Методика функционально-силовой подготовки студентов Кузнецкого металлургического техникума на занятиях по дисциплине «Физическая культура»
статья по физкультуре

Физическое развитие школьников старших классов от года к году неуклонно ухудшается. К нам, в металлургический техникум поступают выпускники 9 классов средних школ и об их физическом состоянии можно судить после сдачи контрольных тестов по физической подготовке. Результаты неутешительные. В 2017 году 34% студентов 1 курса выполнили нормативы на «хорошо» и «отлично», 32% - на «удовлетворительно» и «хорошо», остальные 14% тесты не осилили.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_i.m._petrovets.docx423.98 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Кузнецкий металлургический техникум»

«Методика функционально-силовой подготовки студентов

Кузнецкого металлургического техникума

на занятиях по дисциплине «Физическая культура»

Автор: И.М. Петровец, преподаватель дисциплины «Физическая культура» ГПОУ «Кузнецкий металлургический техникум»

Новокузнецк, 2019 г.

Введение

        Физическое развитие школьников старших классов от года к году неуклонно ухудшается. К нам, в металлургический техникум поступают выпускники 9 классов средних школ и об их физическом состоянии можно судить после сдачи контрольных тестов по физической подготовке. Результаты неутешительные. В 2017 году 34% студентов 1 курса выполнили нормативы на «хорошо» и «отлично», 32% - на «удовлетворительно» и «хорошо», остальные 14% тесты не осилили.

        Мириться с таким положением просто опасно, большая часть студентов стала не в состоянии осилить новую учебную программу по дисциплине «физическая культура». Ситуация осложняется еще и тем, что только два урока в неделю отводится программой на этот предмет. Частичное решение данной проблемы было найдено.

        Я использую простой, но достаточно эффективный метод, способствующий улучшению работы кардио-респираторной системы, увеличению силы рук и ног, а также совершенствованию опорно-двигательного аппарата.

Методика функционально-силовой подготовки (ФСП)

Средства

  1. Функциональная подготовка (базовый уровень развития общей выносливости)

Бег (медленный, со скоростью ≈ 530 630 за 1км)

а) воздействует на сердечнососудистую систему

б) улучшает дыхательную систему

в) способствует быстрому восстановлению организма

2. Силовая подготовка (с отягощением, равным весу собственного тела)

        Сгибание рук в положении «упор лежа».

        Выпрыгивание вверх из положения глубокий сед.

Методы силовых упражнений

  1. повторных усилий (отжимания)

  1. динамических усилий (впрыгивания).

Метод тренировочного занятия – круговой.

        После проведения подготовительной части урока студенты начинают выполнять упражнения методики ФСП. А именно: пробегают по периметру спортзала 2 круга (или ≈ 100м), или по периметру любой другой площадки в сквере, в парке и т.д. (размером с баскетбольное поле), выбегают на середину зала или площадки и начинают выполнять отжимание от пола (количество раз), затем бег продолжается 2 круга (или ≈ 200м), выбегают на середину зала (площадки) и выпрыгивают вверх (количество раз и снова 100 м. легкого бега или 2 круга в зале) т.е. силовые упражнения (отжимания и выпрыгивание) чередуются через интервалы в 200 м. легкого бега. Время этой непрерывной работы от 20 до 30 минут, в зависимости от степени физической подготовленности студентов. Целесообразно метод ФСП использовать в первой половине основной части урока, что позволяет использовать вторую часть для решения других целей и задач занятий. Во время выполнения студентами упражнений метода преподаватель внимательно следит за техническим исполнением и осуществляет медико-педагогический контроль за каждым студентом. Перед началом работы, в середине, в конце и через 5 минут после окончания выполнения упражнений осуществляется пульсовой контроль каждым студентом. В конце урока по данным значения пульса строиться график пульсовой кривой каждым студентом, который и будет свидетельствовать о работе сердечнососудистой работе организма.

        Учитывая то факт, что сердечная мышца подростка 15-17 лет отстает в своем развитии от других мышц и систем организма этот контроль строго обязателен. Преподаватель должен сделать вывод о целесообразности данной нагрузки для студентов. Здесь врачебный принцип: «Не навреди» - как никогда важен и актуален.

