Рабочая программа по плаванию для детей с ОВЗ (17 часов)
календарно-тематическое планирование по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Кузнецов Сергей Николаевич

В программе предлагаются рекомендации и планирование занятий по плаванию для детей с ДЦП и спастической диплегией на уровне основного и среднего общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

курса «Плавание» для обучающихся основного и среднего общего образования

с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП, спастическая диплегия)

(17 часов)

  1. Пояснительная записка. Рекомендации по работе с обучающимися данной категории.

Особую роль для укрепления здоровья детей с ДЦП и коррекции их двигательных нарушений играют купание и плавание.

Приучать к воде детей с ДЦП надо постепенно, после того как они уже освоились в купании в ванне. Вначале ребенок должен входить в воду вместе со взрослым.

Начинать обучению плаванию при температуре воды +29…32 градуса; при такой температуре достигается максимальное снижение мышечного тонуса и улучшение координации движений. Простое пребывание в воде и движения в ней не менее важны для детей с церебральным параличом, чем обучение плаванию.  

Важной предпосылкой к овладению плаванием является обучение ребенка уверенно ходить в воде, т.е. развивать опороспособность стоп; обучать лежать на воде в положении на спине (сначала с помощью инструктора); переходу из положения на спине в положение сидя или стоя; поворотам со спины на бок, на живот и наоборот. Ребенка надо приучить к воде, брызганию, погружению.

Все игры и упражнения с погружением головы в воду сначала выполняются с задержкой дыхания на вдохе (рот плотно закрыт), а затем и с выдохом в воду через рот. Поэтому перед обучением детей с ДЦП плаванию надо научить их плотно закрывать рот и выдыхать через рот.

Первый этап обучения плаванию предполагает развитие у ребенка чувства уверенности  в воде. На следующем этапе у ребенка воспитывают самостоятельность в воде. Взрослый не должен постоянно выполнять роль «спасательного круга».

Затем ребенка учат скольжению на спине с легкой поддержкой его под лопатки.

При обучении детей с церебральным параличом плаванию широко используются различные вспомогательные средства: жилеты, надувные плавательные воротники, которые улучшают контроль над положением головы, надувные манжеты (нарукавники), специальные шлемы на голову, различные надувные круги. Для каждого ребенка вспомогательные средства подбираются индивидуально с учетом его двигательных нарушений и возраста.

В зависимости от характера двигательного нарушения выбирается и способ обучения плаванию. Так, детей со спастической диплегией и выраженной тугоподвижностью в суставах рук и ног лучше начинать обучать плавать на спине с помощью нарукавников.

При насильственных движениях с отсутствием стабильного положения головы полезно использовать надувные плавательные воротники. Детей с атаксией лучше обучать плаванию на спине кролем. Вообще этот стиль плавания более других подходит большинству детей с ДЦП.

Крайне важно при обучении плаванию овладеть правильными движениями ног, что также трудно для детей с ДЦП. Ребенка у которого повышен тонус в ногах, обучают работать ногами, сгибая их в коленях (как при езде на велосипеде), при этом ребенок сам держиться за поручень или его держит инструктор. В положении на животе инструктор берет ребенка за ноги (за голеностопный сустав) и производит попеременные движения ногами, сгибая их в коленях, до тех пор пока ребенок не начнет работать самостоятельно.

Если же у ребенка нормальный тонус в нижних конечностях или незначительно повышен,  тогда обучают работать ногами плавно вверх-вниз в спокойном, медленном темпе. Следить,  чтобы ноги были вытянуты и на поверхности воды слегка показывались носки (ребенок- на спине) или пятки (ребенок-на животе). Движения ногами вначале обучают на суше (сидя на полу или на скамейке), затем на мелкой части воды. При правильном движении ног  носки слегка вспенивают воду.

После того,  как ребенок  овладеет движениями ног, его обучают движениям рук. Простейшие движения рук состоят в их попеременном вытягивании под водой вперед. Затем ребенка учат грести ими по направлению к бедру: когда одна рука гребет, другая вытягивается вперед. Гребок совершается выпрямленной рукой, пальцы сжаты. Закончив гребок у бедра, руку сгибают в локте и выносят вперед до полного выпрямления. Ребенка учат грести руками плавно, не торопясь, слегка ускоряя движение к концу гребка.

