Воспитательная функция оценки на уроках физической культуры
материал по физкультуре на тему

Ирина Александровна Хвостова

Вопрос оценки способностей ребенка по физкультуре. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная функция оценки

на уроках физической культуры

Хвостова Ирина Александровна учитель физической культуры

МБОУ «Красивская СОШ» филиал «Кулевчинский»

Вопрос оценки способностей ребенка по физкультуре волнует многих родителей. Не у каждого ученика все физические качества достаточно высоки. Кто-то лучше бегает, кто-то – выполняет метание, а кто-то силен в подвижных играх. Как честно оценить каждого ребёнка и при этом не обидеть его? Ведь порой пара плохих отметок способна вызвать к физкультуре устойчивую неприязнь на всю жизнь.

Достижения в обучении физической культуре,  во многом зависят от заинтересованности учеников, физических способностей и  их активности. А залогом этого, в свою очередь, служат конкретные и посильные цели, достижение которых поощряется тем или иным образом, как правило, – оценками. Оценки являются не только инструментом рейтинга одноклассников, но и позволяют школьникам выделиться, проявить себя перед сверстниками и родителями. Поэтому необходимо очень ответственно относиться к диагностике уровня знаний и умений учеников, максимально гибко работая с отметками. У каждого ученика имеются индивидуальные особенности психического и физического развития, которые нельзя оценивать едино. Для одного ребенка определенная отметка - это всего лишь элементарный показ своих способностей (конкретно в физкультуре), а для другого – приложение немалых усилий и стараний. При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся.

Далеко не каждый полный ребенок, например, может хорошо подтянуться или выполнить подъем туловища на время. Так что же теперь – сразу ставить ему двойку? Если проводить аналогию с другими предметами, получается, что да. Ведь не говорим же мы по поводу математики: «Не ставьте ребенку двойку за то, что он не решил примеры, у него просто нет математических способностей». Там все просто: сколько нарешал, столько и получил. То же относится и к русскому языку: наделал ошибок, изволь получить соответствующую оценку.

Означает ли это, что физкультура должна оцениваться точно так же? Сделал нужное количество повторений, получил нормативный результат в секундах или сантиметрах, вот тебе хорошая (плохая) оценка – и никаких вариантов. На первый взгляд, все логично. Если, конечно, не принимать во внимание, что таким образом можно привить ребенку стойкое отвращение к предмету «физкультура» и даже к физическому развитию вообще.

На мой взгляд, при выставлении оценок главное – прогресс физического развития ребенка, улучшение его результатов, а не достижение одного конкретного показателя. Ведь как можно ставить двойку ученику, например, по прыжкам в длину, если к концу года он улучшил свой результат на 20–30 сантиметров, пусть даже по официальным таблицам его показатель говорит о низком уровне физической подготовки? Ребенок не просто старался, он смог намного улучшить свои достижения! Неужели это не достойно пятерки?

Как же сравнивать хорошо подготовленных учеников и слабо подготовленных? Кто лучше занимался? Для кого год прошел с большей пользой? Для того, у кого показатели были высокие, но остались на том же уровне, или для того, кто сумел преодолеть себя, старался изо всех сил и достиг максимально возможных на данном этапе высот?

С моей  точки зрения, прогресс в развитии физических качеств гораздо важнее. Дети должны стремиться улучшать свои достижения и не замыкаться в себе из-за того, что до лидера им все равно не дотянуться. Тогда у каждого ученика будет стимул, появится интерес, желание бороться. для ребенка самое главное – ощущать свою значимость. Подобное отношение к показателям можно привить всему классу, и тогда никто уже не будет смеяться над слабыми учениками. Ведь они, постаравшись, могут намного серьезнее улучшить свой результат, чем сильные. У них появляется возможность обогнать лидера, пусть и не по абсолютному результату. Многие слабо подготовленные дети, попав к хорошему, понимающему учителю, начинали с удовольствием заниматься физкультурой, а их спортивные одноклассники поддерживали своих товарищей и вместе с ними радовались достижениям. И слабо подготовленному, и хорошо подготовленному ученику хочется побеждать, а какая же победа важнее победы над самим собой? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка на уроке физической культуры.

Материал может быть полезен молодым учителям физической культуры, а также при подготовке выступления на заседании МО, педсовете....

Качество современного образования и его оценка на уроках физической культуры.

От того, каким будет образование в современной школе, зависит, будут ли наши дети жить в перспективной стране. Докладе рассказывается, что понимается под  качеством образования. Какие основные за...

Cодержание составляющих оценки результативности урока физической культуры в контексте требований ФГОС: метопределение; предметные; личностные.

Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема.Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность у...

Система оценки на уроках физической культуры с учетом требований ФГОС

    Итоговая оценка достижения планируемых результатов по физической культуре имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов к системе оценивания выполнения требований Стандарта...

Система оценки на уроках физической культуры с учетом требований ФГОС

Система оценивания образовательных достижений:На уроках физической культуры я оцениваю:физическую подготовленность,практические умения и навыки,теоретические знания,навыки организации физкультурно-озд...

Доклад на ММО учителей физической культуры «Воспитательная роль урока физической культуры».

Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Физическая культура - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическ...