Физические упражнения как действия направленные на формирование здорового образа жизни.
статья по физкультуре

Барышникова Татьяна Владимировна

Опыт исследования современных подходов, построенных на основе требований ФГОС, и стремления к оздоровительному эффекту через разработку комплекса упражнений для формирования стереотипов здорового образа жизни приходит понимание важности и необходимости доведения до понимания каждым ребенком связи урока физкультуры и здоровья, сегодня и завтра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskie_uprazhneniya.docx46 КБ

Предварительный просмотр:

Барышникова Т.В.

Физические упражнения

как действия направленные на формирование здорового образа жизни.

Стратегия государственной политики в области сохранения и укрепления здоровья нации выражается в необходимости объединить усилия всех заинтересованных сторон в процессе формирования у школьников устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

Школьный учитель сегодня, находясь рядом с ребенком на протяжении 11 лет, занимает важное место в формировании его личности и поведения, и возможно, вырастет он больным или здоровым зависит во многом и от него.

Учитель физической культуры может внести существенный вклад в судьбу ребенка, показав ему качество жизни здорового человека и научив его на протяжении всей жизни придерживаться идеи «В здоровом теле здоровый дух».

Анализируя опыт учителя физкультуры, сложившейся за многие годы практики включения элементов (физических упражнений) в повседневную жизнь учащихся (зарядка, упражнения на свежем воздухе, здоровое питание, режим дня); опыт исследования современных подходов, построенных на основе требований ФГОС, и стремления к оздоровительному эффекту через разработку комплекса упражнений для формирования стереотипов здорового образа жизни приходит понимание важности и необходимости доведения до понимания каждым ребенком связи урока физкультуры и здоровья, сегодня и завтра.

Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям. 

        Физические упражнения – хорошее средство профилактики простудных и инфекционных заболеваний. Дети при неправильном физическом и гигиеническом воспитании, а также физически ослабленные длительно болеют. Но растущий организм ребенка в виду большой пластичности коры головного мозга обладает огромными возможностями для восстановления утраченных или ослабленных функций.

   Что могут дать физические упражнения для развития силы, выносливости, красоты движений, а в целом для укрепления здоровья? Перед тем как ответить на этот вопрос, надо уточнить - а что такое здоровый человек. Конечно, это, прежде всего, человек, не имеющих серьезных заболеваний, наделенный хорошей умственной и физической работоспособностью, закаленный, не боящейся простуды, стройный и сильный.

   В покое сердце тренированного подростка, по сравнению с нетренированным, работает более экономно и частота его сердечных сокращений реже. Но зато во время интенсивных занятий пульс и количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, достигает больших величин. Следовательно, обеспечивает и лучшим кровообращением.

           Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и поэтому увеличивается объём легких. В результате тренировок укрепляются аппарат суставов, связок, их эластичность их и гибкость. Обеспечивается прирост мышечной силы, повышается содержание миоглобина, способного соединятся в крови с кислородом и отдавать его тканям мышц во время работы, улучшается снабжение питательными веществами и кислородом.

           Не стоит забывать, что занятия физическими упражнениями улучшают внешний вид человека. У кого есть сутулость, искривления позвоночника, узкие плечи, занятия физической культурой помогут устранить эти недостатки.

Кому из девчонок не хочется иметь красивую фигуру? Мальчикам развитую мускулатуру? У физически развитых людей более эффективно работают внутренние органы, поэтому у них хорошее самочувствие, бодрое и жизнерадостное настроение.

Физические упражнения помогают и в учебе. Физически развитые школьники закаленные, не  боятся резких переохлаждений, т.е. простуды. Они реже болеют и не пропускают уроки. Под влиянием физических упражнений улучшается физическое развитие, увеличивается объём легких, возрастает содержание гемоглобина в крови. Все это способствует улучшенному питанию нервной системы и особенно головного мозга кислородом. Поэтому улучшается и умственная работоспособность. Конечно же, гораздо лучше привлекать учащихся к самостоятельным занятиями, у нас есть такие попытки. Школьники, которые имеют какие-то ограничения по физической нагрузке, готовят различные презентации, под пристальным вниманием учителя и с рекомендациями врача.

