Выступления на тему:«Проектная деятельность на уроках физической культуры»
методическая разработка по физкультуре (5 класс)

Пустовалова Нина Сергеевна

Важнейшее требование современного урока - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Проектная деятельность на уроках физической культуры»

Модернизация российского образования принесла в школу много значительных изменений, как для учеников, так и для учителей. Изменились цели образования; результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт и нести за него ответственность. Вследствие этого сместились и акценты в преподавании учебных предметов. Предпочтение отдаётся обучению, основанному на субъект - субъектных отношениях учителя и учеников. В процессе школьного обучения всё больше стали применяться не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский). Важнейшей целью школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях общества, в различных сферах общественной жизни, в том числе и сфере физической культуры.

Результаты научных исследований последних лет позволяют говорить о постепенном ухудшении состояния здоровья и физической подготовленности учащихся. Традиционные модели физического воспитания оказываются малоэффективными в современной социокультурной ситуации. Чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимы новые организационные, методические и научные идеи, поиск новых подходов к физическому воспитанию.

В настоящее время в обществе стоит проблема, дети не хотят ходить на уроки физкультуры и заниматься спортом, идет снижение интереса к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что не позволяет создать предпосылки непрерывного физического совершенствования, овладеть способами творческого применения полученных знаний в своей жизни.

В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «Физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При реализации которой, мы неизбежно сталкиваемся с рядом трудностей: лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это заставляет нас искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным является проектная деятельность. Это позволяет решать сразу несколько задач:

- развитие личностных компетенций учащихся;

- интегрированность процесса обучения;

- экономия времени на самом уроке.

Важнейшее требование современного урока - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. Обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Ученикам с подготовительной и специальной группой можно заниматься с ограничениями. Помимо этого, учащиеся болеют, а затем их освобождают от уроков физической культурой на некоторый срок. Все временно освобожденные должны быть аттестованы по предмету физическая культура. Один из вариантов решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на уроках.

Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучения на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.

Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможна на любом материале и в любом школьном возрасте. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут на уроке до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Цель: показать, необходимость использования проектной деятельности на уроках физической культуры, позволяющей строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика.

Задачи:

  1. Анализ научно-методической литературы, теоретико-методических основ применения методов проектов в физическом воспитании школьников.
  2. Определить эффективность метода проектов на уроках физической культуры.
  3. Рассмотреть развитие творческих способностей и познавательной активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ.

Гипотеза: метод проектов позволяет организовать обращение к субъектному опыту школьников, акцентирует признание уникальности и самобытности каждого ученика, повысить значимость уроках физической культуры, в том числе у детей имеющих физические ограничения.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Выполнение проекта составляет проектную деятельность, которая включает:

1. проведение управленческих мероприятий (проектное управление).

2. решение специализированной задачи:

3. разработка продукции для заказчика.

4. решение внутренних задач.

Таким образом, проектное управление – это деятельность учителя, который направляет, подсказывает, помогает. Запланированный результат - это аттестация обучающегося по предмету. Чтобы этого добиться необходимо решить специализированную задачу. Самое главное, чтобы учение было с увлечением и практической пользой для ученика.

Работу нужно начинать от простого к сложному. Обучающиеся начинают с простого исследования – это с сообщений, рефератов, докладов. Например, сообщение «Влияние физических упражнений на органы зрения». Обучающийся выясняет можно ли заниматься физическими упражнениями при заболевании глаз, а затем составляет комплекс упражнений для себя. Результатами делится с классом в начале урока. Для обучающихся целесообразно разработать темы сообщений на выбор, хотя они могут предложить и свои. Следующий этап - это презентации и написание инструкций. К презентациям ученики приступаю после освоения программы Power Point на уроках информатики. Презентации можно составлять в виде справочного материала (истории спорта, правил игры и т.д.) или в виде тестовых заданий. Составление инструкций очень интересный вид деятельности. Данное задание можно применять не только с освобожденными обучающимися, но и с обучающимися, у которых что-либо не получается. Например, у обучающегося не получается верхний прием и передача мяча в волейболе. Для этого ему предлагается написать инструкцию. Предварительно обучающемуся объясняется, на что необходимо обратить внимание. Причем задание можно дать нескольким ученикам, а затем обсудить всем вместе и исправить ошибки или научить одноклассника.

Пример инструкции:

 Передача и прием мяча сверху

 Основой правильного выполнения передачи мяча является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения:

• Ноги согнуты в коленях и расставлены, одна нога впереди

• Туловище находится в вертикальном положении

• Голова приподнята

• Руки согнуты в локтях

• После передачи мяча ноги и руки выпрямляются

 Правильная техника постановка кистей рук:

• Поднять кисти рук приблизительно на 15 см выше головы

• Пальцы рук должны быть расставлены

• Большие и указательные пальцы формируют равнобедренный треугольник

• Контакт с мячом должен произойти со всеми десятью пальцами

• Ладонь руки никогда не должна соприкасаться с мячом

 К инструкции может быть приложен рисунок. 

Вместе с получением информации обучающийся учится правильно излагать материал, оформлять, выступать перед одноклассниками.

Проектная деятельность на уроках физической культуры позволяет реализовать требования к результатам освоения образовательной программы по ФГОС, которые предусматривают развитие личностных, метапредметных и предметных умений.

Результаты проектной деятельности:

• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека;

• овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

• освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий, планировать их содержание, включать их в режим.

Основной целью проектного метода на занятиях по физической культуре является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития исследовательской деятельности детей. Учащиеся могут провести параллель между знаниями, приобретенными в учебе с реальным миром. Они рассматривают множество проблем встречающихся в жизни и находят способы их решения, как следствие имеют возможность сформировать качества необходимые для успешной личной и профессиональной деятельности, в стенах школы могут задуматься о будущей профессии и проанализировать свои возможности. Педагог по физической культуре выступает как организатор детской двигательной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

Метод проектов – это один из методов, который позволяет ставить ученика в позицию активного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать его личное своеобразие, стимулировать поиск новых знаний. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения.

Результаты проектной деятельности:

• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека;

• овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

• освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных занятий, планировать их содержание, включать их в режим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...

Презентация к выступлению на семинаре "Применение скакалки на уроках физической культуры и внеурочных мероприятиях"

В данной работе собран обобщенный материал о простейшем тренажери - скакалка, а также о различных направленностях её применения на уроках физической культуры....

Статья:"Проектная деятельность на уроках физической культуры."

Проекты на уроках физкультуры- это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т....

«Проектная деятельность на уроках физической культуры»

   Новые требования современное образование предъявляет и к самому педагогу – это разработка и реализация собственных проектов, руководство проектной деятельностью учащихся....

презентация на тему: «Проектно-исследовательская деятельность на уроках физической культуры»

                      Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся рефо...

выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования

выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования...