"Наставничество - одна из действенных форм работы с молодыми педагогами"
статья по физкультуре на тему

для учителей физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastavnichestvo.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности первого года


Сегодня выпускники педагогических вузов не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с детьми. Среди проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой учитель на практике, следует выделить как наиболее часто встречающиеся:
в системе факторов, которые влияют на адаптацию молодых учителей, большинство исследователей на первое место ставят эмоциональное общение. Профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые два года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов;
как ни странно, для молодых учителей свойственен консерватизм мышления и поведения - они стараются преподавать так, как преподавали им, не учитывая изменений в образовательной системе;
большинство молодых испытывают трудности в общении особенно с подростками среднего и старшего подросткового возраста. 
межличностные взаимодействия с учениками класса, с их родителями зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам); с коллегами по работе (особенно с учителями предпенсионного и пенсионного возраста, со сложившимися стереотипами взаимоотношений внутри коллектива, по отношению к детям, родителям, другим учителям. 
с администрацией (зачастую администрация предпочитает сохранить опытного, хотя и работающего без полноценной продуктивной отдачи учителя, чем «тратить время» на потенциально интересного, но не сложившегося еще в профессиональном плане молодого учителя: слишком много ответственности и трудоемко). 
к сожалению, некоторые директора школ в первый год работы молодого учителя назначают его классным руководителем в так называемом трудном классе, объясняя это производственной необходимостью. Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляясь с возложенными на него должностными обязанностями, уходит из школы. Уходит не потому, что профессионально непригоден, а потому, что напряжение его внутренней жизни не может быть постоянным. Помощь же со стороны администрации школы или опытных учителей либо просто нет, либо не всегда эффективна.

Наставничество в нашей школе мы рассматриваем как «постоянное взаимоотношение нового учителя с представителями педагогического сообщества, которое осуществляется в первый год вхождения нового учителя в профессию. Причем это двусторонний процесс, где молодой специалист выступает в роли субъекта отношений, что в первую очередь повышает его самооценку, и вырабатывает ощущение значимости как специалиста для школы. 
От выбора наставника зависит дальнейшая профессиональная судьба молодого учителя, поэтому администрация школы к выбору ментора подходит внимательно, с психолого-педагогической грамотностью. А именно, наставником становиться не обязательно административный работник школы (заместители директора), и не только человек, имеющий солидный опыт преподавания, и руководства молодыми учителями. А человек, схожий с молодым специалистом по темпераменту, по мировоззрению и мироощущению, для того, чтобы их дальнейшая совместная деятельность приносила высокие результаты. Наставник должен быть психологически настроен на работу со своими молодыми коллегами и обладать навыками консультирования и оценивания. Важно при этом быть открытым и готовым к диалогу, понимать потребности и образ мыслей молодых учителей, обладать терпением и спокойствием, а также быть примером для молодого учителя в отношениях с учащимися, с учительским сообществом и с родителями. Таким образом, психологической совместимости наставника и его стажера в нашей школе уделяется особое внимание. 
Одно из важнейших качеств, которое характеризует профессионально-педагогическую компетентность педагога - инициатива. И выработать ее у молодого специалиста можно только в результате совместной, творческой, проектной деятельности. И поэтому традиционно в нашей школе существует следующий способ профессионально-личностной адаптации. Абсолютно любой молодой учитель-предметник начинает свою педагогическую деятельность с должностипедагога-организатора, причем на основе временного трудового договора. Это необходимо для того чтобы, молодой специалист окончательно решил, хочет ли он посвятить себя школе, не разочаруется ли он в своей интересной, но очень энергозатратной работе. Это время дается руководству школы для выявления педагогического потенциала молодого специалиста, если сказать точнее профессиональной пригодности. 
Зачастую, молодой специалист, да и не только, «замыкается» на своем предмете, имеет узкий круг общения, детерминируемый количеством урочных часов в преподаваемых классах. О каком вхождении в педагогический и ученический коллектив, в совместную жизнь школы может идти речь?! Порой, по истечении длительного времени, он даже не помнит имена своих коллег, не говоря уже об учениках. И только начиная свой путь с педагога-организатора, молодому специалисту закладываются основы педагогического мастерства, вырабатываются профессионально-педагогические компетентности, способствующие творческому профессиональному развитию личности молодого учителя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный инновационный проект по работе с молодыми педагогами «Сайт - Молодой историк»

Привлечь и сплотить для обмена опытом и повышения квалификации начинающих учителей  - историков республики...

Презентация "Наставничество как форма работы с молодыми педагогами"

В данной работе рассматривается проблема наставничества над молодыми педагогами в школе. Эта проблема остается актуальной, так как возрастаюттребования к уровню владения педагогическим мастерством. И ...

Школа наставничества как организационно - управленческая форма работы с семьми, попавшими в трудные жизненные условия

Школа наставничества как организационно - управленческая форма работы с семьми, попавшими в трудные жизненные условия Управление современной школой невозможно без деятельного участия в нем родите...

Игра как одна из действенных форм обучения

В статье рассмотрена как одна из форм обучения - деловая игра, которая позволяет углубить знания учащихся, повысить интерес к предмету, развивает навыки работы с дополнительной литературой. Применение...

Статья «Наставничество как одна из эффективных форм работы с молодыми специалистами»

В статье рассматривается организация опыта работы по наставничеству в школе....

Презентация "Наставничество как форма работы с молодыми педагогами"

 Сегодня система наставничества в образовании вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного п...