Движения рук и ног должны быть беспрерывными. Каждый гребок рукой сопровождается 3-4 попеременными движениями ног.

При плавании на спине выполняются те же движения, что и при плавании на груди. Руки вытянуты и совершают у бедер плавные нажимы на воду. Голова свободно опущена на воду, лицо обращено вверх. Необходимо следить, чтобы дети не закидывали голову назад.

Нельзя ребенка с церебральным параличом обучать плаванию насильно. Прежде всего у него надо преодолеть страх воды, заинтересовать его, превратив обучение плаванию в увлекательное занятие.

                                        Диагностическая карта

                     Ребенка с детским церебральным параличом по лечебному плаванию.

             

Преодоление

Водобоязни

Выдох в воду

Погружение в воду

Передвижение в воде

Лежание в воде

Движения ногами

Н.к

К.к

Н.к

К.к

Н.к.

К.к

Н.к

К.к

Н.к

К.к

Н.к

К.к

0-5 баллов – без изменений.

6-12 баллов- незначительные улучшения.

13-18 баллов- улучшение.

               

                           

Диагональная гимнастика.

Применяется в основном у детей с заболеваниями ц.н.с.

Включение большого количества различных мышечных групп в выполнении упражнения, активизирует подкорковые структуры головного мозга, улучшается взаимодействие между правым и левым полушарием, необходимое для полноценного овладения речью, чтением, письмом. Улучшается  координация движений и точность движений. Повышается общая подвижность. Ускоряется овладение новыми двигательными навыками. Способствует снижению тонуса мышц, снижению гиперкинезов( непроизвольных насильственных движений в различных группах мышц).

Данный комплекс противопоказан для пациентов с выраженным болевым синдромом, при неадекватных психических реакциях на процедуру, при наличии контрактур крупных суставов, при наличии ярко выраженной гиперактивности, при злокачественных новообразованиях.

 

                       Комплекс диагональной гимнастики.

  1. Попеременное сгибание- разгибание в г/с суставах правой и левой ноги.
  2. То же в коленных суставах.
  3. То же в т/б суставах.
  4. Одновременное сгибание-разгибание в г/с суставах пр. и лев. ноги.
  5. То же в коленных суставах.
  6. То же в т/б суставах.
  7. Попеременное сгибание-разгибание в л/ч суставах пр. и лев. руки.
  8. Тоже в локтевых суставах.
  9. То же в плечевых суставах.
  10. Одновременное сгибание-разгибание в л/ч суставах рук.
  11. То же в локтевых суставах.
  12. То же в плечевых суставах.
  13. Совместное синхронное, асинхронное сгибание-разгибание в г/с суставе одной ноги и л/ч сус. другой руки.
  14. То же в коленном суставе одной ноги и в локтевом суставе другой руки.
  15. То же в т/б суставе одной ноги и в плечевом суставе другой руки.
  16. Совместное синхронное, асинхронное сгибание-разгибание в г/с суставах ног и в л/ч сус.рук.
  17. То же в коленных сус. ног и в локтевых сус. рук.        
  18. То же в т/б сус. ног и в плечевых сус. рук.
  19. Совместное сгибание-разгибание в г/с суставах ног и то в левом, то в правом л/ч суставе рук.
  20. То же в коленных суставах ног и то в левом, то в правом локтевом сус. рук.
  21. То же в т/б сус-х ног и то в левом, то в пр.плечевом суставе рук.
  22. То же в л/ч суставах рук и то в левом, то в пр. в г/с сус. ног.
  23. То же в локтевых сус. рук и то в лев. то в пр.коленном сус. ног.
  24. То же в плечевых сус. рук и то в лев. то в пр. т/б сус. ног.

Трехбалльная система оценки детей с диагнозом:

ДЦП (детский церебральный паралич)

по лечебному плаванию.

