Статья "Развитие гибкости"
статья по физкультуре

Евсеенко Вячеслав Николаевич

 

Введение

Гибкость - это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически. Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке.

 Цель работы педагога - выявить особенности методики развития динамической и статической гибкости у детей среднего школьного возраста.

Для решения поставленной цели, были определены следующие задачи:

1.         Провести анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования для сравнения и выявления методик развития статической и динамической гибкости у детей среднего школьного возраста.

2.         Определить исходный уровень развития статической и динамической гибкости у детей среднего школьного возраста.

3.         Разработать комплексы упражнений  для развития динамической и статической гибкости у детей среднего школьного возраста с учетом особенности выбранной методики.

4. Оценить эффективность разработанных комплексов  упражнений  для развития статической и динамической гибкости у детей среднего школьного возраста.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

-анализ и обобщение научно-методической литературы;

-педагогический эксперимент;

-контрольные испытания;

-математическая обработка полученных результатов.

Гипотеза: предполагается, что использование комплексов специальных упражнений, разработанных с учетом особенностей определенной методики, позволят повысить уровень динамической и статической гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры.

Объект: особенности методики развития динамической и статической гибкости  у  детей среднего  школьного возраста.

Предметом исследования является методика развития динамической и статической гибкости у детей среднего школьного возраста.

Недостаточный анализ особенностей методик  развития  гибкости у школьников приводит к повышенному травматизму на уроках физической культуры, а также к несовершенной технике, что определяет актуальность выбранной темы работы. И именно поэтому эта тема является актуальной.

Данная работа актуальна, так как в современной школе все больше предъявляется требований к проведению занятий, внедрению более современных методик развития физических качеств (в том числе гибкости), чтобы урок был не только развивающим, но и интересным, увлекательным для подростков. В работе рассматриваются особенности различных методик развития динамической и статической гибкости  у  детей среднего  школьного возраста, которые можно применить на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности.

Работа состоит из трех частей, в первой части отображены теоретические основы развития статической и динамической гибкости. Во второй части представлено описание исследования и методов оценки результатов. Результаты эксперимента, выводы и практические рекомендации представлены в третьей части.

 1. Методики развития статической и динамической гибкости у детей среднего школьного возраста.

1.1.Понятие гибкости

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела.  А применительно к отдельным суставам правильнее говорить  «подвижность», а не «гибкость», например  «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах».  Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела[1].

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

 При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.

 По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая - в позах.

Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость - амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов.  Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, - анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).

 Гибкость обусловлена центрально - нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц - антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации.

На гибкость существенно влияют внешние условия:

1) время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);

2) температура воздуха (при 20°- 30°С  гибкость выше, чем при 5-10 °С);

 3) проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки);

 4) разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 °С или после 10 мин пребывания в сауне).

Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают.

Результаты немногих генетических исследований говорят о высоком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет.  При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной – 10-14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет. У детей и подростков 9-14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности - координационные, скоростные, силовые, выносливость.

Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта.

Различают активную и пассивную гибкость.

1.Активная гибкость проявляется при выполнении различных физических упражнений, и поэтому на практике ее значение выше, чем пассивной.

Следует иметь в виду, что между показателями активной и пассивной гибкости наблюдается весьма слабая связь. Довольно часто встречаются люди, имеющие высокий уровень активной гибкости и недостаточный уровень пассивной, и наоборот.

Активная гибкость развивается в 1,5-2 раза медленнее пассивной.

Выделяют также анатомическую подвижность, т.е. предельно возможную. Ее ограничителем является строение соответствующих суставов. При выполнении обычных движений человек использует лишь небольшую часть предельно возможной подвижности, однако при выполнении некоторых спортивных действий подвижность в суставах может достигать более 95% анатомической.

2. Пассивная гибкость определяется наибольшей амплитудой движений, которую можно достичь за счет приложения к движущейся части тела внешних сил: какого-либо отягощения, снаряда, усилий партнера и т.д. Показатели пассивной гибкости, прежде всего, зависят от величины прикладываемой силы (т.е. от степени насильственного растягивания определенных мышц и связок), от порога болевых ощущений у конкретного индивида и его способности терпеть неприятные ощущения.

Из-за большой изменчивости данных факторов показатели пассивной гибкости у каждого человека могут варьировать в достаточно широких диапазонах.

Величина пассивной гибкости больше величины активной гибкости. Чем больше эта разница, тем больше резервная растяжимость и, следовательно, возможность увеличения амплитуды активных движений. Добиваться увеличения амплитуды пассивных движений нужно в тех случаях, когда это необходимо для совершенствования активной гибкости.

Выделяют так же понятие общей и специальной гибкости.

Общая гибкость - это подвижность во всех суставах человеческого тела, позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой.

Специальная гибкость - это значительная или даже предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельности.

Уровень развития гибкости зависит от формы суставов, толщины суставного хряща, эластичности мышц, сухожилий, связок и суставных сумок. Чем эластичнее связки и податливее мышцы, тем лучше гибкость.

На подвижность в суставах существенное влияние оказывает способность человека сочетать сокращение мышц, производящих движения, с расслаблением растягиваемых мышц. Нередко плохая гибкость объясняется неумением расслаблять мышцы-антагонисты во время работы. За счет расслабления растягиваемых мышц можно увеличить под­вижность до 12 - 14%. Существует мнение, что рост мышечной силы приводит к ухудшению подвижности в суставах. Однако взаимосвязи двух видов гибкости с силовыми качествами далеко неоднозначны. Во взаимоотношениях силовых качеств и активной гибкости прослеживается и прямая, и обратная связь: чем больше динамическая сила, тем на большее расстояние может быть осуществлено соответствующее движение в суставе, а чем больше активная гибкость, тем большую силу может проявить человек[2].

В связи с этим в практике физического воспитания важно не только добиваться высокого уровня развития гибкости и силы, но и обеспечить соответствие развития этих качеств между собой. Для этого обычно применяются упражнения, обеспечивающие одновременное (совместное) проявление силовых возможностей мышц и повышение подвижности в суставах.

Разные виды двигательной деятельности предъявляют различные требования к развитию гибкости.

