Доклад на тему: Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, занятиях ЛФК в специальной (коррекционной) школе.
материал по физкультуре

Кононенко Олеся Валерьевна

Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках физической культуры, занятиях ЛФК

в специальной (коррекционной) школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках физической культуры, занятиях ЛФК

в специальной (коррекционной) школе.

            «Забота о здоровье – важнейший труд педагога.

             От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,     мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
                                                                                                   А.В.Сухомлинский

         Общепринято, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.   Здоровые дети – это благополучие общества. Известно, что проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. Таким образом, главная задача школы – это организация образовательного процесса  при котором  качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. А в связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания.

        Таким образом тема здоровьесберегающих технологий в деятельности педагогов по физической культуре очень актуальна на сегодняшний момент.  Задача здоровьесберегающей педагогики в рамках образовательного процесса - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Чтобы результативно реализовать данную задачу,  для учителей становиться все более актуальной необходимость вводить инновационные  методики и технологии для пробуждения интереса учащихся к занятиям физкультурой, повышения мотивации к ведению здорового образа жизни. В сфере образовательно-воспитательного процесса  постоянно происходит множество инновационных изменений. Современный педагог просто обязан осуществлять  новые подходы в здоровьесберегающей деятельности.   

          В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 

          Уровень развития двигательных возможностей; характер двигательных нарушений у обучающихся специальной (коррекционной) школы различны.

Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности школьников с интеллектуальными нарушениями в оздоровительных и коррекционных целях. Коррекционное обучение позволяет положительно влиять на двигательную сферу и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности.

В своих работах  В.М.Мозговой, С.Д.Юровский, С.Д,Бабенкова,  Н.А.Козленко говорят о том, что при умственной отсталости  двигательные нарушения проявляются в несформированности тонких дифференцированных движений, низкой обучаемости движениям, плохой координации сложных двигательных актов, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения действий, затруднениях при выполнении или изменении движения по словесной инструкции.

        Цель коррекционной школы – социально-психологическая реабилитация учащихся  для последующей их интеграции в общество. Достижение названной цели в нынешней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Тем не менее, только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

        Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум

4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся.

К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

         Существуют  разные технологии, позволяющие осуществлять реализую  здоровьесбережения на уроках физкультуры:

(Слайд 4)1.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого. При осуществлении развития физических качеств, всегда необходимо правильно распределять нагрузку, а начало урока  обязательно сопровождать разминочными упражнениями, чтобы подготовить организм.

(Слайд 5)2. Образовательные здоровьесберегающие технологии (ЗОТ) предполагают использование психолого-педагогических приемов, методов и подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

        Стимулирующие технологии позволяют использовать ресурсы собственного организма для выхода из нежелательного состояния или, чтобы настроиться на что-то. Например, во время соревнований, чтобы мобилизоваться и настроиться на победу используются разные подходы. Например, нужно снизить физическую нагрузку и сосредоточиться на тактической стороне, использовать психологические формулы для самовнушения. Чтобы расслабляться,  восстановить силы используются дыхательные упражнения, легкая разминка.

          Защитно-профилактические технологии связаны с выполнением санитарно-гигиенических требований (проветривание, поддержание чистоты зала  и личной гигиены).

          Организационно-педагогические технологии (ОПТ)  предполагают чередование видов учебной деятельности, недопущение перегрузки, индивидуальный подход. Чтобы предотвратить травмы и подготовить тело к нагрузкам, после активной двигательной деятельности  создаю условия для восстановления.

         Весьма полезна для детей релаксация. Релаксация- произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства. Упражнения для релаксации для детей играют большую роль. Расслабление позволяет ребенку сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Упражнения для релаксации для детей рекомендуется выполнять всем школьникам. Но особенно они важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим и гиперактивен. Такие занятия являются элементом оздоровительного курса в специально( коррекционных) школах. Расслабление в таком случае вызывается специальными игровыми приемами, каждый из которых, как правило, имеет образное название (это способно увлечь детей). Использую упражнение «Ленивая кошечка», «Лимон»,  «Стряхиваем воду с пальцев» и т.д. Для расслабления можно использовать следующие образы:
•  Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело
• Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость
•  Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей. Можно использовать звуковое,
 музыкальное сопровождение.

 Эффект от занятия заметен сразу по спокойному выражению лица, ритмичному и ровному дыханию и т. д. Релаксация для детей чрезвычайно важна. У детей устраняется повышенная раздражительность и злость, излишняя тревожность и страхи, а также напряженность. 

        Психолого-педагогические технологии (ППТ) базируются на знании возрастных, психологических и физиологических особенностях детей и подростков, теоретических и практических педагогических знаний и умений.

