Роль внеклассных физкультурно-оздоровительных мероприятий в физическом развитии детей
материал по физкультуре на тему

Поваляева Надежда Александровна

Внеклассная работа может стать могучим стимулом для развития личности, а может и деформировать её, если внеклассные занятия не организованы должным образом. В статье рассмотрены принципы, на которых должна базироваться внеклассная деятельность со школьниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Современный ритм жизни предъявляет все более высокие требования к физической подготовленности каждого человека и общества в целом, требует систематического его совершенствования с помощью занятий физическими упражнениями. Отсутствие систематических физических нагрузок для детей отрицательно сказывается на здоровье и творческом потенциале.

Система физического воспитания направлена на решение задачи массового приобщения к занятиям физической культурой начиная с самого раннего возраста.

Роль физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. При недостатке движений наблюдается ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.

Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику.

Взаимосвязанная деятельность мышц и внутренних органов регулируется нервной системой, функция которой также совершенствуется при систематическом выполнении физических упражнений.

Выполнение физических упражнений оказывает воздействие на дыхание и вентиляцию воздуха в легких, на обмен в легких кислорода и углекислоты между воздухом и кровью, на использование кислорода тканями организма.

Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится на школьный возраст, основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.

Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться и выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.

Физкультурная активность в период бурного развития организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач (нравственных, трудовых, эстетических).

Физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ строится по нескольким направлениям. Это учебная работа по физической культуре, физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня и внеклассная работа по физической культуре. Все эти формы организации физического воспитания в школе, имея свои специфические задачи, призваны решать общие задачи физического воспитания учащихся. Физкультурные занятия компенсируют биологическую потребность детей в движении, являются профилактикой гиподинамии в условиях школьного режима.

Внеклассные формы занятий физическими упражнениями могут стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия детей поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного мероприятия заключается в том, что оно может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть. Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств человека, местом, где формируются его специфические социальные роли, закладываются основы отношения ребёнка к себе, к близким, к окружающему миру, оказывает существенное воздействие на процесс социализации подрастающего поколения. Важную роль в социализации детей, подростков и юношества играет школа, где на различных этапах в программу образования включены предметы, способствующие оптимальному осуществлению этого процесса: «Обществоведение», «Основы этики и эстетики», «Риторика», «Этика и психология семейных отношений» и др. Однако этого совершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно целенаправленная социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий.

Внутришкольные вечера, спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся. Однако внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она эпизодична, не всегда целенаправленна и не имеет массового характера в связи со слабой оснащенностью многих школ и недостатком специалистов, способных заинтересовать детей и подростков, профессионально организовать их деятельность.

Внеклассная работа может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключен ее воспитательный потенциал. Но внеклассные занятия, не организованные должным образом, могут превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, могут привести к ограничению духовного мира человека и даже к таким проявлениям девиантного поведения, как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

Внеклассная деятельность со школьниками должна базироваться на следующих принципах.

1. Принцип всеобщности и доступности, то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей во внеклассную спортивно-массовую деятельность с целью удовлетворения запросов и интересов, выявления и развития физических способностей.

2.        Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях подготовки и участии в мероприятиях, основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.

3.        Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологическх особенностей детей. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника в проводимом мероприятии.

4.        Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление внеклассной деятельности на основе планомерного и последовательного планирования работы школы.

5. Принцип преемственности – предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо, чтобы родители, все взрослые передавали детям социальные знания и опыт, помогали им, учили. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной группы в другую.

6. Принцип интереса и занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством игр и соревнований.

Проводимые спортивно-массовые мероприятия должны быть красочно оформлены и дополнены самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает массовые мероприятия детей, подростков в праздник. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку и делает процесс выполнения физических упражнений более эффективным.

Жизнедеятельность современных детей насыщена событиями и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне внеклассные мероприятия необходимо использовать таким образом, чтобы снять у детей создавшееся напряжение. Именно в рамках спортивно-оздоровительных мероприятий происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил. Чтобы это произошло, дети должны получать удовольствие от самых разнообразных физкультурных занятий. Через механизм эмоционального восприятия и переживания школьники максимально активно усваивают навыки, умения, элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

В настоящее время уменьшилась распространенность эпидемических, инфекционных и паразитарных заболеваний. Но все большее распространение получают хронические неинфекционные заболевания, такие как сердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психические, болезни органов дыхания. В их профилактике важное место принадлежит сознательному, высококультурному отношению людей к своему здоровью, правильному образу жизни и физической культуре. В связи с этим резко возрастает роль гигиенического и физического воспитания.

В сочетании со здоровым образом жизни физическое воспитание полностью устраняет вероятность возникновения хронических заболеваний. Особое место занимает закаливание. Оно включает и правильно дозированную мышечную нагрузку, и водные процедуры, и оптимальный режим труда и отдыха.

Закаливание является важным средством физического воспитания. Оно укрепляет здоровье, делает человека способным без каких-либо отрицательных воздействий переносить жару и холод, значительные перепады внешней температуры, сохраняя при этом хорошее самочувствие и высокую работоспособность. Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше это начинать с самого раннего детства. Закаливание не только повышает устойчивость к холоду, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание роста и развитие ребенка. Поэтому оно должно занимать прочное место в режиме дня всех детей и подростков. Пропаганда закаливания должна не только обогащать школьников знаниями о нем, но и превращать их в привычку, в деятельность. Главным источником информации о закаливании является школа. Эффективность пропаганды среди школьников зависит от систематичности и преемственности работы, от вовлечения в практические мероприятия и овладения навыками самостоятельного использования закаливающих процедур. Пропаганда должна быть конкретной, учитывая возрастные особенности школьников. Так, например, младший школьный возраст характеризуется ярко выраженным стремлением к игровой деятельности, повышенной любознательностью. Для младших школьников наиболее эффективна пропаганда в игровой форме – в виде организации спортивного праздника на снегу.

Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ      ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ  МЛАДШИХ КЛАССОВ      (СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ, ПРАЗДНИКИ, МЕРОПРИЯТИЯ) Здоровье...

Физкультурно-оздоровительная работа на уроках физической культуры

Физкультурно – оздоровительная работа является ведущим направлением внеурочной деятельности, так как двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетвор...

Роль внеклассных и общешкольных мероприятий в духовно-нравственном развитии детей с ОВЗ

В этом докладе изложен материал о роли внеклассных и общешкольных мероприятий во внеурочное время в школе-интернате 8 вида....

"Роль юрты в формировании психического и физического развития детей"

Юрта – единственная вещь в истории человечества, конструкция которой не претерпела никаких изменений за 3000 лет использования. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы. Структура юрты...

Проектная работа Роль внеклассных (спортивно-массовых) мероприятий в укреплении здоровья детей

Одной из главных социальных и гуманитарных ценностей любого государства является здоровье детей. Школьники, сегодня сидящие за партой, уже в ближайшем будущем будут участвовать в повышении благос...

« Роль внеклассных (спортивно-массовых) мероприятий в укреплении здоровья детей»

Одной из главных социальных и гуманитарных ценностей любого государства является здоровье детей.Школьники, сегодня сидящие за партой, уже в ближайшем будущем будут участвовать в повышении благосостоян...