Пособие для преподавателей физической культуры по обучению приемам игры в баскетбол
методическая разработка по физкультуре (9 класс) по теме

Большаков Евгений Викторович

Пособие отражает практический материал по методике обучения некоторым приемам игры в баскетбол. Пособие разработано для преподаателей физической культуры, тренеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie.docx32.42 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ НЕКОТОРЫМ ПРИЕМАМ В БАСКЕТБОЛЕ

Учитель физической культуры МБОУ «Излучинская ОСШ №1 УИОП»:

    Е.В.Большаков

2017

пгт. Излучинск

Введение

Данное пособие, составленное на основе программных требований, содержит конкретный практический материал для занятий с детьми, подростками и юношами. При его написании обобщен передовой опыт педагогов детско- юношеского клуба физической подготовки г.Нижневартовска, использованы материалы научных работ в области теории и методики баскетбола, а также возрастной анатомии, физиологии, врачебного контроля и психологии. Пособием могут пользоваться педагоги и тренеры, работающие с детьми в общеобразовательных школах, в школьных секциях, оздоровительных лагерях и кружках при домоуправлениях.

В пособии изложены общие вопросы организации педагогической работы по баскетболу, а также приведен конкретный практический материал, который необходимо осваивать в определенном возрасте.

В настоящее время имеется много пособий, подобно освещающих современную технику баскетбола, поэтому в данном случае основное внимание уделяется методике обучения. Указывается новый материал в каждой возрастной группе. Ранее изученное продолжает совершенствовать на протяжении всего последующего обучения в соответствии с общими методическими требованиями.


Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания.

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашем городе. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Баскетбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения.

В системе народного образования баскетбол включен в программы физического воспитания дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Баскетбол, как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных школах и Детско-юношеских клубах физической подготовки.

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте.

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. И, прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

Обучение Баскетболу

Повороты вперед и назад. При повороте вперед игрок поворачивается правым (левым) плечом вперед, выполняя переступание в ту сторону, куда обращен лицом. При повороте назад игрок поворачивается правым (левым) плечом назад, выполняя переступание в ту сторону, куда обращен спиной. Поворот на месте. Для разучивания поворота на месте следует ознакомить учащихся с правилом поворота на опорной ноге. Базовым элементом является положение, когда центр массы тела располагается на опорной ноге. Упражнения для обучения.

  1. Построение в шеренгах по 4 — 6 человек. Поворот вперед с небольшим шагом, одновременно поворачивая туловище в сторону шага.
  2. Построение в шеренгах по 4 — 6 человек. Поворот назад с небольшим шагом, одновременно поворачивая туловище в сторону шага. Поворот туловища и ноги выполнять одновременно.
  3. Построение в шеренгах. Учащиеся с мячом выполняют повороты вперед, назад, укрывая мяч от защитников. Передав мяч в другую шеренгу, передающие становятся защитниками.
  4. Построение в 6 — 8 колонн с водящими. Учащиеся выбегают из колонн, ловят мяч с остановкой, выполняют повороты по заданию. Передав мяч водящему, возвращаются в конец

колонны.

  1. Эстафеты с поворотом и передачей мяча. Гонки мячей по кругу, в колоннах с поворотами назад, вперед.
  2. Построение в две разомкнутые шеренги, одна против другой. Учащиеся принимают исходное положение для поворота вперед. По сигналу несколько раз выполняют поворот на 180°. Затем выполняют поворот назад. Сначала без мяча, затем с мячом.
  3. Учащиеся бегут в колонне по одному, по сигналу делают остановку в два шага, затем поворот вперед на 180° и бегут в обратном направлении. По
  1. Учащиеся бегут в колонне по одному, по сигналу делают остановку в два шага, затем поворот вперед на 180° и бегут в обратном направлении. По следующему сигналу упражнение повторяют, но поворот делают назад и т. д. Темп бега постепенно повышается.
  2. Учащиеся с мячом поворачиваются на носках на 180°, передают мяч двумя руками от груди сзадистоящим партнерам и возвращаются в исходное положение.
  3. Из положения правая нога впереди, левая сзади поворот влево — назад правым плечом вперед.
  4. Из положения левая нога впереди, правая сзади поворот вправо — назад левым плечом вперед.

Ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока.

