Организация проблемного обучения на уроках физкультуры
презентация к уроку по физкультуре

Призентация о проблемном обучении в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon problemnoe_obuchenie_prizentatsiya.ppt514 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация проблемного обучения на уроках физической культуры Городской семинар учителей физической культуры

Слайд 2

Проблемное обучение как средство формирования физической культуры личности школьников и профессиональных компетенций педагогов

Слайд 3

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Э. Хаббард

Слайд 4

Ключевые компетенции школьников наличие универсальных знаний, умений, навыков; коммуникативные навыки; навыки обработки информации; навыки исследовательской работы; навыки самообразования; навыки сотрудничества; умение брать ответственность на себя.

Слайд 5

Педагогический процесс как единое целое Слайд 3 формирование общественно-значимого исторического опыта, проявляющееся в присвоении соответствующих знаний, умений и навыков Обучение Воспитание Образование формирование общественно-значимых установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, отражающееся в приобретении индивидуального мировоззрения и миропонимания, устойчивых черт характера и способов межличностного общения Развитие творчества и мышления, проявляющееся в овладении познавательной и предметной деятельностью, развитии способностей к активной самореализации в личных и общественных интересах

Слайд 6

Типы обучения Объяснительно-иллюстративный Проблемный

Слайд 7

Объяснительно-иллюстративный тип обучения Цель: усвоение результатов научного познания, вооружение знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков Принцип: передача учащимся готовых выводов науки Результат: формирование репродуктивное мышление, т. е. воспроизводство готовых выводов науки

Слайд 8

Проблемный тип обучения Принцип: поисковая учебно-познавательная деятельность ученика, т. е. принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике Результат: формируется продуктивное и творческое мышление, т.е. навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение Цель: усвоение самого пути процесса получения результатов научного познания, формирование познавательной самостоятельности ученика, развитие его творческих способностей

Слайд 9

Проблемное обучение. Исторический экскурс. Учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 50 г. Шахты Шапочкин А.А.

Слайд 10

«Всех нас, вышедших из школ и университетов, коснулась только тень учености… Цветущие годы юности прошли в изучении пустяков, людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали сами небо и землю, дубы и буки, т.е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили только чужие наблюдения и объяснения.» (Я.А. Коменский)

Слайд 11

Ребенок узнает новое не ради самих знаний, а ради деятельности, он интересуется именно тем, что может сделать сам ПОЗНАНИЕ + Деятельность

Слайд 12

Ступени: Ощущение проблемы (затруднения). Формулирование проблемы. Обсуждение гипотезы. Приведение в порядок обнаруженных фактов. Практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.

Слайд 13

Джон Дьюи: Мышление есть решение проблемы

Слайд 14

Дж. Брунер: Значение структуры знаний в организации обучения. Готовность ученика учиться как фактор учения. Интуитивное мышление как основа развития умственной деятельности. Мотивация учения в современном обществе.

Слайд 15

Проблемный подход в обучении

Слайд 16

Правила активизации процесса обучения: Вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия. Эпизодически знакомить учащихся с методами науки. Развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий. (М.А. Данилов, В.П. Есипов)

Слайд 17

Проблемное обучение - совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний. (В. Окунь)

Слайд 18

Проблемное обучение - учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно- воспитательным целям школы. (И.А. Лернер)

Слайд 19

Проблемное обучение - Выдвижение перед учащимися дидактических проблем, их решение и овладение учащимися обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач. (Г.В. Кудрявцев)

Слайд 20

Проблемное обучение - Это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. (М.И. Махмутов)

Слайд 21

Учебная проблема Проблемная ситуация

Слайд 22

Признаки проблемной ситуации: Возникает состояние интеллектуального затруднения. Возникает противоречивая ситуация. Рассогласовываются знания и умения, которыми владеет ученик, и теми, что необходимы для понимания объяснения, решения задачи. Проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда и в самом начале решения.

