Консультация для воспитателей на тему: «Формирование саморегуляции и волевых качеств у дошкольников через подвижные игры»
консультация по физкультуре на тему

Чистякова Надежда Николаевна

В консультации представлен как теоретический, так и практический материал по теме «Формирование  саморегуляции  и  волевых  качеств у  дошкольников  через  подвижные  игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_formirovanie_samoregulyatsii.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для  воспитателей  на  тему:

«Формирование  саморегуляции  и  волевых  качеств у  дошкольников  через  подвижные  игры»

Воспитатель ОГКОУ  Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко»

Чистякова  Н.Н.

2017 год.

             Нетерпеливость стала одним из характерных качеств современного человека: мы хотим быстрых результатов при минимальных усилиях. Между тем именно умение управлять своими чувствами и эмоциями является одним из качеств, позволяющих достигать поставленных целей, преодолевать препятствия и трудности.

             Поэтому формированию способности к произвольной регуляции своего поведения и деятельности следует уделять особое внимание уже в дошкольном возрасте, когда развивается эмоционально-волевая сфера ребенка.

            Важнейшим психическим новообразованием ребенка к концу дошкольного возраста является формирование саморегуляции, т.е. способности к произвольной регуляции своего состояния, поведения и деятельности.

             Формирование саморегуляции – сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства.  В нем могут быть задействованы три механизма: общение со взрослым, игровая деятельность и специальные психогимнастические  упражнения.

            Мы рассмотрим роль подвижных игр в формировании саморегуляции дошкольников.

    Игра в жизни дошкольника занимает огромное место и имеет  важное значение  для формирования саморегуляции. Для того, чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств, это должна быть:

   - игра по правилам или с правилами,

   - коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые,

   - в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии,

   - в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра – достижение).

     Подвижные игры способствуют формированию таких волевых качеств, как ответственность, упорство, настойчивость, решительность.

     Такие игры строятся на добровольных началах, предусматривают большую роль вожаков из среды самих детей при общем руководстве со стороны взрослых.

     Например, это такие игры:

  1. «Зайцы в огороде»,

  В этой игре вырабатывается решительность, дисциплинированность, ответственность.

  1. В игре «Космонавты» формируется выдержка, ответственность.
  2. В игре «Белые медведи» развивается выдержка, решительность.
  3. Игра «Горелки» требует соблюдения следующих правил: игру начинать по сигналу взрослого, бег начинать только по окончании речитатива, что способствует формированию саморегуляции поведения детей.
  4. В игре «У медведя во бору» воспитывается выдержка, решительность, дисциплинированность, т.к. она требует соблюдения правил.

           Подвижные игры для формирования саморегуляции у дошкольников имеют свои особенности.

     Прежде всего, их организация предусматривает добровольное участие детей.

Игры надо подбирать простые, но занимательные, в которых допускается переменность состава участников, быстро выявляются результаты.

   

  В маленьких помещениях можно проводить такие малоподвижные игры:

   1. «Не ошибись».

 На листах картона рисунки с изображением разных предметов. Дети поочерёдно должны изобразить их позами. Правила игры: за каждое неточное выполнение начисляются штрафные очки.

  1. «Три движения»

 Играющие должны выполнять те движения, которые соответствуют названному номеру, а не те, которые показывает воспитатель.

     Умение выполнять только те движения, которые соответствуют названному номеру, способствует формированию самостоятельности, выдержки. А умение не допускать ошибки, чтобы не получить штрафное очко, формирует ответственность.

  1. «К своим флажкам»

В этой игре формируется умение начинать игру по сигналу воспитателя, не подглядывать, когда водящие меняются местами, чтобы команде не засчиталось поражение, способствует развитию выдержки, ответственности, дисциплинированности.

    Не рекомендуется проводить в помещении игры с мячом, т.к. они вносят беспорядок и возбуждают детей.

    На игровой площадке хорошо играть в игру «Лови мяч» с различными вариациями. В этой игре дети учатся договариваться  между собой.

     Такие подвижные игры , как -  «Два Мороза»,  «Волки во рву»,  «Гуси – лебеди» развивают решительность, настойчивость, упорство, быстроту и ловкость.

    Игры  с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями требуют от играющих организованности, внимания, выдержки, согласованности движений, способствуют общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил?»).

     Эстафеты в парах требуют от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения, а также способствуют формированию волевых качеств.

    Это эстафеты -  «Чья команда быстрее?»,  «Бой петухов»  и др.  Эти игры развивают у детей решительность,  умение контролировать свои действия.

     Они формируют такие качества, как настойчивость, упорство, ответственность, самостоятельность, выдержку, дисциплинированность.

    Итак,  в период старшего дошкольного возраста у детей через подвижную игру начинают формироваться

процессы  саморегуляции,  основные волевые качества личности:

    - упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам;    

                                                                                                                    - решительность, характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов,             быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь;

   - выдержка, т.е. отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта,

    -устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению;  

      -а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.

    Участие дошкольников в подвижной игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху  и различные мотивационные качества.

 

   Подвижная игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.