Формирование мотивации у детей к занятию спортом (баскетболом)
статья по физкультуре (5 класс)

Ширна Дмитрий Иванович

Ведущие специалисты и тренеры по баскетболу отмечают, что современный этап развития спорта отличается  низкой психологической мотивацией занятий спортом, о чём можно судить по результатам набора в спортивно-оздоровительные группы и группы начальной подготовки ДЮСШ И СДЮШОР. В современное время детей больше привлекают компьютерные игры, интернет  и различные гаджеты. Отсутствие начальной  мотивации занятий спортом, в частности баскетболом, приводит к тому, что формируемые тренерами группы не постоянны.  Наблюдаемая тенденция, в конечном итоге, приводит к негативным результатам и отражается, как на качестве подготовки спортивной смены в целом, так и на качестве профессиональной деятельности тренера. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_detey_k_zanyatiyam_sportom.docx48.94 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ (БАСКЕТБОЛОМ)

У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ

Санкт-Петербург, 2018

Введение

Одной из важнейших государственных задач на современном этапе является задача физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения.

В основе любой деятельности исследования определяется высокой значимостью мотивации, без которой не будет достигнуто положительного результата. Практика работы с учащимися школ показывает невысокую мотивацию к секционным занятиям спортом. Практика свидетельствует, что большинство учащихся ограничивается физической активностью, посещая  только обязательные уроки физического воспитания.

Содержание школьной программы по физическому воспитанию не содержит конкретных рекомендаций касающихся средств и методов мотивирования учащихся для регулярных занятий физической культурой. Лишь не большой процент детей и подростков регулярно занимаются спортом в ДЮСШ и СДЮШОР.

Проблема заключается в противоречии между необходимостью формирования мотивации у школьников к массовым формам занятий физической культурой спортом и отсутствием конкретных рекомендаций о способах повышения мотивации к этим занятиям.

1.1. Мотив и мотивация. Виды мотивов

Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности. Понятие «мотив» (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков (Бордовская Н. В., Реан А.А., 2006; Маклаков А.Г.,2011).

Различают следующие мотивы, которые движут поступками людей:

  1. Мотив самоутверждения - стремление самоутвердиться в обществе, получить определённый статус, уважение. Иногда такое стремление относят к мотивации престижа (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса).
  2. Мотив идентификации - стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца и т.п.).
  3. Мотив власти - стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, направлять их действия.
  4. Процессуально-содержательные мотивы - побуждение к действиям посредством не внешних факторов, а процессом и содержанием деятельности.
  5. Внешние мотивы - побуждающие к действиям факторы находятся вне деятельности (престиж, материальные блага и т.п.).
  6. Мотив саморазвития - стремление к личностному росту, реализации своего потенциала.
  7. Мотив достижения - стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо.
  8. Просоциальные мотивы (общественно значимые) - мотивы, которые связаны с чувством долга, ответственностью перед людьми.
  9. Мотив аффилиации (присоединения) - стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и приятному общению с ними.

В настоящее время понятие «мотивация» разными учёными понимается по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение; в другом случае - как совокупность мотивов; в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность (Ильин Е.П., 2011).

Б.П. Яковлев (2010) считает, что мотивация - вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне (Грабал В., 2002; Маклаков А.Г., 2011; Немов Р.С., 2003).

В понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка) (Ильин Е.П., 2011).

Любой вид мотивации играет очень важную роль в изучении психологии человека и его поведения.

В психологии принято выделять следующие виды мотивации: внешняя мотивация; внутренняя; положительная мотивация; отрицательная мотивация; устойчивая мотивация; неустойчивая мотивация. 

От силы и структуры мотивации в значительной мере зависит активность и результаты учебно-познавательной деятельности учащихся. Высокомотивированный ученик много читает дополнительной литературы и лучше учится; мотивированный спортсмен настойчиво тренируется и больше «выкладывается» на соревнованиях.

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является одним из основных требований к любой личности.

Е.П. Ильин (2011) выделил следующие факторы мотивации учения:

  1. Обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету;
  2. Обучение без личных интересов и выгод;
  3. Обучение для социальной идентификации;
  4. Обучение ради успеха или из-за боязни неудач;
  5. Обучение по принуждению или под давлением;
  6. Обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах;
  7. Обучение для достижения цели в обыденной жизни;
  8. Обучение, основанное на социальных целях.

Мотивация учения определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность (Каменская Е.Н., 2003). Как и любой другой вид, мотивация учения определяется рядом специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета. Учебная деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ученика занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их иерархизации. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы) (Лавриненко В.Н., 2005).

