Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся
статья по физкультуре на тему

Подвижные игры — один из важных способов воспитания детей в коллективе и через коллектив при руководящей роли педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podv.igra_.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся

Слово «игра» многозначно и исторически изменчиво. Оно служит для выражения представлений о различных действиях, явлениях и нередко употребляется условно. Известны, например, выражения: «игра цен», «игра слов» и т.д. Различный смысл приобретает слово «игра», когда речь идёт об играх древних людей, Олимпийских играх и о спортивных играх.

Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений, для подвижных игр характерны творческие активные двигательные действия, мотивированные их сюжетами (темами, идеями). Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными учителем или самими играющими). Они направляются на преодоление различных трудностей (препятствий) по пути к достижению поставленной цели (выиграть, овладеть определёнными приёмами).

Подвижная игра — собирательное понятие. Она охватывает представления о многочисленных разнообразных  играх, основанных на движениях. Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовленности и больших материальных затрат (инвентарь, оборудование).

Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях с большим или меньшим числом участников по различным правилам. Подвижные игры широко распространены среди детей и подростков. В педагогической практике игровой метод широко используется при решении задач общей физической подготовки, а кроме того, имеет вспомогательное значение в изучении учебного материала по физической культуре в разделах: гимнастика, спортивные игры, лёгкая атлетика, лыжная подготовка, а также в спортивных тренировках. Одновременно он служит важным фактором воспитания у занимающихся положительных моральных и волевых качеств.

Правильно организованные подвижные игры должны оказать благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.

Подвижные игры активизируют деятельность сердца и лёгких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме. При проведении игр необходимо следить за физическими нагрузками. При систематических занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки.

Однако нельзя доводить участников игр до переутомления. Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанными с двигательным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма учащихся. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания (натуживания).

Важно, чтобы игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему учащихся. Это достигается путём оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такой организацией игр, которая вызывала бы у них положительные эмоции. Такие эмоции благотворно влияют на важнейшие системы и функции организма (в частности на нервную систему), а также на самочувствие и поведение учащихся. Вместе с тем проявление отрицательных эмоций в играх (обида, страх, гнев и др.) нарушает нормальный ход нервных процессов, вредит здоровью. Подвижные игры должны приносить ученику моральное, эмоциональное и физическое удовлетворение.

При проведении подвижных игр необходимо полнее использовать их возможности для формирования у учащихся положительных черт характера, волевых качеств, а также воспитания нравственности. При правильном распределении игровых ролей между учащимися (с учётом физической подвижности, способностей и интересов каждого) они приучаются к взаимоуважению во время совместных действий и ответственности за свои поступки, привыкают помогать своим товарищам, если это требуется по ходу игр. В зависимости от качества выполнения роли тот или другой участник подвижных игр может заслуживать поощрение или, наоборот, порицание. Известно, что мнение сверстников оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. Таким образом, подвижные игры — один из важных способов воспитания детей в коллективе и через коллектив при руководящей роли педагога.

Однако при проведении подвижных игр нужно учитывать физиологические возможности учащихся в каждом возрасте. В I - IV классах (особенно в I - II) игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью в движениях, свойственных детям этого возраста. Они растут, и одновременно у них развиваются важнейшие системы и функции организма. Такие движения, как бег, подлезание, ползание, ритмичная ходьба и прыжки, дети лучше усваивают в игре.

Двигательный опыт детей этого возраста очень мал, поэтому нужно проводить несложные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. От простых игр надо переходить к более сложным, постепенно повышая требования к развитию и совершенствованию координации движений, поведению играющих, проявлению инициативы каждым участником игры.

Для проведения большинства игр в  I - IV классах нужны пособия и инвентарь. У детей младшего школьного возраста зрительный рецептор развит слабо. Им нужен красочный инвентарь, который легче воспринимать.

Объяснять игры младшим школьникам надо кратко, так как они стремятся возможно быстрее воспроизвести в действиях всё изложенное педагогом. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание выполнить ту или другую роль в игре.

Ученики I - IV классов очень активны. Они все хотят быть водящими, не учитывая своих возможностей. Поэтому в этих классах нужно назначать водящих в соответствии с их способностями. Водящим может быть игрок, победивший в предыдущей игре, оставшийся не пойманным, выполнивший задание лучше других, принявший самую красивую позу в игре и т.п. Выбор водящего должен помогать развитию у учащихся способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей, воспитывать у них ответственность за порученное задание и развивать элементарные организаторские навыки.

В V - VIΙ классах используются многие игры, разученные в I - IV классах. В них включают более разнообразные движения, вводят усложнённые препятствия на пути достижения цели. Учащимся этих классов рекомендуются игры с быстрыми движениями, требующими проявления ловкости, с преодолением препятствий, метанием и ловлей мяча, прыжками и перелезанием. Всё большее место занимают игры соревновательного характера. Ученики проявляют большой интерес к спортивным играм, поэтому во многие подвижные игры нужно включать элементы, подготавливающие детей к занятиям различными видами спорта.

