план-конспект урока по физической культуре в 10 классе
план-конспект урока по физкультуре (10 класс) на тему

план-конспект урока по физической культуре "Контроль состояния организма во время занятий физической культурой и спортом.  Развитие скоростно-силовых способностей посредством тестовых физических упражнений".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ  для учащихся  10  класса

Тема урока: Контроль состояния организма во время занятий физической культурой и спортом.  Развитие скоростно-силовых способностей посредством тестовых физических упражнений.

Цель:

-создать условия для формирования умения у обучающихся выбирать объем физической нагрузки для своего организма в целях укрепления  здоровья.

-способствовать повышению уровня физической подготовленности обучающихся посредством физических упражнений.

Задачи:

Образовательные: вооружить обучающихся знаниями и умениями, необходимых при выборе оптимального уровня двигательной активности  для своего организма; совершенствовать технику прыжка через вертикальные препятствия.

Воспитательные:  формирование адекватной самооценки; совершенствование навыков самоконтроля.

Оздоровительные: развитие физических качеств: силы, ловкости.

Планируемые результаты:

Ученик научится

- контролировать и правильно оценивать результаты собственной деятельности

- планировать и регулировать объемы физических нагрузок, определять их эффективность для укрепления здоровья.

Ученик получит возможность научиться:

-сопоставлять изученный материал с возможностью его применения в своей спортивной деятельности 

Тип урока: урок с образовательно-познавательной направленностью

Место проведения: спортивный зал

Продолжительность урока: 45 мин.

Инвентарь и оборудование:

  1. Легкоатлетические барьеры                         8 шт.
  2. Скамейки                                                        3 шт.
  3. Секундомер                                                   1 шт.
  4. Маты                                                              5 шт.
  5. Скакалки                                                        5 шт.

                                                                             Учитель физической культуры

МОУ «СОШ с. Ивантеевка»

 Тарасова О.Л.      

                                                                                                                                                                                                                                   

№ п/п

Этапы урока

Частная задача этапа

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Вводно-подготовительная часть

1.1. Организационный момент

Приветствует. Создает рабочую обстановку, настрой.

наличие спортивной формы, ручки, калькулятора, бодрого настроения.

Создание рабочей обстановки

выражать положительное отношение к процессу познания; осознавать смысл предстоящей деятельности;

1.2.

Этап проблематизации

-Более 2500 лет назад в Марафонской долине состоялась кровопролитная битва, в которой греки одержали победу над персами. Одному из  воинов было поручено отнести радостную весть в Афины. Солдат дистанцию 42км195м преодолел чуть больше, чем за 3 часа. Вбежав в город, он воскликнул: «Мы победили!». После чего упал замертво.

Что случилось с солдатом и почему это произошло? Ведь, мы знаем, что физические упражнения (в данном случае бег) положительно влияют на здоровье человека. (ответы детей).                                                           -Давайте остановимся на предположении: «нагрузка оказалась велика»

Выходит, что физическая нагрузка может способствовать развитию физических качеств и укреплению здоровья и может человека убить?

-Как вы думаете, что мы должны уметь, чтобы ФУ укрепляли здоровье?

-По каким показателям мы можем определить объем физической нагрузки?

-Какова зависимость физической нагрузки и ЧСС?

Отвечают на вопросы, предполагают, рассуждают:

-Нагрузка оказалась велика;

-должны уметь регулировать объем физической нагрузки индивидуально для своего организма;

- объем физической нагрузки мы можем определить по ЧСС;

- чем больше объем физической нагрузки, тем выше ЧСС и наоборот.

Создание проблемной ситуации.

проявлять внимание, желание больше узнать;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выбирать решения из нескольких предложенных, кратко обосновывать вывод;

1.3.

Этап целеполагания

-Чтобы правильно выбирать оптимальный уровень двигательной активности  для своего организма и его контролировать, мы будем использовать формулу Карвонена, затем в конце урока вы сравните при помощи подсчета ЧСС, полученный вами объем физической нагрузки с ИТП.

Обсуждают и предлагают  формулировки  цели  урока (научиться правильно выбирать объем физической нагрузки для своего организма в целях укрепления  здоровья).

Сформулировать тему урока как учебную проблему

сотрудничать в поиске и сборе информации;  формулировать учебные задачи и  выражать свои мысли в соответствии с задачами;  

1.4.

Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока

1. Проводит ОРУ в движении:

  • ходьба на носках, руки в стороны
  • ходьба на пятках, руки за спину
  • ходьба с переходом с пятки на носок, руки на пояс
  • бег  (из фигурной маршировки) и переход на шаг
  • руки согнуты в локтевом суставе, повороты туловищем вправо и влево на каждый шаг;
  • ходьба с вращением рук в плечевом суставе вперед-назад на каждый шаг

перестроение шеренгу

  • у опоры: свободные махи ногой с возрастающей амплитудой.
  • стоя у стены на носках, поочередное опускание на стопу
  • стоя спиной друг к другу, взявшись под локти, прыжки (или приседания).
  • Выпады в парах (стретчинг)
  • Специальные беговые упражнения:

-с  захлестом голени

-с высоким подниманием бедра

-приставным шагом левым и правым боком с вращением рук в плечевом поясе

-подскоки с вращением рук назад в плечевом поясе

Слушают, наблюдают

Выполняют упражнения

 Исправляют ошибки

 Производят самоконтроль и самооценивание

Подготовить организм к выполнению упражнений силовой и скоростно-силовой направленности.

          Качественное выполнение ОРУ; умение  сверять свои действия с целью;                                                                                                    

2

Основная часть

2.1.

 Этап моделирования (конструирования нового способа деятельности)

Проверка д/з

-Вам было дано домашнее задание: рассчитать свой ИТП по его формуле и записать результаты в индивидуальную карту самоконтроля.

Раздает индивидуальные карты самооценки и объясняет работу с ними.

Знакомятся с картами и критериями оценивания, которые раздал учитель каждому.

Планирование учебного занятия.

Построение  нового способа действия

выстраивать последовательность необходимых операций;                                                                    представлять информацию в виде таблиц, схем.

проявлять внимательность, помощь,  работая по плану; сверять свои действия с целью и, при необходимости, намечать способы устранения ошибок, исправлять ошибки;   

2.2.

Этап реализации (применения) нового способа действия

1. Делит учащихся на группы                

2. Корректирует действия обучающихся.

3. Наблюдает за качеством выполнения.

4. Контролирует заполнение карт.

Выполняют прыжки разного уровня сложности для отработки техники.

Выполняют упражнения для развития силовых и скоростно-силовых способностей;

Оценивают деятельность друг друга.

Осуществляют запись  в карты

Формировать умения выбирать объем физической нагрузки для своего организма в целях укрепления  здоровья.

оценивать собственную деятельность: достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания.

применять таблицы, схемы, инструкционные карты;

3.

Заключительная часть

3.1. Подведение итогов (рефлексия)

1. Активизирует и направляет работу учащихся, корректирует ответы учащихся (по мере необходимости), обобщает их.

2. Рефлексия:

  • Назовите самый интересный момент урока.
  • Назовите самый сложный момент урока.
  • Доволен ли ты собой?
  • Комфортно ли тебе работалось в группе?
  • Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? Где?

3. Д/З: Составить комплекс упражнений по развитию двигательных способностей, в которых обнаружена проблема.

 1. Оценивают работу на уроке;  обсуждают содержание и результаты совместной деятельности. 2.Предлагают варианты решения проблемы:

 «Уровень физической нагрузки согласно своего ИТП можно достигнуть при помощи изменения темпа и количества упражнений. В конце занятий ЧСС должна быть близка к ЧСС в состоянии покоя».

Сформировать  общий вывод по решению проблемы. Оценка деятельности.

Выставление отметки самими учащимися за урок по накопительной системе баллов при помощи шкалы оценивания.