         Учебно-воспитательные технологии (УВТ) или  Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье. Они формирую культуру здоровья учащихся. Таким образом мотивация к формированию здорового образа жизни учащихся осуществляется в рамках раздела «Основы знаний». Важно донести до учащихся, что физические упражнения способны предотвратить многие заболевания, корригировать, компенсировать, а также излечить их. Например, при проблемах с позвоночником ничто не помогает так, как специальные упражнения. Физические нагрузки повышают иммунитет, ускоряют обмен веществ, на смену старым клеткам приходят новые более жизнеспособные.

          Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.

 (Слайд 6)Таким образом на уроках  осуществляю:

- строгие дозированные физические нагрузки  с учетом физического развития всех учащихся, их группы здоровья;

-строгий контроль температурного режима, вентиляции помещения;

-проверку и контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря, своевременный их ремонт и починку, содержание их в чистоте;

-контроль за сменной спортивной формы;

-применение специальных упражнений для профилактики и коррекций осанки, глаз, применение дыхательных упражнений.

      (Слайд 8) Неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию в специальной (коррекционной) школе являются специальные занятия по лечебной физкультуре (ЛФК). ЛФК - это  медико - педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и практические пути использования средств физической культуры для профилактики, лечения и реабилитации различных заболеваний. Коррекционные задачи ЛФК  состоят в исправлении нарушений и компенсации деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему, а также профилактика и коррекция нарушений деятельности опорно-двигательного аппарата (сколиозов, лордозов, кифозов), плоскостопия. Коррекция и развитие движений учащихся зависят от характера и структуры их конкретной двигательной деятельности в учебе, труде, игре. Следовательно, необходимо организовывать и направлять деятельность учеников таким образом, чтобы во всех видах обеспечивать коррекционное воздействие на детей с учетом их двигательных нарушений.

        У детей наблюдается низкий уровень двигательных способностей: точности, координации быстроты движений, гибкости, мышечной силы, выносливости. А при недостаточном объеме двигательной активности резко ослабляется деятельность мышечной, сердечно-сосудистой деятельности, дыхательной и других важнейших физиологических систем организма.

         Воспитание  у ребенка сознательного отношения к применению физических упражнений и приобщение его к активному участию в реабилитационном процессе  ЛФК  является важной  составляющей в педагогическим процессом при осуществлении здоровьесберегающего подхода.

        При подготовке к  коррекционным занятиям  ЛФК,  ознакомилась  и изучила ряд авторских методик оздоровления.  Методика лечебной физкультуры  зависит от заболевания ребенка, содержит примерные комплексы оздоровительных физических упражнений, рекомендуемые виды двигательной активности, специальные упражнения при различных заболеваниях.

     (Слайд 9) К примеру, на занятиях использую оздоровительные дыхательные технологии.  

               Все дело в том, что в процессе дыхания к каждой клеточке нашего организма поступают необходимые для жизнедеятельности питательные вещества и кислород, а выводятся ненужные токсины и углекислый газ. Если этот механизм работает неправильно, происходят сбои во всех системах. В результате появляется целый ряд недомоганий. Даже наше настроение, эмоции тесно связаны с качеством дыхания.

        Поэтому на занятиях объясняю детям простые истины, чтобы сохранить здоровье, молодость, красоту и долголетие, необходимо правильно дышать. Возникает вполне закономерный вопрос: как это сделать?

Дыхание должно быть качественным!

         Частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. Для тренированности дыхательной мускулатуры  провожу с детьми дыхательные звуковые упражнения. Например, имитация через дыхание урагана, легкого ветерка, надувание шариков и т.д. Произнесение гласных звуков с дыханием без напряжения голосовых связок. «Рисование» дыханием  в воздухе воображаемых фигур. Но хочется сказать, что в начале оздоровительного цикла,  знакомлю  детей с разными типами дыхания и мы учимся дышать по-разному, например, обучая грудному дыханию, предлагаею держать ладони на груди, «понюхать как пахнут цветочки», сделать вдох, а затем «сдуть пух с одуванчиков» (выдох).  Упражнение «Покачай ладошку» помогает обучить детей брюшному дыханию. Лежа на спине, дети должны положить руку на живот и покачать ее, надувая и опуская животик с помощью дыхания. Дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное приносит пользу здоровью.

      Существует много разновидностей дыхательной гимнастики.

Разнообразные техники правильного дыхания, известны во всем мире:

-парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой;

-волевая ликвидация глубокого дыхания К. П. Бутейко.