Таким образом, проблема мотивации и мотивов остается остро-дискуссионной и, к сожалению, трудно-изучаемой экспериментально. Ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка).

1.2. Средства и методы формирования мотивации

Процесс воспитания мотивационной сферы личности ученика включает в себя следующие компоненты: изучение мотивации и ее формирование.

Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны(Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б., 1990).

Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования — это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях:Поощрять исследование окружающей среды;прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение;хвалить ребёнка за совершённые достижения; оказывать помощь в развитии и тренировке навыков;  по возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты;стимулировать языковое и символическое общение( Вилюнас В.К., 1990).

Выполнение всех шести условий поможет вашим детям обрести мотивацию с ранних лет.

Очень часто, сохранить мотивацию на должном уровне сложнее, чем сформировать её в начале. Тренеру, чтобы сохранить набранную группу с наименьшими потерями и привлечь детей к систематическим занятиям спортом, прежде всего, необходимо изучить психологические и физиологические особенности каждого ребенка и предотвратить появление причин, по которым юные спортсмены могут прервать тренировки. В практике работы тренеров-преподавателей школ сформированы следующие рекомендации:

1. Строго соблюдать принцип возрастной адекватности тренировочных нагрузок, учитывать их доступность и реакцию организма юных спортсменов сразу после выполнения упражнений и к концу тренировки;

2. Наращивать нагрузки только при уверенности, что дети усвоили пройденный материал и готовы физически к увеличению объема и интенсивности упражнений или изменению содержания занятий;

3.Улучшать эмоциональный фон учебно-тренировочного процесса, применяя подвижные игры и эстафеты, вводить игровые задания, стремиться к разнообразию содержания тренировок, активно используя методы поощрения;

4. Осуществлять мероприятия по сплочению группы и укреплению дружественных отношений;

5. Необходимо стремиться уделять внимание каждому спортсмену в процессе тренировки, корректируя правильность его движений;

6. Давать индивидуальные задания (в том числе дополнительные на дом) и вводить элементы соревновательной деятельности (полезно завести на каждого ребенка «карту роста», в которой бы фиксировались результаты контрольных занятий, тестов и т.д.);

7.Интересоваться состоянием опорно-двигательного аппарата детей на занятиях («Не болят ли мышцы?», «Как настроение?») и выяснять последствия проведенной накануне тренировки;

8. Интересоваться школьными и семейными проблемами детей, оказывать психолого-педагогическую поддержку (при необходимости в рекомендательной форме давать советы).

Проведённые раннее исследования  выявили,  что формирование мотивации – это сложный процесс, состоящий не из закладывания готовых мотивов и целей в голову учащегося, а ставящий его в такие условия, где бы желательные мотивы формировались и развивались самостоятельно.

Таким образом, предупреждая и выявляя препятствия для занятий, следует тщательно анализировать ситуацию и предпринимать адекватные действия по их устранению. При этом немаловажную роль играет сдержанность, рассудительность и способность к эмпатии (сопереживанию) тренера. Насыщенность и информативность общения влияет на характер взаимоотношений тренера и воспитанников и, в конечном счете, на силу и устойчивость мотивации детей к занятиям спортом.

1.3. Значение мотивации в спорте

Интерес к физической культуре и интерес к занятиям спортом - это разные ступени развития одного интереса. Интерес к физической культуре может перерасти в интерес к спорту, а затем наоборот (Дуркин П.К., 2006).

Спорт - это особая деятельность человека, которая, прежде всего, связана с большим физическим напряжением и требует сохранения у спортсмена устойчивой положительной мотивации к ежедневным нагрузкам, формирования активной внутренней установки на самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие, отмечает Е.П. Ильин (2004). Он считает, что такая специфическая деятельность  в результате приводит к формированию у спортсмена профессионально важных психических качеств и личностных особенностей, значимых как для конкретного вида спорта, так и полезных в повседневной жизни.

Современный спорт невозможен без жесткой соревновательной борьбы. Соревнования требуют от спортсмена привлечения всех сил - и физических, и психических, причем, психических прежде всего. Участие в соревнованиях всегда ответственность, это сильно волнует спортсмена, как бы опытен он не был, вызывает целую гамму переживаний – от трезвой уверенности в своих силах, и до панического страха, который иногда даже не дает выйти спортсмену на старт.  В таких условиях спортсмены подвержены различным неблагоприятным состояниям ухудшающим их деятельность. Степень волнения и опасения за успех в данном соревновании во многом определяет психическое состояние спортсмена перед выходом на старт и уровень его мотивации. Мотив не только определяет поведение спортсмена, но и обусловливает конечный результат его деятельности.

Мотивы спортивной деятельности бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость (Синягина Н.Ю. с соавт., 2012).

Высокомотивированный спортсмен более эффективно реализует свой потенциал.Он способен отдать все свои физические и духовные силы, если этого требует достижение поставленной цели.

Но каких бы успехов ни достиг спортсмен, ему постоянно надо прививать мысль, что достигнутый результат далек от его реальных возможностей, что тут же, вслед за достигнутой, встает новая, более высокая цель. Далеко отставленная высокая цель через серию промежуточных целей в тренировочном процессе определяет постоянную установку на качественную работу на любом этапе спортивного совершенствования. Поэтапное достижение этих целей обусловливает стойкое, спокойное и уверенное состояние спортсмена. Далеко отставленная цель высокого порядка помогает спортсмену понять разницу между ближней и дальней мотивацией, спокойно пренебрегать мелкими радостями ради великого счастья большого спортивного достижения, считают Е.Н. Гогунов и Б.И. Мартьянов (2002).

Г.Ю. Лазарева (2006) полагает, что без знания особенностей потребностно-мотивационной сферы юного спортсмена, трудно подготовить его к соревнованиям, формировать устойчивую мотивацию достижения успеха.

Огромное влияние на формирование устойчивой мотивации достижения успеха в спорте оказывают внешние компоненты, такие как, воспитание в семье, влияние педагогов и тренеров, которое проявляется в положительном  и внимательном отношении не только к способностям ребенка, но и к его потребностям двигаться, соревноваться.

При каждодневной тренировочной деятельности спортсмену требуется достаточно высокий уровень мотивации, побуждающий его перешагнуть барьер переживания дискомфортных ощущений, возникающих при крайней степени утомления и напряжения. Степень выносливости к действию факторов нагрузки в этом случае будет зависеть от силы ведущего и сопутствующих мотивов. При высоких психофизических нагрузках они побуждают спортсмена к проявлению имеющихся волевых компонентов характера, как в учебно-тренировочном процессе, так и в ситуации соревновательной деятельности (Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И., 2002).

Е.П. Ильин (2004) отмечает, мотивация достижения успеха в спортивной деятельности имеет двойственный характер. С одной стороны, долговременный (сила и устойчивость мотива постановки и достижения отсроченной во времени цели), с другой – ситуативный (сила и устойчивость мотива достижения успеха при намерении показать лучший для себя результат с позиции «здесь и сейчас»).

 Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям субъективный, личностный, смысл. Разные спортсмены, занимаясь одним и тем же видом спорта, выполняя одинаковые по сложности и интенсивности тренировочные нагрузки, нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают различное значение своим занятиям, поэтому и оценка их поведения должна быть различной (Рудецкий О.А., 2013).

Следует учитывать, что мотивы спортсменов весьма динамичны по своему содержанию. В процессе спортивного совершенствования они изменяются, преобразуются под влиянием обстоятельств, других спортсменов, оценки собственных действий и поступков, а главное - целенаправленной воспитательной работы.

Таким образом, формирование мотивации является сложным, требующим большого внимания и каждодневной работы со спортсменами разного возраста и уровня подготовленности.

1.4. Баскетбол как средство физического воспитания

Баскетбол – популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране (Нестеровский Д.И., 2007).

Родиной баскетбола являются Соединенные Штаты Америки. Игра была придумана в 1891 году в учебном центре Христианской молодежной ассоциации в Спрингфилде, штат Массачусетс. Чтобы оживить уроки по гимнастике, молодой преподаватель, уроженец Канады, доктор Д. Нейсмит придумал новую игру. Он прикрепил к перилам балкона две фруктовые корзины без дна, в которые нужно было забрасывать футбольный мяч (basket- корзина, boll - мяч. ). Через год Д. Нейсмит разработал первые 13 пунктов баскетбольных правил. Почти первые же матчи по этим правилам вызвали и первые их изменения. Болельщики на балконах ловили улетавшие мячи и пытались их забросить в корзину противника, поэтому появляются щиты, которые стали защитой корзины. Уже в 1893 г. Появляются железные кольца с сеткой. Новая игра оказалась не только интересной и динамичной, что в 1894 г. в США были изданы первые официальные правила. Баскетбол из США проникает сначала на Восток - Японию, Китай, Филиппины, а также в Европу, Южную Америку. Через 10 лет на Олимпийских играх в Сент-Луисе (США) американцы организовали показательный тур между командами нескольких городов. Баскетбол был показательным также на Олимпиадах 1924, 1928 г. г. (Портнов Ю.М., 1997).

В баскетбол играют 2 команды, в каждой из которых по 5 игроков. Цель каждой команды - забросить мяч в корзину соперников и помешать другой команде забросить его в корзину. Игрой управляют судьи, судьи-секретари и комиссар (если присутствует).

Победитель игры - команда, которая набрала большее количество очков по окончании игрового времени, считается победителем.

Игра состоит из 4 периодов по 10 минут каждый. Если счет ничейный по окончании игрового времени четвертого периода, игра продлевается на такое количество дополнительных периодов продолжительностью по 5 минут, которое необходимо для того, чтобы нарушить равенство в счете(http://russiabasket.ru).

Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такие разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, формируют координацию.

Баскетбол имеет не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

В системе народного образования баскетбол включен в программы физического образования дошкольников, общего среднего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (Портнов Ю.М., 1997).

Так же является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников. Как важное средство физического воспитания и оздоровления детей, он включен в общеобразовательные программы средних школ, школ с политехническим и производственным обучением, детских спортивных школ, городских отделов народного образования и отделения при спортивных добровольных обществах.

Закрепление достигнутых результатов и дальнейшее повышение уровня спортивного мастерства тесно переплетаются с массовой оздоровительной работой и квалифицированной подготовкой резервов из наиболее талантливых юношей и девушек. Такие резервы подготавливаются в детских спортивных школах.

Многолетнее обучение детей требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного отбора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих современную технику баскетбола. В них изложены общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные практические материалы, которые необходимо усваивать в определенном возрасте.

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы — воспитание у детей потребности в повседневных занятиях физическими упражнениями. Решение этой задачи требует от учителя физической культуры настойчивости, творчества, много умений и знаний. Прежде всего, надо уметь строить на только свою деятельность, но и деятельность учеников на уроке. Причем так, чтобы она имела свое соответствующее продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях с целью физического самосовершенствования. А для этого, в первую очередь, надо знать реальные возможности своих воспитанников.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

1.5. Баскетбол в школе

Физическое воспитание школьников осуществляется в соответствии с комплексной программой физического воспитания (2007).

 Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.

Комплексная программам имеет три раздела, которые описывают содержание основных форм физической культуры в 1-4, 5-9 и 10-11 классах, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе. Каждый раздел состоит из четырех взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Предваряют этот материал задачи физического воспитания и показатели физической культуры учащихся начальной, основной и средней школы. Первая часть программы регламентирует проведение уроков физической культуры. Вторая, третья и четвертая части программы предназначены для педагогического коллектива школы. Результативность внеклассных форм физического воспитания, физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной работы обеспечивается совместными усилиями директора школы, его заместителей по воспитательной и учебной работе, учителей физической культуры, учителей начальной школы, физкультурного актива учащихся старших классов, тренеров, спортсменов, шефствующих организаций, родителей.

Комплексная программа физического воспитания школьников ставит задачи овладения технико-тактическими основами игровой деятельности базовых видов спортивных игр. Процесс обучения этому виду соревновательной деятельности складывается из трех этапов.

Первый этап - начальный - период с 1 по 4 класс направлен на приобретение игрового опыта и овладение игровыми умениями с мячами различного веса и размера. Учащиеся приобретают опыт согласованных игровых взаимодействий.

Второй этап – основной - период обучения с 5 по 9 класс, когда изучаются базовые элементы техники и тактики спортивных игр, формируются специальные знания о теории спорта, усваиваются правила соревнований.

Третий этап - завершающий - в 10 -11 классе занятия посвящаются совершенствованию ранее изученного учебного материала, с использованием соревнований и соблюдением официальных правил.

На сегодняшний день, баскетбол является одним из самых популярных видов спорта и является предметом изучения в большинстве общеобразовательных школ. К основным организационным формам проведения занятий по баскетболу в школе относятся уроки и секционные занятия.

Среди средств, используемых в физическом воспитании младших школьников, ведущее место занимают подвижные игры, которые относятся к виду программного материала базовой части программы и мини-баскетбол(Столяренко Л.Д.,2004).

Кроме этого, в работу с учащимися начальных классов включены упражнения с мячами разного веса и размера. Правильное сочетание подвижных игр с разучиваемыми двигательными действиями ускоряет процесс обучения и позволяет формировать устойчивые навыки владения мячом в метаниях на дальность и на меткость. Дети учатся владеть мячом: держать, передавать, ловить, бросать мяч и взаимодействовать с партнером командой и соперником в достижении коллективной цели. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную «школу мяча» и является составной частью игровой деятельности. Очень важно, чтобы учащиеся начальных классов могли уметь играть в одну из игр комплексно воздействующую на организм ребенка («Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол) (Коротков И.М. с соавт.,2002).