После изучения ведения мяча по прямой и с изменением направления и скорости приступают к ведению мяча с меняющейся высотой отскока. Его применяют в игре при обводке соперника, вступающего в борьбу за мяч. Начинают обучение с разучивания перехода от среднего ведения к низкому в положении стоя на месте, при передвижении шагом. Сначала переход, осуществляют после определенного количества ударов мяча о пол и согласно зрительным ориентирам, затем преодолевают сопротивление пассивного и активного защитника. Использовать упражнения можно как приведенные ранее, так и новые.

Упражнения для обучения.

  1. Одновременное ведение двух мячей, стоя на месте и продвигаясь в различных направлениях с одновременными и чередующимися ударами мячей о пол.
  2. Стоя на месте, одной рукой вести мяч, другой подбрасывать второй мяч над собой. То же продвигаясь в различных направлениях.
  3. В парах, стоя к партнеру боком на расстоянии 3 — 4 м друг от друга. Ведение мяча правой (левой) рукой, одновременная передача второго мяча партнеру свободной от ведения рукой в движении шагом. То же бегом, с изменением скорости и направления движения.
  4. Ведение мяча правой (левой) рукой в приседе. По сигналу, не меняя исходного положения, ведение мяча, выполняя прыжки на месте, продвигаясь вперед, назад, вправо, влево.
  5. Стоя на месте, ведение мяча правой (левой) рукой. По сигналу поднять ногу и изменить направление отскока мяча так, чтобы мяч прошел под поднятой ногой. Затем продолжить ведение мяча другой рукой. Выполняя упражнение с продвижением в различных направлениях, необходимо менять высоту отскока мяча и скорость продвижения.
  6. Стоя на месте, ведение попеременно двух мячей одной и той же рукой. То же с перемещением в различных направлениях.
  7. Ведение мяча, чередуя удары по нему правой и левой рукой, С одновременным

ведением второго мяча правой (левой) ногой.

Передача мяча одной рукой от плеча после ведения. Для

совершенствования этого технического приема можно использовать любые построения, ранее предложенные игры и упражнения.

Передача мяча на месте с отскоком от пола. Упражнения для обучения.

  1. Построение во встречных колоннах. Очередной игрок первой колонны передает мяч очередному игроку второй колонны и уходит в конец своей колонны.
  2. То же, что упр. 1, но после передачи мяча игрок уходит в конец противоположной колонны.
  3. Построение в шеренгах. Передачи выполняют из шеренги в шеренгу. То же, но, передав мяч, перебежать в противоположную шеренгу.
  4. Построение в кругах. Игрок передает мяч, перемещается на место того, кому адресована передача.

Ловля и передача мяча двумя и одной рукой при передвижении игроков в парах и тройках.

  1. Построение у лицевой линии в две колонны по одному с интервалом 5 — 6 м. Головной игрок одной из колонн передает мяч выбегающему игроку из другой колонны и сам делает рывок вперед. Поймав мяч, учащийся выполняет ведение (4 — 5 шагов), передает мяч партнеру и тоже делает рывок. Ловлю и передачу выполняют то одной, то двумя руками.
  2. Класс строится в колонну по три (интервал 2 — 3 м) у средней линии. У головного игрока средней колонны мяч. По сигналу первые игроки крайних колонн начинают бег к щиту.

Игрок средней колонны передает мяч игроку, бегущему слева, тот в движении ловит мяч и передает его игроку из правой' колонны, который после ловли выполняет бросок одной рукой от плеча в' движении и переходит в конец левой колонны, первый игрок левой колонны становится последним в средней колонне, а головной игрок средней колонны — последним в правой колонне.

  1. То же, что упр. 2, но после передачи игрок среди» 1 колонны бежит вправо, а игрок из первой колонны — влево. Игрок из левой колонны передает мяч в движении игроку из средней колонны, переместившемуся вправо, который и заканчивает упражнение броском одной рукой от плеча в движении.

Передача мяча на месте, при встроенном движении и с отскоком от пола. Базовым элементом для ловли мяча является положение вытянутых рук. Базовый элемент для передачи мяча в движении — согласование движений ног и рук, выполнение передачи в сочетании с двухшаговым ритмом.

Упражнения для обучения.

