Программа по плаванию
рабочая программа по физкультуре (5, 6 класс) на тему

Дерябина Марина Александровна

Отличительной чертой данной программы является включение курса обучения спортивному плаванию как одного из основных компонентов деятельности в области физической культуры. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств посредством плавания открывают для учащихся средних школ новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья.

Овладение навыком плавания является жизненно необходимым для каждого учащегося. Спортивное плавание есть прекрасное средство закаливания и тренировки, посредством которого учащиеся имеют возможность совершенствовать свое тело и дух.

Программа преследует следующую цель: формирование у учащихся средней школы стойкого положительного отношения к физической культуре в целом и плаванию в отдельности, как необходимому звену общей культуры и общеоздоровительной практике в жизни.

Основные положения данной программы отвечают решению следующих задач:

1.                      Выработать у учащихся мотивационно-целостные установки на качественное выполнение требований программы и дальнейшее применение средств и методов физической культуры.

2.                      укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.

3.                      прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта.

4.                      развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне на протяжении всех лет обучения в школе.

5.                      обучать учащихся простейшим методам оценки физического, функционального и психоэмоционального состояния организма и навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.

Начальная ступень обучения (III – IV классы) должна закладывать основы начальной грамотности в области физической культуры и формировать начальные умения и навыки. Вторая ступень (V – IX классы) характеризуется базовым уровнем знаний и устойчивым интересом подростков к занятиям физической культурой. На заключительной ступени обучения (X - XI классы) главным становится формирование у учащихся самостоятельного навыка занятий физкультурой и спортивной деятельностью.

Прогнозируемый результат и способы его проверки.

В течение года будут проводиться соревнования:

- скоростное плавание

- «веселые старты» на воде

- соревнования по прикладному плаванию.

В конце года результаты обучения детей оцениваются педагогом на контрольном занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_plavanie.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому планированию по плаванию

для учащихся 5 классов

Отличительной чертой данной программы является включение курса обучения спортивному плаванию как одного из основных компонентов деятельности в области физической культуры. Двигательные умения и действия в воде, развитие физических качеств посредством плавания открывают для учащихся средних школ новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья.

Овладение навыком плавания является жизненно необходимым для каждого учащегося. Спортивное плавание есть прекрасное средство закаливания и тренировки, посредством которого учащиеся имеют возможность совершенствовать свое тело и дух.

Программа преследует следующую цель: формирование у учащихся средней школы стойкого положительного отношения к физической культуре в целом и плаванию в отдельности, как необходимому звену общей культуры и общеоздоровительной практике в жизни.

Основные положения данной программы отвечают решению следующих задач:

  1. Выработать у учащихся мотивационно-целостные установки на качественное выполнение требований программы и дальнейшее применение средств и методов физической культуры.
  2. укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.
  3. прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта.
  4. развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне на протяжении всех лет обучения в школе.
  5. обучать учащихся простейшим методам оценки физического, функционального и психоэмоционального состояния организма и навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.

Начальная ступень обучения (III – IV классы) должна закладывать основы начальной грамотности в области физической культуры и формировать начальные умения и навыки. Вторая ступень (V – IX классы) характеризуется базовым уровнем знаний и устойчивым интересом подростков к занятиям физической культурой. На заключительной ступени обучения (X - XI классы) главным становится формирование у учащихся самостоятельного навыка занятий физкультурой и спортивной деятельностью.

Прогнозируемый результат и способы его проверки.

В течение года будут проводиться соревнования:

- скоростное плавание

- «веселые старты» на воде

- соревнования по прикладному плаванию.

В конце года результаты обучения детей оцениваются педагогом на контрольном занятии.

Критерии оценки:

- 5 классы - преодоление дистанции 25 м кролем на спине и груди

- 6 классы – преодоление дистанции 50 м любым стилем

.