Статическая гибкость - это как раз то, что многие и понимают под словом «гибкость». Это способность сгибать и разгибать суставы с полной амплитудой.

Статическая растяжка - это растянутая позиция, удерживаемая 20-30 секунд.

Статическая растяжка активизирует тельца Гольджи, что способствует расслаблению растягиваемой мышцы.

Статическая растяжка подразумевает удержание растянутой позиции 6-60 секунд. Обычно рекомендуют 20-30 секунд и 4-5 подходов. Статическая (или медленная) растяжка вызывает обратный растягивающий рефлекс, вырабатываемый аппаратом Гольджи, что ведет к расслаблению мышцы и более эффективному ее растяжению. Растягиваться следует до умеренного напряжения в мышце. Попытка превысить этот уровень приведет к активации мышечных веретен, которая, в свою очередь, вызовет сокращение мышцы. Повышать нагрузку можно постепенным увеличением времени удержания растянутой позиции.

Статически-пассивная гибкость - способность принять растянутое положение и поддерживать его при помощи собственного веса, удержания руками, с помощью партнера или оборудования[3].

В зависимости от того, какую разновидность  гибкости  вы хотели бы развивать, следует использовать различные виды растягивания.

Динамическая или кинетическая гибкость - это возможность выполнять динамическое движение в суставе по полной амплитуде. Лучше всего она развивается в динамических растяжках. Они не только помогают совершенствовать межмышечную координацию, но также уменьшают пассивное сопротивление движениям и увеличивают максимальную амплитуду. Правила выполнения динамических упражнений .Динамические растяжки вовлекают в движение подвижные части тела, требуя при этом достаточно высокой скорости и большой амплитуды. Эти упражнения не включают в себя остановку и удерживание растянутой позиции. Однако ,  здесь и нет никаких резких ударов и движений. Все движения контролируются на протяжении всего времени выполнения, тем не менее, делаются упражнения с достаточно высокой скоростью.

Динамические растяжки лучше всего выполнять наборами по нескольку повторений (в зависимости от движения). Усталость уменьшает амплитуду динамических движений, поэтому динамические растяжки не рекомендуется выполнять на усталости; так же не рекомендуется выполнять их до утомления. Делай только возможное для тебя число повторений, до уменьшения радиуса движения.  Для максимизации развития динамической гибкости и предотвращения ее ухудшения – не делай эти упражнения на усталости и не делай повторений с уменьшенной амплитудой.

 

 

1.2. Методики развития статической и динамической гибкости у детей среднего школьного возраста.

 В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости, поскольку чрезмерное ее повышение ведет к деформации суставов, связок, нарушению осанки и пр. Поэтому крайне важно на уроках физической культуры подбирать правильные средства, методы, дозировку для развития динамической и статической гибкости. Мерой измерения гибкости служит максимально возможная амплитуда. Единицами измерения могут быть сантиметры или угловые градусы.

Упражнения, направленные на развитие гибкости основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращении и махов. Такие упражнения могут выполняться лежа самостоятельно или с партнёром, с отягощениями и тренажёрами, у гимнастической стенки, с гимнастическими палками, скакалками.

Упражнения на гибкость должны выполняться во всех частях тренировочного занятия[4].

Нежелательное снижение сократительной способности мышц от силовых упражнений можно преодолеть тремя методическими приёмами:

1.Последовательное использование упражнений на силу и гибкость, (сила + гибкость).

2.Поочерёдным применением упражнений на силу и гибкость (сила + гибкость + сила) в течение одного тренировочного занятия.

3.Одновременным (совмещённым) развитием силы и гибкости в процессе выполнения силовых упражнений.

Следует всегда помнить, что растягиваться можно лишь после хорошей разминки и при этом  не должно быть сильных болевых ощущений.

Для развития гибкости используют упражнения с увеличением амплитуды движений - упражнения на растягивание. Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) - задача упражнений на растягивание.

Выполнение упражнений на растягивание с относительно большими весами увеличивает пассивную гибкость.

Все упражнения в растягивании, в зависимости от режима работы мышц, можно разделить на 3 группы:

  • Динамические
  • Статические
  • Комбинированные.

     Динамически активные упражнения: наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения, которые могут выполняться с отягощением, амортизаторами, с другими сопротивлениями и без них. Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).

     Динамические пассивные упражнения: упражнения с партнером, с помощью воздействия партнера, с преодолением внешних сопротивлений, с использованием дополнительной опоры[5].  Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения,  выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела.

      Статические пассивные упражнения предполагают удерживание определенного положения тела с растягиванием мышц, в растянутом состоянии мышцы находятся 5-10с.

     При выполнении статических пассивных упражнений удержание положения тела или отдельных его частей осуществляется с помощью воздействия внешних сил – партнера, снарядов, веса собственного тела.

     Эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внешними, так и внутренними силами. Использование факторов разминки   и разогревания[6].

При использовании упражнений для развития гибкости в средней школе необходимо знать и учитывать следующие факторы:

1. Упражнения на гибкость могут вызвать  травматические повреждения,

если не использовать разминку  (например,  в начальной части занятия

-  разминочный бег,  серийно выполняемые    гимнастические упражнения с непредельной амплитудой.)

2.Серийность и постепенное усиление    растягивающих импульсов в процессе упражнения.  Для достижения необходимой действенности динамических и комбинированных упражнений в растягивании их выполняют серийно, многократно, стремясь доводить амплитуду движений в каждой серии до  оправданного максимума (до легких болевых ощущений.) Выполнение упражнений на растягивание с относительно большими весами увеличивает пассивную гибкость. Наиболее эффективными для улучшения пассивной гибкости являются плавно выполняемые принудительные движения с постепенным увеличением их рабочей амплитуды при уступающей работе мышц.  Пассивная гибкость развивается в 1,5-2,0 раза быстрее, чем активная.

 3.Рациональное расположение и комплектование упражнений в растягивании в структуре занятия.  Наибольший эффект в смысле увеличения амплитуды движений активные упражнения на растягивание дают, как правило, тогда, когда их выполняют в первой половине основной части комплексного занятия.  Концентрированно несколькими сериями подряд  (например, 5-б секунд по 10-12 маховых движений в каждой с интервалами активного отдыха между сериями.) Пассивные упражнения в растягивании бывают достаточно эффективны при выполнении их на фоне некоторого утомления в конце занятия.