  1. Построение во встречных колоннах .по 4 — 6 человек. Передачи на месте с перемещением во встречные колонны, с обеганием встречной и возвращением в свою колонну.
  2. Передачи с отскоком от пола в тех же построениях.
  3. Построение в колоннах с водящими. Водящий выполняет передачу с отскоком от пола игроку, выходящему из колонны. Тот ловит мяч с остановкой и с места .так же передает мяч водящему.
  4. Построение во встречных колоннах по В — 10 человек. Игроки выполняют передачи в движении без отскока. После передачи перемещаются в конец встречной колонны.
  5. Построение во встречных колоннах. Игроки выполняют передачи в движении с отскоком от пола. После передачи игроки перемещаются во встречные колонны, стоящие справа и слева.

Бросок от головы. Бросок снизу двумя руками. Эти элементы техники можно разучивать и совершенствовать в упражнениях, которые приведены выше.

Бросок в прыжке после ведения и ловли мяча в движении.

В отличие от броска в прыжке с места игрок после ведения или ловли мяча в движении одновременно с ловлей выполняет напрыгивание на обе ноги (ноги на ширине 10 — 15 см). Угол сгибания ног в коленях оптимальный и прямо пропорционален скорости игрока. Напрыгивать надо под оптимальным , углом к площадке, так, чтобы ноги были несколько впереди туловища, а плечи и голова наклонены назад. Происходит как бы стопорящее напрыгивание. Это позволяет игроку после отталкивания взлететь вверх или даже назад. Иначе направление прыжка после отталкивания будет не вверх-назад, а вверх-вперед, что обычно приводит к неточному броску, а то и к персональному замечанию, нападающему в случае его столкновения с защитником. Угол отталкивания от площадки зависит от скорости игрока. Напрыгивание позволяет игроку внезапно для защитника быстро выпрыгнуть вверх и произвести бросок в прыжке на 2 — 3 м дальше от корзины по сравнению с броском с места. После напрыгивания техника выполнения броска та же, что и с места. Исключение составляет более активный мах согнутыми в локтях руками вверх, что обеспечивает большую высоту прыжка.

После того как учащиеся овладеют техникой броска в прыжке с места, можно переходить к обучению броска в прыжке после ведения или ловли в движении. Прежде всего необходимо обучить правильному напрыгиванию.

Упражнения для обучения.

  1. Спрыгивание с гимнастической скамейки на пол с приземлением на переднюю часть стопы и быстрое напрыгивание вверх с дополнительным махом согнутыми в локтях руками.
  2. То же, что упр. 1, но с приземлением на отметки и напрыгиванием вверх — назад.
  3. Прыжок толчком обеих вперед по отметкам. Следить за правильной постановкой стоп.
  4. Прыжок толчком обеих с места, приземление на отметки, быстрое напрыгивание вверх— назад с имитацией броска в высшей точке прыжка.
  5. То же, что упр. 1 и 2, но с мячом в руках и выполнением броска в прыжке.
  6. Построение в шеренгу по одному. По сигналу занимающиеся начинают бег на месте в невысоком темпе, произвольно делая напрыгивание с последующей имитацией броска в прыжке.
  7. То же, что упр. 6, но напрыгивание выполняют по сигналу.
  8. Построение в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 4 — 5 м. У игроков одной из шеренг — по мячу. По сигналу игроки с мячами выполняют бег на месте, держа мяч в исход- ном положении для броска (на уровне груди). Затем произвольно делают напрыгивание и имитируют передачу мяча партнеру в прыжке. Игроки без мячей следят за правильностью действий партнеров. Затем мячи передаются другой шеренге для выполнения этого же упражнения.
  9. То же, что упр. 8, но напрыгивание происходит по сигналу.
  10. В парах. Первый игрок держит мяч на прямой руке и стоит боком к щиту на расстоянии 3 — 4 м. Второй игрок медленно, семенящим бегом приближается к первому игроку, одновременно с напрыгиванием берет у него мяч из рук и сразу же выполняет бросок в прыжке.
  11. Построение то же. Действия и место расположения первого игрока такие же, но второй игрок находится в 1 м от партнера, выполняет бег на месте, после чего напрыгивает и бросает мяч в корзину.
  12. То же, но первый игрок передает мяч второму, после чего тот запрыгивает и производит бросок.

По мере освоения техники напрыгивания расстояние между игроками надо увеличивать, увеличивается и скорость бега.

Характерная ошибка: прыжок вперед — вверх прогнувшись; как следствие траектория полета мяча пологая, и мяч обычно ударяется о передний край кольца.

Упражнения для исправления ошибки.

  1. Прыжки вверх согнувшись.
  2. Прыжки вертикально вверх, подтягивая колени к груди с отягощением в руках.
  3. Прыжки вверх-назад с места с имитацией броска в прыжке и последующим приземлением сзади намеченных ориентиров.
  4. Семенящий бег с последующим напрыгиванием на отметки, прыжки вверх-назад с приземлением на те же отметки.
  5. То же, но после ловли мяча в движении и с броском в корзину.

Бросок в движении после двух шагов.

Упражнения для обучения.

  1. Каждая команда строится у пересечения средней и боковой линий. Один игрок с мячом становится под щитом. Первый номер выбегает по направлению к корзине, ловит мяч в 2 — 3 м от нее, останавливается (в два шага), выполняет бросок, подбирает мяч и остается под щитом. Передававший мяч бежит • конец колонны.
  2. То же, что упр. 1, но без игрока под щитом. Первый номер ведет мяч, в 2 — 3 м от щита останавливается (в два шага), бросает мяч в корзину

(указанным способом), подбирает его и передает одной рукой от плеча очередному номеру, а сам становится в конец колонны.

  1. . Класс выстраивается у лицевой линии в колонну по два (интервал 4 — 5 м), Первые игроки бегут по направлению к противоположному щиту, передавая мяч друг другу. В 2 — 3 м от щита делается последняя передача учащемуся, бегущему справа. Тот ловит мяч, останавливается (в два шага) и выполняет бросок двумя руками от груди. За первыми номерами следуют вторые и т. д. Выполнив бросок, игрок встает в конец своей колонны. После нескольких повторений бросок выполняют слева от щита.

Бросок в прыжке одной рукой с места. В исходном положении для броска стопы ставят на ширине 10 — 15 см, туловище вертикально. Рука, выполняющая бросок, согнута в локтевом суставе так, что нижний край мяча находится выше уровня глаз. Локоть в сторону не отводить. Кисть разогнута до отказа назад. Мяч лежит на широко расставленных пальцах. Левая рука (при броске правой) поддерживает мяч слева — сбоку. Взгляд устремлен на передний край кольца. Выполнение приема начинается со сгибания ног в коленных суставах. Правую руку сгибают под более острым углом по сравнению с исходным положением, и поэтому мяч находится ниже. В отличие от и. п. игрок смотрит на кольцо не под мячом, а поверх него. За счет быстрого и мощного разгибания ног игрок выполняет прыжок вертикально вверх. В наивысшей точке прыжка он держит мяч над головой, правая рука согнута под углом примерно 80 — 85°, пальцы широко расставлены, мяч лежит на ладони, туловище расслаблено, ноги согнуты в коленях.

Мягким разгибанием правой руки в локтевом суставе вверх-вперед и таким же мягким движением кисти игрок направляет мяч в корзину. Конечное положение — рука разогнута, кисть слегка согнута, пальцы расставлены. Такое положение кисти позволяет контролировать мяч до момента вылета и добиваться стабильности броска. Приземляется игрок на согнутые ноги, что позволяет ему без предварительной подготовки продолжить движение.

К броску в прыжке приступают после того, как учащиеся освоят технику дальнего броска одной рукой от плеча с места, начальные и конечные положения которого сходны с такими же положениями броска в прыжке. Прежде всего учащиеся должны четко представлять себе изучаемый прием. Для этого на первом этапе обучения им показывают выполнение броска, объясняют основные элементы техники, организуют просмотр учебных фильмов и кинокольцовок.

Упражнения для обучения.

  1. И. п. для броска в прыжке с места: ноги согнуты в коленях, руки у груди, пальцы разведены. Прыжок вверх с имитацией броска в высшей точке прыжка.
  2. Построение в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3 м. У игроков одной из шеренг по мячу. По сигналу бросок в прыжке партнеру.
  3. Построение то же. По сигналу принять и. п., имитируя прыжок, но без прыжка (ноги выпрямлены, подняться на носки, руки с мячом над головой). Учитель проверяет положение мяча перед броском. По следующему сигналу занимающиеся имитируют бросок (но без прыжка), передают мяч партнеру по крутой траектории. После этого надо зафиксировать конечное положение руки, чтобы можно было его проконтролировать и исправить ошибки.
  4. То же, что упр. 3, но бросок в прыжке. После выполнения этих упражнений можно переходить к работе с мячом, выполняя уже рекомендуемые ниже упражнения. Особое внимание следует уделять заключительному движению кисти.
  1. После имитации броска игроки оставляют руку в конечном положении до сигнала, и сами анализируют это положение.
  2. После выполнения броска занимающиеся оставляют руку в конечном положении до того момента, когда мяч упадет на площадку или его поймает партнер.
  3. Бросок в корзину с 2 — 3 м.

Характерные ошибки:

  1. во время броска в прыжке плечи подняты, движения резкие. Мышцы, не участвующие в выполнении броска, напряжены, вследствие чего бросок не достигает цели;
  2. в и. п. локоть руки, выполняющей бросок, отведен в сторону, в результате чего бросок не достигает цели — мяч летит в сторону от кольца.

Упражнения для совершенствования техники броска в прыжке.

  1. Броски в прыжке с 4 — 5 м.
  2. Броски в прыжке после финтов на передачу, дальний бросок, проход, а затем бросок в прыжке и т. д.
  3. То же, что упр. 2, но с пассивным и активным защитниками.

Бросок мяча одной рукой в прыжке с поворотом до 180° толкаясь одной ногой.

  1. Построение в колонну по одному на расстоянии двух шагов от щита. Игрок с мячом делает шаг вперед левой ногой, толкается вверх и, поворачивая туловище правым плечом вперед (до положения, когда выполняющий будет смотреть на щит), бросает мяч в корзину, затем подбирает его, передает очередному игроку и встает в конец колонны.
  2. То же, что упр. 1, но выполнять левой рукой с левой стороны.
  3. Построение то же. Направляющий делает шаг правой ногой вперед с одновременным ударом мяча правой рукой в пол, затем с отскока ловит его обеими руками и, делая шаг и толчок левой ногой, бросает мяч в корзину в прыжке с поворотом.
  4. То же, что упр. 3, но выполнять левой рукой с левой стороны.
  5. Построение в колонну по одному вдоль боковой линии на расстоянии

8 — 10 м от щита. Направляющий ведет мяч в сторону дальнего края щита и выполняет бросок с поворотом, подбирает мяч, ведет его дальше в угол площадки, напротив колонны с угла передает в прыжке с поворотом следующему игроку и встает в конец колонны. Упражнение проводят с

несколькими мячами.

  1. То же, но с другой стороны площадки.
  2. То же, но одновременно с левой и правой стороны.

Штрафной бросок. В современном баскетболе со штрафных бросков набирают до 30 % очков. Ответственность за выполнение штрафного броска вызывает психологическое напряжение игрока во время его выполнения. Снимать напряжение можно за счет нескольких ударов мяча о пол перед броском, глубоких выдохов и других приемов. Базовым элементом является направленное движение вверх, которое выполняют ногами и бросающей рукой в начальной фазе броска.

Упражнения для обучения. 1. Построение в шеренге. Имитация выполнения броска. Приседание в стойке, разгибание ног и руки вверх.

  1. Построение в 2 шеренги лицом друг к другу. Выполнить несколько ударов мячом в пол, расслабиться. Начиная движение ногами вверх, выполнить бросок. Закончить движение рукой и кистью, направив мяч вперед, в другую шеренгу.
  2. Построение в колоннах (на каждом кольце 3 колонны). Все броски выполнять без отскока от щита (3 — 5 бросков подряд каждому ученику). Броски можно выполнять также в вертикальные линии на стене и в другие цели и ориентиры.

Индивидуальные защитные действия (передвижение защитника, вырывание и выбивание мяча).

Передвижение защитника.

Упражнения для обучения.

  1. Перемещение в защитной стойке влево, вправо, вперед, назад.
  2. То же по заданию.
  3. То же, повторяя действия соупражняющегося.
  4. Выполнение других действий до и после движения в защитной стойке.

Вырывание и выбивание Мяча. Базовыми элементами являются активный

поворот туловища для вырывания и короткий удар ребром

ладони по мячу сверху вниз или снизу вверх для выбивания мяча. Для

разучивания приема создают упрощенные условия: нападающий,

владеющий мячом, дает возможность защитникам опробовать изучаемые

действия и добиться успеха. Затем условия усложняют. Упражнения для

обучения.