Методика исследования

        По итогам выполнения контрольных вариантов по физической подготовке в начале сентября 2017 года из студентов группы ПС-17 специальности 22.02.01»Металлургия черных металлов» была сформирована экспериментальная группа в количестве 17 человек, чьи результаты тестов были удовлетворительные и неудовлетворительные.  Восемь студентов из этой группы, сдавшие нормативы на «хорошо» и «отлично» продолжили занятия на уроках по физической культуре согласно календарно-тематическому плану программы для студентов 1 курса и от повторных тестов в 1-ом семестре были освобождены.

        В течение последующих восьми уроков (по два урока в неделю) студенты экспериментальной подгруппы выполняли упражнения методики ФСП по 20 минут на каждом уроке физкультуры, отжимания (6раз) и выпрыгивания (6раз) чередовались с медленным бегом по ≈ 200м. (или два круга в спортзале, из-за дождя три урока из восьми проходили в спортзале). На девятом уроке - повторная сдача нормативов.

Результат исследования

        Сопоставление данных показывает, что использование методики функционально- силовой подготовки как методики коррекции физической подготовленности студентов, привело к существенному сдвигу результатов в сторону их улучшения. Особенно больший прирост в результатах наблюдается в беге на 3000м. и в подтягивании на перекладине, меньший – в прыжках в длину с места и в беге на 100м. 15 студентов данной подгруппы (двое не сдавали тесты по уважительной причине) улучшили свои результаты во всех 4-х упражнениях. Из них 9 человек получили оценки «хорошо» и «отлично». Остальные 6 человек – оценки «хорошо» и «удовлетворительно». Ни одной неудовлетворительной оценки не было.

Вывод

  1. Методика функционально-силовой подготовки как метода коррекции достаточно эффективна и позволяет выровнять физическое состояние студентов в группе для успешного выполнения программы по предмету физическая культура.
  2. Данная методика успешно опробована и для решения задач, связанных с профессиональным ориентацией. Студенты 3 курса техникума перед производственной практикой на металлургических предприятиях города проходят курс ФСП (6 занятий, по 30 минут каждое), что существенно облегчает профессиональную адаптацию студентов на рабочих местах, где, как мы знаем, тяжелые условия работы.
  3. Метод достаточно гибок. Меняя количественные характеристики в зависимости от степени физической подготовленности студентов в сторону уменьшения или увеличения силовых упражнений, дистанции между ними, интенсивность выполнения, увеличения времени движений до 30 и даже 40 минут можно успешно решать целый ряд задач по улучшению физических и волевых качеств.
  4. Методика функционально-силовой подготовки проста, но в этом и ее сила. Она не требует никакого материального обеспечения и спортивного оборудования, но обязательным условием является тщательный врачебно-педагогический контроль со стороны преподавателя во время выполнения упражнений студентами.

Литература

  1. 1.Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента [Текст]: учебное пособие для спо/ В.А. Бароненко. — М.: Альфа-М, 2008. —352с.
  2. 2.Зимкина Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте [Текст] /Н.В. Зимкина. – М.:  ФиС, 2003. – 254с.
  3. 3.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник для вузов / Л.П.Матвеев.– М.: ФиС, 2011. – 704с.
  4. 4. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование [Текст]: учебное пособие для вузов/ под ред. Ю.Д.Железняка. — М.: Академия, 2010. —384с.
  5. 4. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование [Текст]: учебное пособие для вузов/ Г.С.Туманян. — М.: Академия, 2009. —336с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Физическая культура" для студентов заочной формы обучения

В данной программе раскрывается опыт работы со студентами заочного отделения, приводится примерный программный материал....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы для студентов по дисциплине "Физическая культура" для специальности 08.02.08 "Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения"

Виды самостоятельной работы. Перечень самостоятельных работ по физической культуре. Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов....

План открытого занятия по дисциплине «Физическая культура»

Дата: 27.04.10 г.Время: 09ч. 30 мин.Группа: 3-18Преподаватель: Спирин А.В.Тема: легкая атлетика.Цели:1. Совершенствовать технику низкого старта2. Развивать физические качества.3. Воспитывать чувство т...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Практическое занятие по дисциплине «Физическая культура и спорт»

Учебной программой предусмотрено одно практическое занятие (2 часа), которое проходит на форуме консультаций в форме чата....