Обучая действиям с мячом учеников начальных классов, на уроках физического воспитания целесообразно придерживаться следующей методической последовательности:

  1. Вначале осваиваются действия с большими мячами, а затем с маленькими;
  2. Для контраста упражнений с надувными мячами (пластиковыми, волейбольными, футбольными, гандбольными, баскетбольными) используются набивные - весом до 1 кг;
  3. Изучается ловля и броски мяча двумя руками от груди и из-за головы, а затем одной - снизу, сбоку и от плеча;
  4. Ведение - отбивание мяча об пол одной рукой и попеременно обеими, на месте и в движении;
  5. Одиночные движения с мячом усложняются соединением с другими движениями и действиям с несколькими мячами одновременно;
  6. Индивидуальные упражнения уступают парным и групповым;
  7. Упражнения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.

Внеклассная работа с учащимися начальных классов предполагает занятия в группах и кружках общей физической подготовки и физической культуры. Содержание занятий предполагает среди прочего проведение подвижных игр и спортивных игр по упрощённым правилам. Содержание занятий в кружке по Мини - баскетболу направлено на изучение стоек, перемещений, остановок, поворотов, ловли, передач, ведения, бросков и участие в двусторонней игре.

Непосредственное изучение баскетбола в школе начинается с пятого классов и основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. Программный материал для уроков по баскетболу с 5 по 9 класс составлен с учетом методических особенностей изучения технико-тактических действий. Педагогическое значение занятий определяется в соответствии с решаемыми учебно-воспитательными задачами:

  1. Обучение (разучивание, закрепление) технике и тактике баскетбола;
  2. Развитие координационных и кондиционных способностей на основе игровых упражнений;
  3. Воспитание нравственных и волевых качеств, необходимых для игровой соревновательной деятельности в баскетболе;
  4. Формирование потребностей и интересов в изучении баскетбола;
  5. Развитие психологических свойств личности и влияние на развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

С  пятого класса необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).

Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности.Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми. Последовательное решение перечисленных задач позволяет сформировать у школьников умения и навыки играть в баскетбол по упрощённым правилам.

Кроме урочных форм проведения занятий по баскетболу комплексной программой предусмотрены секционные занятия. В 5 - 7 классах изучаются стойки, передвижения, остановки; передачи и ловля мяча; ведение мяча правой и левой рукой; бросок мяча одной и двумя руками с места и в движении; индивидуальные и групповые атакующие и защитные действия; двусторонняя игра. Время, отводимое в неделю на секционные занятия, составляет 1 ч 50 мин.

В 8-9 классах изучаются ловля мяча двумя руками и одной рукой с поддержкой; ведение мяча с изменением скорости и направления движения; броски мяча одной и двумя руками разными способами с места и в движении; защитные действия против игрока без мяча и с мячом; действие двух нападающих против одного защитника; индивидуальные и групповые тактические действия; двусторонняя игра. Время, отводимое в неделю на секционные занятия, составляет 2 ч. 00 мин.

С 5 по 9 класс регулярно проводятся спортивные мероприятия - соревнования по баскетболу в параллелях и между школами. Цель этих мероприятий - пропаганда баскетбола и приобщение школьников к систематическим занятиям.

1.6.Возрастные особенности учащихся 11 лет

В пятом классе (10-12лет) школьники вступают в новый период - подростковый. Прежде всего им предстоит- формировать новое целостное представление о себе как о взрослом человеке (Безверхняя Г.В.,2004).

В работах Р.С. Немова(2007) говорится о том, что характерной особенностью младшего подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в этом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением всё самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. К началу юношеского возраста такое желание несколько уменьшается, и вместо него появляется больше доверия к чужому опыту.

Младший подростковый возраст выделяется повышением интеллектуальной активности, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью, но и желанием развить и продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. Дети в этом возрасте на людях стараются взять самые сложные и «престижные» задачи, и не редко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Слишком простые задачи дети не берут из-за соображений «престижности». При выполнении самостоятельной работы, дети берут самый сложный вариант, не рассчитав своих сил и возможностей. Но они компенсируют это выполнением множества дополнительных задач, которые с удовольствием потом объясняют своим сверстникам, тем самым выставляя свои способности напоказ. Они с удовольствием участвуют в различных конкурсах, викторинах, соревнованиях, которые частично удовлетворяют их возрастную любознательность и в очередной раз дают возможность продемонстрировать всем уровень своих способностей(Безверхняя Г.В.,2004).