Развитию активной гибкости способствуют самостоятельно выполняемые упражнения.

Пределом оптимального числа повторений упражнения является начало уменьшения маха движений или возникновение болевых ощущений.

Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой[7].

Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускаются болевые ощущения, движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличиваются их амплитуда и степень применения силы помощника. Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся, количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.).

Одним из наиболее принятых методов развития гибкости, является метод многократного растягивания. Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться больше при многократных повторениях, упражнения с постепенным увеличением размаха движений. Начинают упражнения с относительно небольшой амплитуды движений и постепенно увеличивают ее к 8 -12  повторений до    максимума или близкого    к  нему предела. Пределом оптимального числа повторений упражнения является начало уменьшения размаха движений или возникновение болевых ощущений,  которых необходимо избегать. Так же количество повторений упражнений меняется, в зависимости от характера и направленности упражнения на развитие подвижности в том или ином суставе, темпа движений, возраста и пола занимающихся[8]

     Одним из методов развития гибкости, является метод статического растяжения. Этот метод основан на зависимости величины растягивания от его продолжительности.  Для растягивания по этому методу сначала необходимо расслабиться,  а затем выполнить упражнение и удерживать конечное положение от 5-15 секунд до нескольких минут. Упражнения обычно выполняются отдельными сериями в подготовительной или заключительной части занятия. Но наибольший эффект дает ежедневное выполнение серий таких упражнений в виде отдельного занятия.

Основным методом развития гибкости является повторный метод. Основная цель повторного метода - выполнять движения, действия, задания определенное число раз, стараясь придерживаться требуемой формы и добиваясь совершенствования их выполнения. В зависимости от целей и задач этапа подготовки можно использовать повторный метод в разных вариантах, различающихся по характеру и величине проявляемых усилий (максимальный, умеренного воздействия и т.д.), по характеру повторности (повторный, интервальный и т.д.), по составу упражнения (целостный, расчлененный и т.д.).

В настоящее время для развития гибкости применяются активные статические упражнений на основе элементов Хатха-Йога.

 Хатха-Йога — это учение о физической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны), и психических средств (медитации). Особенности данной методики заключаются в следующем.

Первое отличие в цели занятий. Физическая культура преследует развитие силы, выносливости, ловкости. Хатха-йога занимается приведением тела в такое состояние, при котором сознание, дух человека освобождаются и расслабляются.

Второе отличие между йогой и традиционной физической культурой заключается в методах. Занятия физической культурой заключаются в движениях, йогой в основном в практике асан, то есть неподвижных позиций тела. Йога делает ударение на развитие гибкости, здоровья суставов, при этом особенное внимание обращается на поддержание здоровья, гибкости и силы позвоночника.

Занятия проводятся под спокойную музыку и только высокопрофессиональным тренером. Сложность включения комплексов упражнений в уроки физической культуры обусловлена нарушениями опорно-двигательного аппарата школьников, большим числом занимающихся, не достаточной профессиональной подготовкой учителей.

Не менее популярной методикой для развития гибкости является пилатес.

Пила́тес – это система физических упражнений, разработанная Джозефом Пилатесом (англ. Joseph Pilates). Пилатес укрепляет мышцы тела, повышает гибкость и улучшает общее физическое состояние организма. Упражнения системы пилатес выполняются на ковриках и на специально разработанном Пилатесом оборудовании. Для того, чтобы занятия проходили не только с пользой, но и с интересом, в занятия тренер добавляет к упражнениям мысли-образы. Система пилатес включает в себя упражнения для всех частей тела. Метод пилатеса делает упор на взаимодействие разума и тела при выполнении упражнений. Выполнение упражнений пилатес сопровождается концентрацией на дыхательном ритме, правильности выполнения упражнения и осознанием действия каждого упражнения на ту или иную группу мышц.

Преимущества Пилатес:

  • развивает каждый аспект физической формы: силу, гибкость, координацию, скорость, ловкость, выносливость
  • повышает осознание физической формы тела
  • учит правильной активации мышц
  • корректирует осанку
  • улучшает работу внутренних органов
  • улучшает баланс
  • фокусируется на правильном дыхании
  • помогает в расслаблении и снятии напряжения

      Комплексы упражнений, основанных на методике пилатес для развития динамической и статической гибкости у подростков, могут применяться в школе на уроках физической культуры, поскольку доступны любому уровню физической подготовленности школьников. Основная сложность применения данной методики заключается в переподготовке учителей и приобретении необходимого оборудования[9].

     Наиболее подходящей современной методикой для развития гибкости в средней школе является методика стретчинга.

     В последние годы за рубежом и в нашей стране получил широкое распространение стретчинг - система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.
Термин стретчинг происходит от английского слова stretching - натянуть, растягивать.

Стретчинг - это комплекс упражнений, предназначенный для того, чтобы мышцы были эластичными, а суставы гибкими и подвижными. Иногда стретчинг еще называют стрейчинг или стречинг, но это неправильно. Преимущества стретчинга:

 • Благодаря растяжению мышц к ним поступает больше крови, они

     расслабляются и становятся более эластичными.

 • Суставы приобретают большую подвижность, в результате чего

     увеличивается гибкость.

 •  Лучшая профилактика против отложения солей.

 • Сосредоточенное, глубокое дыхание благотворно влияет на головной

     мозг, особенно в режиме учебного дня.

 

Правила при занятии стретчингом:

 • Лучше тянуться меньше, чем слишком сильно.

 • Каждую позу растягивания нужно держать в течение 10-30 секунд, то есть так долго, чтобы исчезло даже легкое напряжение. Если  этого не происходит, значит, растяжение было слишком сильным и его нужно обязательно ослабить, чтобы добиться требуемого, приятного ощущения.

 • Дышать необходимо медленно, глубоко и ровно. Нельзя задерживать дыхание. Каждое упражнение начинать с вдоха. Только при наклонах сначала выдох.

 •  Во время выполнения упражнения сохранять устойчивое положение.

