Игры малой подвижности в заключительной части урока физической культуры для учащихся начальной школы
статья по физкультуре (5 класс) на тему

Степанова Ирина Петровна

Настоящая статья преимущественно адресована молодым специалистам, пришедшим в школу недавно. Основным назначением статьи является помощь молодым педагогам в проведении различных игр малой подвижности на уроках физической культуры, овладение которыми, как показывает многолетний опыт, связано с некоторыми трудностями.

Успешное выполнение многих игр имеет существенное значение для повышения качества текущей учебно-воспитательной работы с детьми, приобретения специальных знаний для будущей деятельности, к тому же, процессу овладения контролем за состоянием учащихся на уроках.

Предлагаемое статья окажет помощь молодым учителям школ в проведении уроков с учениками начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_isp.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова Ирина Петровна.

Учитель физической культуры, высшая квалификационная категория 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 230 с углубленным изучением химии и биологии Фрунзенского района Санкт-Петербурга 

Игры малой подвижности в заключительной части урока физической культуры для учащихся начальной школы 

Аннотация

Настоящая статья преимущественно адресована молодым специалистам, пришедшим в школу недавно. Основным назначением статьи является помощь молодым педагогам в проведении различных игр малой подвижности на уроках физической культуры, овладение которыми, как показывает многолетний опыт, связано с некоторыми трудностями.

Успешное выполнение многих игр имеет существенное значение для повышения качества текущей учебно-воспитательной работы с детьми, приобретения специальных знаний для будущей деятельности, к тому же, процессу овладения контролем за состоянием учащихся на уроках.

Предлагаемое статья окажет помощь молодым учителям школ в проведении уроков с учениками начальной школы.

Модернизация российского образования открыла перед школьными учителями широкие возможности для творчества в решении проблем физического воспитания. 

Только творческий подход учителя к своей работе, тщательная подготовка к уроку, стремление к повышению педагогического мастерства, неуклонное выполнение всех требований урока обеспечат возможность более рационального его проведения, что, несомненно, приведёт в итоге к большому педагогическому эффекту. Учитель должен ставить перед собой цель – свободно владеть умениями анализа педагогического процесса и осуществлять самоанализ лично проведённого урока. Это способствует повышению качества урока, развитию творческого педагогического мышления, воспитанию ответственности за проводимую работу. 

Схема самоанализа урока, предлагаемая в методической литературе (Ю.А. Янсон 2009г.), состоит из анализа всех частей урока физкультуры (подготовительной, основной и заключительной), анализа учения учащихся, психологического аспекта деятельности учителя, анализа результатов урока.  

Самоанализ различных сторон методики урока включает осмысление узловых вопросов его проведения. Например, обратить внимание на подготовленность учащихся к уроку, организационное начало и окончание урока, способы организации учебной работы (выбор места управления занимающихся в различных частях урока), организацию игр на уроке (в различных его частях), время всего урока и отдельных его частей. 

Готовясь к своим урокам, анализируя конспекты уроков своих коллег, учителей, проводивших открытые уроки на методических объединениях педагогов физической культуры района, я обратила внимание, что в заключительной части урока большинство учителей не включают проведение игр малой подвижности. В заключительную часть урока учителя включают упражнения, снижающие нагрузку до относительно спокойного состояния, дают домашнее задание, подводят итоги урока, проводят рефлексию по требованиям ФГОС ООО. Всё это соответствует рекомендациям к самоанализу заключительной части урока физкультуры. Вместе с тем многие из нас незаслуженно перестали уделять внимание играм малой подвижности и проводить их на уроках. 

Подвижные игры в системе средств обучения являются не только вспомогательными, дополнительными упражнениями, активизирующими внимание, восстанавливающими работоспособность, улучшающими эмоциональное состояние учеников, но и выступают зачастую в качестве незаменимого средства, повышающего эффективность процесса обучения. 

В подготовительной части урока подвижные игры включаются с целью общей и специальной разминки, повышения эмоционального состояния учащихся, повторения и закрепления отдельных упражнений. В основной части выполняются задания с применением любых сложных игр и эстафет с использованием различного оборудования. В заключительной части урока следует включать игры малой подвижности, игры с использованием музыки, перехода учеников к спокойному состоянию и организации их внимания.

В работе с младшими школьниками рекомендуется вносить в урок 1-3 подвижные игры. Эти игры должны быть подобраны в соответствии с требованиями общей физической подготовки учащихся. 

Дети в этом возрасте исключительно подвижны и быстро утомляются. По данным специалистов, почти половина учеников младшего школьного возраста страдает так называемой «гиперреактивностью». Во всём мире количество таких детей неуклонно возрастает. Оценить степень своего утомления они не могут, что приводит к перегрузке на уроке, поэтому по внешним признакам утомления следует уметь определять воздействие упражнений на учеников, в случае необходимости давать время для отдыха. Для уменьшения утомления можно переключать учеников от одного вида деятельности к другому, разнообразить содержание и методы ведения урока играми малой подвижности. 

Вниманию специалистов физической культуры предлагается подробное описание некоторых игр малой подвижности, которые можно использовать в заключительной части   урока физкультуры с учениками начальной школы. 

ИГРА «У КОГО МЯЧ? 

Играющие образуют круг, стоя плотно друг к другу. Руки у играющих находятся за спиной. У одного игрока в руках теннисный мяч (или теннисный шарик), который передаётся друг другу сзади, за спиной. Водящий стоит в середине круга и старается угадать у кого мяч.  Водящий говорит: «Руки!». Тот игрок, к кому обратился водящий, должен показать обе руки. Если водящий отгадал, то ученики меняются местами. Игра повторяется 3-5 раз. 

ИГРА «НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ!» 

Учитель оговаривает пределы площадки и показывает предмет (кубик, мячик, кружок, кеглю и т.д.), который будет спрятан. Игроки располагаются свободно по площадке. Учитель предлагает детям найти спрятанный предмет. Игрок, увидевший предмет, подходит к учителю и тихо говорит, где спрятан предмет. Когда большинство детей справится с заданием, учитель отмечает тех, кто сделал это быстрее других, за внимательность. Игра повторяется несколько раз (можно давать баллы отличившимся детям, а затем их суммировать, выделяя самых внимательных). 

ИГРА «ТИШИНА» 

Игроки идут по кругу в колонну по одному, водящий стоит внутри круга. Учитель говорит: «Тишина у пруда, не колышется вода, не шумят камыши, засыпайте, малыши!» Игроки останавливаются и принимают (по указанию учителя) упор присев, опустив голову и закрыв глаза. Водящий ходит по кругу и отмечает того, кто пошевельнулся. Если водящий заметил шевелящегося игрока, то дети меняются местами, а игра продолжается. Во второй раз учитель даёт игрокам другое задание, например, стоять на правой ноге или принять упор лёжа и т.д. 

ИГРА «ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ!» 

Игроки строятся в одну шеренгу или круг. Учитель называет одушевлённые и неодушевлённые предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, учитель поднимает руки вверх. Игроки должны поднять руки вверх, если названный предмет летает. Тот, кто сделал ошибку, делает шаг вперёд. Игра продолжается несколько раз. Игрок, который будет находиться в конце игры впереди всех на несколько шагов, окажется самым невнимательным. 

ИГРА «УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК!» 

Игроки стоят в кругу, водящий находится в круге с закрытыми глазами (можно надеть на глаза повязку). Игроки идут по кругу и говорят: «Мы собрались в ровный круг, повернёмся разом вдруг. А как скажем: «Скок, скок, скок! Угадай, чей голосок!» Один из игроков говорит: «Скок, скок, скок!» Водящий должен узнать голос, если узнает – меняется местами с игроком. 

ИГРА «СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ» 

Игроки становятся в одну шеренгу или круг, водящий стоит лицом к игрокам с мячом в руках. Водящий бросает мяч и называет съедобный или несъедобный предмет. Игрок, которому бросили мяч, должен его поймать, если названный предмет был съедобным, например «огурец». Если предмет, названный водящим - несъедобный, например «стул», игрок мяч ловить не должен. Если игрок ошибся (поймал несъедобный предмет или не поймал съедобный), он становится водящим. Выигрывают игроки, которые ни разу не ошиблись. Водящий должен одновременно называть предмет и передавать мяч игроку, то есть нельзя бросить мяч, а потом назвать предмет. 

ИГРА «В ТУННЕЛЕ» (передачи мяча в колоннах) 

Игроки строятся в колонну по одному, образуя 2-4 команды по 5-7 человек. По сигналу учителя игроки в командах передают мяч (способом, указанным учителем) Можно передавать мяч под ногами, сбоку, над головой. Выигрывает команда, выполнившая задание первой. Мяч передавать нужно только следующему игроку, нельзя перебрасывать мяч через игрока или двух игроков. 