  1. Построение в шеренгах. Игроки второй шеренги захватывают мяч в руках нападающего и вырывают его вращением туловища.
  2. Построение в шеренгах. Нападающие выполняют повороты на месте. Защитники пытаются захватить мяч и вырвать его.
  3. Построение в шеренгах. Выбивание мяча у нападающего. Нападающий держит мяч, перемещая кисти рук вниз и вверх.
  4. Построение в шеренгах. Нападающие выполняют повороты на месте, защитники пытаются выбить или вырвать мяч.

Игра в защите, опека игрока. Базовый элемент для игры в защите — стоика игрока сбоку от нападающего, когда игрок контролирует передвижение нападающего и направление передачи. Это создает возможность для отбивания мяча или для перехвата.

Упражнения для обучения.

  1. Сапки с приседом. Построение в группах по 3 — 4 игрока. Учащиеся совершенствуют перемещение с финтами, изменением направления бега и скорости. Водящий догоняет игроков своей группы и пытается их осалить. Если игрок выполнил присед с касанием рукой пола, его осаливать нельзя.
  2. Построение в группах по 3 — 4 игрока. В каждой группе водящий с мячом. Учащиеся убегают от водящего, передвигаясь приставными и скрестными шагами, повернувшись к нему лицом.
  3. Построение в колоннах по 3 — 4 игрока, перед колонной стоит защитник. Пасующий располагается за боковой линией. Он выполняет передачу игроку, выполняющему выход из колонны для получения мяча. Защитник противодействует выходу и передаче мяча, опекает нападающего. Все учащиеся по кругу меняются местами.
  4. Построение в группах по 3 игрока. Двое нападающих владеют мячом, осуществляют ведение и передают мяч. Защитник пытается перехватить мяч, затруднить его передачу. Обязательно соблюдать правило владения мячом в течение 5 сек.
  5. Игра 2X2, 3X3. Нападающие владеют мячом, водят и передают его друг другу, стремясь осуществить как можно больше передач. Защитники опекают нападающих, стараясь перехватить или выбить у них мяч. Если защитники овладевают мячом, они становятся

нападающими. Игра ведется до 10, 15, 20 передач.

Учебная игра. В игре даются задания и оцениваются приемы, которые разучивались на уроках: передачи мяча двумя руками от груди и одной от плеча; броски с места и в движении, после ведения и после ловли. В защите опеку игроков осуществляют по принципу личной защиты. В игре фиксируют ошибки двухшагового ритма, персональные контакты, определяют виновников столкновений.

УШкласс Восьмиклассники на уроках баскетбола изучают и повторяют ведение мяча от одной линии штрафного броска до другой (14,4 м) и обратно, 4 раза; ловлю катящегося мяча на месте и в движении; передачу мяча одной рукой снизу на месте; ловлю и передачу мяча двумя и одной рукой при передвижении игроков в парах и тройках; передачи мяча на месте, при встречном движении и с отскоком от пола; бросок мяча от головы, бросок снизу двумя руками; бросок мяча в прыжке после ведения и ловлю мяча в движении; быстрое нападение; нападение быстрым прорывом; индивидуальные защитные действия (перехват мяча, борьба за мяч, не попавший в корзину).

Ведение мяча от одной линии штрафного броска до другом (14.4 м) и обратно — 4 раза. Это упражнение можно проводить в виде эстафеты по

2 — 4 раза, фиксируя время каждого игрока и всей команды в целом.

Ловля катящегося мяча. Поймать катящийся по площадке мяч, стоя на месте, не представляет труда. Надо с опущенными руками наклониться вниз и выставить ладонь одной руки на пути мяча. Как только мяч коснется ладони, надо наложить на него вторую руку.

Поймать катящийся мяч во время быстрого бега сложнее. Для этого игрок, двигаясь навстречу мячу, должен отойти в сторону от пути движения мяча, как бы пропуская его мимо себя. Наклоняясь, он должен поставить вперед и немного в сторону по направлению к мячу одноименную ногу (если мяч катится спереди- справа — правую ногу, если спереди-слева— левую) и перенести на нее массу тела. Вторая нога отрывается от земли и готова сделать шаг после ловли мяча.

Передача мяча одной рукой снизу на месте. Передача мяча одной рукой от плеча по высокой траектории на расстоянии 12 — 16 м с места и в движении.

