Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры
материал по физкультуре на тему

Торосян Ольга Агасиевна

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: создание условий для улучшения физического развития и сохранения и укрепления здоровья учащихся, совершенствуя и развивая физические качества посредствам выполнения физических упражнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv.dvig_.kachestv.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 25» города Смоленска

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры

Смоленск 2016 г.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: создание условий для улучшения физического развития и сохранения и укрепления здоровья учащихся, совершенствуя и развивая физические качества посредствам выполнения физических упражнений.

Оздоровительные задачи:

1.Формировать правильное отношение к занятиям физической культурой и спортом.

2.Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.

3. Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.

Образовательные задачи:

1.Способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы.

2.Создавать условия для самостоятельного решения двигательных задач.

3.Обращать внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям.

Воспитательные задачи:

1.Способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах.

2.Создавать условия для выполнения упражнений, направленных на преодоление трудностей.

3.Учить бережному отношению к инвентарю.

4.Создавать условия для проявления положительных эмоций.

Два раза в году (в сентябре и мае) я провожу тестирование, тем самым определяю оценку физической подготовленности учащихся. По результатам тестирования я определяю, какие качества для школьника ведущие, а какие – отстающие.

Исходя из этого я составляю группы. Обычно я ограничиваюсь 2 группами, но обязательно беру на учет как наименее, так и наиболее подготовленных учеников.

Учащиеся подготовительной медицинской группы занимаются в составе отделений и тоже берутся на индивидуальный учет. В ходе каждого урока обеспечиваю занятость каждого ученика на протяжении всего времени урока, используя метод круговой тренировки.

Стараюсь подбирать упражнения так, чтобы сильный ученик продолжал развитие своих способностей, а более слабый успешно выполнял требования учебной программы.

По мнению И. А. Гуревича, физические упражнения, включаемые в круговую тренировку, не только способствуют формированию и совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, развивающихся в неразрывном взаимодействии и единстве, но и повышают устойчивость навыков и способствуют их положительному переносу, что в конечном счёте позволяет человеку расширить сферу своих двигательных возможностей.

В условиях урока физической культуры круговая форма занятий приобретает особое значение, т. к. позволяет большому количеству учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.

Время, планируемое на уроке для проведения «круговой тренировки», определяется из расчёта всего общего времени, выделенного планом урока для проведения ОФП и СФП, исходя из задач урока, и колеблется от 10 до 15 мин.

В зависимости от задач урока «Круговую тренировку» можно планировать как в подготовительной, основной, так и заключительной части урока.

Включение в подготовительную часть «круговой тренировки» играет роль в подготовке организма к предстоящей работе и носит характер подводящих упражнений к основной части урока.

Применение «круговой тренировки» в основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм ещё не устал и готов выполнить работу в большом объёме и оптимальных условиях нагрузки.

Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью. В них достаточно силовых и скоростно-силовых упражнений.

В заключительной части урока комплексы «круговой тренировки» планируются реже и в основном тогда, когда плотность нагрузки на уроке недостаточна. Цель таких комплексов – совершенствование, закрепление и повторение пройденного материала основной части урока.

«Круговая тренировка» хорошо увязывается с программным материалом по лёгкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке и , особенно, гимнастике. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.

Содержание «круговой тренировки» на игровых уроках составляют (в основном) игровые станции. В течение задания учащиеся в определённой последовательности переходят от одной станции к другой, выполняя на каждой из них игровые задания вперемежку с целевыми упражнениями, направленными на обучение, воспитание и совершенствование конкретных физических качеств.

В процессе занятий не только происходит развитие физических качеств, но и совершенствуется техника приёмов игры. Предполагаемые упражнения подбираю так, чтобы каждое из них воздействовало на отдельные группы мышц и было рассчитано на развитие определённых физических качеств.

Для совершенствования технических приёмов использую комплексные упражнения, состоящие из предварительно хорошо изученных игровых элементов. Соотношение количества станций по воспитанию физических качеств с игровыми станциями, направленными на совершенствование умений и навыков технических элементов, составляет 1:3.

Для воспитания силы на занятиях с использованием «круговой тренировки» мною используются упражнения с отягощением (набивные мячи, гантели, скамейки), с сопротивлением (амортизаторы, эспандеры).

Часто упражнения на развитие силы применяют с малыми отягощениями, так как легко осуществляется контроль над правильностью выполнения упражнения, особенно при занятиях девочек, девушек.

При занятиях с юношами 10–11-х классов эффективно подходит работа с отягощениями около предельного и предельного веса. Но здесь следует отметить, что максимальные усилия можно развивать в течение короткого промежутка времени.

Силовая выносливость развивается при большом количестве повторений на одной станции, например: если число повторений было 15–20 раз за 30 сек., то развивается сила, если же более 20–25 раз – силовая выносливость (по рекомендациям М. Шолихина). Работоспособность при выполнении силовых упражнений повышаю за счет их рационального распределения на станциях. В паузах часто использую упражнения на расслабления, растягивания.

(Примерные комплексы упражнений по методу круговой тренировки на уроках спортивных игр для развития силы.

Примерный комплекс «круговой тренировки» для развития силы на занятиях по баскетболу:

1. Из седа руки сзади поднимание ног в угол с последующим и.п.

2. Из упора лежа на полу отжимание, сгибая и разгибая руки.

3. Из основной стойки приседания с выносом рук с гантелями вперед и вставать на носки, отведя руки назад.

4. Гриф штанги за головой, широкий хват. Перемещение в защитной стойке баскетболиста.

5. Прыжки вверх из исходного положения упор присев с отягощением («блин», гриф, набивной мяч) и/или без него.

6. Лежа на животе, руки за головой, поднимание и отпускание туловища, прогибая спину.

7. Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени.

8. Прыжки через скамейку с отягощением («блин», гриф, набивной мяч) и/или без него.

Станций может быть больше, меньше в зависимости от количества учащихся в классе и их физической подготовленности.

Упражнения для развития быстроты и скоростно-силовых способностей на занятиях по баскетболу

Основным методом развития быстроты являются многократные движения с предельной скоростью. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохранен максимальный темп. Упражнения, направленные на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством для тренировки скорости отдельных движений.

Примерный комплекс «круговой тренировки» для развития быстроты на занятиях по баскетболу:

1. И.п.: партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 м. Выполнение: быстрая передача и ловля мяча на месте.

2. И.п.: сед лицом к стене (к партнеру), мяч в руках. Выполнение: быстрые передачи в стенку или партнеру.

3. И.п.: высокий старт. Выполнение: челночный бег с ускорением 10 м.

4. И.п.: упор присев. Выполнение: в быстром темпе выпрыгивание вверх со взмахом рук.

5. И.п.: высокий старт. Выполнение: бег с максимальной скоростью по кругу на расстояние от 100 до 120 м.

6. Быстрое ведение 1 или 2 мечей.

Примерный комплекс «круговой тренировки» для развития скоростно-силовых способностей на занятиях по баскетболу:

Упражнения для развития скоростно-силовых способностей

1. И.П. Низкий присед, руки отведены назад.

2. То же, но в руках гантели весом 2-3 кг.

3. То же, но в руках гантели весом 4-5 кг.

Выполнение: Прыжки толчком двух ног с продвижением вперед по замкнутому кругу.

4. Передача мяча:

- передачи мяча в стену в течение определенного отрезка времени (24-30 сек) с установкой на выполнение максимального числа повторений;

- то же, но с заданием выполнить как можно быстрее заданное количество передач; - то же, но передачи в парах, и с различными и.п.: стоя, сидя, лежа и т.п.; - передачи двумя мячами в стену с элементами жонглирования;

- ловля осуществляется после отскока мяча от пола;

- то же, но после ловли успеть выполнить удар мячом в пол, а затем послать мяч в стену;

- то же, но перед передачей выполнить мячом «петлю» вокруг туловища (на уровне пояса) или вокруг ног (на уровне колен);

- ловля и передача осуществляется непосредственно после отскока мяча от стены, не дав ему коснуться пола;

- передачи двумя мячами в две стены, стоя в углу зала;

- подбросить один мяч на предельную высоту, а вторым выполнить максимальное количество передач в стену до момента касания площадки подброшенным мячом;

- то же, но с выполнением передач мяча партнеру;

- «все мячи — одному» (два игрока поочередно «загружают» своими мячами третьего партнера, получая от него обратные передачи)

- то же, но во взаимодействии одного игрока с тремя партнерами;

- то же, но в ситуации «между двух огней» (игрок без мяча в и.п. располагается между двумя партнерами, владеющими мячами, повернувшись лицом к одному из них; и для получения каждой очередной передачи совершает поворот на 180°);

- то же, но с большим количеством партнеров с мячами: на противоположных сторонах находятся 2 и 1 или 2 и 2 игрока;

- передачи игроку, стоящему в круге, — «колесо»: партнеры поочередно и максимально быстро передают свои мячи в центр круга (по часовой или против часовой стрелки), получая обратные передачи;

Упражнения для развития ловкости

Ловкость – это способность точно управлять своими движениями в

различных условиях окружающей обстановки, быстро осваивать новые движения и успешно действовать в измененных условиях.
Воспитание ловкости на станциях «круговой тренировки» связано с совершенствованием функций различных анализаторов, и в первую очередь двигательного.

