Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры
статья по физкультуре (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Поцелуйко Светлана Викторовна

Спорт - это универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия. Он не требует дорогостоящих лекарств или процедур. Спорт требует лишь воли и стремления к поставленной цели. Несмотря на кажущуюся несовместимость понятий, музыка и спорт уже несколько веков идут рука об руку. В спорте музыка всегда использовалась для подчеркивания особой важности происходящего, для создания определенного настроения, как у зрителей, так и у соревнующихся спортсменов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поцелуйко Светлана Викторовна

Яковлева Ирина Валентиновна

Учителя физической культуры

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 644

г. Санкт – Петербург

Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры

«Слово и действие становятся высоко значительными,

когда музыка берет их на свои крылья»

Анатолий Васильевич Луначарский

В современном мире мотивация людей на любую деятельность является первостепенным фактором успешности. Ни для кого не секрет, что без положительной мотивации, без позитивного настроения, без желания, ни один из нас не будет успешен ни на работе, ни в жизни. И вопрос об учебной мотивации возникает так же остро. На эти критерии влияют как занятия спортом, так и музыка. Трудно себе представить нашу жизнь без музыки.

Занимаясь в зале, делая пробежку на улице, совершая покупки в магазине, занимаясь домашними делами – везде музыка сопровождает нас. Может быть это помогает нам отвлечься, может, способствует повышению производительности, так или иначе, жить с музыкой приятнее. Без физической культуры, так же, как и без музыки, мы не обходимся ни дня. И единство этих двух культур объединяет наши усилия для достижения результата, цели. Мы можем с уверенностью говорить о том, что «Спорт аккомпанирует успеху».

Воздействие той или иной музыки на человеческий организм и психику многогранно и известно человечеству с древнейших времён. О том, что музыка может лечить, было известно еще в глубокой древности. Священные песнопения применялись на Востоке для лечения людей. От разных болезней музыка применялась в Индии, Тибете, Китае.  В Древней Греции одним из главных требований к врачам, судьям и педагогам было многолетнее изучение и знание музыки.

Спортсмены часто во время тренировок, соревнований для достижения наилучшего результата предпочитают оставаться наедине с музыкой, которая своим ритмом либо успокаивает их, либо создаёт «боевой» настрой, либо просто отвлекает от лишнего шума и ненужных эмоций.

Так же и в учебной деятельности, на уроках физической культуры, необходимо использовать музыкальное сопровождение как всего урока, так и отдельных его частей. Таким образом учитель использует межпредметные технологии в преподавании предмета.

Музыке можно дать разные определения. Музыка – это вид искусства, в котором художественные образы передаются при помощи особенной организации звуков и тишины. Также музыка – это средство или способ передачи эмоций и чувств.

Спорт - это универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия. Он не требует дорогостоящих лекарств или процедур. Спорт требует лишь воли и стремления к поставленной цели.

Несмотря на кажущуюся несовместимость понятий, музыка и спорт уже несколько веков идут рука об руку. В спорте музыка всегда использовалась для подчеркивания особой важности происходящего, для создания определенного настроения, как у зрителей, так и у соревнующихся спортсменов.

Любые виды спорта связаны с музыкой. Оба эти понятия имеют драйв и адреналин. И, соответственно, являются мотивирующими к активной деятельности (и учебной, и познавательной).

Музыка звучит везде - в футболе, хоккее, в бассейнах и на катках. Она помогает настроиться на любую тренировку или соревнование, делает занятия спортом более динамичными, активными и позитивными. И, согласно мнению учёных, музыка оказывает весьма существенное действие на наш организм.

Ещё в далёком 1911 году американский исследователь Леонард-Айрес обнаружил, что велосипедисты крутили педали быстрее в то время, когда играл оркестр, чем тогда, когда музыкальное сопровождение отсутствовало. С тех пор психологи провели около сотни исследований на тему влияния музыки на производительность и результативность в различных видах физической деятельности.

На уроках физической культуры учащиеся активнее выполняют разминку под музыку, с большим интересом приступают к выполнению гимнастических упражнений в основной части урока, рефлексия проходит в непринужденной обстановке под спокойную музыку. Учащиеся с желанием идут на урок, сами подбирают музыку, учитывая темп под различные виды деятельности. И, соответственно, достаточно замотивированный школьник будет регулярно заниматься физической культурой как на уроках, так и самостоятельно.

Учёные обратили внимание, что важным качеством музыки при занятиях спортом становится темп. У большинства людей существует инстинкт – стремление синхронизировать свои движения вместе с ритмом, это когда при звуках музыки нам хочется пуститься в пляс.

Музыка также повышает выносливость с помощью эмоций.

Есть виды спорта, которые просто не могут существовать без музыки. Это - фигурное катание, синхронное плавание, художественная гимнастика, вольные упражнения в спортивной гимнастике у женщин.

Так же существуют некоторые виды единоборств неразрывно связанные с музыкой. Например, капоэйра очень тесно связана с музыкой.

Ни для кого не секрет, что профессиональные музыканты выкладываются на сцене не меньше, чем знаменитые спортсмены. Стоит отметить, что для многих звезд мировой сцены спорт — больше чем просто хобби. Подтверждением этим словам служат примеры великих спортсменов, которые занимаются музыкой, и великих музыкантов, которые неразрывно связаны со спортом.

И в поиске информации по этому вопросу учитель использует метапредметные технологии, мотивируя детей на познавательную деятельность.

Элвис Пресли: Прежде, чем стать королем рок-н-ролла, играл в американский футбол

Элис Купер : В музыке: шок-рокер, чье имя давно стало нарицательным. В спорте: Монстр гольфа. После определённых обстоятельств, он считал, что играет в гольф даже чаще, чем профессиональные гольфисты.

Хулио Иглесиас: В музыке: самый знаменитый испанский певец, продавший сотни миллионов пластинок. В спорте: Иглесиас защищал ворота дубля «Реала».

Ванесса Мэй: В музыке: Стала самым юным в истории музыкантом, записавшим скрипичные концерты и Бетховена, и Чайковского. В спорте: Мэй занималась горными лыжами с 4 лет и уже в детстве мечтала об Олимпиаде. Несколько лет назад Мэй начала тренироваться профессионально и наконец получила место в команде Таиланда на Олимпиаде в Сочи.

Зураб Соткилава: В музыке: один из самых известных советских оперных теноров, несколько десятков лет певший в Большом театре в знаковых постановках — от «Отелло» до «Аиды». В спорте: вплоть до начала 60-х Соткилава был профессиональным футболистом и о творческой карьере задумывался во вторую очередь.  

Николай Фоменко: Известный автогонщик и шоумен долгое время являлся также лидером группы "Секрет". В автоспорте он сумел пробиться даже в "Формулу-1" в качестве одного из руководителей ныне больше не существующей команды "Маруся"

Ирина Слуцкая: Двукратная чемпионка мира и двукратный призер Олимпиад по фигурному катанию, став телеведущей, занялась вокалом.

Николай Валуев: Бывший чемпион мира по боксу в супертяжелом весе. Николай Валуев несколько лет назад вместе с солистом группы "Челси" Дэном Петроффом записал рэп-композицию . По словам Валуева, припев к этой песне он писал сам в виде молитвы, которую нужно произносить перед выходом на ринг и просить Всевышнего о победе.

А также многие другие спортсмены-музыканты и музыканты-спортсмены, такие как Ник Мейсон, Скулбой Кью, Луи Томлинсон, Руслан Нигматуллин, Алексей Зуев, Егор Титов, Андрей Нутрихин и другие.

Анатолий Васильевич Луначарский сказал, что «Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берет их на свои крылья». И в подтверждение этому – творческий путь Александры Пахмутовой. Сама Пахмутова не занималась профессиональным спортом, но, тем не менее, ее песни были напрямую связанны со спортом. Она писала их с целью поддержать дух спортсменов. Пахмутова старалась своим творчеством донести до людей важность спорта в жизни каждого. Среди почти четырёхсот песен, созданных композитором, широко известны такие, как: Герои спорта; Трус не играет в хоккей; Команда молодости нашей, До свиданья, Москва! (прощальная песня Олимпиады-80).

Занятия под музыку сильно отличаются от занятий в «тишине». Мы сделали некоторые выводы из нашей работы:

•        Музыкальное и физическое образование взаимосвязаны, их роль в формировании психического состояния человека не вызывает сомнения.

•        Ученые нескольких стран мира заявили о том, что музыкальное образование в школе, использование соответствующей музыки в высших учебных заведениях, и особенно в спортивных, должно оказать существенное влияние на психологическое и духовное состояние спортсменов, детей, молодежи и других групп населения.

Мы пришли к выводам, что музыка оказывает влияние на психофизическое состояние человека. Она может бодрить, расслаблять, успокаивать, направлять, даже лечить и помогать преодолевать физическую боль и это доказывают многочисленные исследования. И подтверждение нашим выводам мы можем найти в словах Платона: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Содержание  Введение ..................................................................................................Глава I. Теоретические основы методов стимулирования учебной деятельнос...

Критерии оценивания продуктивной деятельности учащихся на уроках физической культуры

Качественные и количественные критерии успеваемости учащихся по базовым составляющим физической подготовки и итоговая оценка...

СТАТЬЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

В статье "эмоционально-игровая деятельность учащихся на уроках физической культуры" говориться о значимости  третьего урока физической культуры. О том ,что можно использовать разные виды спорта.И...

Психологическме основы активизации деятельности учащихся на уроках физической культуры.

Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическ...

Проектная деятельность учащихся на уроках физической культуры

Характеристика темы: распространение опыта проектной деятельности в области физкультуры с точки зрения реализации деятельностного подхода в образовании....

Организация деятельности учащихся на уроке физической культуры

Организация деятельности учащихся на уроке физической культуры. Заметки из опыта работы....

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры и спортивных секциях, а также передача опыта в данном направлении между учителями физической культур

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации нео...