ИГРА «МИНУТКА» 

Игроки располагаются по всей площадке, руки за спиной. По сигналу учителя игроки начинают ходить по площадке на протяжении одной минуты. Если игрок считает, что минута закончилась, он останавливается и поднимает руку вверх. Учитель фиксирует время по часам или секундомеру, когда остановился тот или иной игрок. Когда все игроки остановились, учитель отмечает тех игроков, которые ближе всех по времени (к одной минуте) прекратили ходьбу. Эти игроки становятся самыми пунктуальными. 

ИГРА «НА ПОГРУЗКЕ АРБУЗОВ» 

Две команды построены в шеренгу, интервал между игроками – два шага. У первого игрока в команде в обруче лежат несколько (6-8) мячей, а у последнего игрока в команде лежит пустой обруч. После сигнала игроки передают мячи по цепочке друг другу, пока обруч, лежащий за командой, не наполнится мячами. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Если игрок уронил мяч, он должен быстро поднять его и продолжить игру. 

ИГРА «ПЕРЕДАЛ – САДИСЬ!» 

Команды построены в колонны по одному, капитаны стоят напротив своих команд на расстоянии 2-3 метров, держа в руках по мячу. По сигналу капитаны бросают мяч первому игроку, тот его ловит, бросает обратно, а сам садится на пол или приседает. Затем капитан бросает мяч второму игроку и так далее. Если игрок выронил мяч, он сам должен подобрать его и перебросить капитану. Игра заканчивается в тот момент, когда капитан поймает мяч от последнего игрока. 

Одно только представление о предстоящей игре способно вызвать у занимающихся положительные эмоции. Это повышает у учеников интерес к занятиям. 

ВЫВОД: Учителя физкультуры очень мало уделяют внимания играм малой подвижности на уроках с младшими школьниками. Я считаю, что это неправильно, так как игры малой подвижности прекрасно занимают детей и позволяют с интересом подвести организм учащихся к снижению нагрузки и других показателей, а также подготовить детей для дальнейших занятий на других уроках.  Особое внимание во время проведения заключительное части урока следует уделять выработке у ребят положительных эмоций, поэтому предлагается включать игры малой подвижности в заключительной части урока, упражнения с предметами, некоторые игры целесообразно строить под музыкальное сопровождение. В данной статье предложены различные варианты проведения заключительной части урока в игровой форме, что может являться пособием для молодых специалистов.

 


Список источников: 

1.Алексеев С.В., Колесникова М.Г. «Формирование здоровьесберегающего поведения и укрепление здоровья учащихся»: Методические материалы. СПб.: СПб АППО, 2008. 

2.Васильков Г.А., Васильков В.Г. «От игры - к спорту»: Сборник эстафет и игровых заданий. М.; ФиС, 2005. 

3.Гордияш Е.Л. «Физическое воспитание в школе». Волгоград: Учитель, 2008. 

4.Копылов Ю.А. «О модернизации школьного физического воспитания». М.; Институт возрастной физиологии РАО,2010. 

5.Кравцов А.О. «Оптимизация образовательного процесса: опыт, подходы и технологии»: сборник статей и научно-методических материалов/СПб.: Изд-во Политехн.ун-та.2013. 

6.Кудашова Л.Т., Люйк Л.В. Подвижные игры, эстафеты и игровые задания с использованием основных средств гимнастики. Учебное методическое пособие/СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 2008. 

7.Кузьмичёв Е.В. «Подвижные игры для детей младшего школьного возраста» М.: Физическая культура,  2008. 

8.Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. «Упражнения и игры на занятиях в начальной школе»: Методическое пособие. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006. 

9.Лепёшкин В.А. «Баскетбол. Подвижные и учебные игры» М.: Советский спорт. 2011. 

10.Попова Е.В. «Значение подвижных игр для учащихся общеобразовательных учреждений». СПб: СПб АППО, 2008. 

11.Янсон Ю.А. «Физическая культура в школе»: научно-практический аспект: книга для педагогов. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Снижение физической и эмоциональной активности учащихся в заключительной части урока физической культуры

Каждый насыщенно проведенный урок физической культуры закономерно вызывает у учащихся значительные сдвиги в функциональном состоянии систем организма. Занимающимся бывает очень трудно самостоятельно п...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

Конспект урока по физической культуре для учащихся основной школы. Раздел «Легкая атлетика». Тема «Метание малого мяча в цель».

Конспект урока содержит задания на развитие физических качеств, формирование УУД, игровые задания на формирование метапредметных результатов (умение работать в коллективе, умения осуществлять познават...