Конспект учебно-тренировочного занятия по спортивному туризму "Карты. Виды карт"
план-конспект по физкультуре на тему

Пикин Алексей Сергеевич

Конспект занятия "Карты. Виды карт" является вводным в разделе "Топография и ориентирование" дополнительной общеобразовательной программы по спортивному туризму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного  образования  

спортивная школа № 1 муниципального образования  город Краснодар 

План – конспект занятия

по теме: «Карты, виды карт»

отделение  «Спортивный туризм»

тренер-преподаватель: А. С. Пикин

г. Краснодар, 2017 г.

План – конспект

Учебного занятия по теме:

«Карты. Виды карт»

Цель занятия:-  ознакомить занимающихся с видами карт;

Задачи занятия: - дать понятие  «карта»;

                           -  объяснить принцип отличия спортивной карты от топографической;

                           - развитие мышления и памяти  у  детей;

Оборудование:  разные карты: спортивные и топографические

Литература: Ю.С. Константинов « Детско-юношеский туризм», Москва, 2006г;

 Ю.С. Константинов, о.Л. Глаголева « Уроки ориентирования», Москва, 2005г;

 И.А. Верба, С.М. Голицын, В.М. Куликов, Е.Г.Рябов «Туризм в школе», «Ф и С», 1983г;

В.И. Симаков «Туристские походы выходного дня», Москва, «советская Россия», 1984г

План занятия:

1. Вводный.  

2. Основной:

  -    объяснение нового материал;

  • закрепление изученного материала посредством игры.

3. Итоговый:

-  подведение итогов занятия.

   

Ход занятия

Этапы

Содержание

ОМУ

1.Вводный

   -Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием карта, видами карт.  

Обратить внимание на готовность к занятию.

2.Основной

2.1.

Разминка

2.2. Знакомство с понятием карта, видами карт.  

2.3. Закрепление изученного материала.

3. Итоговый.

Карта – верный спутник дороги. А дороги бывают, порой, очень сложными.  

- Первое препятствие на нашем пути – это узкое бревно через овраг. Для его преодоления разделимся на 2 команды. По моему сигналу первые участники команд  проходят по бревну, руки в стороны,  обратно возвращаются, прыгая  на одной ноге,  передают эстафету следующему участнику команды. Побеждает команда, все участники которой, преодолеют препятствие   быстрее.

-Второе препятствие – густые заросли кустарника. Преодолеть их можно, пройдя по узкому коридору, прыгая на одной ноге. Обратно участники возвращаются на другой ноге.   Правила эстафеты такие же, как и в предыдущей.

-Третье препятствие – крутой спуск. Участники по очереди выполняют 2 кувырка вперед, 2 переката  в сторону, проходят  по гимнастической скамейке, назад  возвращаются бегом.

-Итак, мы с вами начинаем изучать раздел спортивного ориентирования. Туристу необходимо уметь ориентироваться. А значит надо уметь работать с картой и компасом. Но не умея читать карту, сделать это невозможно.

-Как вы думаете, что такое карта?

Топографические и специальные карты.

1.Основные разновидности карт.

Карта — уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное по определенному математическому закону и показывающее размещение, сочетание и связи природных и общественных явлений.

Содержание карты — совокупность показанных на карте элементов и объектов местности и сообщаемых о них сведений.

Особенности карты:

Наглядность — возможность зрительного восприятия пространственных форм, размеров и размещений объекта.

Карта должна легко читаться, создавая наглядную зрительную модель картографируемой поверхности.

Измеримость — свойство карты, которое на математической основе обеспечивает возможность с точностью, допускаемой масштабом, определять координаты, размеры, размещение объектов местности.

Измеримость характеризуется степенью соответствия местоположения точек на карте их расположению на местности.

Информативность — способность карты содержать сведения об изображаемых объектах.

Карты бывают:

Общегеографические — географические карты, на которых отображается совокупность основных элементов местности без выделения каких-либо из них.

Подробность изображения на этих картах зависит от масштаба.

К общегеографическим картам относят топографические карты.

Топографические карты — подробный план местности, являющейся также основой для составления общегеографических карт более мелкого масштаба.

Тематические карты — карты, содержание которых определяется отображаемой конкретной темой.

К таким картам относят:

- обзорно-географические,

- геологические,

- политические,

- специальные (для решения конкретных задач для определенного круга потребителей):дорожные,

- аэронавигационные и т.д.

