Методическое пособие для учителей физкультуры "Обучение акробатическим элементам в школе"
методическая разработка по физкультуре на тему

Прядко Павел Васильевич

Данное пособие содержит материалы для начального обучения акробатическим элементам, таким как: кувырок вперёд, кувырок назад, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, гимнастический "мост" и переворот боком (колесо). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический кабинет отдела образования

администрации Обоянского района

Обучение акробатическим элементам в школе

Методическое пособие

для учителей физической культуры

Подготовил: учитель физической культуры высшей квалификационной категории МБОУ «Камынинская ООШ» Прядко Павел Васильевич

2017


Обучение гимнастическим упражнениям разделяют на три этапа:

  1. создание предварительного представления об упражнении;
  2. разучивание упражнения;
  3. закрепление и совершенствование техники исполнения упражнения.

Методы обучения гимнастическим упражнениям:

- словесное изложение;

- наглядная демонстрация;

- метод целостного и расчлененного выполнения упражнения.

Приемы обучения:

- подводящие упражнения (упражнения, сходные по двигательной структуре с изучаемым);

- подготовительные упражнения (с их помощью до начала обучения сложным упражнениям развивают необходимые двигательные и психические возможности);

- зрительные и слуховые ориентиры;

- помощь и страховка.

Акробатические упражнения делятся в основном на три группы:

  1. Акробатические прыжки: перекаты, перевороты, сальто.
  2. Балансирование: стойки на лопатках, на голове и руках, на предплечьях, на руках.
  3. Бросковые движения.

В настоящем методическом пособии рассмотрим обучение таких упражнений как кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, акробатический «мост» из положения стоя, стойка на голове и руках, переворот в сторону («колесо»).

Кувырок – вращательное движение тела с обязательным переворачиванием через голову.

Обучение кувырку вперед начинается с обучения группировке.

Группировка – согнутое положение тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти прижаты к туловищу, кисти захватывают голени, спина должна быть округленной, голова удерживается прижатой подбородком к груди, колени несколько разведены.

Группировку осваивают из различных положений:

- из положения стоя;

- из положения упор присев (рис. 1, а);

- из положения седа (рис. 1, б);

- из положения лежа на спине (рис. 1, в).

Рис. 1. Виды группировки

Следующий этап обучения кувырку – перекаты в группировке.

Перекат – вращательное движение тела с обязательным последовательным касанием опоры, при перекате не допускается переворачивание через голову.

Обучение перекату лучше начинать из положения лежа на спине в группировке, перекатываясь с ягодиц до затылка и обратно.

Далее из положения упор присев перекат назад до касания затылком матов, не теряя группировки, активным (перекатным) движением вперед вернуться в исходное положение (рис. 2).

Рис. 2. Выполнение переката в группировке

Затем из положения стоя, садясь, перекат назад в группировке, перекатом вперед встать.

Таким образом, изучили вторую часть кувырка (перекат в группировке).

Первая часть кувырка – это отталкивание ногами из упора присев в перекат в группировке.

Чтобы научить детей опираться на руки при выполнении кувырка, надо предложить перенести руки дальше вперед:

Из упора присев переставить руки дальше от себя, опереться на них, выпрямить ноги (повторить данное упражнение несколько раз для закрепления).

Если при выполнении кувырка не научить опираться на руки, ребенок будет заваливаться набок, на спину, не сможет полностью выпрямить ноги.

После обучения обеим частям кувырка пробуем выполнять упражнение полностью:

Из упора присев, разгибая ноги, переставляя руки вперед, опереться на них. Медленно сгибая руки, опустив голову до касания подбородка груди, оттолкнуться ногами. Перекатываясь на спину, сгруппироваться. Продолжая поступательно-вращательное движение тела вперед, руки вынести вперед, передавая тяжесть тела на ноги, принять положение упор присев (рис. 3).