В играх детей этого возраста особое место занимают командные игры, поэтому необходимо учить детей делить одноклассников на равносильные команды. Можно применять любые способы деления на команды, кроме выбора игроков капитанами, так как они ещё не могут объективно составлять равные по силам команды, В связи с тем, что учащиеся V - VΙΙ классов очень эмоциональны и им трудно дождаться своей очереди в эстафетах и гонках, лучше делить их на небольшие команды по 6—8 человек в каждой, чтобы одновременно играли 3—4 команды.

В данном возрасте учащиеся стремятся пользоваться советами своих товарищей и иногда считаются с ними больше, чем со взрослыми. Поэтому учителю

в некоторых случаях надо влиять на отдельных игроков через коллектив, привлекать его внимание к отдельным поступкам играющих.

При проведении игр с учащимися V – VIΙ  классов нужно решать такие задачи: закреплять и совершенствовать в игровой обстановке гимнастические и легкоатлетические движения, элементы ходьбы на лыжах; развивать быстроту бега в сочетании с преодолением различных препятствий; совершенствовать навыки в метании и ловле малого и большого мячей, силу в сочетании с ловкостью и быстротой, а также согласованные действия; воспитывать товарищескую взаимопомощь, творческую активность, умение правильно оценивать пространственные и временные отношения.

В связи с тем, что у учащихся VIII - IХ классов процессы возбуждения и торможения ещё не установились и часто возбуждение превалирует над торможением, общий эмоциональный тонус в игре очень высок, особенно у мальчиков. Азарт, свойственный подросткам, связан со стремлением быстро достигнуть конечной цели. В этом случае следует переключить интерес к конечной цели на сам процесс игры. Чтобы не допускать перевозбуждения, нужно пресекать неправильное поведение отдельных играющих соответствующим внушением, штрафом, а в отдельных, особенно грубых, случаях удалять нарушителей из игры. Иногда можно очень возбуждённых игроков переключать на роль помощников учителя (судьи). Учащиеся в этом возрасте очень самолюбивы, поэтому учителю не следует фиксировать общее внимание на неудачах отдельных игроков, лучше незаметно для других помочь им исправить недочёты. Особенно болезненно воспринимают критические замечания девочки-подростки в присутствии мальчиков. Надо очень тактично делать им замечания. Подростки любят действовать самостоятельно, инициативно, это их стремление следует использовать в играх: поручать им самим составлять новые правила и варианты игр(особенно для «Весёлых стартов» и спартакиад) и самостоятельно проводить их. .  

 Согласно общешкольному  календарному  плану в течение года в нашей школе проводятся  разные   соревновательные мероприятия.   В начальных классах – это «Веселые старты», различные подвижные игры, а старших классах, такие подвижные игры, как «Волейбол», «Пионербол».  В своей работе делаю «акцент» на  спортивные  игры. В связи с этим большая работа ведется в этом направлении. Ведутся секционные занятия по спортивным играм: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, лыжи. В школе веду кружок «Волейбол».  Активно принимаем участие по этим видам спорта на районных соревнованиях.  

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в подвижных играх нужно решать во взаимосочетании и единстве. Только в этом случае каждая игра будет действенным средством разностороннего физического развития и нравственного воспитания учащихся, когда все их возможности будут использованы наиболее полно и ярко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение-средство обучения и воспитания учащихся на уроках немецкого языка

Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранным языкам и культуре стимулирует не только интерес детей и изучению иностранного языка, но и развивает самостоятельность,активность к...

Краеведение - как средство обучения и воспитания учащихся на уроках иностранного языка.

Обновление содержания обучения иностранным языкам и культурам в средней школе - один из важнейших вопросов подготовки к реальной межкультурной коммуникации...

«Подвижные игры как средство физического воспитания при обучении лыжной подготовке детей младшего школьного возраста»

 На современном этапе, в связи с внедрением в общеобразовательной школе новых стандартов образования (ФГОС), наиболее важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе долже...

Краеведение как средство обучения и воспитания учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время.

В статье рассказывается, что невозможно осуществлять реальное общение, не зная традиции и обычай своего края. На уроках английского языка необходимо использовать краеведческий материал....

Игра как средство обучения и воспитания на уроках географии.

Игры для учащихся разных возрастных  групп как на уроках географии так и во внеурочной деятельности,Игры по материкам можно использовать вкачестве обобщающих уроков вформе игры " Что? Где? К...

Игра, как средство обучения и воспитания.

Игра, как средство обучения и воспитания....