Дети в младшем подростковом возрасте уже начинают формулировать гипотезы, исследуют и сравнивают между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Дети расширяют свою познавательную сферу деятельности, которая выходит за рамки школы и приобретает форму познавательной самодеятельности - стремление к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков. Чаще всего выдвинув идею, дети  считают её правильной и с трудом соглашаются с гипотезами сверстников(Божович Л.И., 2008).

Ведущим способом мышления у детей 10-12 лет является - наглядно-образный. Исследования психологов и физиологов показали, что правое (образное) полушарие головного мозга наиболее интенсивно развивается у детей младшего школьного возраста. Под этим следует понимать условность изолированной деятельности обоих полушарий. Оба полушария взаимосвязаны и участвуют в деятельности мышления с самого начала развития ребенка, но в определенные периоды становления личности, роль полушарий различна в зависимости от деятельности ребенка, а так же от его психического развития.

Психологи утверждают, что для гармоничного развития обоих полушарий головного мозга необходимо оптимально и правильно организовать деятельность учащихся по изучению математического и геометрического материалов. Левое полушарие «отвечает» за логическое, рациональное мышление, а правое – за образное, эмоциональное. Дети возраста 10-12 лет физиологически и психологически готовы к этому (Абрамова Г.С., 2000).Основные возрастные особенности школьников 10-12 лет: чувство взрослости, склонность к фантазированиюи стремление экспериментировать.

В заключении было выявлено, что повышение качества учебного процесса напрямую зависит от того на сколько учащиеся будут мотивированы.  Разработка соответствующих методов и средств педагогического воздействия является одной из важных проблем для формирования и усиления мотивации.

1.7.Особенности проведения и организации занятий

в школьной спортивной секции

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., 2005).

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жестких рамок.Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.Выполняя функцию консультанта, педагог дополнительного образования чаще всего оказывает на детей сильное личностное влияние. Отсюда – повышенные требования к его личностным качествам.

Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:

  1. Иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;
  2. Быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;
  3. Основываться на многообразии дополнительных образовательных программ - модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;
  4. Базироваться на развивающих методах обучения детей;
  5. Для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями;
  6. Использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;
  7. Основываться на социальном заказе общества;
  8. Отражать региональные особенности и традиции.

Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.

Учебное занятие- это промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.

Учебное занятие это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований.

Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.

Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

В отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение его будущей профессии.

Современные школьные образовательные учреждения накопили достаточно богатый опыт оздоровления, образования и воспитания детей в условиях спортивных секций. Существует большое разнообразие таких секций, отражающее как уровень развития детского спорта, так и предпочтения детей и родителей. Это детские спортивные секции по сквошу, мини-футболу, баскетболу, художественной гимнастике, плаванию, легкой атлетике и др. Работа секции основана на добровольности, интересах и возможностях конкретных детей.

2. Изучение мотивации учеников пятых классов

Термин «мотивация» в психологии  употребляется в широком и узком значении. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных задач они действуют с достаточной интенсивностью и почему они продолжают работу или какие-либо действия в течение продолжительного времени.

Мотивы – это мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели.

Следовательно, блок мотивации выполняет в структуре физкультурно-спортивной деятельности следующие функции:

–является пусковым механизмом деятельности;

–поддерживает необходимый уровень активности в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности;

–регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

В примерной программе секционных занятий по баскетболу в обще образовательных школах лишь упоминается о том, что в ходе психологической подготовки детей необходимо формировать устойчивый интерес к занятиям спортом. Однако, перечень средств или методов формирования мотивации отсутствует.

Для повышения мотивации к занятию баскетболом был разработан комплекс средств и методов, направленный на формирование мотивации к секционным занятиям баскетболом у учеников пятых классов. Исходя из содержания программы ОДОД побаскетболу, разработан комплекс средств, состоящий из четырех частей (блоков):

Блок №1. Подвижные игры с оценкой достижения успеха участия.

Блок №2. Подвижные игры, придуманные самими учениками пятых классов.

Блок №3. Проведение товарищеских игр по баскетболу.

Блок №4. Интерактивные тренировки ученик-родитель.

Блок №1. Подвижные игры с оценкой достижения успеха участия.

1.) Передал – садись. Играющих выстраивают в две – три колонны. Перед ними на расстоянии 2 –4 м встают капитаны с баскетбольными мячами в руках.

Ход игры: По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча) первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следует передачи вторым игрокам и т.д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх – и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.

