КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ.
методическая разработка по физкультуре

Попов Владимир Иванович

В РАБОТЕ ОПИСАНЫ МЕТОДЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_narusheniy_osanki_u_shkolnikov.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИЯ  НАРУШЕНИЙ  ОСАНКИ У ШКОЛЬНИКОВ.

Реабилитацию детей с нарушениями осанки необходимо начинать с момента диагностики нарушения. Динамическому наблюдению у специалиста (ортопеда, а при отсутствии такового — у детского хирурга поликлиники или больницы) и амбулаторному лечению (периодичность два-три раза в год) подлежат дети с различными формами нарушений осанки.

Комплекс лечебных мероприятий у данной категории детей включает занятия лечебной гимнастикой (упражнения корригирующего характера, укрепляющие мышцы спины, направленные на нормализацию осанки), массаж спины, электростимуляция мышц грудного и поясничного отделов позвоночника, лечебное плавание, в зимнее время — занятия классическими видами ходьбы на лыжах.

 После обучения комплексу общепринятых, укрепляющих мышечный "корсет" позвоночника, физических упражнений, а также по мере формирования правильной осанки детям рекомендуют плавание и дозированные физические нагрузки.

Совместно с психологом следует обучать детей быстро и качественно выполнять домашние задания, больше гулять и участвовать в подвижных играх. Последнее нужно подчеркнуть особо, так как нередко хирурги и ортопеды при любой деформации позвоночника ограничивают двигательную активность ребенка, что чревато снижением его выносливости к физическим нагрузкам и формированием комплекса неполноценности.

Тщательный контроль за состоянием осанки, осуществляемый не реже двух раз в год, позволяет в динамике определять характер происходящих изменений, вносить коррективы в лечебный процесс. При обнаружении признаков прогрессирования деформации (увеличение численных показателей отклонения от физиологической нормы, появление ротации тел позвонков) ребенок из группы риска переводится в специализированную лечебную группу с обязательным рентгенологическим обследованием и консультацией у ортопеда.

Спать ребенок должен на полужесткой постели с невысокой подушкой (или без неё) лежа на спине или животе. Регулярно следует контролировать у таких детей правильность организации рабочего места: стол и стул в школе и дома должны соответствовать его росту.

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ДЕФОРМАЦИИ ПОЗВОНОЧНИКА

  1. нормализация нервных процессов, эмоционального тонуса ребенка,      стимуляция деятельности органов и систем, направленных на улучшение физического развития;
  2. создание и укрепление мышечного корсета;
  3. исправление (стабилизация) имеющегося дефекта.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕФОРМАЦИЯМИ ПОВОНОЧНИКА

  1. Динамическое наблюдение за всеми с выявленными деформациями позвоночника (при нарушении осанки - не реже двух раз в год, при сколиозе - наблюдение у ортопеда 2-3 раза в год).
  2. Топографический контроль детей
  • 3-й группы (сколиоз I ст. с незначительным риском прогрессирования) - 1 раз в год,
  • 4-й группы (сколиоз I ст. с умеренным риском прогрессирования и II ст. без или с незначительным риском прогрессирования) -   2 раза в год,
  • 5-й группы (сколиоз I ст. с высоким   риском прогрессирования,   II ст. с умеренным риском прогрессирования, III ст.) -   3 раза в год.
  1. Рентгенография позвоночника при сколиозе.
  2. Сон на полужесткой (или жесткой) постели с невысокой подушкой (или без нее) лежа на спине или животе.
  3. При сколиозе - отдых днем на жесткой постели без подушки не менее 1- 1.5 часов;
  4. Контроль за организацией рабочего места
  5. Ежедневные прогулки и подвижные игры на воздухе не менее 1,5 часов;
  6. Регулярное, богатое витаминами, белками, солями фосфора, кальция, микроэлементами, питание 3-4 раза в день.

9.   Освобождение от чрезмерных физических нагрузок в школе и дома;

- при  сколиозе противопоказаны:  прыжки,  акробатика,  поднятие тяжестей, движения    с    чрезмерным    наклоном   туловища    назад,    катание    на    самокатах, велосипедах, игра в теннис;

- показаны: волейбол, катание па лыжах, коньках, плавание;

- к занятиям физкультурой с ограничениями (исключить прыжки, элементы акробатики, чрезмерные наклоны туловища вперед, назад, поднятия тяжестей, участие в соревнованиях) допускаются дети со сколиозами I, II степени;

- при сколиозе более II ст. - освобождение от уроков физкультуры.

