СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой
статья по физкультуре на тему

Шамаева Галина Ивановна

Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблема

Физическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета направлено на укрепление здоровья, совершенствование двигательных умений и навыков. При систематических занятиях физической культурой «повышаются функциональные возможности организма» [5, с. 581], поднимается «настроение благодаря выработке эндорфинов» [2, с. 73], в то время как недостаток физической активности приводит к ослаблению защитных сил организма.

Дозированные физические нагрузки, их постепенное увеличение с учетом возраста и состояния здоровья подростков способствуют развитию их волевых качеств. Это, в свою очередь, оказывает благоприятное воздействие на поведение обучающихся: они становятся «менее внушаемыми, что помогает избежать негативного влияния других людей» [5, с. 581]. Таким образом, вполне закономерно, что физическая культура – неотъемлемый компонент в воспитании, обучении и развитии школьников.

Между тем, как показывают результаты экспериментальных исследований, проведенных специалистами Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма [1], современные школьники находят множество причин объективного и субъективного характера, чтобы не посещать уроки физического воспитания. В числе причин, относимых к первой группе, они называют недостаточную материально-техническую базу учебного заведения (чрезмерная загруженность спортивного зала, недостаточное количество тренажеров, отсутствие душевых).

Причины второй группы связаны с отсутствием интереса к тем упражнениям, которые предлагает выполнять на уроке учитель. Данные исследований свидетельствуют о том, что мальчикам-подросткам интересно заниматься футболом (практически пятая часть опрошенных), легкой атлетикой, баскетболом, плаванием и прыжками в воду, единоборствами. Девочек-подростков привлекают легкая атлетика (треть опрошенных), спортивные танцы и аэробика, плавание, теннис, единоборства [1].

Как нетрудно заметить, налицо противоречие между программными требованиями к перечню осваиваемых навыков в области конкретных видов спорта и интересом подростков к иным видам физической активности. Справедливости ради стоит подчеркнуть, что программное содержание предмета предусматривает организацию игр в футбол и баскетбол, проведение эстафет и соревнований по легкой атлетике, включение элементов единоборств в качестве упражнений. Но их количество незначительно по сравнению с тем, чего бы хотели подростки.

Обозначенное противоречие позволяет сформулировать проблему: каковы организационно-педагогические условия привлечения подростков к занятиям физической культурой? Для решения проблемы, проанализируем несколько работ, авторы которых занимались осмыслением проблемы, сходной с нашей. Так, в публикации А.В. Уколова и Т.Е. Жильцовой «К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом» указано, что решение проблемы заключается в изучении мотивации обучающихся.

Авторы статьи убеждены в том, что привлечение к занятиям невозможно без установления побудительных мотивов личности.

Организовав изучение мотивационной сферы школьников, исследователи выделили четыре мотива:

  1. самосовершенствование (для девочек-подростков – коррекция недостатков фигуры, для мальчиков-подростков – развитие силовых качеств),
  2. самоутверждение (сравнение себя с ровесниками),
  3. подражание (поступать как сверстник или старший друг),
  4. приглашение (заниматься за компанию).

Также мотивы занятий физической культурой и спортом были подразделены на два типа: преобладание результативной или процессуальной мотивации. Если для подростков доминирующим является первый тип, то они будут ориентированы на получение высоких результатов, хотя не всегда способны этого добиться по причинам субъективного характера [5, с. 582]. Если же доминирующим является второй тип, то подросткам будет интересен сам процесс занятий физической культурой и спортом, поэтому они будут стремиться к участию в различных соревнованиях.

На основе проведенной работы А.В. Уколов и Т.Е. Жильцова сделали вывод о том, что проведение уроков физической культуры с подростками будет эффективным при условии, если в учебном заведении будет разработан «алгоритм привлечения к регулярным занятиям» на основе информации о мотивации школьников [5, с. 582].

Иное условие, необходимое для привлечения подростков к урокам, названо в публикации исследователя С.П. Логуткова «Рефлексивная культура педагога как фактор мотивации учащихся к занятиям физической культурой» [3]. Автор публикации обосновывает тезис о ведущей роли учителя в этом процессе. Именно от целенаправленных усилий педагога, подчеркивается в тексте работы, будет зависеть интерес школьников к урокам. Сами усилия С.П. Логуткова связывает с умением учителя осуществлять рефлексию.