Подвижные игры с элементами баскетбола для VI — VIII классов «Мяч капитанов» Проводится почти по всем правилам игры в баскетбол, за исключением броска мяча в кольцо, который могут выполнять лишь одни капитаны. Игроки стремятся овладеть мячом и передать его своим капитанам, которые имеют право на один бросок из-под кольца. В случае попадания мяч вбрасывается из-за лицевой линии одним из игроков защищающейся команды. При промахе мяч вбрасывается из- за боковой линии игроком атакующей команды.

«Всадники». Игра ведется на небольшой площадке двумя командами. Игроки одной команды садятся верхом на игроков другой. По сигналу учителя всадники начинают перебрасывать мяч друг другу. Лошади ведут себя неспокойно (делают неожиданные повороты, переходят с места на место и т. д.), чем затрудняют ловлю мяча. При потере мяча игроки меняются ролями. Выигрывает команда, сделавшая большее количество передач.

«Пловец и перехватчик» Играющие располагаются по кругу, в руках у одного из них мяч. В центре круга два игрока: ловец и перехватчик.

Стоящие по кругу передают друг другу мяч и, выбрав удобный момент, делают передачу ловцу. Ловец старается открыться, чтобы получить передачу, а перехватчик — прикрыть ловца и перехватить мяч. Через минуту ловец и перехватчик меняются ролями. Игра длится до тех пор, пока все игроки не побывают в роли перехватчика. Побеждает тот, кто допустит меньше передач ловцу.

«Салки в тройках» Игра проводится в тройках с мячом: один игрок убегает, двое других, передавая мяч, друг другу, стараются догнать его и запятнать мячом, не выпуская его из рук. Запятнавший становится убегающим.

Варианты 1. Пятнать можно передачей мяча. Убегающий имеет право поймать мяч. В этом случае он не считается запятнанным.

2. Два партнер убегают, передавая мяч друг, другу и стараясь запятнать одного из убегающих передачей мяча. Убегающие не имеют права задерживать мяч в руках.

«Не давая мяч водящему» Игру можно использовать для совершенствования защитных действий, а также при отработке передач. Пятеро игроков образуют круг, шестой —

водящий — в центре круга. Каждый из пятерых игроков имеет право передавать мяч любому из партнеров, кроме соседей справа или слева, Водящий пытается помешать передаче или перехватить мяч. Если это ему удается, он меняется местами с игроком, от которого получил мяч.

«Пройти защитника». Две команды — защитники и нападающие— строятся в шеренги вдоль лицевой линии и рассчитываются по порядку. Первый номер защитников выходит в центр площадки. По сигналу первый нападающий выбегает с мячом и при помощи дриблинга и финтов пытается обойти защитника и достичь противоположной линии. За удачный прорыв нападающий приносит команде 1 очко. При перехвате мяча защитником очко получает команда соперников. Затем в игру вступают вторые номера защитников и нападающих, третьи и т. д. Когда все защитники и нападающие побывают в поле, команды меняются ролями и игра повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для учителей физической культуры Игры с мячом

Это методическое пособие я взяла за основу для разработок своих уроков и мероприятий.Пособие включает: историю возникновения игры, влияние игры на  физическое развитие и работоспособность де...

Методическое пособие к уроку физической культуры. Раздел "Спортивные игры. Баскетбол".

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их развития, и в связи с этим, тщательной организации учебно-воспитательной работы. Баскетбол отличается многообразием применяемых в учебно-тренир...

Методическая разработка для преподавателей физической культуры по теме: «Развитие физической подготовленности студентов на основе индивидуализации и активных форм и методов обучения»

Доклад на МО преподавателей физической культуры по теме: «Развитие физической подготовленности студентов на основе индивидуализации и активных форм и методов обучения»...

Методическая разработка для преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»

Доклад на МО преподавателей физической культуры по теме: «Физическая культура  в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»...

Конспект урока по физической культуре на тему: «Элементы игры в баскетбол»

конспект урока по физической культурев 9 классе на тему: «Элементы игры в баскетбол»...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура" Тема: «Техника приемов игры в волейбол»

Чтобы добиться успеха в волейболе, необходимо прежде всего в совершенстве овладеть техникой игры. Технику волейбола составляют специальные технические приемы, которые волейболисты применяют в процессе...

Тесты по физической культуре на знание правил игры в баскетбол

Представлен тест по физической культуре для учащихся  с целью выявления уровня знаний правил игры в баскетбол ....