Статья В.Н. Миняева " Организация образовательного пространства с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ОВЗ"
статья по физкультуре (5 класс)

Миняев Владимир Николаевич

В статье ВН Миняева "Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ"говорится о том, что проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными в нашей современной жизни.Здоровьесберегающая среда в нашей школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении таких условий адаптивные возможности организма соответствуют постоянным изменениям образовательной среды. Этому же способствует формирование и развитие  знаний, умений и навыков, происходящих  в процессе как урочной, так и внеурочной и внеклассной работы. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.Для освоения и закрепления двигательных навыков автор статьи  любит использовать спортивные, подвижные игры и эстафеты. Это способствует рождению положительных эмоций у детей, снятию психоэмоционального напряжения и, в конечном итоге, усвоению программного материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_obraz._prostranstva.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С ОВЗ

Миняев Владимир Николаевич,

учитель  физической культуры,

                              педагог дополнительного образования ГБОУ школы № 480

“Приобрести здоровье – храбрость,

сохранить его – мудрость,

     а умело распорядиться им – искусство”
Франсуа Вольтер

          Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными в нашей современной жизни. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
          По моим наблюдениям, наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье современных школьников ухудшается из года в год, по сравнению с их сверстниками даже несколько лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех  болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.  Актуальность данной темы обусловлена приоритетными направлениями государственной политики в области образования на сохранения здоровья учащихся. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся является одной из важнейших задач современного образования. Проблемы сохранения здоровья детей и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить для учащихся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье зависит от таких факторов,  как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении.

Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.

             Здоровьесберегающие технологии – это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно – воспитательный процесс, организуемых образовательным учреждением для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизических, психологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования . Цель моей профессиональной деятельности как учителя физкультуры – сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами физической культуры. По сути, сам урок является здоровьесберегающим. Это урок, где учащиеся могут разгрузиться не только физически, но и эмоционально.

              Здоровьесберегающие технологии, используемые на моих уроках:

1) Благоприятная дружеская обстановка на уроке. На уроке я обязательно обращаю внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотрю, как они воспринимают задания, как оценивают работу;

2) Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки учащихся. Чередую теорию и практику; 3) Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений – не допускать перегрузки учащихся; 4) Индивидуальный подход к каждому ребёнку. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными. Для этого я предлагаю создать для каждого ученика ситуацию успеха, предоставить всем детям право оценить свой результат; 5) Занятия на свежем воздухе. Эффективным средством против простудных заболеваний является закаливание организма. Уроки на свежем воздухе включают занятия на школьном стадионе, где проходит легкоатлетическая подготовка, футбол, кроссовая подготовка; 6) Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счёт возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.

            В здоровье подрастающего поколения заинтересованы все: и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учёбы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии .

Направленности в физическом воспитании – оздоровительная, образовательная, воспитательная. Сочетая эти три направления формируются физкультурно-     оздоровительные технологии – это процесс оздоровления детей.

           Средства физического воспитания:

1. Санитарно-гигиенические: проветривание спортивного зала естественным сквозным способом, влажная уборка, соответствующее освещение, наличие медицинской аптечки, спортивный инвентарь по возрасту, наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима). Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью учащихся.

           Двигательная активность восполняется при использовании различных форм: проведение урока физической культуры три раза в неделю; учащимся предоставлена возможность заниматься в спортивном зале и на стадионе; организация и проведение физкультурных праздников и Дней здоровья; участие детей в районных и областных соревнованиях; проведение утренней зарядки с детьми младшего школьного возраста; использование между уроками физкультминуток и физкультпауз; домашнее задание; вовлечение учащихся в школьные и районные спортивные кружки и секции.

2. Оптимальное соотношение темпа и информационной насыщенности. Кроме физической нагрузки ведётся теоретическая подготовка детей. Нагрузка чередуется с теорией физической культуры.

3.  Активные методы обучения – это побуждения участия детей к активной и самостоятельной деятельности. Здесь наиболее предпочтительными методами обучения являются: индивидуальная работа, работа с партнёром, работа в группе.

4. Дифференцированный подход – это правильно регулируемая нагрузка: учитывать состояние здоровья, функциональные возможности всех учащихся, физическую подготовленность, индивидуальные особенности, степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала .

Доказано, что только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире.

          Таким образом, ключевой компетенцией учителя, в частности учителя физкультуры, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровье, сформированное в период роста и развития организма детей и подростков, в значительной степени определяет продолжительность жизни здорового человека .

          Здоровьесберегающая среда в нашей школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. При выполнении таких условий адаптивные возможности организма соответствуют постоянным изменениям образовательной среды. Этому же способствует формирование и развитие  знаний, умений и навыков, происходящих  в процессе как урочной, так и внеурочной и внеклассной работы.

          Анализируя состояние здоровья собственных учеников, могу сказать следующее: если в 2015 - 2016 учебном году за год болели только 2-4учащихся, в 2016 -2017 – 4-6,  то в 2017 -2018 учебном  году почти каждый ученик был на больничном по 2-3 раза.

           Следовательно, основная задача моей работы - помочь каждому ученику с ограниченными возможностями здоровья сохранить и укрепить свое здоровье путем использования специальных здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Исходя из этой задачи, я выделила для себя следующие принципы здоровьесбережения:

1.  Создание благоприятной психологической атмосферы в классе,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов:
доброжелательный стиль общения; дисциплина и порядок; физкультурные переменки.

2.        Творческий характер образовательного процесса.

Как известно, обучение без творческого заряда неинтересно и является насилием над собой и другими. А творчество - стимул к учению.

3.  Личностно — ориентированный подход в обучении, то есть учет структуры дефекта каждого ученика, его возможностей и способностей.

4. Осознание успеха ребенка в каждом виде деятельности.

Учителю нет необходимости быть необъективным. Он может выделить какой - то кусочек или аспект работы ученика и похвалить его за старание в определенный период времени.

Содержание моей работы включает следующие здоровьесберегающие моменты.

Каждый день в классах проводится по 6-7 уроков, продолжительностью 45 минут в зависимости от общего самочувствия учащихся. Основная учебная нагрузка приходится на 1-3 урок, когда активность учащихся еще велика.

Большое внимание в своей работе обращаю внимание на осанку и развитие силы мышц рук, ног и брюшного пресса.

Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, четвереньках.

Учитывая, что профилактика и коррекция осанки и стопы – процесс  продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем родителям  заниматься с ребенком ежедневно.

Обязательно 2 раза за урок проводятся паузы отдыха. На своих занятиях я использую такие упражнения для снятия общего утомления: упражнения, корректирующие осанку, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика. Все виды восстанавливающих упражнений проводятся мною согласно следующим требованиям:

  • на начальном этапе утомления;
  • упражнения подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;
  • упражнения должны быть разнообразны, т. к. однообразие снижает интерес к ним.

Кроме этого, на всех своих уроках я стараюсь использовать разнообразные приемы работы, чтобы мои ученики не утомлялись. Для освоения и закрепления двигательных навыков я люблю использовать спортивные, подвижные игры и эстафеты. Это способствует рождению положительных эмоций у детей, снятию психоэмоционального напряжения и, в конечном итоге, усвоению программного материала.

            Так как положительные эмоции - это показатель здорового самочувствия, то мы, совместно с учителями организуем и проводим для наших ребят спортивные праздники, соревнования.

Все это радует ребят, родителей и учителей.

Список литературы:

1.Бальсевич В.К. Новые технологии формирования физической культуры школьника. Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ /В.К.Бальсевич, Л.И.Любышев – 2016г.

2.Городияш Е.Л. Физическое воспитание в школе /Е.Л.Городияш [и др.]. – 2017г.

3.Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры /Л.Б.Кофман – 2016г.

4.Сухарев А.Г. Гигиеническая норма суточной двигательной активности школьников /А.Г.Сухарев – 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

В статье рассматривается возможность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры....

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Доклад по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"...

Обобщение опыта работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни учащихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучени...

Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"

В уроке использованы  множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе для обучающихся с ОВЗ"

Данный документ содержит обобщение опыта работы по теме "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина

ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...