Каждый игрок в победившей команде получает один балл.

2.) Быстрая передача. Играющие в парах. Расстояние между учениками 4 – 5 м.

Ход игры: По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 10 (15,20) передач, выигрывает.

Каждый в паре, получает 1 балл.

3.) Бросай – беги. Играющие стоят в двух разомкнутых на 3 – 4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая на второй-первый. Первые номера – одна команда, вторые – другая, У края каждой шеренги лежат баскетбольные мячи.

Ход игры: По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший, передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т.д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали напротив, т.е.  игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми вернуться на свои места. Команда, сделавшая это первой, выигрывает.

Каждый игрок в победившей команде получают по 1 баллу.

4.) Мяч среднему. Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В центре каждого круга становится игрок с баскетбольным мячом.

Ход игры: По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно.

Игроки выигравшей команды, получают 1 балл.

5.) Борьба за мяч. Играют две команды на баскетбольной площадке.

Ход игры: Учитель в центре подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются отбить его одному из своих игроков. Овладев мячом, игроки передают мяч друг другу (можно с ведением), а игроки противоположной команды пытаются овладеть мячом. Команда, сделавшая 10 передач подряд, получает очко. После этого игру начинают с центра. Команда, набравшая большее количество очков, побеждает.

Игроки победившей команды получают 1 балл.

6.) Гонка мячей по шеренгам. Две команды выстраиваются шеренгами. У первых игроков по мячу.

Ход игры: По сигналу мяч передается стоящему рядом, тот следующему и так до последнего, который в том же порядке передает его назад. Передачи следуют обусловленным способом. Количество игроков в шеренгах одинаково. Выигрывает команда, закончившая передачи первой.

Игроки команды-победителя получают 1 балл.        

7.) Вызов номеров. Две равные команды встают за лицевой линией с обеих сторон щита. Рассчитываются по порядку номеров, которые сохраняются за игроками на все время игры. Перед каждой командой ставится баскетбольный мяч.

Ход игры: Тренер называет номер игрока, например, три. Оба третьих номера выбегают вперед, берут мяч и ведут его до стоек, обводя их, и возвращаются назад, поставив мяч на прежнее место. Затем вызываются другие номера. За каждого игрока, пришедшего первым, команда получает очко. За пять минут нужно набрать большее количество очков.

Игроки выигравшей команды, получают 1 балл.

8.) Мяч своему. Две команды по 6-7 игроков. Один из игроков становится в круг (диаметр 2 м) – ловящий. Другой игрок (защитник) становится около круга соперников. Остальные располагаются произвольно.

Ход игры: После розыгрыша в центре завладевшие мячом, передавая мяч друг другу, стараются подвести его к кругу и передать своему ловящему. Выигрывает команда, ловящий которой поймал мяч большее число раз за определенное время (5 - 10 минут). Игра по баскетбольным правилам.

Игроки выигравшей команды, получают 1 балл.

9.) Верю, не верю. Участники строятся на лицевой линии. Выбирается один игрок, который будет выполнять бросок мяча в корзину. Остальные, перед тем как он бросил, распределяются на лицевой линии по правую и по левую руку от игрока с мячем. Справа стоят ребята, которые верят что он забьет, слева, что не забьет мяч в корзину. По команде учителя выполняется бросок. И в зависимости попал игрок с мячем в корзину или нет, не угадавшая сторона выполняет ускорение до противоположной линии и обратно. Если игрок с мячем промазал, то он тоже выполняет ускорение. 2 человека угадавших больше всех раз получают по 1 баллу в конце.

10.) Мини – баскетбол.Игра проводится на баскетбольной площадке. Играющие делятся на две равные команды. И выстраиваются одна против другой у боковых линий в правом углу. Стартовой чертой служит лицевая линия. Впереди стоящие игроки встают у стартовой черты и получают мяч. Остальные стоят сбоку от них за боковой линией.

Ход игры: По команде учителя «Старт!» первые игроки бегут вперед, при этом ударяя мяч о пол, а добежав до щитов, стоящих на противоположной стороне, медленно ударяют мячом о щит или забрасывают в корзину, возвращаясь обратно, ведя мяч также, ударами о пол до середины поля, откуда передают мяч очередному игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выполнят установленное задание.Выигрывает команда, быстрее закончившая игру, допустив меньше ошибок. Если команда закончила игру позже, но допустила значительно меньше ошибок, то она считается победительницей.

Не разрешается выбегать со стартовой черты до сигнала. Бежать с мячом нельзя, его следует вести ударами о пол.

Игроки выигравшей команды, получают 1 балл.