Рис. 3. Выполнение кувырка вперед

При этом осуществляем страховку и помощь, стоя сбоку от ученика на одном колене, одной рукой поддерживая за бедро, другой – под плечо.

На начальном этапе обучения дети при выполнении кувырка вперед, как правило, «разваливаются», потому что группировка пока еще слабая и слабый вращательный момент – из-за недостаточного отталкивания ногами.

Для того чтобы обеспечить оптимальные условия переворачивания, можно создать наклонную поверхность (горку), например подложить под мат гимнастический мостик, чтобы при выполнении упражнения ребенок катился сверху вниз (рис. 4).

Рис. 4. Выполнение кувырка вперед с использованием наклонной поверхности

Обучение кувырку назад

Базовой основой при обучении является группировка (повторить перекаты в группировке).

Следующий шаг – постановка кистей рук к плечам: обучение начинается из положение лежа, руки ладонями упираются на маты за плечами, локти должны быть сведены и направлены вверх (рис. 5).

Рис. 5.

Далее необходимо выполнить подводящее упражнение: из упора присев перекат назад в группировке с опорой рук за плечами и возврат обратно, в исходное положение (рис. 6) (повторить несколько раз для закрепления).

Рис. 6. Перекат назад в группировке с опорой рук

После этого можно дать выполнение кувырка назад в целом с помощью учителя (сбоку от ученика, стоя на одном колене, одной рукой поддерживая за бедро, другой – под голову):

Из упора присев подать плечи вперед, опираясь руками о маты, активно оттолкнуться ими (руками), выполнить перекат назад, увеличивая вращательный момент за счет плотной группировки; опираясь руками о маты за плечами, незначительно сгибаясь в тазобедренных и коленных суставах, перевернуться через голову, прийти в упор присев (рис. 7).

Рис. 7. Выполнение кувырка назад

На начальном этапе обучения кувырку назад, так же как и при обучении кувырку вперед, у ребенка могут возникнуть трудности во время переката через голову (из-за слабого отталкивания руками, неплотной группировки и неактивного переноса ног). При этом для увеличения скорости вращения так же можно использовать наклонную поверхность (горку), не забывая при этом о страховке (рис. 8).

Рис. 8. Выполнение кувырка назад по наклонной поверхности

Стойка на лопатках – стойка вверх ногами, при которой опора производится лопатками, шеей, затылком и локтями (основной вариант стойки на лопатках); туловище при этом поддерживается кистями под поясницу (кисти упираются ладонями в поясницу большими пальцами вперед, остальными назад).

Первое, с чего надо начинать, это научить правильной постановке рук. Для этого выполняется такое упражнение:

В положении стоя поставить кисти рук на пояс (большими пальцами вперед) и свести локти друг к другу, при этом невольно руки выталкивают тело вперед. Если при выполнении стойки на лопатках локти ученика не сведены, а находятся в стороне, то его таз будет провисать, и не будет упора локтями.

Следующее упражнение:

Из положения седа лечь на спину, руки вдоль туловища, поднять ноги и коснуться ими матов за головой (рис. 9). Таким образом получается правильное положение таза над опорой, и теперь остается только правильно поставить руки под спину, поднять согнутые ноги, а потом медленно выпрямить их (рис. 10).

                   

Рис. 9                                                                     Рис. 10

Затем выполняем упражнение полностью: из положения упор присев делается перекат назад с правильной постановкой рук под спину с согнутыми ногами, с последующим их выпрямлением (рис. 11).

Рис. 11. Выполнение стойки на лопатках

Для того чтобы ученик научился принимать правильное положение при выполнении стойки на лопатках, используется помощь учителя: выталкивание таза рукой (если ребенок маленький) или коленом, ноги при этом придерживая рукой. Необходимо, чтобы ученик прочувствовал это правильное положение тела (оно очень неудобное).

В процессе совершенствования упражнения необходимо стремиться к вынесению прямых ног вверх сразу.

Стойка на голове и руках – стойка вверх ногами, при которой опора производится одновременно головой и руками; опорные точки образуют равносторонний треугольник, кисти рук расположены на ширине плеч, пальцы обращены вперед, голова находится в вершине равнобедренного треугольника; значительная часть веса тела переносится на руки (рис. 12).

Рис. 12

В первую очередь обучаем правильной постановке головы и рук:

- руки ставятся на ширине плеч, локти сведены;

- голова ставится на темя (ранее учили голову ставить на лоб, но при этом возникает травмоопасная нагрузка на шейный отдел позвоночника);

- руки и голова ставятся в вершины воображаемого равнобедренного треугольника.

Первое подводящее упражнение: из положения упор присев руки поставить на ширине плеч, голову – в вершину равнобедренного треугольника, ноги выпрямить в коленных суставах; далее вернуться в исходное положение (повторить несколько раз для закрепления).

Второе подводящее упражнение: из положения упор присев поставить руки как можно ближе к себе (это очень важно!), затем поставить голову и выпрямить ноги, при этом таз должен оказаться прямо над опорой (треугольник «руки – голова»), остается только согнуть ноги, и получится стойка на голове и руках с согнутыми ногами. Стараться удержать это положение. Закрепляем и совершенствуем данное упражнение (рис. 13).

Рис. 13

Также для развития балласта можно практиковать положение стойки на голове и руках с опорой коленей о локтевые суставы, если ребенок не может держать ноги в висе.

Следующее упражнение – непосредственно выполнение стойки на голове и руках в целом:

Из положения упор присев ученик ставит руки ближе к себе, голову, выпрямляет ноги в коленях, поднимает согнутые ног над опорой, после чего медленно выпрямляет ноги и оказывается в стойке на голове и руках (рис. 14).

Рис. 14. Выполнение стойки на голове и руках

Страховка учителем осуществляется сбоку, стоя на одном колене, одной рукой поддерживая спину, другой – ноги (рис. 15).

Рис. 15

Ошибки при выполнении стойки на голове и руках:

  • Голова ставится близко к линии рук – возникает неустойчивое положение.
  • Тяжесть тела переносится полностью на голову или полностью на руки – при этом так же возникает неустойчивое положение.

«Мост» – дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре (рис. 16). Различают: мостмост на одной рукемост на одной ногемост на предплечьяхмост разноименный, например, в опоре левой ногой и правой рукойи др.

Рис. 16

Изначально перед обучением этому упражнению развивается гибкость в позвоночнике и плечевых суставах. Для этого существует масса подготовительных упражнений, например:

  • лечь на живот, ладони рук поставить к плечам, бедра прижаты к полу, носки стоп натянуты, после чего руки выпрямить в локтевых суставах (бедра от пола не отрывать), плечи максимально отвести назад, прогибаясь в спине, смотреть в потолок (рис. 17, а);
  • лечь на живот, руки поставить на уровне живота – груди, прогнуть спину, разгибая руки, согнуть ноги в коленях, стараться достать ступнями головы («коробочка»);
  • лечь на живот, согнуть ноги в коленях, ухватиться руками за щиколотки, потянув себя, разгибая ноги, максимально прогнуться (рис. 17, б);
  • лечь на живот, вытянув руки вперед, поднять одновременно ноги и руки, максимально прогибаясь, зафиксировать упражнение на 30-60 сек. (рис. 17, в);
  • стоя на коленях, лечь на грудь с вытянутыми руками вперед, максимально наклоняясь с прогибом в спине до болевых ощущений в плечевых суставах.

            

а                                   б                                     в

Рис. 17

Далее выполняется «мост» из положения лежа на спине:

Ноги в коленях согнуть и приблизить к ягодицам, руки поставить на маты ладонями к плечам, локти при этом сведены и направлены вверх. После этого одновременно выпрямить ноги и руки максимально, животом тянуться вверх, смотреть необходимо в область ладоней, пятки от пола не отрывать (рис. 18).

Рис. 18. Выполнение упражнения «мост» лежа на спине

Для закрепления и совершенствования можно выполнять такие упражнения:

- задержка на время в положении «мост»;

- стараться при выполнении «моста» максимально приближать руки к ногам;

- использовать покачивания вперед-назад в положении «мост».

Все эти упражнения способствуют развитию гибкости в позвоночнике и в плечевых суставах.

Также в процессе совершенствования данного упражнения дополнительно используем подводящие упражнения для переворота из положения «мост» в положение упор присев (рис. 19):

  • поочередное поднимание и удержание рук в положение «мост»;
  • поочередное поднимание и удержание ног в положении «мост»;
  • перекрестное поднимание и удержание руки и ноги в положении «мост».

Рис. 19

На этом этапе можно обучить ребенка перевороту из положения «мост» в положение упор присев:

Выполнить «мост», не отрывая ног от опоры, перевести вес тяжести на одну руку, отталкиваясь при этом другой рукой, перенести ее, скручивая туловище, на противоположную сторону; оттолкнуться одноименной ногой, перенести в ту же сторону; принять положение упор присев (рис. 20).

Рис. 20

Страховка при этом упражнении осуществляется сбоку, поддерживая одной рукой под спину, другой рукой делая проводку переносимой ноги.

Освоив упражнения подготовительного этапа, переходим к обучению упражнения «мост» из положения стоя:

- стоя на коленях, руки вверх, прогибаясь назад, запрокинув голову, делать «мост» из положения стоя на коленях (для облегчения упражнения можно воспользоваться возвышением под руки) (рис. 21, а);

- из стойки ноги на ширине плеч с подстраховкой под спину прогнуться в положение «мост» с опорой рук на возвышение (стол, стул, скамья, шведская стенка, горка матов), постепенно уменьшая высоту опоры (рис. 21, б);

- из положения стоя ноги на ширине плеч спиной к стене (или шведской стенке) наклониться назад, опереться руками о стену, перебирая руками по стене, прогибаясь в спине, опуститься в положение «мост» (рис. 21, в).

а                                       б                                          в

Рис. 21

После освоения этих упражнений переходим непосредственно к выполнению упражнения «мост» из положения стоя:

Упражнение выполняется на гимнастическом мате из стойки ноги на ширине плеч, поднять руки вверх, перенести центр тяжести тела вперед (то есть подать таз вперед, при этом на начальном этапе допускается незначительное сгибание ног в коленных суставах); прогибаясь в спине, запрокинув голову, плавно опуститься на руки; взгляд при этом должен быть направлен в область постановки рук (рис. 22). Изначально упражнение должно выполняться с обязательной страховкой.

Рис. 22. Выполнение упражнения «мост» из положения стоя

При данной нагрузке на разгибание позвоночника необходимо не забывать делать компенсаторные упражнения, то есть различные наклоны и сгибания вперед.

Переворот в сторону или переворот боком («колесо») – вращательное движение тела в бок с полным переворачиванием через голову с последовательной опорой рук и ног (рис. 23).

Рис. 23. Выполнение упражнения переворот в сторону («колесо»)

Подводящие упражнения:

  • стоя у стены, поочередно выполнять маховые движения ногой в сторону;
  • стойка на руках с помощью, она же является базовым упражнением для переворота в сторону (рис. 24).


Рис. 24

В учебниках сказано [3, 4 и др.],  что приступать к обучению переворота в сторону можно лишь тогда, когда ученик в стойке на руках ноги врозь у стены сможет переносить вес тела с руки на руку, однако, практика показывает, что это вовсе необязательно, это упражнение нужно давать тогда, когда при выполнении элемента «колесо» ноги не выходят в вертикальное положение.

Обучение перевороту в сторону:

  1. Делается возвышение из горки матов (можно использовать скамью, стол, стул, гимнастический конь), далее на полу для ног и на возвышении на матах для рук по дуге мелом рисуются ориентиры, и ученики при выполнении задания, ставя на ориентиры ноги и руки, делают некое подобие некое подобие «колеса» не в вертикальной плоскости, а в наклонной. Это делается потому, что ставить руки сразу на пол и переводить ноги в вертикальную плоскость ребенку бывает страшно.
  2. Затем верхний мат из горки убирается, снова по дуге на полу и на матах рисуются ориентиры, и делается переворот в сторону («колесо») в более вертикальной плоскости, и так далее поочередно убираются все маты.
  3. Теперь рисуются на полу по дуге ориентиры для постановки поочередно нога – рука – рука – нога – нога, и ученик выполняет это упражнение, при необходимости, со страховкой (страховка осуществляется, стоя со стороны спины ученика, скрестным положением рук, держа за поясницу, помогая перевороту) (рис. 25).

Рис. 25

  1. Потом эта дуга с ориентирами всё больше и больше выпрямляется, и, наконец, рисуется прямая линия, и упражнение выполняется по прямой (рис. 26).

Рис. 26. Выполнение упражнения по прямой

Возможные ошибки при выполнении переворота в сторону («колеса»):

  • При выполнении упражнения в конечной фазе нога ставится назад за спину, получается заваливание назад. Поэтому надо дать задание ученику сделать «колесо» как можно дальше в длину.
  • Две руки ставятся одновременно, а не поочередно. Для исправления этой ошибки дается задание ставить руки шире друг от друга.
  • Маленькая скорость вращения. Дать задание делать упражнение с разгона.


Список литературы:

  1. Аллахвердиев В. А. Методология обучения акробатическим упражнениям: Учебный видеофильм для дистанционного обучения и самостоятельной работы студентов. – С./Пб.: 2014 г. [Режим доступа: http://androidmafia.ru/video/hmUWbQdTA5A].
  2. Брыкин А. Т. Гимнастическая терминология [Текст]: к изучению дисциплины. – 2-е изд., перераб. и испр. – М.: Физкультура и спорт, 1996. – 190 с.
  3. Гимнастика и методика преподавания: учебник для  институтов физической культуры / Под. ред. проф. В. М. Смолевского. – Изд. 3-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 336 с.
  4. Гимнастика с методикой преподавания: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.03 «Физ. Культура» / Н. К. Меньшиков, М. Л. Журавин, Н. Д. Скрябин и др.; Под ред. Н. К. Меньшикова. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.
  5. Коркин В. П. Акробатика. – М.: Физкультура и спорт, 1983. - 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для учителей "Использование методов и приёмов ТРКМЧП в учебно - воспитательном прцессе школы"

В брошюре представлены методы и приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

«Математическая мозаика» Учебно – методическое пособие для учителей и учащихся. Составитель: Чернова Е.М., учитель математики МКОУ КГ №1

Курс  алгебры и геометрии 7 класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе формируется понятие переменной, совершенствуются и обогащаются умения геом...

Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"

Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального ...

Бровин А.Н. Информационно-педагогическая поддержка про- фильного обучения старшеклассников: Учебно-методическое пособие для учителей профильной школы и родителей / под ред. О.В. Акуловой. – СПб.: Химиздат, 2009. – 136 с.

В учебно-методическом пособии предлагаются рекомендации педагогам и родителям по поддержке старшеклассников, осуществивших выбор профиля обучения.Пособие содержит материалы, которые помогут учителям о...

Методическое пособие для учителей немецкого языка «Модель деятельности учителя, оптимизирующая изучение немецкого языка»

Авторское методическое пособие, которое отражает сущность педагогического опыта учителя немецкого языка, содержащее методический алгоритм деятельности, оптимизирующей начало изучения немецкого языка,...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...