Теоретическая подготвка школьников по предмету "Физическая культура"
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Кунакбаев Ильдар Хатипович

В связи с необходимостью достижения указанных результатов  возрастает роль теоретических уроков по предмету, которые есть и остаются основной формой получения учащимися знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С.АРХАНГЕЛЬСКОЕ

ДОКЛАД

НА ТЕМУ:

Теоретическая подготовка школьников по предмету «Физическая культура»

(из опыта работы Кунакбаева Ильдара Хатиповича,

учителя физической культуры МОБУ СОШ №1 с.Архангельское).

Подготовил:

Кунакбаев Ильдар Хатипович,

учитель физической культуры,

МОБУ СОШ№1 с. Архангельское.

с. Архангельское

2017г.

Теоретическая подготовка школьников по предмету «Физическая культура»

 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образование (утвержден Министерством образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) указывает, что предметные результаты изучения «Физической культуры» должны отражать в частности:

1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели».

В связи с необходимостью достижения указанных результатов  возрастает роль теоретических уроков по предмету, которые есть и остаются основной формой получения учащимися знаний.

С введением  3-го часа физической культуры в школе  возникла проблема – отсутствие второго спортивного  зала, так как действующий спортивный зал при максимальной недельной нагрузке, учитывая занятия в одну смену, может вместить в себя 12 классов комплектов из 15 имеющихся в школе. А это значит, что 9 уроков в неделю в основной и старшей школе нужно проводить совместно. Хорошо когда на улице солнечная сухая погода и температура воздуха позволяет заниматься на школьной площадке. А если дождь, или холодное время года? Вот тогда на помощь приходят теоретические занятия, которые прииспользование информационно–коммуникационных технологий позволяют вести теоретическую часть в течение 45 минут.

 Компьютер дома, в школе в настоящее время, уже не роскошь, а средство для работы. Нужно ли использовать средства ИКТ на уроках физической культуры? Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает  недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.   Современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач.

1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счёт применения средств современных информационных технологий:

  • повышения эффективности и качества процесса обучения;
  • повышение активной познавательной деятельности;
  • увеличение объёма и оптимизация поиска нужной информации.

2.  Развитие личности обучаемого, подготовка к комфортной жизни в условиях 

    информационного общества:

  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
  • формирование умений осуществлять экспериментально - исследовательскую деятельность.

3.  Работа на выполнение социального заказа общества:

  • подготовка информационно грамотной личности;
  • осуществление профориентационной работы в области физической культуры.

     С использованием ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все: школьники, родители, учителя, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих  повысить эффективность физкультурно – оздоровительной деятельности – личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья.  Это помогает мне в решении  ещё одной задачи – разбудить заинтересованность школьников в формировании здорового образа жизни.

Необходимость использования ИКТ в физическом воспитании вызвана потребностью в повышении его качества с помощью применения компьютеров.

           ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала.

С помощью ИКТ можно решать проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.

 С чего же начиналось применение ИКТ в моей практике применительно к урокам физической культуры. Вначале информационные технологии в областифизического воспитания использовались без непосредственного привлечения учеников: это в основном текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами создал базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях.

          Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование

         Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет мне эффективно решать эту проблему.

Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому я использую на уроке демонстрационные средства (слайды, картины, анимации, видеозаписи), что способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе — понятий. В этом мне так же помогают учащиеся, им задаются домашние задания такого же плана. Они самостоятельно, используя различную литературу, сеть интернета, видео фрагменты готовят компьютерную презентацию.

В чём же ещё заключается эффективность применения компьютера на уроке?

В основной школе закладываются основы техники  двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, низкий старт в лёгкой атлетике и т.д.), которые востребованы на всём протяжении обучения в школе. Главное на этом этапе – овладение базовой техникой изучаемых двигательных действий. Чтобы создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий по всем программам, учитель физической культуры должен быть очень хорошо подготовлен профессионально. Выпускник порой испытывает трудности в теории и методике обучения, стажист – возраст, болезни, а тут есть возможность показать то, что учитель не в состоянии уже показать. Ребёнок сам видит свои движения, ошибки, недочёты. «Я сделал всё правильно – вы ко мне придираетесь!» уже не проходит.В этом мне помогаю такие презентации, как «Закаливание», «Легкая атлетика», «Баскетбол», «Техника волейбола», «Олимпийское движение», «Подвижные игры».

ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.

С началом проведения олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» значительно повысился интерес учителей физической культуры и учащихся к теоретической подготовке. Программа олимпиады включает задания теоретического и практического характера. Причем, если учащийся успешно выступает в практическом конкурсе, то это чаще всего заслуга не только (и не столько) учителей, но и педагогов дополнительного образования, тренеров ДЮСШ. Подготовка к теоретическому конкурсу полностью принадлежит учителю физической культуры. Многие участники районного этапа олимпиады в практическом конкурсе демонстрируют высокий уровень физической подготовки, однако анализ результатов выполнения тестовых заданий показывает, что большинство школьников имеют низкий и ниже среднего процент выполнения тестовых заданий. Данная часть конкурса демонстрирует безграмотность школьников в составлении и описании различных комплексов упражнений. Учащиеся не знают терминологии, основные положения, не могут их грамотно записать и т.п.  Для качественной подготовки в этом направлении использую тестовые задания различного уровня сложности ( использую сборник «Тестовые вопросы и задания по физической культуре»). Данное пособие посвящено теоретическому разделу, как наиболее отстающему звену в рамках физкультурного образования  школьников и по своей структуре состоит из трех основных разделов:

  • теоретическая подготовка к олимпиадам. Содержательная сторона данного раздела состоит из тестовых вопросов, касающихся истории развития физической культуры и Олимпийского движения, особенностей функционирования организма при выполнении физических упражнений, форм организации занятий по физической культуре и т.д.;
  • контроль знаний учащихся в школе по физической культуре. Этот раздел раскрывает особенности проверки теоретических основ знаний на уроках с помощью тестовых заданий по выполнению учащимися  требований раздела – «Знать и иметь представление» и получения преподавателем  информации о ходе познавательной деятельности каждого учащегося;
  • проведение спортивных викторин. В этом разделе представлен материал по организации викторин во внеурочное время и теоретико-методические задания имеющие развивающий и познавательный характер, позволяющие  вызвать у учеников интерес к спортивным событиям и более глубокому изучению истории физкультурного движения.

          Одна из проблем, которая остро стоит перед учителями физической культуры – отсутствие (недостаточное количество) учебников у учащихся, поэтому своим ученикам я предлагаю готовые буклеты  с теоретическим  материалом по физической культуре  и предлагаю им оформить подобные.

       Большая подготовка  в школе ведется перед началом Президентских состязаний. И хотя наши учащиеся не показывают высоких результатов в спортивных конкурсах, но в творческом конкурсе, который включает в себя  теоретическую часть,    мы занимаем только первые места.

 Являюсь активным пользователем интернет ресурсов. Участвую в работе  интернет –педсовета при ИРО РБ. Зарегистрирован на портале – Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Имею свой мини-сайт, на котором опубликованы разработки внеклассного мероприятия, тесты по физической культуре, вопросы и ответы по олимпийскому движению в мире.

Таким образом, исходя из своего опыта работы в этом направлении, я считаю, что при подготовке учащихся по теоретическому курсу «Физическая культура», полученная информация позволит систематизировать знания об основах здорового образа жизни, правилах безопасного поведения на уроках физической культуры, закрепить приемы и правила оказания первой медицинской помощи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

актуальность теоретических знаний на уроках физической культуры.

Необходимость теоретических знаний , в какой форме и для чего необходимы. Чему способствуют....

актуальность теоретических знаний на уроках физической культуры.

Необходимость теоретических знаний , в какой форме и для чего необходимы. Чему способствуют....

Теоретическая подготовка школьников по предмету «Физическая культура»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образование (утвержден Министерством образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897) указывает, что предметные результаты изучения...