 •  Во время выполнения каждого упражнения концентрировать

    внимание на той части тела, которую растягиваете.
     Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Стретчинг позволяет повысить общую двигательную активность человека, что всегда благоприятно влияет на суставы и служит отличной профилактикой хрупкости костей. Растяжка укрепляет сердце, дыхательную систему, повышает температуру тела и мышц.

     В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятия (урока) как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятия болей и предотвращения судорог. Существуют различные варианты стретчинга. Наиболее распространена следующая последовательность выполнения упражнений: фаза сокращения мышцы (силовое или скоростно-силовое упражнение) продолжительностью 1-5 с, затем расслабление мышцы 3-5 с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60 с[10].

     Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражнения, выполняемые в разминке или основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении.
Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным или активным отдыхом.

     Методика стретчинга достаточно индивидуальна. Однако можно рекомендовать определенные параметры тренировки.

1.    Продолжительность одного повторения (удержания позы) от 10 до 30 с
2.    Количество повторений одного упражнения от 2 до 6 раз, с отдыхом между повторениями 10-30 с.

3.    Количество упражнений в одном комплексе от 4 до 10.
4.    Суммарная длительность всей нагрузки от 10 до 45 мин.
5.    Характер отдыха - полное расслабление, бег трусцой, активный отдых.
Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц.

     Упражнения можно выполнять под музыкальное сопровождение.

Методика стретчинга для развития динамической и статической гибкости должна активно применяться в средней школе, так как позволяет сделать урок современным, интересным и динамичным. Особенность данной методики позволяет привить интерес к занятиям, как девочкам, так и мальчикам, а также способствовать более успешному обучению, так как способствует активизации головного мозга.

 

 

1.3. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста.

Физиологические особенности среднего школьного возраста

Этот возраст характеризуется завершением формирования скелета и скелетной мускулатуры, легочной и сердечно-сосудистой систем, системы иммунологической защиты, пищеварительного тракта. В этом возрастном периоде продолжается дальнейшее формирование организма, отличающееся высокой скоростью роста, увеличением массы тела, интенсивностью обменных процессов.  Отличительной особенностью этого периода жизни является перестройка нервно - эндокринной сферы и, в частности, половое созревание. Существенные изменения происходят в нервно-психической сфере ребенка и подростка – завершается формирование интеллекта, совершенствуется деятельность вегетативной нервной системы, усложняются процессы в психической сфере. У подростков 13-14 лет при изучении сложных по координации движений иногда заметно тормозящее влияние пубертатного периода[11].

Наблюдаются высокая эмоциональность, неуравновешенность настроения, немотивированные поступки, вспыльчивость, преувеличение своих возможностей. Источник этого явления - интенсивное физическое развитие, половое созревание, появление так называемого чувства взрослости. При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся. Так, в среднем ежегодный прирост веса тела у подростков равен 4-5 кг, роста - 4-б см, окружности грудной клетки - 2-5 см. Происходит дальнейшее формирование скелета. К 14 годам срастаются кости таза, устанавливается постоянство кривизны позвоночника в поясничной части, происходит уменьшение хрящевого кольца межпозвоночных суставов. К 14-15 годам мышцы по своим функциональным свойствам уже мало отличаются от мышц взрослого человека. Происходит параллельное развитие мышц верхних и нижних конечностей. Вес мышц мальчиков в 12 лет составляет 29,4% веса тела, в 15 лет - 33,6%. Увеличивается абсолютная и относительная сила мышц. Наибольший прирост силовых показателей мышечных групп наблюдается в период от 13 до 15 лет. Основное внимание должно быть сосредоточено на укреплении мышечных групп всего двигательного аппарата, особенно слаборазвитых мышц живота, косых мышц туловища, отводящих мышц верхних конечностей, мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц ног. У подростков 11-14 лет увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает ударный объем, уменьшается частота дыхания и пульса. Так, у 13-летних частота пульса в покое равна 70 уд/мин, а при работе значительно увеличивается до 190-200 уд/мин. Кровяное давление у детей обычно ниже, чем у взрослых. К 11-12 годам оно равняется 107/70 мм рт. ст., к 13-15 годам - 117/ 73 мм рт. ст[12].

Организм подростков быстро настраивается на работу. Это объясняется большой подвижностью нервных процессов, поэтому разминка в занятиях должна занимать не более 8-10 мин. Таким образом, в возрасте 11-14 лет организм мальчиков в основном сформировался, что дает возможность постепенно переходить к углубленной спортивной тренировке.

 Психологические особенности среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полу ребёнка - полувзрослого». У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем  он даже чувствует свое преимущество. Иногда он признанный механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Эмоционально-волевая сфера подростка[13].

Её основные характеристики: повышенная эмоциональная возбудимость, большая устойчивость эмоциональных переживаний, импульсивность. Необходимость учителя физической культуры (Ф.К) организовывать занятия на позитивном эмоциональном фоне, доставляющих подростку радость. Противоречивость волевой сферы: возрастает смелость, снижение сдержанности, самообладания.

Развитие физических качеств детей среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст особенно благоприятен для физического воспитания, так как соответствует проявлениям многих сенситивных периодов развития физических качеств, т.е. периодов, наиболее чувствительных к тренирующим воздействиям.

Одним из ранних является физическое качество гибкости – суставной подвижности. Совершенствования гибкости, начинающееся в дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжается в среднем школьном возрасте. Гибкость подростков тем выше, чем больше длина частей тела. Наиболее высоких значений гибкость достигает к 15-летнему возрасту, после чего без дальнейшей тренировки начинает снижаться. У девочек гибкость выражена лучше, чем у мальчиков.

 

2. Методы и организации исследования.

2.1. Методы исследования.

Цель работы педагога - выявить особенности методики развития динамической и статической гибкости у детей среднего школьного возраста.

Для решения поставленной цели, были определены следующие задачи:

1.         Провести анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по теме исследования для сравнения и выявления методик развития статической и динамической гибкости у детей среднего школьного возраста.

2.         Определить исходный уровень развития статической и динамической гибкости у детей среднего школьного возраста.

3.         Разработать комплексы упражнений  для развития динамической и статической гибкости у детей среднего школьного возраста с учетом особенности выбранной методики.

4. Оценить эффективность разработанных комплексов  упражнений  для развития статической и динамической гибкости у детей среднего школьного возраста.