Механизмы воздействия – прогулки с родителями, зарядка, физкультминутки, подвижные перемены, урок физической культуры бесцельного времяпрепровождения

Слово физическое - отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторность действия, с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение,  образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, дети учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.). При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

Содержание любого физического упражнения сопряжено, как, правило, с комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для учителя физической культуры умение всесторонне оценить содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально определить возможность использования его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.

Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения — это определенная упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.

В практике работы образовательных учреждений сложилась система мероприятий, которая регламентирована требованиями САН-ПиН.

Физкультурные  минутки.

Физкультурные минуты на общеобразовательных уроках, благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень, снимают статические нагрузки,  а, значит, благотворно влияют на осанку учащихся.

   Поэтому каждый педагог непременно должен в ходе общеобразовательных уроков использовать эту физкультурно-оздоровительную форму.

   Физкультминутки проводятся в классе под руководством педагога, ведущего урок и не должны превышать 1 - 2 минуты. Наиболее целесообразно проводить ее в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления - снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными.

   Выполняются физкультурные минутки, сидя за партой и стоя около парт. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы упражнения не мешали соседу. Перед физкультминуткой нужно открыть форточку. Каждый комплекс физкультурных минут состоит, как правило, из 4-5- упражнений, повторяемых 4-6 раз. В комплексе подбираются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать группы мышц, в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании позы сидения, осанки на уроках.

   В старших классах тоже возможно их применение, но лучше проводить на больших переменах 15-20 мин.

Например: игра в настольный теннис, под руководством педагога. Регулярное проведение подвижных игр на удлиненных переменах повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность, что на последующих уроках способствует более высокой сосредоточенности и усилению внимания к заданиям учителя, и продуктивности учебной работы. Упражнения и игры необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей учащихся, при этом используется материал учебной программы по физической культуре.

   Придавая большое значение подвижной перемене как целенаправленному мероприятию по снижению напряженности в учебной деятельности учащихся, организаторам следует добиваться главного - чтобы не заорганизовать данный вид активного отдыха учеников. Необходимо придавать такому виду отдыха произвольный характер, не принуждать учащихся к обязательному выполнению намеченных игр и упражнений, а заинтересовать данными заданиями и играми.

     Большое значение имеет, для оздоровления учащихся является урок физической культуры. Эффективность урока в первую очередь зависит от того, насколько учитель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные формы организации учебного процесса и методические приемы, использовать имеющее оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывая специфику места проведения занятий: гимнастический зал, стадион или парк, каток.

   Не менее важно, чтобы при любых условиях занятий педагог, обучая и воспитывая учащихся, мог обеспечивать им постоянную занятость и активность, достигая тем самым высокой результативности уроков. Поэтому, прежде всего надо, исходя из задач урока, выбрать такой способ организации учебного труда школьников, который позволяет наилучшим образом выполнить названные выше требования.

Нельзя  насильно заставить всех школьников заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой используется валеологическое просвещение учащихся и их родителей.

На родительских собраниях широко освещаются вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления, профилактикой заболеваний, необходимостью полноценного питания. Родители включаются в процесс обсуждения проблем, приводятся статистические данные. На уроках проводятся беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняется детям значение каждого из них. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни используются компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.

Но только лишь на уроках физической культуры мы не сможем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Профилактика гиподинамии во многом зависит и от позиции семьи к данной проблеме. Именно поэтому необходимо привлечение семей к участию в различных мероприятиях внеурочной деятельности. В нашей школе существуют уже традиционные мероприятия с участием родителей: “Папа, мама, я – спортивная семья”,  “Вместе с папой хорошо”.

Для анализа педагогической деятельности проводится ежегодный мониторинг состояния физической подготовленности учащихся с целью:

  1. Выявления состояния физической подготовленности и здоровья школьников.
  2. Определения  результативности работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.

По итогам разрабатываются рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся.

Данный мониторинг проводится по схеме:

Тестирование учащихся в начале учебного года

Создание банка данных о физической подготовленности учащихся

Составление списков учащихся с уровнем развития

Ежемесячное тестирование

Отслеживание динамики изменений показателей физической подготовленности

Разработка рекомендаций для всех категорий учащихся, обучающихся в классе

Использование на уроках физических упражнений

Набор упражнений для утренней зарядки и

прогулок-игр на свежем воздухе

Тестирование учащихся в конце учебного года

Анализ результатов и постановка задач на следующий учебный год

 Общепринятые  контрольные тесты, предлагаемые программой, дополняются тестами президентских состязаний, которые проводятся  каждую четверть. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности.

Например, предлагаются следующие вопросы:

1.Занимаюсь зарядкой?

2.Нужна ли помощь в составлении упражнений (зарядка)?

3. Занимаюсь спортом?

4. Занимаюсь совместно с родителями спортом?

5. Сколько времени провожу на свежем воздухе?

5. Сколько времени уходит на подготовку уроков?

7. Каким бы вы хотели видеть урок физкультуры?

По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в помощи учителя физкультуры, и с ними проводится коррекционная работа.

 Для этого разрабатываются комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.

Цели:

1.Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

2.Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и самостоятельными занятиями,  а так же,  мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

4.Повысить динамику состояния здоровья учащихся (питание, режим дня).

В приложении № 1представлена система упражнений, разучиваемых на уроках физкультуры в течение всего учебного года, для использования учащимися при самостоятельном исполнении как во время утренней зарядки, так на свежем воздухе при катании на лыжах или во время игр.

Фрагмент рабочей программы

ТЕМА «Легкая атлетика», 1 четверть и 4 четверть (сентябрь-октябрь и апрель-май)

Уроки проводятся на свежем воздухе

часы

Легкая атлетика

Упражнения для использования

Беседы

Легкая атлетика

15 часов

Бег,60 м,30 м прыжки с места,

с разбега,

на скакалке,

 в высоту  способом *ножницы*

Развитие скорости

1.Короткие старты многократные с высокого старта, с низкого старта.

2. По сигналу: свисток, окрик, хлопок

Развитие выносливости

Многократные повторения коротких отрезов и длинных отрезков

скоростно-силовыекачества

Зарядка

Общие развивающие упражнения  такие же, как и в гимнастике используются на разминке.

Специальные беговые упражнения возможно использовать в играх на свежем воздухе:

1.высокое поднимание голени

2.захлест голени назад

3. выпрыгивание вверх

4. прыжки с ноги на ногу

5. прыжки вперед с продвижением вперед

Беседа с детьми на уроках и родителями на собрании:

  1. Разучивание упражнений для использования в зарядке и играх на воздухе, что формирует отношение к здоровью.
  2. Бег медленный,

«трусцой» в парках и в закрытых залах, обучение проверки пульса, что развивает выносливость организма.

ТЕМА «Гимнастика», 2 четверть и 3 четверть (ноябрь-декабрь, январь-март)

Уроки проводятся зале.