Рефлексия – это не только способность давать качественную оценку своей профессиональной деятельности, но и совокупность других умений и навыков, образующих данную компетенцию:

  1. отношение в целом к выбранной профессии,
  2. убедительность действий,
  3. выраженность позитивного отношения к обучающимся,
  4. характер сотрудничества между учителем и его воспитанниками,
  5. эмоциональность объяснения материала,
  6. творческий подход к организации занятий [3].

Сформированность рефлексии, считает С.П. Логутков, является тем важным фактором, благодаря которому возможно изменить «отношение учащихся к урокам физической культуры, и, как следствие, мотивацию к занятиям» [3, с. 129]. Автор статьи выражает уверенность в том, что благодаря педагогической рефлексии учитель сможет осуществить корректирование традиционного урока с учетом интересов каждого школьника, его возрастного развития, индивидуальных особенностей, физического потенциала.

Свой вклад в развитие научных представлений о стимулировании школьников к занятиям физической культурой внес исследователь Е.М. Ревенко. В статье «Изменение критериев оценивания учащихся как условие повышения мотивации к урокам физической культуры» [4] автор пишет о том, что существующая в настоящее время система установления соответствия учебных достижений ребенка тем требованиям, которые зафиксированы в образовательных программах, нуждается в пересмотре.

Это связано с объективным изменением уровня физического развития детей, родивших в новом тысячелетии. Ухудшение экологии, нестабильность экономики, недостаточное финансовое состояние многих семей – все это оказывает влияние на состояние здоровья детей. В этой связи «единые унифицированные требования контрольных нормативов не способствуют развитию мотивации к урокам физической культуры определенной части школьников» [4, с. 131].

В качестве выхода из ситуации Е.М. Ревенко, прежде всего, предлагает перейти к применению дифференцированного подхода к обучающимся. Это означает, что, например, в начале учебного года проводятся контрольные тесты (измерение скорости, выносливости, силы, гибкости и проч.) для всего класса. По истечении некоторого времени организуются повторные замеры. Но динамика оценивается не по существующим нормативам, а по «точкам» индивидуальной траектории каждого ребенка.

Говоря иначе, Е.М. Ревенко имеет в виду, что «контрольные нормативы нужно разумно дифференцировать, и они не должны быть определяющими в контроле успеваемости, который следует осуществлять исходя из способностей и возможностей двигательной активности учащихся» [4, с. 132].

На основе сказанного становится понятным, что не существует сходных позиций относительно создания организационно-педагогических условий привлечения подростков к занятиям физической культурой. Они будут зависеть от особенностей конкретного учебного заведения, которое, тем не менее, должно учитывать и характер мотивации школьников, и умение учителя осуществлять рефлексию, и изменение подхода к нормативным требованиям.

Список литературы:

  1. Акулов А.М. Спортивные интересы подростков и возможность их реализации в условиях городского муниципалитета // Физическая культура: научно-методический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2005N2/p9-11.htm. – Дата обращения: 26.12.2016.
  2. Голубятникова М.В. Как привлечь студентов к занятиям физической культурой // SCIENCE TIME. – 2014. № 9. – с. 72 - 76.
  3. Логутков С.П. Рефлексивная культура педагога как фактор мотивации учащихся к занятиям физической культурой // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения. – Липецк, 2014. – с. 125-132.
  4. Ревенко Е.М. Изменение критериев оценивания учащихся как условие повышения мотивации к урокам физической культуры // Образование и наука. – 2016. № 1(30). – с. 118 - 132.
  5. Уколов А.В., Жильцова Т.Е. К вопросу о проблеме привлечения подростков старшего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом // Молодой ученый. – 2014. № 1(60). – с. 581 - 583.

Опубликовано:

  • Шамаева Г. И. Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблема // Гуманитариум: 2017, № 2.

 

Формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры

Использование любого термина или понятия, каковым, в том числе, является «здоровый образ жизни», предполагает его интерпретацию. В этой связи обратимся к ряду источников. Образ жизни, как следует из пояснения в учебном пособии Л.Н. Войт «Здоровый образ жизни», это «определённый, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей» [5, с. 6].

Здоровый образ жизни, уточняется в энциклопедическом словаре для педагогов, составленном В.С. Безруковой, это «мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное благополучие в соответствии с половозрастными и индивидуальными особенностями» [4, с. 321]. Формирование здорового образа жизни, комментируется в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 года, это «комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья; пропаганду здорового образа жизни; мотивирование к личной ответственности за свое здоровье» [1].