  1. Преодоление водобоязни.

0 баллов – ребенок боится сразу заходить в воду.

1 балл – ребенок заходит в воду, но вздрагивает при попадании на него брызг, готов вот-вот расплакаться.

2 балла – ребенок ведет себя скованно и нерешительно.

3 балла- ребенок охотно входит в воду, не боится ее.

       2. Выдох в воду.

     

  1. ребенок не делает выдох.
  2. ребенок делает выдох перед собой в воздух.
  3. при выдохе опускает губы в воду.
  4. опускает все лицо в воду.

 3. Погружение в  воду.

  1. не погружается, боится.
  2. погружается, держась за поручень неуверенно.
  3. погружается уверенно держась за поручень.
  4. погружается самостоятельно не держась.

       

      4. Передвижение в воде.

       

  1. не передвигается по дну бассейна.
  2. ходит, держась за поручень или за руки инструктора.
  3. ходит с минимальной поддержкой инструктора или с досточкой.
  4. ходит свободно, без поддержки.

       5. Лежание в воде.

     

  1. ребенок не ложится на воду.
  2. ребенок лежит в поддерживающих средствах с максимальной помощью инструктора, присутствует страх.
  3.  ребенок ложится с помощью инструктора, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа.
  4. ребенок лежит в воде на груди и на спине при различных положениях рук и ног.

        6. Движения ногами.

  1. ребенок не может двигать ногами.
  2. Двигает с максимальной помощью инструктора.
  3. Двигает с минимальной помощью инструктора.
  4. Самостоятельно двигает ногами, соблюдая поочередность ног.

Методические приемы коррекции двигательного развития детей с диагнозом ДЦП  на основе применения «тренажера ГРОССА»

При работе в этом тренажере у ребенка с ДЦП происходит более быстрое формирование необходимых двигательных навыков: шаговых движений, опороспособности, способности сидеть и стоять, ползать на четвереньках и удерживать голову. У детей активизируются самостоятельные движения, которые ребенок не может сделать без этого тренажера. Улучшается координация движений, активизируется мотивация к овладению движений. Ребенок может свободно перемещаться в пространстве во всех направлениях, вращаться вокруг своей оси, движения рук и ног не скованы.

В этом тренажере можно заниматься –

- сидя на стуле

- стоя на полу

- при передвижениях

- с использованием разных приспособлений

Для того чтобы ребенок освоился в тренажере, овладел всем арсеналом его возможностей, привык к новому состоянию и не испытывал чувства страха, требуется определенный период адаптации. Для этого ребенка закрепленного в страховочном поясе, оставляют на несколько минут в покое. Затем методист, придерживая за плечи ребенка, проводит легкие покачивания в разные стороны, осторожно вращает его вправо и влево.

Некоторые упражнения для развития шаговых движений и равновесия: ( для детей с диагнозом: ДЦП, спастическая диплегия)

  1. и.п.- стоя, ноги на ширине плеч, покачивания вправо и влево с переносом тяжести,  тела с одной ноги на другую. То же, одна нога выставлена вперед, другая назад.
  2. и.п.- стоя, поднять одну ногу, согнутую в колене, удержать равновесие. То же на др. ноге. Упражнение «цапелька».
  3. и.п.- стоя, присесть на одной ноге, вторая выпрямляется вперед. Вернуться в и.п. То же на др. ноге. Упр. «пистолетик».
  4. и.п.- стоя, ноги на ширине плеч, приседания к одной ноге, вторая нога выпрямлена в колене и отведена в сторону ( сделать выпад в сторону). То же с др. ноги.
  5. и.п.- стоя, поставить одну ногу на небольшое возвышение или ступеньку, вернуться в и.п. То же с др. ноги.
  6. и.п.- то же, поставить стопу на ступеньку, подняться на нее, приставив другую ногу. Вернуться в и.п. То же выполнить с др. ноги.
  7. Обычные приседания, держась за опору или самостоятельно.