часы

Гимнастика

Упражнения для использования

Беседы

Гимнастика 15 часов

Гимнастика

Акробатика

Канат

Опорный прыжок через коня

Скакалка

Общие развивающие упражнения

Развитие гибкости,силы

Зарядка

Общие развивающие упражнения:

исходное положение основная стойка ноги на ширине  плеч

1. руки на поясе наклоны головы вправо и влево 8-12 раз

2.Руки к плечам, круговые вращения вперед и назад

3.Круговые вращения прямыми руками вперёди назад

4. Руки свободно повороты туловища, скручивание, вправо и влево

5. также наклоны впред с доставанием пальцами рук носочки

6. наклон вперед с достованием носочков, наклон назад с достованием пяточек

7. Приседание руки вперед

8.исходное положение оссновная стойка ноги в разножке, на каждый счет смена ног

9. Упражнения на гимнастических матах

Беседа с родителями и детьми

  1. Необходимость зарядки.
  2. Гимнастика как основа зарядки

Помощь в составлении индивидуальных упражнений, направленных на развитие силы, гибкости, сброса веса

Подготовка памятки для учащихся и родителей с перечнями возможных упражнений, отработанных на уроках физкультуры

Развитие гибкости

Гимнастическая растяжка

на матах

1.гимнастический мост в разных модификациях

2.полушпагаты, шпагаты

3.стойка на лопатках с  переходом  в полушпагат

4. «рыбка», «лодочка»

5 класс  ТЕМА «Игры», 2 четверть и 3 четверть(ноябрь-декабрь, январь-март)

Уроки проводятся зале.

часы

Подвижные  игры

Упражнения для использования

Беседы

Подвижные игры 20 часов

Подвижные игры:

эстафеты, вышибалы, перестрелка

пионербол,

волейбол с элементами пионербола

Развиваем координацию, внимание,скоротно-силовые качества, моторику

 Специальные упражнения

для координации

1. С мячами

  • под ногами, с поворотом
  • набивка над собой
  • броски над собой
  • верхний приём мяча в стенку
  • Нижнй прием мяча в стенку

7. В парах

  •  Броски мяча из-за головы двумя руками, одной рукой

Беседы с учащимися и родителями

1. Правила игры,  Нарушения, Техника безопасности

2. Где можно играть: в зале, на открытом воздухе

С кем: с родителями с детьми

   5 класс  ТЕМА «Коньки, лыжи»,  3 четверть(январь-февраль)

Уроки проводятся на открытом воздухе стадиона школы № 98 .

часы

Подвижные  игры

Упражнения для использования

Беседы

Коньки

10ч

или

Развиваем координацию внимание скоростно - силовые качества,

моторику

 Специальные упражнения для обучения фигурному катанию.

1.Основная стойка

2. Обучение удержания равновесия

3. Упражнения фонарики, тюльпаны

4.удержание в равновесии на одной ноге, на двух ногах

5. Вращение, циркуль, остановка

6.Скольжение, основная стойка

Беседы с учащимися и родителями

1. Правила игры,  Нарушения, Техника безопасности

2. Где можно заниматься:  на открытом воздухе каток,  лесопарк лыжня

С кем: с родителями с детьми

Лыжи

Развиваем координацию внимание скоростно - силовые качества

Обучение основной стойки лыжника

  1. Обучение одношажному одновременному ходу

2. Обучение двушажному ходу

3. Обучение коньковому шагу

4.Обучение остановки

5. Обучение подъема «елочкой»

Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры I ступени по формированию здорового образа жизни

из обобщения опыта учителя физической культуры МБОУ «СОШ№20 с УИОП» Фоминой Оксаны Ивановны...

Доклад "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников"

Основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни школьников посредством физической культуры и спорта включает в себя создание условий для развития физической культурой и спорта...

«Развитие потребности у учащихся 5-го класса в занятиях физической культурой – как один факторов формирования здорового образа жизни».

Актуальность представленной методики обусловленаследующими причинами:особенностями возраста;риск снижения  двигательной активности в 6 и 7 классах.Цель: создание условий для  формирования...

О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует реше...

Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Материал прпедставлен во Всероссийском конкурсе "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-спортивной работы "...

Реферат на тему: О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся

повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся...

Методическое пособие по проведению мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся

Одним из важных показателей благополучия нашего общества является состояние здоровья подрастающего поколения. Современные образовательные стандарты ставят цель воспитать личность, способную к принятию...