Методическая разработка Элективный курс по физической культуре «Физиологические основы физических упражнений. Баскетбол - как вид нестандартных физических упражнений» (для учащихся 10-11 классов)
методическая разработка по физкультуре (10, 11 класс) по теме

оскорбина светлана юрьевна.

Содержание данного курса актуально, так как содействует не только формированию у учащихся  представления о баскетболе как виде спорта, но и помогает полнее понять физиологические процессы, происходящие в организме во время занятия этим видом. Приобрести организаторские способности в проведении соревнований.

   Программа курса адресована учащимся лицея № 27, 10-11 классам.

Целью  является:

1.     Достичь оптимального уровня двигательных способностей, знаний и навыков в области одного из видов спорта – баскетбола;

2.     Умения осуществлять организацию и проведение занятий с младшими школьниками, соревнований по данному виду;

3.     Осуществлять компетентностный подход в решении задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_.docx209.21 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ  Лицей № 27

                                                                             

Методическая разработка

Элективный курс по физической культуре

«Физиологические основы физических упражнений.

Баскетбол - как вид нестандартных физических упражнений»

(для учащихся 10-11 классов)

                                                                   Курс разработан:

                                                                              учителем по физической

                                                                                  культуре С.Ю Оскорбиной

                                                           

Пояснительная записка.

    Данный курс разработан на основании программы для общеобразовательных учебных заведений: «Физическое воспитание учащихся 1- 11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол)».

    На основании федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования России от 05 марта 2004 г, № 1089.

   Содержание данного курса актуально, так как содействует не только формированию у учащихся  представления о баскетболе как виде спорта, но и помогает полнее понять физиологические процессы, происходящие в организме во время занятия этим видом. Приобрести организаторские способности в проведении соревнований.

   Программа курса адресована учащимся лицея № 27, 10-11 классам.

Целью  является:

  1. Достичь оптимального уровня двигательных способностей, знаний и навыков в области одного из видов спорта – баскетбола;
  2. Умения осуществлять организацию и проведение занятий с младшими школьниками, соревнований по данному виду;
  3. Осуществлять компетентностный подход в решении задач.

Задачи:

  1. Обучение: Знать и применять на практике знания по физиологии, двигательным умениям и навыкам;
  2. Воспитание: потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, укрепления здоровья.
  3. Развитие: нравственных и волевых качеств (целеустремлённости, дисциплинированности, воли, чувства ответственности, честности, взаимопомощи).
  4. Валиологические: формировать понятия о значении физических упражнений занятия спортом  в условиях современной жизни. Роли физических упражнений в повышении устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов.

    Характеристика предмета. Двигательная физическая деятельность является предметом образования в области физической культуры, которая связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.

 В  данном курсе  прослеживается три содержательных направления:

- основы физиологии  физических упражнений,;

- физкультурно-оздоровительная деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность.

    К основам относятся знания о значении  физических упражнений в современной жизни, физиологических основ физического воспитания и спорта. Баскетбол – как вид нестандартных физических упражнений. Изучение правил игры. Организация соревнований.  Осуществление судейства.

  Физкультурно-оздоровительная деятельность ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья учащихся, воспитания бережного отношения к нему. Нацеливает на формирование интересов и потребностей школьников  в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческом использовании осваемого материала в разнообразных формах активного досуга и отдыха, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности.

   Спортивно-оздоровительная деятельность связана с интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение  оптимального  достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся.

      Принципы обучения. Ведущими принципами в обучении, на основе которых строится данная программа курса, являются:

1.Общепедагогические:

- сознательности и активности;

- наглядности обучения;

- систематичности и последовательности;

- прочности;

- доступности;

- научности;

- связи теории с практикой;

2. Специфические:

-  непрерывности процесса физического воспитания;

-  системного чередования нагрузки и отдыха;

- постепенного наращивания физического воздействия;

- адаптированного сбалансирования нагрузки.

     Особенности физического развития детей  старшего школьного возраста (16-18 лет).

Старший школьный возраст характеризуется продолжением развития организма, однако уже относительно спокойного и равномерного (отдельных органов и систем). Одновременно завершается половое созревание. Поэтому чётко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма.  В  этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост массы. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела  достигают максимума.  Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10-12 см. и тяжелее на 5-8 кг; масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13 %, а масса подкожной жировой ткани  меньше на 10 %, туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.

   У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения  большей части скелета. Рост трубчатых костей  в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса, растёт сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Необходимо  больше воздействовать на левую половину с целью симметричного развития мышц туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для развития силы и выносливости мышц.  

  У девушек в отличие от юношей, наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстаёт в развитии плечевой пояс, но интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, лёгкие, дыхательные мышцы менее развиты, чем у юношей. Поэтому функциональные возможности органов кровообращения и дыхания, гораздо ниже.

Сердце юношей на 10-15% больше по объёму и массе, чем у девушек; пульс реже на 6-8 уд/мин, сердечные сокращения сильнее, что обуславливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши ; жел примерно на 100см3 (0,1 л) меньше.

  Большие изменения происходят в мыслительной деятельности. Повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дефференцировать  отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.

  Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению при утомлении.  Однако у девушек снижается смелость, что создаёт определённые трудности в физическом воспитании.

  В старшем школьном возрасте сохраняются немалые резервы для улучшения двигательных способностей.

Условия реализации. Для осуществления цели данного курса необходимы ресурсы, а именно наличие спортивных сооружений, оборудования, инвентаря.

    Построение образовательного процесса основано на применении следующих методов обучения :

  1. общепедагогические:
  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.
  • специфические: метод строго регламентированного упражнения;

- методы обучения двигательным действиям            - методы воспитания физических качеств

  1. Метод целостно-конструктивного упражнения;        1.Стандартного упражнения:

   2.Расчленено-конструктивный метод;                               - стандартно-непрерывного    упражнения                                                                              - стандартно-интервального;

  3. Сопряжённого воздействия.                                          2. переменного упражнения:

  4. Игровой метод;                                                                    - переменно-непрерывного упражнен.

  5. Соревновательный метод.                                                  – переменно-интервального упражн.

Сроки  реализации данной программы курса.

Программа рассчитана на учебный год  (31 час).

    Этапы реализации программы курса.

Теоретический (10);

Практический (21) .

Формы текущего и итогового контроля.

Текущий: устный, письменный опросы;  оценка техники выполнения двигательного действия, тактических действий; тесты по определению уровня знаний, умений.

Итоговый: организация и проведение соревнований,  представление презентации, содействие в создании электронного учебника по обучению технических приёмов баскетбола, экзамен  (в форме тестов, рефератов, билетов).

     Ожидаемые результаты:

Знать/понимать:

- значение физических упражнений в условиях современной жизни;

- классификацию физических упражнений;

- характеристику состояний организма при спортивной деятельности;

- механизмы двигательных навыков;

- понятие «тренировка»;

- характеристики физических упражнений;

- историю возникновения игры в баскетбол;

- технико- тактические параметры игры;

- основные правила игры в баскетбол;

- жесты судьи.

Уметь:

- осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и индивидуальной подготовленностью;

- контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки с учётом объективных и субъективных показателей;

-соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;

- составлять и выполнять комплексы упражнений общеразвивающего характера с предметами и без предметов;

- владеть умением выполнять технические действия в игре, выстраивать тактические действия;

- организовать проведение подвижных игр, содействующих развитию двигательных качеств;

- осуществлять судейство школьных соревнований по баскетболу.

Ключевые компетенции:

-  Способность работать самостоятельно без постоянного руководства ;

       Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе (брать на себя роль лидера команды в игровых видах спорта в нестандартных условиях, особенно, когда команда проигрывает);

       Способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

       Готовность замечать проблемы и искать пути их решения (например, в игровых видах спорта – тактические и психологические проблемы);

       Умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа (разбор выступления команды в игровых видах спорта, особенно неудачные; разработка новых тактических схем и вариантов);

       Способность уживаться с другими (взаимоотношения в классе, школе, во дворе, на занятиях по физической культуре, походах и т.д.);

       Способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе, т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими (освоение новой техники движений в любом виде спорта, нового инвентаря и спортивной формы, пытаться перенимать что-либо новое у спортсменов более высокого класса и т.д.);

       Умение принимать решение на основе здравых суждений – т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически (в единоборствах, игровых видах спорта «просчитывать слабые места соперников и уметь воспользоваться этой слабостью для выигрыша).

Литература:

Программа «Физическое воспитание учащихся 1- 11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол)»;

Газета «Спорт в школе» №39, 1996.    «Авторская программа Алексея Иванова»

Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии»;

А.В.Хуторской «Ключевыен компетенции учащихся»;

«Физиология человека» под ред. Н.В.Зимкина;

Журнал «Физическая культура в школе» №1,2000; №7, 1997; №5,1998;

«Настольная книга учителя физической культуры (подготовка школьников к олимпиадам)», 2008;

Д.В. Краузе, Д.Мейер, Д.Мейер«Баскетбол – навыки и упражнения»,2006;

Н.Сортел «Баскетбол – 1000 упражнений», 2002.

1. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.

Теоретический блок: - 10 часов.

Раздел: Физиология.

  1. Классификация физических упражнений;
  2. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности;
  3. Физиологические механизмы двигательных навыков;
  4. Спортивная тренировка;
  5. Физиологическая характеристика нестандартных физических упражнений;
  6. Значение физических упражнений в условиях современной жизни.
  7. Возрастные особенности детей старшего школьного возраста.

Раздел: Баскетбол.

  1. История возникновения игры в баскетбол;
  2. Технико-тактические действия в игре;
  3. Основные правила;
  4. Особенности судейства.

Практический блок: - 21 часов.

  1. Организация  тренировочного занятия (общеразвивающие, подводящие, упражнения, подвижные игры);
  2. Техника, тактика, стратегия  игры;
  3. Организация учебной игры. Судейство.
  4. Организация соревнований по баскетболу.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ.

Теоретический блок: 11 часов.

Раздел «Физиология».

Тема -1: (1 час)

Классификация физических упражнений.

- стереотипные (стандартные) движения;

- ситуационные (нестандартные) движения

Тема -2: (1 час)

Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности.

- предстартовое  и стартовое  состояние;

- изменение функционального состояния организма при разминке;

- врабатывание;

- «мёртвая точка» и «второе дыхание»;

- утомление;

- восстановительные процессы.

Тема -3: (1 час)

Физиологические механизмы двигательных навыков.

- временные связи как физиологическая основа формирования двигательных навыков;

- значение для формирования двигательных навыков ранее выработанных координаций;

- стереотипность и изменчивость двигательного навыка. Автоматизация.

Тема-4: (1 час)

Спортивная тренировка. Тренированность. Перетренированность.

Тема -5: (1 час)

Физиологическая характеристика физических упражнений.

- общая характеристика циклических движений;

-общая характеристика однократных ациклических движений;

- общая характеристика упражнений, оцениваемых по качеству их выполнения;

- общая характеристика нестандартных физических упражнений (спортивных игр).

Тема - 6: (1 час)

Значение физических упражнений в условиях современной жизни.

- влияние на функции организма недостаточной двигательной активности;

- роль физических упражнений в повышении устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов;

- физиологическая характеристика утренней гигиенической гимнастики;

- возрастные особенности детей старшего школьного возраста.

Раздел «Баскетбол».

Тема – 7: (2 часа)

 История возникновения игры в баскетбол;

Технико-тактические действия в игре;

- организация урочной формы занятия по баскетболу

Тема – 8: (2 часа)

Основные правила;

Особенности судейства.

- жесты судьи;

- оформление протокола.

Организация соревнований.

Практический блок: - 20  часов.

  1. Организация  урочной формы занятия  (общеразвивающие, подводящие, упражнения, подвижные игры);
  2. Техника, тактика, стратегия  игры;
  3. Организация учебной игры. Судейство.
  4. Организация соревнований по баскетболу.

Календарно-тематическое планирование

Теоретический блок (аудитория).

Раздел.

Тема.

Кол.часов.  

Содержание материала.

Вид учебного занятия.

                   Теоретический раздел.

Классификация физических упражнений.

Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности.

                                                   1 час.                                                                                          1 час.

- стереотипные (стандартные) движения:

Циклические: по мощности; по видам локомоций.

Ациклические: скоростно-силовые, собственно-силовые,прицельные.

Движения качественного значения (оцениваемые в баллах): по видам спорта, по характеристикам движений.

- ситуационные (нестандартные) движения:

Единоборства; спортивные игры, кроссы.

- предстартовое  и стартовое  состояние;

Разновидности стартовых и предстартовых реакций (боевая готовность, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия, ). Роль разминки, словесных воздействий.

- изменение функционального состояния организма при разминке;

Части разминки. Правильная организация разминки.

- врабатывание (понятие);

- «мёртвая точка» и «второе дыхание» (понятие);

- утомление;

Определение и основные показатели утомления; сочетание разных показателей утомления; роль эмоционального возбуждения при утомлении; теории утомления; первичные и вторичные проявления утомления; преодолеваемое (скрытое) утомление; особенности утомления при разных видах физических упражнений.

