Техника и методика обучения плаванию способом кроль на груди
статья по физкультуре на тему

Кроль – наиболее популярный и быстрый спортивный способ плавания. В тех видах соревнований, в которых разрешается плыть способом по выбору (вольным стилем), спортсмены предпочитают плыть кролем на груди. В вольном стиле разыгрываются дистанции от 50 до 1500 м, а также эстафеты 4 х 100 и 4 х 200 м. Способ кроль выбирают участники дальних проплывов на 5 и 25 км на открытых водоемах, а также участники спортивных многоборий, включающих плавание (триатлон, современное пятиборье, спасательное многоборье и др.). 
     При плавании кролем на груди спортсмен лежит на поверхности воды в горизонтальном положении (лицо опущено в воду) и выполняет поочередные гребки руками. В то время как одна рука, несколько согнутая в локте, выполняет гребок в воде спереди-назад, другая рука (также несколько согнутая в локте, но расслабленная) движется над водой вперед. Для вдоха пловец поворачивает голову лицом в сторону. После вдоха голова вновь поворачивается лицом вниз; выдох пловец выполняет в воду. 
     Гребки руками сочетаются с непрерывными попеременными Движениями почти прямыми ногами вверх-вниз у поверхности воды. Во время одного полного цикла движений руками (гребок левой и гребок правой) пловец успевает выполнить несколько движений (ударов) ногами. По количеству этих ударов различают двух-, четырех- и шестиударный варианты кроля. Все варианты рациональны; выбор зависит от задач обучения, индивидуальных особенностей пловца, условий плавания. В основу большинства методик начального обучения положено освоение техники шестиударного кроля. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavanie.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

 «Техника и методика обучения плаванию способом кроль на груди».

Содержание

1.Общая характеристика

2. Раздельно-целостный метод обучения плаванию

3. Обучение движению ног на суше

4. Обучение движению ног в воде

5. Обучение движению рук на суши и в воде

6. Изучение гребков в согласовании с движениями ног

7. Дыхание

8. Обучение раздельно-попеременному движению на суше и в воде

Список литературы

  1. Общая характеристика

     Кроль – наиболее популярный и быстрый спортивный способ плавания. В тех видах соревнований, в которых разрешается плыть способом по выбору (вольным стилем), спортсмены предпочитают плыть кролем на груди. В вольном стиле разыгрываются дистанции от 50 до 1500 м, а также эстафеты 4 х 100 и 4 х 200 м. Способ кроль выбирают участники дальних проплывов на 5 и 25 км на открытых водоемах, а также участники спортивных многоборий, включающих плавание (триатлон, современное пятиборье, спасательное многоборье и др.). 
    При плавании кролем на груди спортсмен лежит на поверхности воды в горизонтальном положении (лицо опущено в воду) и выполняет поочередные гребки руками. В то время как одна рука, несколько согнутая в локте, выполняет гребок в воде спереди-назад, другая рука (также несколько согнутая в локте, но расслабленная) движется над водой вперед. Для вдоха пловец поворачивает голову лицом в сторону. После вдоха голова вновь поворачивается лицом вниз; выдох пловец выполняет в воду. 
    Гребки руками сочетаются с непрерывными попеременными Движениями почти прямыми ногами вверх-вниз у поверхности воды. Во время одного полного цикла движений руками (гребок левой и гребок правой) пловец успевает выполнить несколько движений (ударов) ногами. По количеству этих ударов различают двух-, четырех- и шестиударный варианты кроля. Все варианты рациональны; выбор зависит от задач обучения, индивидуальных особенностей пловца, условий плавания. В основу большинства методик начального обучения положено освоение техники шестиударного кроля. 

  1. Раздельно-целостный метод обучения плаванию

     При изучении всех спортивных способов плавания применяют раздельно-целостный метод обучения. Сущность его состоит в том, что в начале осваивают отдельные элементы, а затем весь способ в целом.

     Изучить кроль на груди бывает весьма непросто. Чтобы овладеть попеременными движениями рук в согласовании с дыханием, свободной работой ног, требующей быстрого включения и выключения работающих мышц, необходимы многократные повторения движений на суше и в воде.

     Для любого спортивного способа плавания общепризнана следующая последовательность изучения его элементов. Вначале осваивается движение ног, затем движение рук и после этого согласование движений рук и ног. Каждый элемент изучается с произвольным дыханием, с задержкой дыхания на вдохе и в согласовании с дыханием.

