высшим учебным заведением стала в 1687 году Славяно-греко-латинская академия. Стоит, однако, отметить, что образование оставалось доступным лишь мужской части населения вплоть до 1764 года, когда был основан Смольный институт благородных девиц. После этого стали создаваться и частные пансионы для дворянок.  

В начале XIX века система образования в России претерпела изменения. По уставу 1804 года образование можно было получать последовательно в приходских училищах, уездных училищах, губернских гимназиях и университетах. Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. Кроме того, существовали духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, благотворительные училища Ведомства учреждений императрицы Марии и учебные заведения Военного министерства.

В 1864 году Положением о начальных училищах вводились общедоступность и бессословность начального образования. Средние образовательные учреждения делились на классические гимназии и реальные училища. В них мог поступить каждый, кто успешно сдал вступительные экзамены. Поступить же в университеты могли только выпускники классических гимназий и те, кто сдал экзамены за курс классической гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в другие высшие учебные заведения (технических, сельскохозяйственные и другие).

После Октябрьской революции произошло кардинальное изменение системы образования, в ходе которых учебные заведения были запрещены, образование стало бессословным и общедоступным.

Согласно Конституции 1977 года, всем гражданам СССР было гарантировано право на получение бесплатного высшего и средне специального образования.

С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа, основными направлениями которой становятся стандартизация образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

На сегодняшний день среднее образование в России бесплатно и обязательно, высшее же образование может быть получено как на платной основе, так и на бюджетной в рамках общего конкурса. При этом система образования в России придерживается определённого комплекса принципов, определяющих функционирование системы образования. В первую очередь к таким признакам относится право личности на  свободное развитие и приоритет общечеловеческих ценностей. Таким образом, образование позволяет человеку успешно интегрироваться в общество, не теряя при этом своей индивидуальности, неповторимости, так же применяемой для достижения своих личных и профессиональных целей, саморазвития и развития общества в целом. Образование в России на данный момент является светским, а значит, оно не зависит от церкви, её догм и постулатов, развивается по своему пути. Третьим отличительным признаком современного образования в России можно назвать его свободу и плюрализм: ученикам преподносятся различные аспекты изучаемых вопросов, их многосторонние перспективы, всевозможные точки зрения на них учёных  и видных общественных деятелей, что позволяет обучаемому составить своё мнение по тем или иным вопросам вне зависимости от конкретного чужого мнения, выведя аналитическим и сравнительным путём точку зрения, близкую конкретно ему. Такая система образования позволяет будущим работникам умственной сферы труда развивать способность критически мыслить в сложной и неоднозначной жизненной ситуации, выбирая не навязанный кем-то извне путь, а следуя собственному опыту и мнению. Нельзя не отметить также единство федерального образования в России при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур. Такая политика в области образования способствует сохранению единства в Росси как в многонациональном государстве, способствуя вместе с тем поддержанию национальной самобытности этнических меньшинств, развитию особенностей их культуры и традиций. К важной составляющей образования стоит отнести также высокую степень внедрения технических новшеств, плотно вошедших в процесс обучения. Никого из нас уже не удивить уроками информатики, интерактивными досками, электронными дневниками и классными журналами, докладами, сопровождёнными анимированными презентациями почти на каждом уроке учебного плана, широкое использование аудио- и видеоматериалов для более доступной подачи учебной программы, не правда ли? Одной из тенденций образования, также относительно недавно ставшей для нас повседневностью, является его интернационализация, то есть обобщение образовательных программ разных стран, их сближение, постоянный диалог культур, делающий необходимым знакомство с другими странами, что важно для последующей профессиональной деятельности личности.  Достичь высокой степени взаимного проникновения культур среди молодёжи во многом помогают программы школьных обменов, которым уделяется особое внимание в школах, ориентированных на изучение иностранных языков.

Последние две тенденции, на мой взгляд, будут развиваться в России и в будущем, ведь, как мы можем наблюдать, совершенствование компьютерных технологий, равно как и расширение сфер международного сотрудничества набирает обороты, а значит подготовка населения, ориентированного на данное развитие будет играть всё большую роль при разработке учебных программ.

К направлениям модернизации образования в будущем можно отнести также  его  гуманизацию, то есть повышение внимания школы к индивидуальным интересам и особенностям учащегося. Так, например, будут в большем объёме проводиться меры по интеграции детей-инвалидов в учебный процесс, предоставления им равных условий доступа к образованию.

Необходимо также отметить, что образование будущего, скорее всего, будет занимать более длительный промежуток времени в связи с увеличением количества информации, владение которой является необходимым условием полноценной жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающего нас мира.

Как мы видим, система обучения в России претерпевала, претерпевает и будет претерпевать значительные изменения. На мой взгляд, непрерывное развитие образования – залог успешного воспитания молодёжи, передачи ей знаний, необходимых для жизни в ежедневно изменяющейся среде, а значит – гарантия дальнейшего модернизирования страны в целом и отдельных сфер её жизни, укрепления России как одной из ведущих мировых держав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Прошлое, настоящее и будущее Мирового океана"

Мероприятие для учащихся 7 класса, проводится в форме научно - практической конференции. Выступающие: гидрологи, климатологи, Биологи рассказывают о проблемах Мирового океана и его значении для челове...

Материалы конференции "Семья: прошлое, настоящее и будущее"

Материалы научно-практической конференции "Семья: прошлое, настоящее и будущее" 2012 год...

"История преподавания биологии в русской школе: прошлое, настоящее и будущее".

Выпускная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки учителей биологии. Содержит материал об истории преподавания биологии в русской школе, раскрывает проблемы современного преподавания б...

Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"

Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"...

Региональный конкурс «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее»

Региональный конкурс:«Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее»2017год - Смоленская областьТема: «Влияние когнитивных факторов на модели поведения потребителей в условиях демо...

Конспект урока литературы "Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов "серебряного века", 11 класс.

Конспект урока литературы "Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихотворениях поэтов "серебряного века", 11 класс....