Статья. Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя физической культуры.
статья по физкультуре

Беськаев Александр Викторович

Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя физической культуры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья. Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя физической культуры.

Автор: Беськаев Александр Викторович, учитель физической культуры и плавания, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17»

Информационно-коммуникационные технологии в современном мире прочно вошли в нашу повседневную жизнь. И это неудивительно: возможности, предоставляемые ИКТ помогают существенно повысить качество жизни. Соответственно, совершенно обоснованно применение современных информационных технологий и в профессиональной деятельности, в частности, в деятельности педагога. При этом преимущества, которые дают средства ИКТ никак не зависят от того, в какой сфере работает учитель: совершенно не важно, применяются ли технологии на уроках информатики, или на других предметах. Важно понимание того, какой положительный эффект может привнести в педагогическую деятельность учителя эффективное и грамотное использование современной информационной техники. Ведь уроки с применением ИКТ помогают не только наглядно иллюстрировать проходимый учебный материал, но и оживить учебный процесс, активизировав аналитическую деятельность учащихся и, соответственно, повысить мотивацию обучения.

Особенности применения ИКТ на уроках разнятся в зависимости от предмета. Однако учителю, применяющему информационные технологии, необходимо учитывать общий принцип построения урока с их помощью, суть которого состоит в том, чтобы во время учебного процесса были созданы условия практического овладения знаниями учащимися. Рассмотрим применение данного принципа на примере построения современного урока физической культуры с использованием средств ИКТ на различных его этапах.

Применение ИКТ на уроке  физической культуры возможно на различных его этапах:

1. Этап изучения нового учебного материала. Проведение уроков физической культуры подразумевает изучение учащимися большого объема теоретической информации в сжатые сроки. Поэтому применение иллюстративного материала, направленного на ознакомление учеников с теоретическим материалом по той или иной теме, помогает учителю эффективно использовать учебные часы. Демонстрация на уроках иллюстративного материала позволяет сформировать у учащихся первоначальное представление об изучаемом двигательном действии только в эталонном исполнении. Кроме того, использование иллюстрации помогает подробнее изучить двигательное действие в трех аспектах: общая характеристика, детальная характеристика, характеристика по элементам.

Можно выделить следующие формы использования ИКТ на этапе изучения нового материала:

а) иллюстративные материалы, применяемые для наглядной демонстрации (например, презентации, картинки, фотографии, видеофрагменты, плакаты, таблицы и др.);

б) учебные программы, используемые для объяснения нового материала (например, авторские программы, разработанные для интерактивной доски, компьютерные тренажеры и др.).

2. Этап закрепления полученных знаний. Дальнейшее использование информационных технологий на уроке помогают научить моделировать последовательность движений. Например, задания, предполагающие сбор пазла, устанавливающего правильный порядок действий в том или ином упражнении, просмотр видеоролики, иллюстрирующие ошибки при выполнении изучаемого упражнения с последующим их разбором, разбор личных ошибок учащихся с помощью видеозаписи, сделанной на уроке и др. При этом среда, которую выбирает учитель для создания авторского методического материала может варьироваться в зависимости от решаемой им задачи. Все это в совокупности делает урок более содержательным. 

3. Этап контроля пройденного материала. Особо эффективно использование компьютерного контроля теоретических знаний, полученных на уроках физической культуры. Применение ИКТ на данном этапе не зависит от выбранной учителем формы контроля, будь то самоконтроль, взаимоконтроль или творческое применение полученных знаний на практике. На сегодняшний день существует множество платформ, позволяющих создавать как индивидуальные тестовые задания, так и групповые творческие задания.

Информационные технологии также позволяют удобно организовать получение учащимися домашнего задания с помощью ресурсов дистанционной передачи данных, таких как, например, «Электронный журнал», электронная почта и др. Домашнее задание может содержать набор элементов двигательного действия (бег, прыжки и т.д.), из которых учащиеся должны составить целые спортивные композиции на основе изученного материала.

Расширить внеурочную деятельность учащихся в направлении изучения теоретических аспектов физической культуры учителю может помочь активное привлечение школьников к участию на предметных олимпиадах. Возможности современных коммуникационных технологий позволяют учителю координировать деятельность учащихся в этом направлении посредством дистанционной регистрации с последующим их участием в олимпиадах по физической культуре на различных этапах: от школьного до всероссийского. Это значительно расширяет возможности и перспективы внеурочной деятельности школьников в области физкультуры и спорта.

Также велика и роль ИКТ во внеурочной деятельности самого учителя. Так, современный педагог не стеснен в инструментах для самореализации с методической стороны. Также у учителя появились возможности вести личные страницы сайтов, популярные в современном мире блоги, тематические страницы в социальных сетях, цель которых направлена на распространение накопленного личного опыта среди коллег, учеников и их родителей, возможность в режиме онлайн вести диалог с коллегами на интересующие темы и оперативного получения квалифицированных комментариев относительно свой педагогической деятельности со стороны заинтересованных лиц.

Все это в совокупности может позволить каждому ученику в полной мере проявить свою активность, творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Соответственно, нельзя не отметить тот факт, что обоснованное использованием средств ИКТ в процессе организации учебной деятельности на уроках физической культуры, позволяет многократно повысить их эффективность. Однако использование рассмотренных технологий на уроке носит эпизодический характер и способствует улучшению качества образования лишь в том случае, когда применяется дозированно, на тех этапах построения учебного процесса в целом или отдельно взятого урока, когда это действительно необходимо. Нельзя забывать об одной из основных задач проведения уроков физической культуры, заключающейся в активизация двигательной активности учащихся посредством вовлечения их в учебную деятельность, игры, проводимые на уроках. Только грамотное сочетание современных средств ИКТ и традиционных форм обучения при организации уроков физкультуры позволяет в полной мере развить правильные физические умения и навыки, а также активизировать познавательную деятельность, творческие способности учащихся, создать благоприятный психологический климат на уроках, формировать у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Сложность и напряженность в деятельности учителя физической" культуры

Сложность и напряженность в деятельности учителя физической культуры, является  отличительной  чертой от других предметов. Решение этих задач определяет основные функции учителя физиче...

САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУШКОВСКОЙ Т.А.

В ДАННОМ ДОКУМЕНТЕ СОДЕРЖИТСЯ САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУШКОВСКОЙ Т.А....

Выступление на семинаре учителей информатики по теме Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности современного учителя

Одним из показателей успешной работы современного педагога является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сего...

Актуальные вопросы профессиональной деятельности учителей физической культуры

Ответы по физической культуре, для аттестации педагогов школы....

Развитие и совершенствование профессиональных компетенций учителя физической культуры в свете требований Профессионального стандарта

 Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответ...

Методическая статья. Профессиональная деятельность учителя физической культуры

Учитель физкультуры учит правильно выполнять физические упражнения, помогает ребенку лучше заботиться о своем физическом здоровье. Ответственная работа с детьми, подразумевает психологические нагрузки...

Инновационный компонент профессиональной деятельности учителя физической культуры.

Средняя общеобразовательная школа № 577 с углубленным изучением английского языка является школой полного дня пребывания: здесь ребенок живет и учится в комфортном режиме, гармонично чередуя урочную и...