Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Здоровому всё здорово!»
рабочая программа по физкультуре на тему

Горохов Сергей Александрович

Пояснительная записка и тематическое планирование внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_3_4.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»

Рассмотрена и одобрена на заседании   методического объединения

Руководитель МО _______________

Протокол №__от___201_ г.

Согласована

Зам. директора  по УВР

МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»
__________Е.А.Томилина

__________________201_ г.

Утверждена

Директор МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3»  ____________

Е.В. Кузнецова

Приказ № ___ от _______ 201__г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности (ФГОС)  «Здоровому всё здорово!»

(3 – 4  классы)

2016 – 2017 учебный год

 

Составил:

Горохов Сергей Александрович,

учитель физической культуры

МБОУ «Ромодановская СОШ № 3»

Ромоданово

2016

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2015 г.)

Цель программы: удовлетворение потребностей младших школьников в движении, стабилизирование эмоций, обучение владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данного курса являются:

- укрепить здоровье школьников посредством развития физических качеств;

- развивать двигательную реакцию, точности движения, ловкости;

- развить сообразительность, творческое воображение;

- развить коммуникативные умения;

- воспитать внимание, культуру поведения;

- создать проблемные ситуации, активизируя творческие отношения учащихся к себе;

- обучить умению работать индивидуально и в группе,

- развить природные задатки и способности детей;

- развить доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

- развить коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровому всё здорово» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье учащихся в дальнейшем.

Кружок «Здоровому всё здорово» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Количество часов и место в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа в год -  3 класс, 34 часа в год -  4 класс, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 40 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

–  развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

1 раздел - “Русские народные игры”.

2 раздел - “Игры народов России”.

3 раздел - “Эстафеты”.

Цели изучения по каждому разделу:

«Русские народные игры»

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

«Игры народов России»

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

«Эстафеты»

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для учащихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реалиации  программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению обучающиеся должны знать:

- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

-  особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

         -  основы рационального питания;

-  правила оказания первой помощи;

-  способы сохранения и укрепление  здоровья;

-  основы развития познавательной сферы;

-  свои права и права других людей;

-  соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

-        значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

-  знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

-  составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

-  выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

-  различать “полезные” и “вредные” продукты;

- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

-  определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

-  заботиться о своем здоровье;

-  находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;

- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;

-  адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

- отвечать за свои поступки.

Метапредметными результатами кружка «Здоровому всё здорово»  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий во время занятия;

- учиться работать по определенному алгоритму;

- организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;

- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей,  родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;

- оценивать правильность выполнения действия;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;

- проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;

Познавательные УУД:

- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», характеризовать значение занятий по оздоровлению;

- раскрывать понятия: синхронно, музыкально, ритмично;

- характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха;

- планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;

- осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Личностные УУД:

- установка на здоровый образ  жизни;

- основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с русскими народными играми;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;

- эмпатия как понимание  чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;

- знание основных моральных норм на занятиях  и ориентации на их выполнение;

Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

Планируемый результат:

- у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движения;

- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллектив

Содержание программы

3 класс.

1. Русские народные игры        - 10 часов

2. Эстафеты        7 часов

3. Игры народов России        17 часов

                                        Итого – 34 часа

4 класс

1. Русские народные игры        - 19 часов

2. Эстафеты        -8 часов

3.  Игры народов России – 7часов.

                                         Итого – 34 часа

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

 Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

В программу «Здоровому всё здорово» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.

Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.

Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое).

Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве..

Список литературы

Волчок, И. П. Подвижные игры младших школьников. [ Текст ] : / И. П. Волчок. – Минск, 2009. – С. 15 – 71.

Газман, О. С. В школу с игрой [ Текст ] : книга для учителя / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. М. : Просвещение, 2009. – С. 47 – 58, 62 – 75.

Гузов, Н. М. Узоры на стадионе [ Текст ] : / Н. М. Узоров. М. : Дрофа,  2009.  – С. 65 – 76.

Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе: Пособие для учителей. [ Текст ] – 3-е изд.-М.,2003.-224с.

Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). [ Текст ] : / В. И. Ковалько.  - М.  Вако, 2006. – С. 179 – 197.

Ковалько, В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы). [ Текст ] : / В. И. Ковалько. - М. Вако,  2007. – 112 с.

Кучма, В.Р.Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.  [ Текст ].- М.,2003.-80 с.

Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры. [ Текст ] :  пособие для воспитателя детского сада / М. Ф. Литвинова. – М. : Просвещение, 2008. – С. 5 – 71.

Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей [ Текст ] : книга для учителя / Р. Миронова,  Р.М.. Минск, 2007. – С. 27 – 52, 59 – 110.

Педагогика и психология здоровья/ Под ред. Н.К. Смирнова . [ Текст ]--М.:А П - КиПРО, 2003.

Фатеев, Л. П. 300 подвижных игр для младших школьников. [ Текст ] : / Л. П. Фатеев. М. : Просвещение, 2009. – С. 20 – 70.

Хрущев С.В. Физкультура в режиме продленного дня школы.[ Текст ].-.- М.,2006.-112с.

Чаленко, И. А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. [ Текст ] : / И. А. Чаленко. – Ростов – на – Дону, 2007. – С. 192 – 204.

Яковлев В.Г., Ратников В.П.Подвижные игры.[ Текст ]-М.,1998.

Яковлев, В. Г. Игры для детей.  [ Текст ] : / В. Г. Яковлев, А. Н. Гриневский. – М. : Дрофа, 2007. – 75 с.

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Дата проведения

план.

факт.

                                       Тематическое планирование

«Здоровому всё здорово!»  4 класс

Русские народные игры – 19 часов.

1.

Вводное занятие.

Вводный инструктаж. Беседа.

2.

История возникновения русских народных игр.

Познакомиться с историей возникновения русских народных игр.

3.

Русская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

4.

Русская народная игра «Лапта».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

5.

Русская народная игра «Море волнуется раз».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

6.

Русская народная игра «Кошки - мышки».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

7.

Русская народная игра «Третий лишний».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

8.

Русская народная игра «Два Мороза».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

9.

Русская народная игра «Лягушки в болоте».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

10.

Русская народная игра «Воробушки».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

11.

Русская народная игра «Фанты».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

12.

Русская народная игра «Жмурки».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

13.

Русская народная игра «Птицелов».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

14.

Русская народная игра «Гуси - лебеди».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

15.

Русская народная игра «Хромая лиса».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

16.

Русская народная игра «Дедушка - рожок».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

17.

Русская народная игра «Воробьи и вороны».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

18.

Русская народная игра «Краски».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

19.

Мои любимые игры.

Игры по выбору.

Эстафеты – 8 часов

20.

Эстафеты с мячом.

Проведение эстафет.

21.

Эстафеты со скакалкой.

Проведение эстафет.

22.

Эстафеты с обручем.

Проведение эстафет.

23.

Эстафеты с кеглями.

Проведение эстафет.

24.

Эстафеты в парах

Проведение эстафет.

25.

Эстафеты в группах.

Проведение эстафет.

26.

Эстафеты в колоннах.

Проведение эстафет.

27.

«Весёлые старты»

Проведение весёлых стартов.

Игры народов России – 7 часов

28.

Марийская народная игра «Биляша».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

29.

Игра народов Коми «Стой, олень!»

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

30.

Мордовская народная игра «Вирява».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

31.

Карельская народная игра «Моя маленькая лодочка».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

32.

Чеченская народная игра «Лошадки».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

33.

Татарская народная игра «Хлопушки».

Правила игры. Разучивание и  проведение игры.

34.

Моя любимая игра.

Игры по выбору.

                                                                             Итого – 34 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий. ЛУУД:Самоопределение.Смыслообразование.Самооценка и личностное самосовершенствование.Нравственно-э...

рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"

программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"

Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилакт...

Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как ...

Рабочая программа внеурочной деятельности школьного кружка «Формула здорового питания» на 2 года обучения

Рабочая программа внеурочной деятельности  школьного кружка «Формула здорового питания»на 2 года обучения для 11-12 лет...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

         Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Пот...