Эффективное воздействие на функциональное совершенствование двигательного анализатора и, следовательно, на развитие ловкости могут оказать упражнения, содержащие элементы новизны и представляющие для занимающихся определенную координационную трудность. На уроках можно выделить три этапа в воспитании ловкости.

Первый этап: совершенствование пространственной точности и координации движений, при этом не имеет значения скорость, с которой выполняются упражнения.

Главное – точность движений. Второй этап: пространственная точность и координация движений, которые могут осуществляться в сжатые отрезки времени. Третий этап: упражнения второго этапа, связанные с неожиданно изменяющимися условиями.

Примерный комплекс упражнений круговой тренировки» для развития ловкости на занятиях по баскетболу:

1.И. п. Стойка ноги врозь, руки разведены в стороны, малый мяч в правой руке. Выполнение: Темповая переброска правой рукой мяча из–за спины в левую, а левой спереди по прямой в правую руку.

2. То же, но левой из–за спины в правую, а правой спереди в левую.

3. То же, но чередовать броски из–за спины правой и левой рукой. Ловкость – это сложное комплексное качество, поэтому ему надо уделять время на каждом уроке.

4. Метание малого мяча в цель.

5. Ходьба в полном приседе по гимнастической скамейке. 6. Ведение баскетбольного мяча с обводкой стоек.

6. Игра «Бой петухов». Партнеры прыгают на одной ноге, с ведением мяча, пытаясь вытолкнуть друг друга за круг (радиус круга 2 м).

7. Вращение мяча («восьмерка») под ногами (на месте и в движении)

Упражнения для развития выносливости

Выносливость – это способность совершать работу определенной интенсивности в течение как можно большего времени, преодолевая сопротивление как внешней, так и внутренней среды.

Способность к длительной непрерывной работе умеренной мощности, в которой участвуют все мышцы двигательного аппарата, характеризует общую выносливость.

Главный принцип воспитания общей выносливости на станциях круговой тренировки заключается в постепенном увеличении физических упражнений различной интенсивности с вовлечением в работу возможно большего количества мышечной массы.

Общая выносливость служит базой для приобретения различных видов специальной выносливости. Под специальной выносливостью следует понимать способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определенном виде двигательной деятельности.

В зависимости от интенсивности работы время ее выполнения на станциях круговой тренировки будет разным. Чем выше интенсивность упражнений на станциях, тем короче будет время, в течение которого эту скорость можно сохранить.

Под влиянием систематических занятий методом круговой тренировки выносливость увеличивается в несколько раз.

Но чтобы достичь этого, студентам необходимо систематически и продолжительное время заниматься, постепенно увеличивая как саму нагрузку на станциях, так и прохождение количества кругов на протяжении всего учебного года.

Примерный комплекс упражнений «круговой тренировки» для развития выносливости на занятиях по баскетболу:

1.Скоростное ведение 1-2 мячей в парах (челноком): а.) от лицевой линии до штрафной и обратно;

б.) до центра и обратно;

в.) до противоположнойштрафной и обратно;

г.) до противоположной лицевой и обратно.

2. Усложненный вариант - с попаданием каждый раз в кольцо.

3.Упражнение выполняется потоком.

Баскетболисты построены в колонну по одному, у первых трех по мячу (если мячей достаточно, то у каждого).

Первый занимающийся начинает упражнение - передачи и ловля мяча в стену без ведения мяча с продвижением вперед, бросок одной рукой сверху в движении, подбор мяча, ведение до боковой, прыжки толчком двумя (одной) одновременно, вращая мяч вокруг туловища (или ведение вокруг туловища правой и левой) до средней линии, ведение мяча с поворотами или изменением направления перед собой, бросок с места или штрафной, мяч передают следующему или баскетболист становится в конец колонны. Как только игрок выполнил передачи в движении, упражнение начинает следующий.