  1. Самовытяжение (активное вытяжение позвоночника по продольной
    оси), которому следует обучить детей в положении лежа, а затем сидя и стоя.
    Самовытяжение выполняется после упражнений,  увеличивающих  подвижность позвоночника.
  2. Обучение  самоконтролю. С первых же занятий необходимо объяснить детям и научить фиксировать внимание на правильном расположении отдельных частей тела. Для более полноценного обучения нужно проводить работу у зеркала или гимнастической стенки. Для закрепления стереотипа правильной осанки на заключительном этапе применяют тренировку с сохранением правильного положения тела при различных движениях, выполняемых во время специальных игр-упражнений, а также стояние и ходьбу с закрытыми глазами.
  3. Лечебная гимнастика. Комплекс физических упражнений подбирают
    строго   индивидуально.   При   проведении   корригирующей   гимнастики   особое значение придается дыхательным упражнениям, укреплению мышц брюшной стенки, спины. Помимо симметричных упражнений осуществляют избирательную тренировку ослабленных мышц приемами постизометрического напряжения и релаксации, а также приемы перекрестной разгрузочной гимнастики, чтобы при выполнении упражнений не увеличить подвижность позвоночника.

Большинство корригирующих упражнений выполняют в положении лежа. Их подбирают строго индивидуально, соблюдая постепенность в увеличении дозировки и сложности, дополняя элементами волевых воздействий (определенные позы) и пассивными укладками с валиками под область деформации.

При грудопоясничном типе сколиоза эффективна тренировка пояснично-подвздошной мышцы на вогнутой стороне позвоночника по И. И. Кону (1989). Исходное, положение — лежа на спине. Бедро, а также голень по отношению к бедру, согнуты под углом 90°. На нижнюю треть бедра надевают манжету, соединенную через блок с грузом. Тренировка заключается в сгибании бедра с прижатием его к животу. Начинать следует с 15-20 сгибаний при грузе 3-5 кг в зависимости от силы мышц больного. Через 3 месяца тренировок число движений увеличивается вдвое. Второй тип тренировки — изометрический. Исходное положение то же, но больной удерживает груз в два-три раза больший в течение 10 секунд, не производя никаких движений. Коррекция сколиотической деформации достигается за счет уменьшения наклона поясничного отдела на стороне тренировки, что ведет к уменьшению дуги искривления.

Наряду с общепринятыми упражнениями, улучшающими функцию внешнего дыхания и симметрично расширяющими грудную клетку, при сколиозе используют асимметричные дыхательные упражнения, например, лежа на боку на стороне выпуклости дуги искривления в грудном отделе позвоночника.

Большинство корригирующих упражнений выполняют в положении лежа на

спине и на животе, частично — на боку. Достигнутый лечебный эффект обязательно должен быть закреплен путем выработки стереотипа правильной осанки и навыка активной самокоррекции  с помощью   комплекса гимнастических упражнений у вертикальной стенки.

Коррекцию положением следует проводить несколько раз в день, общей продолжительностью от 40 минут до 1.5 часов.

13. Массаж.  Воздействие    приемами    массажа    позволяет    изменить

периферическую, центральную регуляцию состояния и функции органов и систем, участвующих в процессе адаптации. При выполнении массажа основное внимание следует уделять качеству вызываемых болевых реакций. Во всех случаях применяют элементы сегментарного, меридиального, точечного массажа. Массаж как подготавливает организм больного к физическим упражнениям, так и усиливает достигаемое ими воздействие.

Курс массажа подбирают индивидуально, он не должен состоять из повторяющихся стереотипных процедур. На первом этапе выполняют достаточно интенсивный массаж поверхностных тканей с целью повышения общего тонуса организма и активизации репаративных процессов, а также мягкий массаж мышц с целью устранения локального мышечного гипертонуса. На этапе коррекции деформации и стабилизации достигнутой коррекции массаж должен быть более глубоким, интенсивным и продолжительным, что обеспечивает растяжение укороченных и спазмированных мышц, повышение тонуса и сокращение растянутых мышц. Массаж на выпуклой стороне дуги искривления более интенсивен, а на вогнутой - направлен на расслабление мышцы.

  1. Физиолечение (электростимуляция мышц спины)
  2. Рефлексотерапия
  1. Лечебное плавание
  2. Технические средства (валики, «подушечки»  под ягодицы, ортезы, корсеты и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район

Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...