  1. Обучение движению ног на суше

     Наиболее распространенным упражнением при изучении движений ног на суше является попеременное движение прямыми ногами в положении сидя на полу или на скамейке. При выполнении этого упражнения носки ног должны быть вытянуты и повернуты вовнутрь. Ноги в коленях прямые, размах движений стоп около 40 см. При движении прямыми ногами требуется постоянное напряжение мышц бедра, исключается даже незначительное сгибание ног в коленных суставах.

     Такая постановка задачи преследует цель создать представление об усилиях при работе ногами. Формирование двигательного навыка в плавании осложняется тем, что при выполнении движений в воде занимающиеся лишены возможности видеть свои действия. При выполнении движений на суше прямой ногой формируются мышечные ощущения, сходные с теми, которые возникают в воде.

     После освоения упражнения в положении сидя переходят к изучению движений ног в положении на груди.

  1. Обучение движению ног в воде

     После того как будут освоены движения ног на суше, можно начинать работу ног в воде. Первые движения ногами необходимо выполнять, держась руками за какую-нибудь неподвижную опору. Такой опорой может быть поручень или край сливного бортика бассейна. С самого начала ведущему занятие надо следить, чтобы у занимающихся не появлялось чрезмерного сгибания ног в коленях. Движение ног с приподнятой головой сменяется упражнением на задержанном вдохе при опущенном в воду лице. Затем выполняется упражнение в согласовании с дыханием, при котором поворот головы для вдоха делается вначале в сторону прижатой правой руки, а затем в сторону прижатой левой руки. Теперь следует переходить к изучению движений ног в безопорном положении. Наиболее простым из этой серии упражнений является движение ног с расположенными впереди руками. Вдох при этом выполняется с подниманием головы лицом вперед. На первых этапах обучения допустимо при поднимании головы делать поддерживающие гребковые движения кистями рук, облегчая ими удержание головы над водой. Затем это же упражнение необходимо провести на задержанном вдохе. Упражнение на задержанном вдохе выполняется всего 5-10 с. Более длительная задержка дыхания вызывает ощущение удушья, мешающее сосредоточивать внимание на выполняемом движении. Более сложным в изучении движений является плавание одними ногами с вытянутой вперед одной рукой и прижатой к телу другой. Надо иметь в виду, что освоить движения ног кролем за одно или за два занятия невозможно. Навык движения ногами, при котором не возникает усталости мышц, чаще появляется на пятом или шестом занятии.


  1. Обучение движению рук на суши и в воде

     Обучение движениям рук также начинается на суше. В положении полунаклона одна рука опирается на согнутое колено одноименной ноги, другая вытянута вперед, выполняется имитация гребка и подготовительного движения. Гребок и подготовительное движение изучаются по частям: вначале имитируется вход руки в воду, затем начало гребка и его окончание, потом выход руки из воды и пронос ее над водой. Затем упражнение повторяется в согласовании с дыханием. Во время гребка рукой голова поворачивается и делается вдох. При возвращении руки в исходное положение голова поворачивается лицом вниз и выполняется выдох. Имитацию каждого последующего гребка можно начинать только тогда, когда занимающийся закончит выдох.

     Освоив раздельное движение рук на суше, переходят к изучению их движения в воде. Обучение всегда начинается с упражнений из исходного положения стоя на дне. В воде, как правило, повторяются все имитационные упражнения, которые выполнялись на суше. Во время выполнения упражнения голова занимающегося поднята над водой. В этом исходном положении имитация гребка должна осуществляться без ускорения.

     После того как будут изучены подготовительное и гребковое движения с поднятым над поверхностью воды лицом, приступают к изучению движений рук с опущенным в воду лицом. Упражнение выполняется на задержанном вдохе поэтому по продолжительности оно может быть не более 10-15 с. Занимающемуся следует держать глаза в воде приоткрытыми и контролировать движение руки.

     Изучив движение рук, можно начинать осваивать гребки в согласовании с дыханием. Поворот головы для вдоха изучается вначале в сторону гребка одной руки, а затем в сторону гребка другой руки. Голова для вдоха поворачивается в тот момент, когда рука заканчивает гребок. Раздельное движение рук повторяется многократно, сериями по 20-30 раз подряд.

  1. Изучение гребков в согласовании с движениями ног

     После имитации движений рук в согласовании с дыханием приступают к изучению гребков в согласовании с движениями ног. Выполнив скольжение с руками, вытянутыми вперед, начинают движение ногами и, не поворачивая головы для вдоха, делают несколько гребковых движений вначале одной, а потом другой рукой.