4. Занимающиеся стоят в колонне по одному на пересечении боковой и лицевой линий. Первый посылает мяч вперед, выполняет ускорение и как только мяч один раз ударится о площадку ловит его двумя руками, переходит на ведение мяча, ведет мяч на максимальной скорости, бросок в кольцо после двух шагов. После броска подбирают мяч и идут в противоположный "угол» площадки и начинает упражнение сначала. Так игрок проходит 7-10 кругов.

5.Упор присев, мяч внизу. Продвижение вперед по прямой, перекатывая руками мяч (два мяча, три мяча).

6. Игра в баскетбол 6 таймов по 5 мин. Отдых между первым и вторым таймом 5 мин., между вторым и третьим 4 мин., между третьим и четвертым 3 мин., между четвертым и пятым 2 мин. между пятым и шестым 1 мин.

Упражнения для развития гибкости

Гибкость – это способность выполнять движения с большей амплитудой. Она необходима при производственной деятельности и для различных рабочих специальностей, где нужна определенная, часто большая амплитуда, т.е. запас гибкости. С другой стороны, упражнения, развивающие гибкость, одновременно укрепляют суставы и связки, повышают эластичность мышц, их способность к растягиванию, что является весьма важным фактором предупреждения мышечных травм на производстве.

В процессе воспитания гибкости на станциях круговой тренировки применяются также пассивные упражнения, в которых движения осуществляются с помощью партнера.

Упражнения на гибкость могут быть активные и пассивные, т. е. выполняемые самостоятельно или с помощью партнера, отягощения. Активные тоже можно разделить на упражнения с отягощением (гантели, набивные мячи), без отягощений.

Примерный комплекс упражнений «круговой тренировки» по развитию гибкости на занятиях по баскетболу:

1. И.п.: лежа на спине. Выполнение: поднять прямые ноги, коснуться пола за головой.

2. И.п.: стойка ноги врозь, мяч набивной за головой. Выполнение: перенос центра массы с одной ноги на другую, поочередно меняя положение опоры. Голову и спину держать прямо.

3. И.п.: партнеры стоят спиной друг к другу, соединив руки в локтевых суставах. Выполнение: поочередные наклоны вперед с поднятием партнера на спину и потряхиванием. Партнеру, лежащему на спине, необходимо расслабиться.

4. Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени.

5. И.п.: ноги врозь, обруч удерживается руками на пояснице. Выполнение: вращение обруча на бедрах.

6. И.п.: ноги на ширине плеч, мяч за спиной. Выполнение: передача мяча из-за спины с ловлей его спереди двумя руками.

Личная карточка учета результатов

Ф.И.О. __________________________________________________

Класс

Вид спорта _______________________________________________

Описание станции

Кол-во повторений

В начале года

В конце года

Результативность.

Показатели физической подготовленности учащихся 6 «В» класса в 2015-2016 учебном году (на начало года)

п/п

Ф.И.

Мед.

группа

Бег 60 м. (сек)

Прыжок в длину с места (см)

Челночный бег 3х10 (сек)

Начало

года

Показатель

Начало

года

Показатель

Начало

года

Показатель

1

Багнюк Ю.

осн

9.3

в

199

в

8.1

в

2

Вицкопова Л.

осн

9.7

В

190

В

8.6

в

3

Гаврилкина Е.

осн

10.4

С

155

С

8.9

с

4

Гладатов В.

подг

11.0

Н

167

Н

8.9

н

5

Гусаров А.

осн

10.1

С

187

с

8.3

в

6

Зябкина Н.

осн

9.7

В

174

С

8.0

в

7

Киселева Ю.

осн

10.4

С

158

С

8.6

в

8

Комягин К.

осн

9.2

В

195

В

8.1

в

9

Майёрова К.

под

12.0

Н

153

С

10.0

н

10

Минченков М.

осн

8.8

В

200

В

7.7

в

11

Ремизов И.

осн

9.2

В

180

С

8.0

в

12

Сафронова А.

осн

10.1

С

165

С

10.0

с

13

Смолянкин В.

осн

11.0

Н

177

С

10.1

н

14

Федотов В.

осн

8.7

В

206

В

7.8

в

15

Федоскина Н.

осн

12.1

Н

154

Н

12.0

н

Анализ тестирования позволяет мне “выравнивать” недостатки физической подготовленности школьников, подводя их к показателям зоны “высокого», «выше среднего» и «среднего» уровней.

Количество учащихся - 15человек, нормативы сдавали – 15 человек, из них 5чел. – В, 6чел. - С, 4- чел. Н (сентябрь 2015г).