Проблема формирования и укрепления здоровья подрастающего поколения всегда находилась в центре внимания как зарубежных, так и отечественных педагогов. В свое время еще выдающийся чешский мыслитель и гуманист Я.А. Коменский высказывал мысль, согласно которой человеческую жизнь можно считать полноценной при условии здоровья. В сочинении «Великая дидактика» подчеркивается, что для правильного роста и развития ребенка необходимо, чтобы он научился заботиться о тонусе тела.

Английский педагог и философ Д. Локк установил взаимосвязь между физическим состоянием личности и ее способностью поддерживать здоровье. В трактате «Мысли о воспитания» перечислены условия, позволяющие воспитать здорового ребенка: питание, сон, закаливание, приемлемая для каждого времени года одежда, режим. К числу факторов, способствующих сохранению здоровья, педагог относил учебную нагрузку, физический труд, ремесленные работы.
Французский мыслитель Ж.-Ж. Руссо считал, что в вопросах воспитания необходимо учитывать положительный опыт народов, которые славятся богатырским здоровьем. Что касается физического совершенствования, то оно, по мнению философа, осуществляется в процессе занятий ручным трудом и общением с природой.

Швейцарский психолог И.Г. Песталоцци вывел теорию элементарного образования, в основе которой находятся идеи гармоничного развития разных сторон личности – физических, умственных, нравственных. В книге «Как Гертруда учит своих детей» описана система упражнений, направленных на длительное сохранение хорошего самочувствия.
Говоря о вкладе российских ученых в решение обсуждаемой проблемы, стоит упомянуть М.В. Ломоносова. В труде «О сохранении и размножении российского народа» он обратил внимание на роль наследственного фактора в появлении здорового поколения. В других работах он писал о значении гигиены и режима питания с учетом возрастных особенностей личности.

Основоположник российской педагогики К.Д. Ушинский доказал влияние закаливания и физических упражнений на здоровье. На теснейшую связь между умственным и физическим развитием неоднократно указывал П.Ф. Лесгафт. О гармоничном развитии личности размышлял В.А. Сухомлинский, который обосновал роль учителя в этом процессе: приоритетом в его работе должна стать забота о здоровье воспитанников.

Активный поиск форм деятельности по формированию у подрастающего поколения здорового образа жизни продолжается и в настоящее время, о чем свидетельствуют труды Д. Алленсворта, Ю. Кольбе, Э. Лоусона; М.М. Безруких, Н.В. Гороховой, Г.А. Засобиной, Е.В. Кирнасюк, Г.С. Козупица, Л.И. Колесниковой, Л.Ю. Минеева, В.В. Пономарева, В.Г. Рындак, Л.Ф. Тихомировой, Т.В. Шамардиной, О.А. Шкляровой и др.

В работах вышеназванных исследователей подчеркивается, что формирование здорового образа жизни должно начинаться с раннего детства, а затем продолжаться в течение всего периода обучения в школе. При этом «уже на подростковом этапе важно научить управлять поведением и повысить значимость сбережения и укрепления здоровья» [7, с. 58]. Особая роль в этом процессе принадлежит урокам физической культуры, дидактический потенциал которых должен быть направлен на всестороннее развитие личности школьников, полноценную реализацию двигательной активности, гармонизацию физических, духовных и психических сил.

Продолжая мысль о дидактическом потенциале уроков физической культуры, целесообразно обратить внимание на содержание работы исследователя И.Н. Воробьевой, которая посвятила его сходной теме. Автор исследования обосновывает, что такие занятия способствуют развитию не только отдельной личности, но и всего общества в целом, поскольку содействуют «становлению и поддержанию такого важного социального течения, как активное физкультурное движение, то есть совместной деятельности людей по формированию, развитию, использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры и спорта» [6, с. 37].

Благодаря организации целостного педагогического процесса физическая культура позволяет вовлекать всех школьников, независимо от физической подготовленности и состояния здоровья, в физкультурно-оздоровительную деятельность, в процессе которой они приобщаются к социальным ценностям, главная из которых – здоровье. Результатом физкультурно-оздоровительной деятельности становится «высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие, ориентация на здоровый образ жизни» [6, с. 37].