- морские навигационные карты (данные о поверхности дна морей, океанов и т. д.)

Топографические карты.

Содержание этих карт должно быть:

полным — т.е. отображать все типичные черты и характерные топографические объекты и элементы, отражающие свойства местности в соответствии с масштабом карты и ее назначением;

достоверным — правильность сведений, изображенных на карте;

современным — соответствовать состоянию отображаемого объекта;

точным — степень соответствия местоположения точек на карте их местоположению в действительности

На топографических картах изображают:

- опорные геодезические пункты (знаки триангуляции);

- гидрографию;

- населенные пункты;

-промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты;

- дорожная сеть;

- рельеф суши;

-растительный покров и грунты;

- границы.

Подробность сведений зависит от масштаба.

Масштабы топографических карт:

1 : 25000     (1 см на карте соответствует 250 м на местности)

1 : 50000     (1 см на карте соответствует 500 м на местности)

1 : 100000   (1 см на карте соответствует 1 км на местности)

1 : 200000   (1 см на карте соответствует 2 км на местности)

1 : 500000   (1 см на карте соответствует 5 км на местности)

1 : 1000000 (1 см на карте соответствует 10 км на местности).

При пользовании топографическими картами необходимо учитывать следующее:

Генерализация карт — выявление основных символов.

Различают:

селективная — выбор объектов изображаемых на карте соответствует назначению карты.

Например: изображение на карте пустыни колодцев или на карте тайги домиков лесника (избушек) наносится независимо от масштаба данной карты.

неселективная — потеря информации соответствует снижению масштаба.

- На топографические карты наносят знаки, первое знакомство с которыми, у вас сейчас произойдет. Я предлагаю вам игру на внимание и память. Перед вами перевернутые  вниз карточки с изображением топографических знаков. Все знаки в двух экземплярах. Вы должны будете по очереди переворачивать пару карт, если изображения на них одинаковы, вы берете их себе, если нет, возвращаете назад, ход переходит к следующему участнику.  Ваша задача: запоминать расположение парных карт. Побеждает тот, кто наберет большее количество карт.

- Следующее задание – эстафета на внимание.  Перед участниками в определенной последовательности лежат различные виды узлов: прямой, схватывающий, проводник-восьмерка, булинь, стремя, грейпвайн, двойной проводник, срединный проводник. Ваша задача: запомнить расположение узлов, выполнить технический прием «Подъем с самостраховкой», расположить узлы в такой же последовательности, вернуться назад,   передать эстафету следующему участнику.  

- Вы справились с этим заданием, а теперь вам предстоит собрать карту Краснодарского края из частей.

-Следующее задание: определить масштаб карт двух видов: спортивной и топографической.

-С какими видами карт мы познакомились?

-Что изображают на топографических картах?

-Что такое генерализация карт?

-На этом наше занятие подошло к концу, надеюсь, что знания, полученные вами,  пригодятся вам в походах.

 

Участники команд выполняют упражнения, педагог следит за правильностью выполнения.

Первое упражнение выполняется на гимнастической скамейке.

Для выполнения упражнения

№ 2 на пол выставляются фишки в виде узкого коридора.

Для выполнения упражнения

№3 необходимы гимнастические маты и скамейка.  

Показ различных карт.

Показ карт различных масштабов.

Педагог производит первичное знакомство с топографическими знаками.

Педагог корректирует правильность выполнения задания.

Воспитанники собирают карту из частей.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План–конспект учебно-тренировочного занятия по физической подготовке баскетболистов возрастной категории 10-12 лет. и анализ проведения тренировочной деятельности.

Тема: Физическая подготовка.Цель:    Развитие двигательных качеств с использованием элементов баскетбола.Задачи:1. Продолжать обучение основам баскетбола. Совершенствование отдельных пр...

План-конспект учебно- тренировочного занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха

В данной работе представлен план-конспект открытого учебно- тренировочного занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха, участника финального этапа XII Всероссийского...

План-конспект учебно-тренировочного занятия по спортивному ориентированию

план-конспект и самоанализ учебно-тренировочного занятия...

План-конспект учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для спортивно-оздоровительных групп. Тема "Прыжок в длину с разбега"

Цель урока: Повышение уровня подготовленности обучающихся при овладении техническими элементами выполнения прыжков в длину с разбега.Задачи урока:1. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега ...