Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры 1-3 класс"
рабочая программа по физкультуре на тему

Воробьева Наталья Михайловна

Занятия по внеурочной деятельности "Подвижные игры 1-3 класс" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_podvizhnye_igry.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

" Подвижные игры"

Программа составлена для детей 7-10 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год (1-3 класс)

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)

Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией “встраивания” разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Основными задачами данного курса являются:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
  • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
  • развитие сообразительности, творческого воображения;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание внимания, культуры поведения;
  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
  • обучить умению работать индивидуально и в группе;
  • развить природные задатки и способности детей;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к  сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Содержание программы

Кружок “Подвижные игры” входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В “Подвижные игры” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место в учебном плане

Программа рассчитана на 33 часа в год – 1 классы; 35 часов в год – 2-4 классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

  •  формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  •  формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
  •  развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
  •  привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.

Тематическое планирование

по внеурочной деятельности  «Подвижные игры»

1-й класс (33 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

Русская народная игра «Гуси-лебеди»

1

2.

Русская народная игра «У медведя во бору»

1

3.

Русская народная игра «Горелки»

1

4.

Русская народная игра  «Кот и мыши»

1

5.

Русская народная игра «Наседка и коршун»

1

6.

Русская народная игра «Зайка»

1

7.

Русская народная игра  «Колдунчики»

1

8.

Русская народная игра «Салки  мячом»

1

8 часов

9.

Подвижная игра «К своим флажкам»

1

10.

Подвижная игра «Волк во рву»

1

11.

Подвижная игра «Охотник и зайцы»

1

12.

Подвижная игра «Веревочка под ногами»

1

13.

Подвижная игра «Береги предмет»

1

14.

Подвижная игра «Вышибалы»

1

15.

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

1

16.

Подвижная игра «День и ночь»

1

17.

Подвижная игра «Конники-спортсмены»

1

18.

Подвижная игра «Вышибалы через сетку»

1

19.

Подвижная игра «Забросай противника мячами»

1

20.

Подвижная игра «Котел»

1

21.

Подвижная игра «Кто быстрее схватит»

1

22.

Подвижная игра «Ловишка»

1

23.

Подвижная игра «Мышеловка»

1

24.

Подвижная игра «Осада города»

1

25.

Подвижная игра «Пустое место»

1

17 часов

26.

Эстафеты «Передача мяча»

1

27.

Эстафеты без предметов

1

28.

Эстафеты с обручами

1

29.

Эстафеты «Построй колонну, круг, шеренгу»

1

30.

Эстафеты с мячами

1

31.

Эстафеты со скакалкой

1

32.

Эстафеты «смешанные»

1

33.

Эстафеты «смешанные»

1

8 часов

Тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Подвижные игры»

2-й класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

Русская народная игра «Жмурки»

1

2.

Русская народная игра «Кот и мыши»

1

3.

Русская народная игра «Горелки»

1

4.

Русская народная игра «Салки»

1

5.

Русская народная игра «Пятнашки»

1

6.

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

7.

Русская народная игра «Фанты»

1

8.

Русская народная игра «Салки с приседаниями»

1

9.

Русская народная игра «Два мороза»

1

10.

Русская народная игра «Птицелов»

1

11.

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

11 часов

12.

Подвижная игра «Мышеловка»

1

13.

Подвижная игра «Пустое место»

1

14.

Подвижная игра «Вышибалы»

1

15.

Подвижная игра «Кто быстрее?»

1

16.

Подвижная игра «Конники-спортсмены»

1

17.

Подвижная игра «Вызов номеров»

1

18.

Подвижная игра «Карлики и великаны»

1

19.

Подвижная игра «Совушка»

1

8 часов

20.

Эстафета «с мячом»

1

21.

Эстафета со скакалкой

1

22.

Эстафета «быстрые и ловкие»

1

23.

Эстафета «Вызов номеров»

1

24.

Эстафета по кругу

1

25.

Эстафета с обручем

1

26.

Эстафета «Передача мяча»

1

7 часов

27.

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

1

28.

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

1

29.

Дагестанские народные игры «Выбей из круга»,

«Подними платок»

1

30.

Марийская народная игра «Катание мяча»

1

31.

Татарская народная игра «Серый волк»

1

32.

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

1

33.

Чувашская народная игра «Рыбки»

1

34.

Армянская народная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

1

8 часов

Тематическое планирование

по внеурочной деятельности  «Подвижные игры»

3-й класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Русская народная игра «Жмурки»

1

2.

Русская народная игра «Кот и мыши»

1

3.

Русская народная игра «Горелки»

1

4.

Русская народная игра «Салки»

1

5.

Русская народная игра «Пятнашки»

1

6.

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

7.

Русская народная игра «Салки мячом»

1

8.

Русская народная игра «Салки с приседаниями»

1

9.

Русская народная игра «Бояре»

1

10.

Русская народная игра «Птицелов»

1

11.

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»

1

12.

Русская народная игра «Салки - приседалки»

1

13.

Русская народная игра «Пятнашки»

1

14.

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

15.

Русская народная игра «Вышибалы через сетку»

1

16.

Русская народная игра «Гори, гори ясно»

1

17.

Русская народная игра «Третий лишний»

1

18.

Русская народная игра «Пятнашки»

1

18 часов

19.

Эстафета «Передача мяча»

1

20.

Эстафета «С мячом»

1

21.

Эстафета зверей

1

22.

Эстафета «Быстрые и ловкие»

1

23.

Эстафета «Вызов номеров»

1

24.

Эстафета по кругу

1

25.

Эстафета с обручем

1

26.

Эстафета «Весёлые старты»

1

8 часов

27.

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

1

28.

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

1

29.

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1

30.

Марийская народная игра «Катание мяча»

1

31.

Татарская народная игра «Серый волк»

1

32.

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

1

33.

Чувашская игра «Рыбки»

1

34.

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

1

8 часов

Методические рекомендации

Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.

Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.

Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Весь материал разделяется на отдельные разделы:

  • раздел - “Русские народные игры”, изучается с 1 по 3 класс.
  • раздел - “Игры народов России”, изучается со 2 по 3 класс.
  • раздел - “Подвижные игры”, изучается в 1-х и 2-х классах.
  • раздел - “Эстафеты”, изучается в 1-3-х классах.

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

Цели изучения по каждому разделу

“Русские народные игры”

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

“Игры народов России”

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

“Подвижные игры”

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

“Эстафеты”

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

Личностными результатами курса “Подвижные игры” являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметными результатами курса “ Подвижные игры”

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • учиться работать по определенному алгоритму;

Познавательные УУД:

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

Режим занятий:

В 1-3 классах начальной школы занятия продолжительностью 45 минут проводятся 1 раз в неделю, в группах  не менее 15-ти человек.

Планируемый результат:

  •  у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
  •  сформировано начальное представление о культуре движения;
  •  младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
  •  обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
  •  умение работать в коллективе.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игра - восьмое чудо света".

            Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют...

Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Игры с песком"

Психолого-педагогическая характеристика детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью.Особые образовательные потребности обучающихся.Коррекция познавательной деятельнсти у детей.Перспект...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира"

Актуальность: Приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям.Новизна        д...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры с мячом"

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности « Игра»

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры Великобритании"

Рабочая прокрамма по ВУД посвящена играм подвижным и настольным, популярным среди детей в Великобритании...