       После того,  как ребенок освоился в тренажере ( нет негативных эмоций), можно приступать к освоению передвижений, начиная с обучения отталкиванию ногами и прыжкам. Для этого эластичные тяги подбираются т.о., чтобы их натяжение не противодействовало приседанию. Методист стоит сзади ребенка и держит свои руки на его коленях. Многократное выполнение этого упр. формирует у ребенка способность к отталкиванию.

Упражнения в передвижении:

  1. Ходьба. Эластичные тяги подбираются т.о., чтобы ребенок мог опираться на пол всей стопой. Методист стоит сзади ребенка и передвигает поочередно его ноги, ставя ногу вперед на пятку.
  2. Перешагивания через лежащие на полу гим. палки. Это упр. выполняется, если ребенок сам осуществляет шаговые движения.
  3. Овладение приставным шагом. С дальнейшим усложнением ( перешагивать через лежащий предмет).
  4. Учить передвигаться на коленях - вперед и назад. Из этого положения удобно обучать ребенка садиться на пятки и вставать на колени.
  5. Учить переходить с и.п.- стоя на коленях, в и.п.- стоя.
  6. Учить передвигаться на четвереньках. Методист поочередно переставляет руки и согнутые в коленях ноги вперед.
  7. Самостоятельное удержание равновесия и ходьба. Эластичные тяги ослаблены, давая возможность ребенку сохранить равновесие стоя и в ходьбе.

Перед тем, как начать заниматься в этом тренажере,  нужно сделать разминку - сделать упражнения для рук, туловища и ног, чтобы разогреть и подготовить суставы.

Разминку выполняют лежа на коврике ( для детей не умеющих принимать и удерживать позы ):

  1. Покачивание в позе «эмбриона», с согнутыми руками и ногами.
  2. Сгибание рук с перекрестом на груди и разгибание их в стороны.
  3. Одновременное и поочередное отведение рук вверх за голову и опускание вниз.
  4. Одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног.
  5. Повороты таза вправо и влево с согнутыми в коленях ногами, плечи фиксированы.
  6. Подъем таза вверх при фиксированных стопах.
  7. Повороты  туловища на правый и левый бок, на живот.

Основную часть выполняют в страховочном поясе. Главной задачей является стимуляция двигательной активности ребенка, повышение его функциональных возможностей за счет освоения новых движений. Иногда целесообразно выполнять одни и те же упражнения сериями из нескольких повторений.

 

  1. Календарно – тематическое планирование  по плаванию, 1 час в неделю.

     №

  урока

Наименование

раздела программы

Тема

урока

Кол – во

часов

Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения

1.

Плавание.

Основы знаний.

Инструктаж по технике безопасности

1

Вводный

 Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. Знакомство учащихся с научным определением предмета. Классификации и виды плавательных упражнений.

Знать требования инструкций.

Устный опрос

2

 Водные виды спорта

1

Обучение

Знакомство учащихся с существующими водными видами спорта (прыжки в воду, синхронное плавание, водное поло и т.д.). Техника и правила водных видов спорта.

Знать краткую историю и правила водных видов спорта

3

Термины и понятия по плаванию

1

Обучение

 Ознакомление учащихся с основными терминами и понятиями в плавании а также видами и стилями плавания.

Знать и уметь рассказать об основных терминах и стилях плавания

4

Понятие о технике и факторах, влияющие на нее

1

Обучение

Ознакомить учащихся с понятиями о технике, факторы,  влияющие на нее.

Знать понятия о технике и влияющих факторах

5

.ОРУ и специальные упражнения на суши

1

Обучение

Рассказать и показать ОРУ и специальные упражнения на различные группы мышц, значимость и важность упражнений перед практическими занятиями

Уметь демонстрировать ОРУ и специальные упражнения а также различные комплексы на группы мышц

6

Подготовительные упражнения по освоению с водой

1

Обучение

Показ и имитация подготовительных и дыхательных упражнений на суше. Проверочная работа по пройденному ранее материалу.

Знать алгоритм выполнения подготовительных и дыхательных упражнений на суше ( и дома на мелкой воде)

7-8

Техника спортивных способов плавания

Техника плавания способом кроль на груди

2

Обучение

Характеристика кроля на груди, рассказ и показ движений рук и  ног, общего положения тела, согласование движений с дыханием. Фазы движений.

