Возрастные особенности формирования техники плавания кролем на груди у девочек среднего школьного возраста
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Петрова Елена Анатольевна

Сенситивные периоды развития физических качеств девушек-пловцов, их учет в процессе тренировочной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ КРОЛЕМ НА ГРУДИ У ДЕВОЧЕК СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Петрова Елена Анатольевна                                                                   тренер- преподаватель по плаванию                                                                   МБУДО «ДЮСШ по плаванию» г. Абакан

В результате ряда исследований были получены данные о возрастной динамике темпа и длины шага при максимальной скорости плавания. Длина шага является одной из составляющих скорости плавания. Период ускоренного развития этого показателя отмечается в возрасте от 13 до 14 лет. После чего уровень данного показателя начинает снижаться.

Динамика скорости плавания во многом согласуется с динамикой развития длины шага. Бурное развитие происходит в одно и то же время с ростом длины шага, то есть от 9 до 10 лет. В дальнейшем, синхронно с длинной шага, происходит период стабилизации. И с 13 до 14 лет наступает вторая волна ускоренного роста скорости плавания.

Второй составляющей скорости плавания является темп движений. Наиболее общей чертой в динамике развития темпа является его увеличение с 10 до 12 и с14до17 лет. Сенситивные периоды не были выявлены, потому как не было обнаружено достоверных изменений от года к году.

Таким образом, анализируя данные о возрастных изменениях этих трех показателей, можно заключить следующее, что повышение скорости плавания у школьниц напрямую зависит от длины шага и только в индивидуальных случаях от темпа движений. В большей степени это проявляется в периоды от 9 До10 и в 13-14 лет. Особенностью плавательных движений является необходимость взаимодействия пловца с подвижной опорой в условиях водной среды. Поэтому эффективность продвижения пловца в воде можно оценить по его умению опираться на воду. Коэффициент эффективности техники отражает способность пловца находить опору в воде.

Коэффициент эффективности техники определяется процентным отношением действительного шага пловца к шагу теоретическому, который считается равным четырехкратной длине руки пловца при плавании кролем на груди.

Так, анализ экспериментальных данных показал, что в возрастном диапазоне от 7 до 17 лет наблюдается два периода ускоренного развития этого показателя: от 9 до 10 лет и с 13 до 14 лет. Был выявлен критический уровень - от 15 до 16 лет и периоды относительной стабилизации: 7-9, 10-13, 14-15 и 16- 17 лет.

Важной характеристикой техники плавания является коэффициент эффективности гребковых усилий, позволяющий судить о рациональности гребковых движений пловца, он определяется отношением уровня максимальной силы тяги к величине сопротивления воды. Возрастное развитие коэффициента характеризуется наличием двух сенситивных периодов: от 9 до 10 и от 13 до 14 лет. Критическим периодом данного показателя является возраст 15-16 лет.

Проанализировав данные показателей можно отметить, что периодами целенаправленных занятий по совершенствованию эффективности гребковых движений у школьниц можно считать возрастные диапазоны от 9 до 10 и с 13 до 14 лет.

В процессе исследования была изучена возрастная динамика ряда показателей, характеризующих динамический компонент техники плавания. Специфика гребковых движений пловца обусловлена характером усилий, направленных на преодоление сопротивления воды. О возможности развития тяговых усилий в водной среде можно судить по показателю максимальной силы тяги. Наиболее общей особенностью в развитии данного показателя является тенденция к постоянному увеличению на протяжении всего возрастного диапазона от 7 до 17 лет. Анализ показывает, что в динамике максимальной силы тяги не обнаруживается периодов ускоренного роста уровня. Однако, темпы прироста данного показателя не одинаковы в различных возрастных диапазонах. Так, при рассмотрении изменений максимальной силы тяги, зарегистрированной при плавании в полной координации, можно выделить несколько периодов, отличающихся друг от друга. Так, с 7 до 9 лет у девочек сила тяги, при плавании кролем на груди, достоверно не изменяется.

После 9 лет темпы прироста данного показателя несколько увеличиваются и сохраняются на этом уровне до 11 лет. Период с 11 до 12 лет характеризуется более быстрым развитием этих качеств по сравнению с другими периодами. После 12 лет увеличение происходит низкими темпами, что характерно для всего диапазона от 12 до 17 лет. В связи с этим, особое внимание следует уделять единственному сенситивному периоду в развитии данного показателя, который приходится на возраст от 11 до 12 лет.

Еще одним немаловажным показателем, характеризующим технику плавания, является коэффициент использования силовых возможностей. Оценить эффективность техники плавания можно за счет определения у пловца способности переносить силу с суши на воду, то есть умение реализовывать свои потенциальные возможности.

Характерной особенностью коэффициента использования силовых возможностей является выраженное уменьшение его уровня у девочек от 7 до 17 лет. Объясняется это тем, что реализация силового потенциала возрастает. Анализ результатов целесообразно проводить, сопоставляя изменения коэффициента использования силовых возможностей с изменениями абсолютной тяги на суше. Так, в возрасте от 7 до 9 лет происходят незначительные изменения, как абсолютной силы тяги, так и изменения в характеристике коэффициента использования силовых возможностей. С 9 до 11 лет темпы роста силы тяги на суше увеличиваются, а развитие коэффициента использования силовых возможностей характеризуется противоположной тенденцией. В возрастном диапазоне от 11 до 12 лет рост абсолютной силы тяги совпадает по направленности с развитием коэффициента использования силовых возможностей. В 12-13 лет рост абсолютной тяги происходит ускоренными темпами. Однако способность к реализации силового потенциала значительно снижается. В дальнейшем повышение уровня использования силовых возможностей наблюдается у девушек от 16 до 17 лет.

Таким образом, в период от 11 до 12 лет повышение потенциальных силовых возможностей у школьниц сопровождается реализацией их при плавании. Это свидетельствует о необходимости максимально использовать этот период для формирования динамического компонента техники плавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование техники плавания "кроль" на груди,спине.

Конспект к уроку плавания " Совершенствование техники плавания способом «кроль» на груди и спине."1. Создать условия для формирования знаний, умений и навыков  плавания способом «кроль» на груди ...

Презентация "Техника плавания кролем на груди".

Презентация-конспект к уроку плавания в 4 классе на тему "Техника плавания кролем на груди"....

Техника плавания кролем на груди и на спине. Прыжки.

             Занятия по плаванию в образовательном учреждении решают оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи направленные на:- охрану и укреп...

Конспект открытого занятия по плаванию на тему: «Совершенствования техники плавания кроль на груди»

Кроль на груди (вольный стиль) — стиль плавания на животе (животом вниз), при котором руки совершают гребки попеременно, а ноги совершают попеременное поднятие/опускание, оставаясь при этом под развёр...

Технологическая карта урока в 7 "Г" классе "Совершенствование техники плавания кроль на груди".

quot;Совершенствование техники плавания кроль на груди". самоанализ урока....

Техника плавания кроль на груди

Кроль на грудиКроль – стиль плавания на груди, при движении которым пловец совершает широкие гребки вдоль тела попеременно правой и левой руками, и одновременно постоянно выполняет удары но...