 

оценивать собственную учебную деятельность: достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

проводить сравнение, анализ деятельности;

логически грамотно излагать, аргументировать  и обосновывать собственную точку зрения.

адекватно оценивать результаты собственной деятельности

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Тема урока соответствует уровню 10-11 класса и  взята из разделов: «Способы самостоятельной деятельности» и «Физическое совершенствование», что позволяет повысить активность, создать условия для осознания обучающимися значимости занятий ФУ.

Тип урока: урок с образовательно-познавательной направленностью

Используемые технологии: технология проблемного обучения

Средства решения образовательной задачи:

-  проблемные вопросы;

 - знание своего ИТП;

 - умение сопоставлять уровень физической нагрузки со своим ИТП, делать соответствующие выводы.

Средства решения воспитательной задачи:

-критерии оценивания деятельности на каждом этапе работы: самооценка, самоконтроль.

-решение проблемы

Средства решения оздоровительной задачи:

- физические упражнения;

 - выбор упражнения по уровню сложности для отработки техники и для повышения степени активности;

Содержание урока подчинено достижению следующих результатов:

-установление логической взаимосвязи ключевых понятий;

-правильности выполнения упражнений;

-совершенствование навыков самоконтроля и оценивания;

-обеспечение плотности урока

Планируемый результат

Ученик научится

- контролировать и правильно оценивать результаты собственной деятельности

- планировать и регулировать объемы физических нагрузок, определять их эффективность для укрепления здоровья.

Ученик получит возможность научиться:

-сопоставлять изученный материал с возможностью его применения в своей спортивной деятельности 

СТРУКТУРА УРОКА

Рациональность структуры достигается логической взаимосвязью этапов урока.

Постановка цели и обеспечение ее восприятия

Мотивация деятельности учащихся достигнута путем четкой логической связи темы, цели и задач урока, содержанием проблемы.

Средства: словесный, поисковый (проблемный) метод

Результат: восприятие и осознание учебных задач подтверждает внимательность учащихся при постановке проблемы.

Психофизиологическая подготовка учащихся  к усвоению содержания урока

Задача: подготовка организма к предстоящей деятельности, активизация психических процессов на уроке  с помощью выполнения физических упражнений

Средства: ОРУ в движении; ОРУ на месте; спец  беговые упражнения.

Форма организации контроля: фронтальная.

Результат: -повышение качества выполняемых упражнений силовой и скоростно-силовой направленности.

-подсчет ЧСС.

Контроль за развитием силовых и скоростно-силовых способностей

Средства: тестовые упражнения

Метод оценивания: - сравнение своего результата с нормативным возрастным и половым показателем (самооценивание).

-сравнение техники выполнения контрольного упражнения с эталоном.

Форма организации контроля: групповая

Результатом работы в группах считаю:

-выполнения контрольных упражнений на максимальный результат;  

-определение индивидуального уровня развития физических качеств

-подсчет ЧСС.

Подведение итогов урока

Метод оценивания: накопительная система баллов

Средство оценивания: при помощи шкалы оценивания-самооценивание.

Результат: Найти вывод по решению проблемы помогли опора на предшествующий опыт.

-формулировка общего  вывода по решению проблемы (уровень физической нагрузки согласно своего ИТП можно достигнуть при помощи изменения темпа и количества упражнений) на основе результатов деятельности.

-рекомендации учащихся самим себе по индивидуальным затруднениям. 

Домашнее задание: является логическим продолжением урока: оценить свои скоростно-силовые и силовые способности и составить комплекс упражнений для их развития.

                                                                           Инструктивная карта самооценивания

Фамилия, имя обучающегося _________________________________________________________________________

Этап урока

Требование

Результат

Балл

1

Организационный момент

Готовность к уроку: наличие спортивной формы, ручки

 1-наличие

2

Постановка проблемы

Принимать активное участие в диалоге с учителем и товарищами: строить высказывания, предположения, догадки.

1-желание высказаться, предположения;                                                     2-активное участие в диалоге

3

Психофизиологическая подготовка учащихся

Подготовка организма к предстоящей деятельности на уроке: качественное выполнение ОРУ, СУ.

1- не эффективное выполнение                                                                                  2-активное и эффективное выполнение

4

Заполнение инструктивных карт в течение всего урока

Умение считать ЧСС, оценивать результаты собственной деятельности; соотносить реальный результат с нормой.

 1-неправильное или медленное заполнение                                                                             2-быстрое и правильное заполнение карт

5

Выполнение контрольных упражнений

1. Прыжки через скакалку за 1 мин;

0-90=1б; 91-110=2б; 111-125=3б (юн)                                                  0-100=1б; 101-115=2б; 116-130=3б (дев)              

2.Темповые прыжки через скамейку

 0-9=1б;   10-14=2б;   15-18=3б (дев)                                                                   0-11=1б;   12-18=2б;   19-25=3б (юн)                        

3. Прыжки через препятствия (8-10 раз)

 70 см-1балл; 80см-2балла; 90см-3балла

4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (дев); подтягивание из виса (юн)

16-13=3б   12-10=2б   9-5=1б    (дев)

13-12=3б   11-9=2б     8-6=1б    (юн)

5.Подъем туловища из положения лежа за 1 мин.

50-45=3б   44-40=2б   39-30=1б   (юн)

40-35=3б   34-30=2б   29-20=1б    (дев)

6

Подведение итогов

Сформулировать вывод и оценить качество работы

1б-рекомендации по решению проблемы

1б-оценка собственной деятельности

итого

                                                                                         

Шкала оценивания

Максимальное количество баллов (100%)-24 баллов

 80-100% (20-24 баллов) - «5»

61-79% (19-15 баллов) - «4»

                                                                               40-60% (14-10 баллов) - «3»

                                                                                   

Инструктивная карта самоконтроля

Фамилия, имя обучающегося ______________________________________________________

ЧСС в покое

ЧСС после разминки

ЧСС после упражнений на развитие скоростно-силовых способностей

ЧСС после круговой тренировки

ЧСС после восстановления

15 сек

1 мин

15 сек

1 мин

10 сек

1 мин

15 сек

1 мин

15 сек

1 мин

Определение индивидуального тренировочного пульса (ИТП)

Цель: научиться правильно выбирать нагрузку для своего организма и контролировать её во время занятий физическими упражнениями.

1. Измерить свой пульс в состоянии покоя за 1 минуту: наложить пальцы рук на запястье (шею, висок) и подсчитать количество ударов.

2. Определить свой ИТП по формуле Кервонена: ИТП = (220 - ваш возраст в годах - число ударов своего пульса за минуту в покое) умножить на 0,6 + число ударов своего пульса в покое.

3. Определить верхнюю границу: к величине ИТП + число 12. Это верхний предел. Допускать дальнейшее повышение ЧСС не рекомендуется.

4. Определить нижнюю границу: от величины ИТП – число 12. Это нижний предел. Занятия при более низкой ЧСС будут неэффективны.

ВЫВОД: ЧСС во время моих занятий должна ограничиваться диапазоном от ………….уд./мин.     до …… ……уд./мин.

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ КОНКУРСНОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 9 КЛАССА

Раздел:         спортивно-оздоровительная деятельность. Тип урока: совершенствование. Форма  урока: сюжетно – ролевая игра. Тема...

План-конспект интегрированного урока по физической культуре в 4 классе, 1 четверть

Интегрированный урок (математика-устный счёт) образовательно-тренировочной направленности....

План – конспект открытого урока по физической культуре в 9-м классе по разделу "волейбол"

Метод проведения: поточный, фронтальный, индивидуальный, групповой.Тип урока: тренировочный....

План – конспект открытого урока по физической культуре в 8-м классе по разделу "Волейбол"

Задачи урока.·         Обучить технику  прямого нападающего удара.·         Совершенствовать технику приёма и перед...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...