Выявление и развитие спортивной одарённости учащихся по лёгкой атлетике
статья по физкультуре (5 класс)

Выявление и развитие спортивной одарённости учащихся по лёгкой атлетике

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyyavlenie_i_razvitie_odarennyh_detey.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

                            Выявление и развитие спортивной

одарённости учащихся по лёгкой атлетике

      Массовое развитие легкой атлетики – важное средство повышения уровня физического развития, здоровья и трудоспособности, и необходимые условия для выявления особо одаренных атлетов. Необходимо ежегодно проводить поиск спортивных талантов. Основными задачами первого этапа являются массовый просмотр контингента  детей 6-10 лет (I-IV классы общеобразовательной школы) с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ1 принимаются все желающие школьники в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта.

       Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя

физкультуры, данные медицинского обследования, антропометрические

измерения и их оценка с позиций перспективы. Эти критерии максимально

упрощены и доступны каждому учителю физкультуры в школе и врачу.

Критериями, на основе которых обычно формируется суждение о спортивной

одаренности ребенка, являются данные о его росте, весе, телосложении,

двигательных способностях . Спортивная практика свидетельствует о

том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии

начинающих значительно затрудняет эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

 Для легкой атлетики наиболее важны две группы – 10-12 лет и 15-16 лет. При отборе детей, на первой ступени используют четыре контрольных упражнения: бег на 30м с хода, прыжок вверх с места, метание на дальность и бег на 600м.

        На второй ступени выявляется одаренность к отдельным видам легкой атлетики. Основная задача второго этапа отбора – выявление одаренных в

спортивном отношении школьников для комплектования учебно -

тренировочных групп и групп спортивного совершенствования.

 Отбор проводится в течение последнего года обучения в

группах начальной подготовки. Его осуществляют тренеры ДЮСШ, отбор проводится по следующей программе: оценка состояния здоровья, выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ;

антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических

качеств и спортивных результатов. В течение последнего года обучения в

учебно-тренировочных группах  выявляются перспективные юные спортсмены для зачисления в группы спортивного совершенствования.

      Для достижения высоких результатов своими воспитанниками необходимо помнить, что ни одна из задач тренировки не может быть успешно решена только средствами физических упражнений. Характер спортсмена, уровень его знаний, быт находятся в тесной связи с его спортивной жизнью и определяют успехи в ней. Систематические занятия спортом – это мощный фактор, способствующий развитию лучших человеческих качеств, воспитанию смелых, сильных, выносливых и закаленных людей. Особенно велика в этом процессе роль тренера, который планирует подготовку, руководит физическим и моральным воспитанием своего ученика.

Тренировка требует огромной затраты сил и  напряженной творческой деятельности. Жизнь спортсмена требует четкости, аккуратности, дисциплинированности и  соблюдения режима. Стремление к спортивным успехам связано с достижением физического совершенства.

      Физическое совершенство – это всестороннее, гармоничное, физическое развитие, обладание высокими волевыми качествами, многообразными двигательными навыками и, конечно, отличным здоровьем. Это основа для специальной тренировки, для выполнения ее больших объемов и перенесение напряжения в состязаниях сильной утомлённости и усталости. Специальная тренировка способствует достижению физического совершенства.

       Для достижения физического совершенства воспитанников, тренеру необходимо решить следующие задачи:

            - Создать благоприятные условия для развития интеллекта, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

           - Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы родителей и общественности.

           - Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в районных, городских, областных, всероссийских соревнованиях.

          - Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности.

         Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми, мотивировала меня разработать свою программу работы с одарёнными детьми, которая направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. Наиболее значимыми и интересными формами работы с одаренными детьми  является спортивное направление.  Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, представляющих возможности развития одаренности.                                                                                                                                                        Основной идеей работы является объединение усилий педагогов, родителей,     руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления,  с целью создания благоприятных условий развития физической культуры и спорта в районе.
Актуальность необходимость государственно-муниципальной поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

     Стратегическая цель программы - переход системы педагогического содействия развития одаренности из режима управления в режим самоуправления.

      Воспитательная цель- воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями.

      Образовательная цель- расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

      Развивающая цель- развитие способностей одаренных детей к включению в любую спортивно - практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей района и самой личности.

      Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей, как реализацию их индивидуальности. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагога, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения.

      Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли, который  считает, что поведение одаренного ребёнка отражает взаимодействие между тремя группами качеств:

общие или специальные способности выше среднего;

  • высокий уровень включенности в задачу;
  • высокий уровень креативности.

    Джозеф Рензулли предлагает считать одаренными не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них.                                                         

    Таким образом, спортивный отбор -  это длительный, многоступенчатый

процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех

этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования.

   Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфо - функциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья.

. Антропометрические данные не могут быть ограничением в отборе и занятиях тем или иным видом спорта. Они используются на начальном этапе отбора, то есть для начальной подготовки. Нередко при отборе этому методу отдают предпочтение, но это ошибка: нередко спортсмены, не отвечающие требованиям данного вида спорта по антропометрическим показателям ,добивались выдающихся результатов. Здесь необходимо учитывать и такие факторы, как трудолюбие, мотивацию и многие другие

(Н.П. Карин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление и развитие одарённых учащихся через исследовательскую деятельность

В данной статье рассматривается возможность выявления одарённости у учащихся, занимающихся учебными исследованиями в школьном научном обществе....

Конспект урока по теме "Развитие скоростно-силовых качеств учащихся в лёгкой атлетике".

Конспект составлен по программе " Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов", под редакцией В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2011 г. Раздел программы: Лёгкая атлетикаЦель урока: Разви...

Конспект урока "Развитие быстроты на материале лёгкая атлетика"

Урок из раздела лёгкая атлетика в 6 классе....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...