- восстановительные процессы;

Фазы восстановления, показатели восстановления работоспособности, средства, ускоряющие процессы восстановления.

Лекция.

Лекция.

Физиологические механизмы двигательных навыков.

              1 час.

- временные связи как физиологическая основа формирования двигательных навыков;

- значение для формирования двигательных навыков ранее выработанных координаций;

- стереотипность и изменчивость двигательного навыка. Автоматизация.

Лекция.

Промежуточный

контроль.

Спортивная тренировка.

                       2аса.

«положительный и отрицательный перенос», понятия техническая, физическая подготовка.

Тренированность. Перетренированность. Показатели тренированности в состоянии покоя. Реакции тренированного и нетренированного организма на стандартные нагрузки (Гарвардский тест, проба Руфье-Диксона). Самоконтроль (функциональные пробы: проба с приседанием, ортостатическая, клиностатическаяпроба Штанге, проба Генчи,  проба Руфье-Диксона).

Лекция.

Практическое занятие.

Физиологическая характеристика физических упражнений.

            1  час.

- общая характеристика циклических движений;

-общая характеристика однократных ациклических движений;

- общая характеристика упражнений, оцениваемых по качеству их выполнения;

- общая характеристика нестандартных физических упражнений (спортивных игр).

Лекция.

Значение физических упражнений в условиях современной жизни.

                               1 час.

- влияние на функции организма недостаточной двигательной активности:

Понятие «гипокинезии, атрофии, дегенерации»

- роль физических упражнений в повышении устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов: понятие «стресс». Стадии стресса.

- физиологическая характеристика утренней гигиенической гимнастики;

- возрастные особенности детей старшего школьного возраста.

Лекция.

Промежуточный

контроль.

История возникновения игры в баскетбол;

Технико-тактические действия в игре;

        2 часа.

История возникновения игры: Д. Нейсмит как основатель баскетбола. Первые правила. Олимпийский вид.

Технико-тактические действия: понятие «техника, тактика, стратегия». Основные технические приёмы в защите и нападении. Виды тактических действий.

Организация урочной формы занятия по баскетболу:

Формы занятий физическими упражнениями.

Урок физической культуры. Части урока.

Лекция.

Основные правила;

Особенности судейства.

    2 часа.

- жесты судьи;

- оформление протокола.

Организация соревнований: составление положения о соревнованиях. Способы проведения соревнований (круговой, с выбыванием).

Лекция.

Итоговый контроль по теоретическому блоку.

Практический блок (спортзал).

Раздел

Тема.

Кол. Час

Содержание материала.

Вид учебного занятия.

                            Теоретический      блок.

Организация  урочной формы занятия  (общеразвивающие, подводящие, упражнения, подвижные игры);

4  часа.

Практика в  проведении урочной формы занятия по ранее составленным планам-конспектам. Проведение разминки, подводящих упражнений, подвижных игр направленных на овладение техникой  игры в баскетбол и содействие развитию двигательных качеств.

Практическое занятие.

Контроль (оценивается умение организовать учащихся).

Техника, тактика, стратегия  игры;

Организация учебной игры. Судейство.

                   12   часов.

- Действия вне зоны штрафного броска: игра по периметру.

- Действия внутри зоны штрафного броска: игра центрового игрока.

-Игра в защите.

- Подбор мячей, отскочивших от щита.

- Командное нападение.

- Командная защита.

Фронтальный, групповой метод организации учащихся.

Переменный, повторный, игровой, соревновательный методы усвоения учебного материала.

Контроль (оценивается умение осуществлять судейство в игре).

Организация соревнований по баскетболу.

4 часа.

Практические действия по составлению протокола игры. Взаимодействие судейской бригады.

«Юный судья по спорту» Илья Ильин(справа)

За «секретарским столом» Шитикова В.

Рудникова Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физической культуре "Оцени своё физическое здоровье"

Программа элективного курса по физической культуре "Оцени своё физическое здоровье" предназначена для учащихся 9-х классов. В предверии внедрения ФГОС в основной школе курс может быть предназначен для...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»

Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической куль­туры школьников на культурно-исторических традициях отечественной си­стемы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...

Методическая разработка для преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»

Доклад на МО преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура  в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

Методическая разработка. Конспект урока физической культуры по разделу физической культуры по разделу программы "Подвижные игры"

Тема урока: "ОРУ. Игры: "прыгающие воробушки", "Зайцы в огороде". Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей"....