Для решения поставленных задач, были  использованы методы:

-анализ и обобщение научно-методической литературы;

-контрольные испытания;

-педагогический эксперимент;

-математическая обработка полученных результатов.

 

2.2.Организация исследования.

В начале экспериментальной работы, проведится анализ специальной литературы. Он позволяет раскрыть понятие гибкости, особенности методик ее развития, а так же возрастные особенности детей среднего школьного возраста.

На втором этапепроводится начальное тестирование уровня развития гибкости у детей среднего школьного возраста.

Для этого были использованы следующие тесты:

Тест 1: наклоны вперед с тумбы.

 Стоя прямо на краю высокой подставки, поднять руки вверх. Затем наклониться вперед и пальцами рук коснуться подставки ниже уровня положения ног. На уровне ног на  подставке  вертикально приставлена линейка с сантиметровыми делениями. Гибкость оценивается расстоянием от кончиков пальцев руки до опоры. 1 см на линейке соответствует одному очку. Нормальной считается гибкость, оцениваемая в ноль очков; в этом случае испытуемый достает копчиками пальцев до опоры. Если, не сгибая коленей, удается дотянуться еще ниже, гибкость оценивается тем или иным положительным числом очков. У ребенка, не дотянувшегося до опоры, оценка гибкости отрицательна. Измеряется в линейных мерах (см).

Тест 2.Наклоны вперед из положения сидя.

Сидя на полу, прямые ноги вместе, поднять руки вверх. Выполнить наклон туловища вперед, стараясь грудью коснуться бедер. Если расстояние между грудью и бедрами 5-10 см.- «удовлетворительно», если меньше 5 см.- «хорошо», если удалось коснуться грудью бедер - «отлично». Измеряется в линейных мерах (см).

3.Тест 3. «Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости (данные представлены в таблицах 1,2).

Третий этап включает разработку комплексов специальных упражнений на основе особенностей методики стретчинга для развития статической и динамической гибкости у учащихся средних классов. Методика стретчинга была положена в основу комплексов специальных упражнений, поскольку, исходя из особенностей ее применения, может использоваться, не зависимо от степени подготовленности учащихся, благоприятно влияет на мозговую деятельность, не требует длительной переподготовки учителя физической культуры.

При оценке показателей уровня развития гибкости за норму принимаются результаты, являющиеся нормативами общей физической подготовки.

Группы учащихся занимаются 3 раза в неделю по 45 минут.

Контрольная группа занимается по утвержденной образовательной программе, в занятия экспериментальной группы включены комплексы специальных упражнений, которые выполняются в начале основной части каждого урока. Затем дети занимаются по школьной программе.

Уроки в контрольной и экспериментальной группе состоят из трех частей: разминка (15 мин), основная часть(25мин.)  и заключительная(5мин). Разминка в контрольной и экспериментальной группе проводятся одинаково. Разминка необходима для подготовки к основной части. В ней используются следующие упражнения:

-равномерный бег (30сек), бег спиной вперед (15 с.), бег лицом вперед с высоким  подниманием   бедра  (15 с.). - ходьба (30 с.);

-прыжки с продвижением на двух (15 с.), на правой/левой ( по 15 с.);

-ходьба в низком приседе (30с.);

-прыжки в низком приседе (15 с.), выпрыгивания из низкого приседа (15 с.);

-ходьба (30 с.);

-И.п. (исходное положение) - основная стойка; круговые движения головой вправо/влево в медленном темпе ( по 30 с.);

-И.п. - стойка ноги врозь руки к плечам; круговые движения в плечевом суставе вперед/назад ( по 15 с.);

-И.п. - стойка ноги врозь руки за голову; наклоны вправо/влево (по 15 с.),

-И.п. - стойка ноги врозь; наклоны к правой/левой с касанием пола ладонями (по 15с.);

-И.п. - стойка ноги врозь руки на пояс; круговые движения туловища вправо/влево (по 15 с.).

Упражнения, используемые в разминке, выполнялись в течение всего эксперимента и не менялись. После разминки  группы приступали к основной  части урока, продолжительностью 30 мин. Основная часть в контрольной и экспериментальной группах различная.

Содержание учебного занятия по физкультуре у контрольной группы:

-И.п.- руки вперед. Круговые движения руками в различных плоскостях. Повторить 10-12 раз.

-И.п.- руки вперед. Одновременно повороты рук внутрь и наружу до предела. Повторить 6-8- раз.

-Приседания на полной ступне: а) ноги вместе; б) ноги врозь, ступни параллельно. Повторить 20-25 раз.

-И.п.- О.С. Пружинящие наклоны, притягивание туловища руками к голени. Повторить 20-25 раз.

-И.п.- глубокий упор присев на одной ноге, другую в сторону. Стараться сесть за ногой. Повторить 14-16 раз.

-И.п.- стоя босиком с опорой. Махи ногами в различных плоскостях. Повторить 10-12 раз.

-Ходьба на пятках, носки взяты «на себя», возможно выше.

-И.п.- выпад одной ногой, другая сзади прямая, носок оттянуть. Повторить 10-12 раз.

В заключительную часть включены  упражнения, способствующие восстановлению организма

Эта группа продолжает заниматься, но с интенсивностью уже 85% от максимальной.

В урок экспериментальной группы, в течение всего эксперимента,   включаются комплексы специальных упражнений на основе стретчинга для развития динамической и статической гибкости.

В основную часть урока экспериментальной группы входят следующие комплексы специальных упражнений:

Комплекс № 1 - динамически активные упражнений на гибкость на гимнастической стенке

1. И.П. - левая нога в сторону в упоре на гимнастической стенке, ее ступня параллельна полу: медленные повороты (8-10 раз) левой ноги в тазобедренном суставе, держась руками за жерди.

 2. И.П. упражнения № 1: пружинящие сгибания левой ноги в коленном суставе (5-6 раз). Руками перехватить жерди, приняв устойчивое положение. Ступня левой ноги параллельна полу. Не меняя положения ног, перейти к выполнению упражнения № 3.