На суше: знать подводящие упражнения, уметь их показать. Дома на мелкой воде: делать имитацию движений рук и ног, четко отрабатывать фазы гребков руками и ногами.

9

Техника плавания способом кроль на груди

1

Совершенствование

ОРУ и подготовительные упражнения на суше, дыхательные упражнения, повтор техники кроля на груди. Фазы движений рук и ног.

Уметь провести ОРУ и подготовительные упражнения, дыхательные упражнения на суше. Дома на мелкой воде: повтор подводящих упражнений  и техники кроля на груди.

.

10-11

Техника плавания способом кроль на спине

2

Обучение

Характеристика кроля на спине, рассказ и показ положения теля, движений рук и ног, согласованность движений, правильное дыхание.

На суше: знать подводящие упражнения, уметь показать их. Дома на мелкой воде: выполнять согласованные движения руками и ногами, четко отрабатывать фазы гребков руками и ногами

12

Техника плавания способом кроль на спине

1

Совершенствование

 ОРУ и подготовительные упражнения на суше, дыхательные упражнения, повтор техники кроля на груди. Фазы движений рук и ног.

Уметь провести ОРУ и подготовительные упражнения, дыхательные упражнения на суше. Дома на мелкой воде: повтор подводящих упражнений и техники кроля на спине.

13-14

Техника плавания способом Брасс

2

Обучение

Краткая характеристика способа брасс. Основные элементы техники. Рассказ и показ положения тела, движений рук и ног, согласованность движений, дыхание.

На суше: знать подводящие упражнения, уметь показать их. Дома на мелкой воде: выполнять согласованные движения руками и ногами, четко отрабатывать фазы гребков руками и ногами

15

Техника плавания способом Брасс

1

Совершенствование

ОРУ и подготовительные упражнения на суше, дыхательные упражнения, повтор техники выполнения движений в брассе. Согласованность движений рук и ног с дыханием.

На суше: уметь ОРУ и подводящие упражнения, дыхательные упражнения. Дома на мелкой воде: повторять технику выполнения движений способом брасс, отрабатывать фазы движения и скольжения в сочетании с дыханием.

16

Техника плавания различными способами

1

Совершенствование

Повторение ОРУ и специальных подводящих упражнений повтор техники плавания ранее пройденными способами (кроль на груди, кроль на спине, брасс).

Уметь проводить ОРУ и подготовительные упражнения на суше. Дома на мелкой воде повторять технику выполнения всех пройденных способов плавания. Проверочная работа по ранее пройденному материалу.

17

Основы знаний

1

Обучение

Основы знаний: «Достижения советских и российских пловцов на международных соревнованиях».

Знать и рассказать про достижения наших пловцов в международных соревнованиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре в 9 классе на 3 часа в неделю (всего 102 часа) авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образо­вания по математике 1.      (Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании...

Рабочая программа обучение плаванию для 5 классов 12 часов

Согласно программы "физическая культура", которую нам, президентскому кадетскому  училищу  присылает Военный Институт Физической Культуры для обучения плаванию отводиться 6 часов в первом тр...

Рабочая программа по плаванию. 1-2 класс

Рабочая программа по плаванию для учащихся 1-2 классов. Рассчитана на 1 час в неделю. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по английскому языку 2-3 классы (68 часов в год, 2 часа в неделю)

Данная программа предназначена для обучения младших школьников английскому языку в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Мир английского языка» авторов Кузовле...

Дополнительная образовательная программа по плаванию для детей дошкольного возраста

Программа предназначена для обучения  плаванию детей 4-6лет в условиях маленького бассейна,размером 3х4метра....

Рабочая программа коррекции двигательной сферы детей с ОВЗ Обучение плаванию

Программа коррекции двигательной сферы  детей с ОВЗ  Обучение плаванию...

Программа по плаванию для детей с ограниченными возможностями здоровья

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Плавание для лиц с ОВЗ» основана на сложившейся традиционной ш...