     Освоив движение рук на задержанном вдохе, приступают к выполнению гребкового и подготовительного движения в согласовании с дыханием. При изучении кроля это упражнение является основным, и от того, насколько качественно оно изучено, во многом зависит успех овладения этим способом плавания. Вдох так же, как и на суше, изучается вначале под одну, а затем под другую руку.

     Так же, как и предыдущее, это упражнение повторяют сериями много раз, добиваясь легкого и непринужденного дыхания, правильного согласования дыхания и движения руки, ощущения давления ладонью о воду.

  1. Дыхание

     Для вдоха пловец поворачивает голову лицом в сторону руки, завершающей гребок. Вдох выполняется через рот во время выхода руки из воды. 
     При повороте головы в сторону для вдоха необходимо удерживать ее на продольной оси тела и не приподнимать над водой. После вдоха пловец вновь поворачивает голову лицом вниз и начинает постепенный выдох в воду через рот и нос. Дыхательный цикл завершается энергичным «выталкиванием» остатков воздуха через рот в тот момент, когда голова пловца вновь поворачивается лицом в сторону для очередного вдоха и рот оказывается над водой. 
     Наиболее естественным ритмом дыхания являются один вдох и выдох на полный цикл движений (два гребка руками). Хорошо подготовленные пловцы используют один вдох и выдох на три гребка руками. В последнем случае голова пловца поворачивается для вдоха поочередно то в одну, то в другую сторону. 

  1. Обучение раздельно-попеременному движению на суше и в воде

     Освоив гребок с дыханием под одну и под другую руку, переходят к раздельно-попеременным движениям. На суше из исходного положения стоя в полунаклоне, руки впереди имитируется гребковое и подготовительное движение поочередно одной, а затем и другой рукой. Необходимость переключения внимания с одной руки на другую в упражнениях с попеременными движениями заметно усложняет освоение гребков руками, но в то же время создает благоприятные предпосылки для изучения в дальнейшем согласованного движения рук.

     Овладев раздельно-попеременным движением рук на суше, его затем выполняют в воде, стоя на дне. Имитируют движения в положении, когда лицо опущено в воду, а затем в согласовании с дыханием.

     В безопорном положении, плывя ногами кролем, вначале выполняют так же, как и на суше, движения руками на задержанном вдохе с опущенным в воду лицом. Длительность каждого упражнения не должна превышать 10-15 с, и его не следует повторять более 3-4 раз, так как плавание на задержанном вдохе быстро вызывает утомление.

     Переходя к раздельно-попеременному плаванию в согласовании с дыханием, следят за тем, чтобы у занимающегося не нарушался ритм движений, длина гребка обеих рук и поворот плеч при вдохе в одну и другую стороны были одинаковыми.

     Однако при всех тех полезных качествах, которые развивает это упражнение, выполнять его с большим количеством повторений нельзя, так как может произойти формирование стойкого навыка раздельного движения рук, что в последующем отрицательно повлияет на развитие способности тонко ощущать передачу гребкового усилия с одной руки на другую.

     С переходом к слитным движениям не следует торопиться. Только после того, как будет достигнута согласованность дыхания с движениями рук, переходят к плаванию с движениями ног в полураздельном и слитном согласовании.

Список литературы

  1. Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. Обучение плаванию. Москва: "Просвещение", 1991г.
  2. Л.П. Макаренко "Техника спортивного плавания"
  3. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. М., " Просвещение", 1974.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по плаванию для учащихся 3-5 классов "Обучение плаванию способом кроль на груди (движение ног, рук, дыхание)"

Цель: обучить согласованной работе рук, ног  и дыхания в кроле на груди.Задачи урока: 1. Образовательная:       •    обучать технике  гребка...

Техника и методика обучения плаванию способом кроль на груди

Методическая разработка "Техника и методика обучению плаванию способом кроль на груди"....

«Совершенствование техники плавания способом кроль на груди»

Методическая разработка урока для 7-х классов по совершенствованию техники плавания способом кроль на груди....

Методика обучения плаванию способом брасс.

Брасс — один из популярных способов плавания. Возможности его применения многогранны.Так, хорошо известно оздоровительное значение плавания брассом, благоприятное гигиеническое воздействие его н...

«Обучение техники плавания способом кроль на груди»

Обучить технике спортивного плавания способом кроль на груди....

Комплекс упражнений для совершенствования техники плавания способом кроль на груди

Предстваленны упражнения зарубежных тренеров, погомающие совершенствовать технику плавания, увеличивать силу гребка....