3. Из И.П. упражнения № 2, хват руками слева и справа от левой ступни, параллельной полу: медленные и плавные наклоны туловища к выпрямленной левой ноге (8-10 раз), не меняя положения ее ступни. Не опуская левой ноги с гимнастической стенки, перейти к выполнению упражнения № 4.

4. И.П. - левая нога в сторону в упоре на гимнастической стенке, туловище наклонено вперед, руки опираются на жерди, ступня правой ноги отставлена в сторону на 50-70 см от плоскости гимнастической стенки под углом к ней 45-50 градусов: с поворотом левой ноги в тазобедренном суставе подтянуть таз вперед к гимнастической стенке, затем прогнуться в пояснице и выполнить наклон туловища влево к прямой ноге.

Выполнить весь комплекс из упражнений № № 1-4 для другой ноги.

5. И.П. - выпад в упоре на жерди гимнастической стенки: сгибание-разгибание ноги с упором руками на жерди. Выполнить по 8-10 раз на каждую ногу.

6. И.П. - левая нога выпрямлена вперед в упоре на гимнастической стенке: медленные пружинящие наклоны туловища вперед (6-10 раз), руки зафиксировать на ступне левой ноги. В последнем наклоне конечное положение держать 10-15 секунд, затем выполнить упражнение для другой ноги.

7. И.П. - левая нога в сторону в упоре на гимнастической стенке: наклоны туловища к прямой опорной ноге (8-10 раз). Пальцами рук или ладонями достать пол. В последнем наклоне конечное положение держать 10-15 секунд, затем выполнить упражнение для другой ноги.

8. И.П. - стоя лицом к гимнастической стенке в широкой стойке, ступни параллельны, руками захватить жерди на уровне груди: поочередные повороты вперед-внутрь правой и левой ног в тазобедренных суставах (по 8-12 раз), постепенно разводя ноги в стороны до максимума (до поперечного шпагата). Не меняя положения, перейти к выполнению следующего упражнения.

9. И.П. - как и в упражнении № 8: развернуться влево и пружинящими движениями опуститься в шпагат левой. Выполнив упражнение, развернуться и перейти в шпагат другой ногой.

10. И.П. - стоя правым боком у гимнастической стенки, ноги вместе, правой рукой взяться за жердь: выполнить 10 махов вперед выпрямленной левой ногой с постепенным увеличением амплитуды движений. Повернуться лицом к гимнастической стенке и перейти к выполнению упражнения № 11.

11. И.П. - стоя лицом к гимнастической стенке, ноги вместе, правой рукой взяться за жердь на уровне груди, а левой на уровне живота: выполнить 10 махов в сторону выпрямленной правой ногой с одновременным отклонением туловища влево, ступня параллельна полу, а пальцы разогнуты (взять на себя). Повернуться к гимнастической стенке правым боком и выполнить упражнение № 12.

12. И.П. - стоя правым боком у гимнастической стенки, ноги вместе, правой рукой взяться за жердь на уровне груди, а левой - на уровне живота и чуть впереди проекции тела: выполнить 10 махов назад выпрямленной правой ногой с одновременным наклоном туловища вперед прогнувшись, голову повернуть вполоборота вправо и взглядом контролировать траекторию движения пятки. Выполнить упражнения  № 10-12 для другой ноги.

Комплекс № 2

пассивных статических упражнений на гибкость с партнером

1. И.П. - лежа лицом вниз в упоре на предплечьях, партнер, сидя «верхом» на спине, захватывает Вас одной рукой за голову, а другой за ноги: прогнуться в грудном отделе позвоночника и наклонить назад голову с помощью партнера. Конечное положение держать 5-6 секунд.

2. И.П. - лежа лицом вниз, согнутые в локтях руки в замке на затылке, партнер, сидя «верхом» на пояснице, захватывает Вас за кисти рук: разгибание партнером туловища назад-вверх . Конечное положение держать 5-10 секунд.

3. И.П. - лежа лицом вниз, руки назад, партнер, сидя на спине, захватывает Вас за запястья: 1) разгибание рук назад партнером; 2) тяга за руки назад-вверх. В каждом положении держать по 5-10 секунд.

4. И.П. - как в предыдущем упражнении, но партнер захватывает одной рукой Вашу руку за запястье, а ладонью другой упирается в плечевой сустав: разгибание одной руки назад партнером . Держать 5-10 секунд. Выполнить с каждой рукой.

5. И.П. - сидя, прямые руки назад: разведение выпрямленных рук за спиной партнером. Конечное положение держать 10-15 секунд.

6. И.П. - сидя, руки в замке за головой, партнер сзади захватывает Ваши руки за локти: разведение рук за головой партнером. Конечное положение держать 10-15 секунд.

7. И.П. - лежа спиной на коврике, руки скрестить на груди, партнер захватывает их сверху за локти: сведение скрещенных рук партнером. Положение рук менять, держать по 10-15 секунд.

8. И.П. - стоя спиной друг к другу, руки вверх, один захватывает другого за запястья : развернуться боком друг к другу и выполнить наклоны туловища в сторону. Конечное положение держать 5-10 секунд. Затем принять И.П- и выполнить упражнение в другую сторону. Не меняя И.П., перейти к выполнению следующего упражнения.

9. И.П. - как и в предыдущем упражнении: одному наклониться вперед, наваливая товарища себе на спину так, чтобы он прогнулся в спине. Держать 5-10 секунд

10. И.П. - сидя друг против друга, руки в замке за головой, сцепиться ступнями: повороты туловища в стороны. Конечное положение держать по 5-10 секунд.

11. И.П. - сидя друг против друга, упереться разведенными в стороны ногами ступня в ступню: одновременные наклоны туловища к одноименной ноге в одну, затем в другую сторону. Держать в конечном положении 10-15 секунд . Лечь на спину и перейти к выполнению следующего упражнения.

12. И.П. - лёжа на спине, ноги в стороны: разведение ног с помощью партнера. Конечное положение держать 5-10 секунд.

13. И.П. - сидя спиной к партнеру, ноги в стороны, захватить друг друга под локти: наклон вперед с помощью партнёра, наваливающегося на Вас сверху. Конечное положение держать 10-30 секунд, затем подняться в И.П. и свести ноги.

14. Сидя, ноги вместе: наклоны вперед с помощью партнера, наваливающегося Вам на спину. Конечное положение держать 10-30 секунд.