Требования к уровню подготовки

Учащихся 5 классов

   В результате изучения программного материала по плаванию ученик должен

знать/понимать:

- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

- правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

- биомеханические особенности техники плавания;

- правила поведения и технику безопасности на воде , в плавательном бассейне

уметь:

- выполнять комплексы специальноподготовительных,  общеразвивающих и подводящих упражнений по плаванию;

- выполнять специальные плавательные упражнения;

- проплывать 25,50,100 м разными стилями плавания

- делать повороты, старты, ныряние

- владеть самоконтролем

- проплывать длинные дистанции 200м

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;

- подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах РФ;

- организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

- активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;

 владеть компетенциями: учебно-познавательной, личностного самосовершенствования, коммуникативной.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Теоретический раздел

Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение безопасности жизни и здоровья школьников. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в экстремальной ситуации на водоемах. Названия упражнений и основных признаков техники спортивных способов плавания.. Влияние плавания на физические качества. Дистанции в соревнованиях по плаванию. Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в воде. Биомеханические особенности техники плавания. Правила плавания в открытом водоеме. Влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей. Правила соревнований и определение победителей. Судейство соревнований по плаванию. Обязанности судей.  Личная и общественная гигиена плавания и купания. Самоконтроль на занятиях плаванием.

Практический раздел

Дыхательные упражнения .Вдох и выдох. Задержка дыхания. Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «Поплавка», скольжение стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте и в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.

Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжения с движениями ног; гребковые движения рук; согласование движений рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации).

Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук, плавание с помощью только рук и ног).

Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками».

Плавание брассом (движение ног у бортика, движение рук стоя на дне, в сочетании с ходьбой; согласование движений рук с дыханием, согласование движений ног и рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; стартовый прыжок с последующим скольжением).

Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит?», «Салки», «Рыбаки и рыбки». Эстафеты.

Специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса. Старты. Повороты.

Ныряние ногами и головой

Повороты при плавании кролем на груди и на спине под левую и правую руку. Стартовый прыжок со скольжением и выходом на поверхность при плавании брассом.

Игры: «С донесением вплавь», «Доставь раненого на берег».

Комплекс специальных упражнений пловца.

Ныряние брассом и кролем.

Комплекс специальной физической подготовки пловца. Повороты при плавании избранным способом, подплывая к щиту с максимальной скоростью. Элементы игры в водное поло: ведение мяча, поднимание мяча из воды, передача и ловля мяча.

Упражнения на суше. Игры и развлечения в воде.

Проплывание отрезков 25-50 метров по 4-8 раз, 100-200 м

Дальнейшее совершенствование техники плавания всеми способами. Транспортировка пострадавшего и оказание доврачебной помощи. Способы освобождения от захватов тонущего.Толкание и буксировка плывущего предмета Плавание брасом на боку и на спине. Освобождение от одежды в воде. Упражнения по совершенствованию техники плавания.

Контрольные нормативы: проплыть одним из способов без остановки 50 метров и 200 метров разными способами  в пятом классе классе. Выполнить стартовый прыжок и повороты при плавании кролем на груди и кролем на спине. самостоятельно выполнить разминку пловца на суше. Знать правила проведения соревнований по плаванию.  Транспортировка пострадавшего в воде. Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Старт с бортика. Старт из воды. Повороты разными стилями плавания.

Рекомендуемые контрольные нормативы для учащихся общеобразовательных школ

25 м, вольный стиль, сек

50 м, вольный стиль, сек

мальчики

девочки

мальчики

девочки

5

6

7

8

9

32-38

28-34

26-32

22-30

21-28

32-40

30-36

28-34

26-32

24-30

1,18-1,35

1,10-1,32

1,04-1,20

0,58-1,10

0,56-1,08

1,20-1,38

1,16-1,36

1,10-1,25

1.04-1,20

1.02-1.16

Учебно-тематическое планирование

по физической культуре

Классы     5

Учитель   Дерябина Марина Александровна

Количество часов:

всего  34 часа; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе

Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича, Москва «Просвещение», 2008 год.

Учебники

- Мой друг - физкультура: 1- 4 классы / под редакцией В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2008.

Дополнительная литература

- Настольная книга учителя физической культуры / под редакцией Л.Б.Кофмана.-

М.: Просвещение, 2000.

- Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под редакцией Э.Найминова. – М.: Просвещение 2001.

- Методика преподавания гимнастики в школе. - М.: Просвещение 2000.

- Легкая атлетика в школе / под редакцией Г.К.Холодова, В.С.Кузнецова, Г.А.Колодницкого.- М.: Просвещение 1998.

- Спортивные игры на уроках физкультуры / под редакцией О.Листов. –

М.: Просвещение 2001.

- Урок в современной школе/ под редакцией Г.А.Баландин, Н.Н.Назаров, Т.Н.Казаков. - М.: Просвещение 2004.

- Спорт в школе / под редакцией И.П.Космина, А.П.Паршикова, Ю.П.Пузыря. -

М.: Просвещение 2003.

- Журнал «Физическая культура в школе»

Тематическое планирование занятий по плаванию для 5-х классов

Тема

Кол-во часов

ЗУН

КИМ

1

Техника безопасности и правила гигиены.

Самоконтроль

1

Техника безопасности при проведении занятий по плаванию. Личная и общественная гигиена. Самоконтроль.

Проверочная работа

2

Упражнения для освоения с водой

2

Упражнения для ознакомления с плотностью сопротивления воды. Всплывание и лежание на воде. Погружение под воду с головой, ныряние и открывание глаз.  Выдохи в воду.

Проверочная работа

3

Анализ техники плавания кролем на груди

2

Техника работы ног, рук, дыхания и т.д.

Проверочная работа

4

Положение тела

2

Скольжения на груди

Зачет

5

Дыхание

2

Выдохи в воду с погружением лица, головы, стоя на дне. Выдохи в воду с поворотом головы в сторону на вдох, стоя на дне, лежа на воде, держась за бортик.

Зачет

6

Движение ногами

2

Поочередные движения ногами, лежа на груди, держась руками за бортик. Скольжение на груди с движением ногами «кроль». Плавание при помощи ног кролем на груди с доской в руках.  То же, но без доски.

Зачет

7

Согласование движений ногами с дыханием

2

Движение ногами кролем на груди с выдохами в воду, держась руками за бортик. Плавание при помощи ног кролем на груди с доской в руках и выдохами в воду. То же, но без доски.

Зачет

8

Движения руками

2

Движения руками кролем на груди, стоя на дне.  Движения руками кролем на груди, лежа на воде, ноги на бортике.

Зачет

9

Согласование движения руками с дыханием

2

Согласование движений одной и обеими руками кролем с дыханием, стоя на дне. Плавание на руках кролем с дыханием и поддержкой ног поплавком.

Зачет

10

Движение руками и ногами на задержке дыхания

2

Плавание серии отрезков кролем на груди с задержкой дыхания.

Зачет

11

Плавание с полной координацией

2

Плавание отрезков дистанции кролем на груди в быстром темпе. Проплыть кролем на груди наибольшее расстояние.

Зачет

12

Старт

3

Старт с тумбы

Зачет

13

Поворот

3

Поворот типа «Маятник»

Зачет

14

Анализ техники старта, поворота при плавании кролем на груди

3

Техника старта с тумбы. Техника поворота типа «Маятник»

Проверочная работа

15

Купание и плавание в естественных водоемах

4

Правила поведения при купании на естественных водоемах

Проверочная работа

Литература.

  1. Ганчар И. Л, Плавание: теория и методика преподавания. – Минск, 1998.
  2. лекции для студентов очного отделения кафедры плавания ГЦОЛИФК. – М., 1990.
  3. В. М, Лях, Л, Б, Кофман, Г. Б, Мейксон. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.,  1996.
  4. Макаренко Л. П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию. – М.: ФИС, 1985. с. 27-38.
  5. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Обучение плаванию в детском саду. – М., 1991
  6. Плавание: Методические рекомендации для тренеров детско-юношеских спортивных школ и училищ олимпийского резерва. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по плаванию

Программа по обучению плавания в начальной школе...

Программа по плаванию

Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания каждого учащегося; реализация программы способствует развитию у обучающихся выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению ...

Учебная программа по плаванию для учащихся СМГ 1-4, 5-9, 10-11 классы

Данная учебная программа содержит материал по оздоровительной работе в условиях плавательного бассейна со школьниками, имеющими заболевания кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата....

ПРОГРАММА по плаванию Методика первоначального обучения плаванию

Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков....

Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...

Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...

Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...