В конце каждого занятия, подсчитывалось количество баллов, набранных каждым спортсменом, и объявлялся лучший спортсмен группы. Итог набранных баллов подводился в конце каждого месяца.

Блок №2. Ребятам было предложено придумать и провести подвижные игры.

1.) Салки с передачей мяча водящему. У всех играющих по баскетбольному мячу. Они перемещаются по площадке, убегая от водящих, и выполняют ведение мяча. Водящих в начале игры двое, у них один баскетбольный мяч.

Ход игры: По сигналу учителя водящие, передавая мяч друг другу, перемещаются по площадке и стараются осалить играющих. Салить можно только касанием мяча, который держит в руках любой из водящих. Осаленный игрок кладет свой мяч на площадку и присоединяется к водящим, таким образом, в ходе игры число водящих все время увеличивается, а число убегающих уменьшается.2.)Картошка.Все дети становятся в круг и перекидывают друг другу мяч, который можно отбивать и ловить. Дети, уронившие мяч, садятся в круг, и пытаются поймать его.

3.) Эстафета. Играют две – три команды, которые выстраиваются в колонны по одному у лицевой линии. Перед каждой колонной расставляются 4 – 5 стоек на расстоянии 1,5 – 2 м.

Ход игры: По сигналу учителя ученики, стоящие первыми начинают бег с ведением мяча, обегая стойки змейкой. Обегают последнюю стойку, возвращаются назад, передают мяч, а сами встают в конец колонны. Команда, игроки которой первыми выполнили упражнение, выигрывает.

4.) Баскетбол с измененными правилами. Участники делятся на 2 команды. Одновременно на площадке могут находится не более 5 человек от каждой команды. Играют по баскетбольным правилам. Но атакуют каждый раз новую корзину, как только был результативный бросок. Всего в зале 6 колец. Смена происходит по часовой стрелке. Победителем считается команда больше всех набравшая очков.

5.) Мячик кверху. Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга к бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие, в это время, стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч, кричит «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становиться водящим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху — игра продолжается.

6.) Эстафета с ведением мяча и броском в корзину. Две команды за чертой в колоннах.

Ход игры: Сигнал – первые игроки ведут мяч до щита, бросают в корзину, в случае промаха подбирают мяч и бросают снова до попадания, затем с ведением возвращаются в колонну назад. Передав мяч следующему, стать в конец колонны. При проведении эстафеты второй раз команды меняются местами.

Блок №3. Этот блок включал проведение товарищеских игр внутри школы и с пятыми классами других общеобразовательных школ.

Блок №4. В этом блоке пятиклассникам было предложено привести на тренировку кого ни-будь из родственников (Маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру), самостоятельно обучить какому либо двигательному действию. И в конце была проведена игра между сборными родителей и их детей.

3. Заключение.

Причины, по которым дети начинают заниматься определенным видом спорта, могут быть самыми различными и меняться в дальнейшем. Мотивы играют настолько важную роль в спортивной деятельности спортсменов, что от их «природы» во многом зависит успешность учебно-тренировочной и спортивной деятельности. Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову ребенка, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого индивида.

Формирование мотивации к занятием спортом — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. «Замотивировать» пятиклассников  можно с помощью  комплекса подвижных игр с оценкой  достижения успеха участия и с помощью внедрения различных интерактивных подходов, таких как тренировки ученик-родитель.

Предложенный подход формирует мотивацию к занятием спортом у учеников пятых классов.

Школьники изменяются в лучшую сторону. Они стали сами проявлять инициативу во время занятий баскетболом. Возростает интерес к занятиям спортом в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ

Важнейший отраслевой документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривает осуществление исследований по выявлению интересов, потребн...

Формирование мотивации у детей младшего школьного возраста

Актуальность. Человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, выз...

Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки

В статье обосновывается значение формирования устойчивой мотивации детей к занятиям спортом на начальном этапе спортивной подготовки....

Мотивация детей к занятиям спортом на этапе начальной спортивной подготовки

Мотивация, равно как и волевые качества, формируются продолжительное время. Проблемы их воспитания должны решаться еще на этапе начальной спортивной подготовки. Мотивы спортивной д...

Тема: «Формирование психологической готовности детей к занятиям с логопедом»

Тема: «Формирование психологической готовности детей к занятиям с логопедом»...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

В статье описаны способы мотивации у детей при изучении предмета математика....

Педагогический опыт по формированию мотивации у детей на дополнительных занятиях по английскому языку

В статье рассмотрены техноологии работы с детьми, направленные на поддержание их интереса к обучению английскому языку....