15. И.П. - опереться спиной на ступни согнутых ног лежащего на спине партнера: прогнуться в спине с помощью партнера, выпрямляющего свои ноги и удерживающего Вас за руки. Конечное положение держать 5-10 секунд.

16. И.П. - сидя, подтянуть ступни, сведя вместе подошвы, руками захватить пальцы ног и подтянуть пятки еще ближе к промежности, стоящий сзади на коленях партнер опирается руками на Ваши колени: разведение ног и наклон туловища вперед с помощью партнёра, надавливающего руками на колени и наваливающегося грудью вам на спину. Держать 5-10 секунд.

17. И.П. - лежа вниз лицом, ноги согнуть в коленях, партнёр захватывает их за лодыжки, придерживая снаружи Ваши колени своими бедрам: разведение согнутых в коленях ног партнером, постепенно увеличивая амплитуду движений. Конечное положение держать 5-10 секунд. Не меняя И.П., свести ноги внутрь, держать 5-10 секунд.

18. И.П. - лежа лицом вниз, ноги согнуть в коленях, партнер сзади захватывает Ваши ноги за пальцы стоп: сгибание ног в коленных суставах партнёром. Конечное положение держать 5-10 секунд.

Комплекс № 3 март динамических активных упражнений на гибкость с гимнастической палкой.

1. И.П. - ноги на ширине плеч, палка горизонтально внизу, хват сверху шире плеч: 1) на счет 1-2 - плавно поднять руки с палкой вверх; 2) на 3-4 - выкрут рук с палкой назад; 3) на 5-6 - выкрут рук с палкой вверх; 4) на 7-8 - вернуться в И.П. Выполнить 8-12 раз, уменьшая постепенно ширину хвата палки .

2. И.П. - ноги на ширине плеч, палка горизонтально вверху, хват сверху шире плеч: 1) на счет 1-8 - пружинящие наклоны влево, касаясь палкой пола (гимнастического ковра, татами,) 2) на 1-8 - пружинящие наклоны вправо.

3. И.П. - ноги на ширине плеч, палка горизонтально вверху, хват сверху шире плеч: 1) на счет 1-8 - пружинящие повороты влево; 2) па 1-8 - повороты вправо.

4. И.П. - широкая стойка, выкрут  рук назад, палка горизонтально, хват сверху шире плеч: на счет 1-8 - пружинящие наклоны вперед с выкрутом рук вверх, постепенно уменьшая ширину хвата

5. И.П. - широкая стойка, палка горизонтально внизу, хват сверху шире плеч: 1) на счет 1 - поднять палку вертикально вправо; 2) на 2 - выкрут рук назад, палка горизонтально; 3) на 3 - обратным движением поднять палку вертикально вправо; 4) на 4 - принять И.П. Выполнить по 8-12 раз в каждую сторону, постепенно уменьшая ширину хвата.

6. И.П. - широкая стойка, палка горизонтально за спиной, хват сверху: 1) на счет 1 - наклон вперед; 2) на счет 2 - наклон назад. Выполнить плавно 8-І2 раз.

7. И.П. - широкая стойка, палка горизонтально за спиной, хват сверху: 1) на 1-8 - пружинящие наклоны влево; 2) на 1-8 - пружинящие наклоны вправо; 3) на 1-8 -пружинящие повороты влево; 4) на счет 1-8 - пружинящие повороты вправо.

8. И.П. - наклон прогнувшись в широкой стойке, палка горизонтально за спиной, хват сверху : 1) на 1-8 - пружинящие повороты влево ; 2) на счет 1-8 - повороты вправо.

9. И.П. - ноги на ширине плеч, палка горизонтально на груди, хват сверху: 1) на счет 1 -наклон вперед; на 2 - поворот туловища влево с последующим наклоном; на 3 - наклон вперед; на 4 - поворот туловища вправо с последующим наклоном. Выполнить 4-8 раз в каждую сторону, постепенно увеличивая ширину хвата.

10. И.П. - широкая стойка, палка горизонтально за спиной, хват сверху (рис. 655-А): на счет 1-4 - присесть на левой, правая нога прямая в сторону, стопы параллельны - пружинящие наклоны к правой ноге; на 5-8 - перейти в сед на правой, левая прямая в сторону, стопы параллельны - пружинящие наклоны к левой ноге. Выполнить упражнение 4-8 раз.

11. И.П. - широкая стойка, палка горизонтально за спиной, хват сверху: на счет 1-4 - присесть на левой, правая в сторону на пятке - пружинящие наклоны к правой ноге;  на 5-8 - принять присед на правой, левая в сторону на пятке - пружинящие наклоны к левой ноге.

По окончанию эксперимента проводится повторное тестирование, результаты которого представлены в главе 3.

В конце экспериментальной работы, проводится математическая обработка полученных результатов для оценки эффективности применения комплексов специальных упражнений для развития динамической и статической гибкости у учащихся среднего школьного возраста.

3. Результаты исследования и их обсуждения.

3.1. результаты эксперимента.

В начале  и в конце эксперимента в контрольной и экспериментальной группе проводятся замеры и выявляются следующие показатели развития гибкости. Примеры таблиц приводятся ниже.

Показатели развития гибкости в контрольной группе ( начальные, промежуточные, итоговые) эксперимента

Таблица №1

№ №

Ф.И. учащегося

Тест  № 1

Показатели в см.

Тест  № 2

Показатели в см

Тест № 3

«мостик»

Показатели в см.

11

 

 

 

 

22

 

 

 

 

 

Средний показатель

 

 

 

 

По первому тесту за норму  был принят «ноль» в линейном измерении, т.е., если учащийся дотягивался до упора, на котором он стоял, это считается нормой.

Во - втором тесте также за выполненную норму принимается цифра «ноль» в линейном измерении, т.е., если учащийся дотрагивается грудью до бедер и, не оставается расстояния между ними, упражнение считается выполненным на «отлично», показатели гибкости высокие.

По третьему тесту измерения производятся от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот, за норму принимается цифра «восемьдесят», что соответствует нормам в этом возрасте. Измерения производятся между двумя

Показатель развития статической гибкости в процессе эксперимента меняется.