Характеризуя потенциал уроков физической культуры, исследователь Н.Н. Бачурин пишет о том, что, если посещение занятий является систематическим, то оно обеспечивает школьникам высокую работоспособность при освоении других дисциплин, предотвращает массовые заболевания. Однако описанного эффекта можно добиться при условии дозированных нагрузок в соответствии с нормами возрастного развития. Другим условием Н.Н. Бачурин называет получение удовольствия от занятий [3, с. 201].

Применительно к оценке уроков физической культуры в подростковой среде добиться систематического посещения занятий достаточно сложно, так как на этом возрастном этапе очень многое подвергается критике. Об этом, в частности, размышляет исследователь А.С. Ананьев, по наблюдению которого подростки либо высмеивают культуру здорового образа жизни либо вовсе ее игнорируют. Это связано с особенностями возраста и самоутверждением тинэйджеров, отсюда «любые призывы к здоровью воспринимаются, как очередная нотация взрослого» [2, с. 4107].

В большинстве своем, комментирует А.С. Ананьев, понятие «здоровье» является достаточно абстрактным для подростков, представление о нем имеет фрагментарный характер, а в системе ценностей ему отводятся не самые высокие позиции: «Вообще проблема выбора здорового образа жизни редко стоит перед подростками. Чаще распространен тот жизненный принцип, когда считается, что можно просто жить, ни о чем не задумываясь» [2, с. 4107].

Именно поэтому необходимо выработать систему мер, направленных на то, чтобы уроки физической культуры стали бы особо привлекательными для школьников.

Исследователи описывают различные факторы, способствующие повышению интереса к занятиям:

  1. достаточная материально-техническая база (инвентарь, оборудование, стадион),
  2. психологически комфортная среда,
  3. разнообразие методов тренировки,
  4. возможность заниматься любимым видом спорта на уроке,
  5. создание вокруг подростка развивающей информационной среды, которая опосредованно влияет на его мировосприятие, стимулирует к овладению знаниями, позволяющими грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающей средой.

Таким образом, ненавязчивая, разумно дозированная, логично встроенная в образовательный процесс система мер, направленная на формирование представлений подростков о здоровом образе жизни, поможет сделать им осознанный выбор в пользу социально одобряемых форм поведения, связанных с заботой о собственном здоровье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 августа 2009 г. № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
  2. Ананьев А.С., Смирнова О.В., Ананьев Ю.С. Формирование ценностей здорового образа жизни старших подростков // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2015. Т. 13. С. 4106–4110.
  3. Бачурин Н.Н. Формирование основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений средствами физической культуры и спорта // Экономика образования. 2011. № 3. С. 200-204.
  4. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. 937 с.
  5. Войт Л.Н. Здоровый образ жизни: Учебное пособие. Благовещенск: АГМА, 2008. 28 с.
  6. Воробьева И.Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры // Вектор науки тольяттинского государственного университета. 2014. № 1(16) С. 37-40.
  7. Созинов М.В. Формирование здорового образа жизни у детей и подростков средствами физической культуры и спорта // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии. Махачкала, 2014. С. 57-59.

Опубликовано: Шамаева Г. И. Формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры // Juvenis scientia: 2017, № 2.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков...

Доклад «Коррекционная направленность методов, средств и форм в работе по формированию здорового образа жизни у подростков ГС(К)ОУ VIII вида»

Обучение школьников бережному отношению  к своему здоровью - важнейшая  задача современного образования. Доклад прочитан на школьной научно-практической конференции...

Статья «Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры»

Статья по физкультуре  «Формирование здорового образа жизни на уроках физической культуры»...

"ВОЛШЕБСТВО КНИЖНОГО МИРА" Социальная программа, направленная на профилактику наркомании, формирование здорового образа жизни и вовлечение несовершеннолетних в систематические занятия в кружках по интересам, физической культурой и спортом

quot;ВОЛШЕБСТВО КНИЖНОГО МИРА" Социальная программа, направленная на профилактику наркомании, формирование здорового образа жизни и вовлечение несовершеннолетних в систематические занятия в...

Статья "Советы подросткам и их родителям «Формирование здорового образа жизни у подростков»"

Советы подросткам и их родителям«Формирование здорового образа жизни у подростков»Педагог дополнительного образования ГБОУ школы №258 с углубленным изучением физики и химии Колп...