Уровень физической подготовленности обучающихся за 2016–2017 учебный год 4, 8 классы

Класс

Кол-во

учащихся

Уровень физической подготовленности в классе по мальчикам и девочкам

высокий

средний

низкий

Уровень физической подготовленности 4 класса на октябрь 2016 года

4«Б»

25

Мальчики 10

1

14

0

Девочки 15

5

4

1

Уровень физической подготовленности 4 класса на май 2017 года

4«Б»

25

Мальчики 15

2

14

0

Девочки 9

4

4

1

М-2(13.3%) М-14(86.7 %) М-0(0 %)

Д-4(44.4%) Д-4(44.4%) Д-1(11.1%)

Уровень физической подготовленности 7 класса на октябрь 2016 года

7 «Б»

25

Мальчики 15

5

6

3

Девочки 10

7

3

1

М-5(40%) М-6(30 %) М-3(20 %)

Д-7(53.3%) Д-3(42.1%) Д-1(14.2%)

Уровень физической подготовленности 8 класса на май 2017 года

7 «Б»

25

Мальчики 15

8

4

1

Девочки 10

6

6

0

М-8(60%) М-4(30 %) М-1(10 %)

Д-6(42.8%) Д-6(44.4%) Д-0(%)

Уровень физической подготовленности 9 класса на октябрь 2016 года

9 «А»

26

Мальчики 14

9

6

1

Девочки 12

5

5

0

М-9(60%) М-6(30 %) М-1(10 %)

Д-5(42.8%) Д-5(57.2%) Д-0(%)

Уровень физической подготовленности 9 класса на май 2017 года

9 «А»

26

Мальчики 14

9

5

0

Девочки 12

6

6

0

М-9(70%) М-5(30 %) М-0 (%)

Д-6(71.5%) Д-6(28.5%) Д-0 (%)

Анализируя показатели 9 класса, который я обучаю с4 класса можно сделать выводы, что физическая подготовленность класса стала хорошей.

Выводы:

Оздоровительное влияние уроков физической культуры надо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это прямое воздействие физических нагрузок урока на организм ученика и во-вторых, обучение школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время, так как урок и при большой моторной плотности не обеспечивает даже суточной потребности организма подростка в двигательной деятельности.

Для укрепления физического здоровья, повышения уровня общей физической подготовленности учащихся в методике урока мне необходимо отразить для обеспечения его оздоровительной направленности следующее:

  • Физические упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на организм, стимулировать деятельность всех его систем.
  • Физические нагрузки должны быть оптимальны.
  • Главное направление в развитии двигательных качеств должны быть: усиленное развитие скростно-силовых качеств, быстроты реакций, умеренное развитие выносливости, гибкости.
  • Необходимо учитывать половые особенности (с учетом возраста).
  • Необходимо четко соблюдать ограничение в выборе упражнений и интенсивности нагрузок для учащихся подготовительной медицинской группы.
  • Следует соблюдать предписание врача о сроках, в течении которых школьники не должны заниматься на уроках физической культуры.
  • Соблюдение в методике работы личностно-ориентированного подхода.
  • Важно обучать учащихся профилактике и исправлению нарушений осанки, плоскостопия, ожирения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование процесса круговой тренировки для развития двигательных качеств на уроках физической культуры.

Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся.Труд школьника - в основном труд умственный, требующий постоянной концентраци...

Методы контроля за развитием двигательных качеств на уроках физической культуры

В данной работе представлены слайды по мониторингу тестовых занятий по физической культуре, которые проводятся ежегодно в начале и в конце учебного года. Затем ведется отслеживание всех физических кач...

Дифференцированный подход к физкультурному образованию.Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры и во внеурочное время.

Дается понятие о дифференцированном подходе к учащимся и о его актуальности. Выделяются аспекты дифференцированного подхода на уроках физической культуры.Дается информация о системе приемов организаци...

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры

Ребенок наследует от родителей определенные способности к двигательной деятельности, но развивает их как естественным путем в самостоятельных играх, так и посредством целенаправленных упражнений в шко...

Статья на тему " Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры"

   Процесс воспитания двигательных качеств является одним из основных вопросов при проведении уроков физической культуры.Одно из определений физическим двигательным качествам дал Б.А....

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки в условиях сельской школы

Настоящая разработка создана в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, 2005), утвержденной Министерством образования и науки РФ, и  федеральны...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры»

Физические качества всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявление быстроты, силы, выносливости, требует соответствующих проявлений настойчивости, ...