Средне значение рассчитывалось по формуле:

А=(В/С),

где: А-среднее значение;

В-сумма всех показателей группы;

С-количество участников эксперимента

Если показатели улучшаются , то можно говорить о большой эффективности комплекса специальных упражнений для развития статической и динамической гибкости.

Список  литературы

1. Алисов, Н. Я. Исследование гибкости/ Н.Я.Алисов. –  М.: Советский спорт, 2001. – 313с.

2. Быков, В. С. Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие/ В. С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 1998. –  230с.

3. Васильев, Е.П. Исследование гибкости/ Е. П. Васильев. – М.: Советский спорт, 2000. – 195с.

4. Власенко, С. Н. Гибкость – важный фактор здоровья/ С. Н. Власенко. – М.: Советский спорт, 2001. – 288с.

5. Вультров, Б. 3. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Пособие для учителя/ Б. З. Вультров, М. М. Потошник и др. – М.: Просвещение, 2003. –   190с.

6. Галеева, М. Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие/ М. Р. Галеева. –  Киев, 1999. – 256 с.

7. Гришина, Ю. И. Общая физическая подготовка. Учебное пособие/ Ю. И. Гришина. – СПб.: Бизнес-пресса, 2006. – 192с.

8. Демидов, В. М. Опыт организации работ по улучшению дви­гательной подготовленности учеников/ В.М. Демидов. – Физическая культура в школе, 2001. – № 1 - 147с.

9. Дубровский, В. И. Биомеханика/ В. И. Дубровский. – М.:Владос-Пресс, 2003. – 672с.

10. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология. Учебник/ Ю. А. Ермолаев. – М.: Возрастная физиология, 2001. –  34с.

    11. Захаров, Е. Н. Энциклопедия   физической   подготовки./ А. В. Карасева. – Просвещение 2000. – 256с.

12. Зимкина, Н. В. Физиология человека. Учебник/ Н. В. Зимкина. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 589с.

13. Козлова, В. И. Физиология развития ребенка. Учебное пособие/ В. И. Козлова. – М.: Терра-спорт, 2003. –  331с.

14. Коца,  Я. М. Спортивная физиология. Учебник/ Я. М. Коца. – М.: Просвещение, 2003. – 239c.

15. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физическая культуры./ Ю. Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2004. – 464с.

16. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. Учебное пособие/ Б. Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2008. – 244с.

17. Матвеев,  Л. П. Теория и методика физического воспитания/ Л. П. Матвеев. – СПб.: Астрель – 2005. – 305с.

18. Мессер, А. М. Танец. Мысль. Время/ А. М. Мессер. – М.: Владос пресс, 2003. – 239с.

19. Платонов, В. Н. Гибкость спортсмена и методика её совершенствования/ В. Н. Платонов. – М.: Советский спорт, 2000. – 364с.

20. Рубштейн, Н. А. Психология танцевального спорта или, что нужно знать, чтобы стать первым/ Н. А. Рубштейн. – М.: Владос пресс, 2000. – 246с.

21. Солодков, А. С. Физиология человека. Учебник/ А. С. Солодков. – М.: Советский спорт, 2008. – 620с.

22. Уткин, В. Л. Биомеханика физических упражнений/ В. Л. Уткин. – М.: Просвещение, 2003. – 210с.

23. Холдов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж. К. Холдов. – М.: Академия, 2007. – 480с.

24. Алекс, М. Бальные танцы/ М. Алекс. – М: Астрель, 2002. – 319с.

            25. Кауль, Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы/ Н. Кауль. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004. – 352с

 

 

 

 

 

 



[1] Алисов, Н. Я. Исследование гибкости/ Н.Я.Алисов. –  М.: Советский спорт, с-50.

 

[2] Алисов, Н. Я. Исследование гибкости/ Н.Я.Алисов. –  М.: Советский спорт, 2001. С-55

[3] Алисов, Н. Я. Исследование гибкости/ Н.Я.Алисов. –  М.: Советский спорт, 2001. С- 58

[4] Галеева, М. Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие/ М. Р. Галеева. –  Киев, 2000. С- 140

[5] Галеева, М. Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие/ М. Р. Галеева. –  Киев, 2000.С- 149

[6] Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физическая культуры./ Ю. Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2004. – с -280

[7] Матвеев,  Л. П. Теория и методика физического воспитания/ Л. П. Матвеев. – СПб.: Астрель – 2005. С -200

[8] Матвеев,  Л. П. Теория и методика физического воспитания/ Л. П. Матвеев. – СПб.: Астрель – 2005. С- 203

[9] Матвеев,  Л. П. Теория и методика физического воспитания/ Л. П. Матвеев. – СПб.: Астрель – 2005. – 305с

[10] Матвеев,  Л. П. Теория и методика физического воспитания/ Л. П. Матвеев. – СПб.: Астрель – 2005. С- 205

[11] Зимкина, Н. В. Физиология человека. Учебник/ Н. В. Зимкина. – М.: Физкультура и спорт, 2004. С -250

[12] Зимкина, Н. В. Физиология человека. Учебник/ Н. В. Зимкина. – М.: Физкультура и спорт, 2004. С-254

[13] Козлова, В. И. Физиология развития ребенка. Учебное пособие/ В. И. Козлова. – М.: Терра-спорт, 2003. С-180

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Без гибкости нет здоровья.

Без гибкости нет здоровья....

Акробатика – гибкость, координация, двигательная активность

Цели урока: Привести в систему, знания учащихся по акробатике через повторение и обобщение...

Формирование гибкости мышления.

Презентация может использоваться на уроках ОЗОЖ, занятиях по психологии. Представлены практические задания для учащихся 7-8 классов для развития гибкости мышления, умения логически мыслить....

Презентация "Гибкость и методика её развития"

Развитие физических качеств, по моему глубокому убеждению, должно основываться на специальных знаниях, которые учащимся нужно давать интересно, красочно, полно. Основы теории, нагладный материал, граф...

Для чего нужна гибкость

Презентация к уроку физкультуры по разделу "Гимнастика"...

Развитие гибкости.

Гибкость является одной из физических способностей человека. Наряду со скоростными, силовыми, координационными способностями и выносливостью. В данной работе даны основные определения, формы, режимы р...