(Слайд 10-1) Принцип действия методики А. Н. Стрельниковой

    Дыхательную гимнастику Стрельниковой часто называют парадоксальной. Дело в том, что по сравнению с другими методиками она построена по другому принципу. Если обратиться к традиционным техникам, то можно заметить, что чаще всего в момент наибольшей физической нагрузки в них рекомендуется делать выдох,  а не вдох.

      В гимнастике же Стрельниковой активный вдох делается одновременно с затрудняющими его движениями, которые вызывают сжатие грудной клетки. Например, при наклоне вперед, сведении рук перед собой. Во время выдохов же выполняются движения, сопровождающиеся расширением грудной клетки–разгибание после наклона, разведение рук. При этом во время выполнения дыхательных упражнений не развивается одышка и не возникает чувство усталости. Происходит максимальная вентиляция всего объема легких, а следовательно, насыщению организма необходимым количеством кислорода, и тренировке внутренней мускулатуры дыхательных путей.

(Слайд 12)Дыхание по Бутейко.

Согласно установке Бутейко, вследствие глубокого дыхания, а из-за этого усиленной лёгочной вентиляции, происходит чрезмерное удаление из организма углекислого газа, СО2, что, в свою очередь, ведет к сужению бронхов и артериальных сосудов в различных областях человеческого тела, их повреждению и, как следствие, уменьшению притока кислорода к клеткам, тканям и органам.

        Бутейко сформулировал суть своего метода, как уменьшение глубины дыхания расслаблением диафрагмы. Правильное дыхание по Бутейко очень поверхностное, работают только верхушки лёгких, воздух при вдохе опускается не ниже ключиц. При этом вдох длится 2-3 секунды, выдох - 3-4 секунды, а затем следует пауза 3-4 секунды. Считается, что объём вдыхаемого воздуха, чем меньше, тем лучше. Все упражнения выполняются обязательно с дыханием через нос и без шума. При правильной тренировке обязательно появится сначала тепло, потом становится жарко.

       Целью  тренировки является постепенное уменьшение глубины дыхания и увеличение паузы после выдоха. Считается, что максимальная пауза между выдохом и вдохом для здорового человека должна быть не меньше 1 минуты, а неспособность держать такую паузу после выдоха – признак болезни. Занятия ведут с секундомером, однако полнота выдоха перед паузой не учитывается.

      Таким образом дыхательная гимнастика является важным компонентом здоровьесберегающих технологий.

       С целью осуществления здоровьясбережения все занятия по ЛФК проводятся в спортивном зале или на свежем воздухе при соблюдении санитарно - гигиенических требований. Оценка по занятиям ЛФК не выставляется, что является комфортным условием для учащихся.

(Слайд 13)Занятия ЛФК в нашей школе направлены:

- на коррекцию и компенсацию наиболее распространенных дефектов и недостатков физического развития (нарушение осанки, походки, плоскостопие, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей и т.д.);

- на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);

- на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);

- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);

- на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.

Таким образом занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития.

       Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы. Также имею твердое убеждение в том, что именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у ребенка появилось желание заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

          Улучшение состояния здоровья школьников возможно только при совместных усилиях всех педагогов, использовании разных видов здоровьесберегающих технологий в урочное и внеурочное время. Учителя физкультуры вносят свой посильный вклад в общее дело, воспитывая интерес к ведению здорового образа жизни, мотивируя на сохранение здоровья, обучая правильной технике выполнения физических упражнений. Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления школьников. Таким образом здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий,  по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях детей, на оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной работе предсталены  упражнения  на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы»

Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности здоровьесберегающих технологий учителем математики коррекционной школы....

Доклад на тему: "Нетрадиционные технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в коррекционной школе-интернате VIII вида. Сказкотерапия".

В материале представлены доклад и презентация на тему: "Нетрадиционные технологии на уроках музыки и внеклассных мероприятиях в коррекционной школе-интернате VIII вида. Сказкотерапия."...

Доклад по теме "Использование ИКТ на уроках физической культуры

Использование ИКТ на уроках физической культурыСовременный этап образования диктует новые условия работы.  Многие столетия процесс передачи знаний и опыта  происходил с помощью личного общен...

«Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры в начальных классах коррекционной школы VII вида».

Методическое практическое пособие по проведению подвижных игр в начальной школе...

Доклад на тему: " Применение здоровьесберегающей технологии на уроке физической культуры"

Пример использования здоровьесберегающей технологии на уроке физической культуры...

Доклад по теме: «Требования к современному уроку физической культуры в соответствии ФГОС ООО »

В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимостьПринципиальным отличием современного подхода является ориентация стан...