Слайд 23

Менталитет личности

Слайд 24

Менталитет личности отражает Мировоззренческие взгляды Установки Ценностные ориентации Самоактуализация проблем Способы Средства Стиль

Слайд 25

Педагогические максимы «Каждый ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безмерен, и каждый может достичь в жизни цели и осуществить любой жизненный проект» М. Монтессори «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» А. Дистервег «Человек думает, что создает идеи, но в действительности они создают его» К.Г. Юнг «Кто мало думает, тот много ошибается» Леонардо да Винчи

Слайд 26

Методические особенности организации проблемного обучения на уроках физической культуры И.о. зав. кафедрой общетехнических дисциплин СарИПКиПРО Новикова И.В.

Слайд 27

Развивающее обучение – накопление знаний и овладение эффективными способами их применения, т.е. оптимальное соотношение объяснительно-иллюстративных и проблемных методов обучения Процесс обучения, который моделирует в своих чертах ход продуктивного мышления и направляет на открытие учениками новых знаний и способов действия, называют проблемным

Слайд 28

Решение проблемы Проблема (осознание неизвестного) Проблемная ситуация Новые знания, умения, качества

Слайд 29

Проблемная ситуация – особый вид мысленного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психологическим состоянием, которое возникает у ученика во время выполнения им задания и которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные ученику знания или способы действия (А.М. Матюшкин) Проблемная ситуация – это психологическое состояние ученика, которое возникает во время восприятия условия проблемного задания и направляет его на поисковую деятельность

Слайд 30

Психологическая структура проблемной ситуации неизвестное достигаемое знание или способ действия; познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности; интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и творческий опыт

Слайд 31

Типы проблемных ситуаций при столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения; при организации практической работы учащихся; при побуждении учащихся к анализу жизненных явлений; при формулировании гипотез (предположений); при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению; при побуждении учащихся к предворительному обобщению новых фактов; при исследовательских заданиях

Слайд 32

В своих основных чертах решение учебной проблемы совпадает с научным познанием: Составление плана решения проблемы; Выдвижение предположений и обсуждение гипотезы; Доказательство гипотезы; Проверка результатов решения проблемы; Обобщение новых знаний и способов действий

Слайд 33

Виды проблемного обучения Научное творчество – теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие учащимися нового правила, закона, доказательства (постановка и решение теоретических учебных проблем); Практическое творчество – поиск практического решения, т. е. способа применения известного знания в новой ситуации (постановка и решение практических учебных проблем); Художественное творчество – художественное отображение действительности на основе творческого воображения

Слайд 34

Первый уровень проблемного обучения: обычной несамостоятельной активности Восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ и упражнений воспроизводящего характера Виды проблемного преподавания: монологическое ( объясняет содержание новых понятий, фактов, дает готовые научные выводы и образец умственной деятельности по решению учебных проблем) распределяющее ( показывает логику открытия какой-то зависимости или закона, демонстрирует путь научного познания, ход исследования вопроса ученым, делая учеников участниками поиска); диалогическое (беседа, в которой учитель сам создает проблемную ситуацию, но решают её в основном учащиеся – диалог (эвристическая беседа)

Слайд 35

Второй уровень проблемного обучения: полусамостоятельной активности Учитель создает проблемную ситуацию, вместе с учениками формулирует проблему и при их участии решает её. На всех этапах решения проблемы учитель стимулирует деятельность учащихся проблемными и непроблемными вопросами, приучает их к простым умственным операциям: сравнение, выделение главного, применение аналогии и т.п. В процессе анализа условия проблемного задания учитель ориентирует учеников на поиск данных, которых не хватает, учит делать предположения и обосновывать гипотезы, указывает какие знания и умения следует использовать для решения проблемы.

Слайд 36

Третий уровень проблемного обучения: Уровень самостоятельной активности Учитель помогает учащимся сформулировать проблему и решить её. Ученики должны самостоятельно выбрать из предположений гипотезу, обосновать её, найти метод доказательства гипотезы, сформулировать выводы.

Слайд 37

Четвертый уровень проблемного обучения: творческой активности Творческая активность: ученики самостоятельно находят проблему, решают её, делают выводы и обобщения из полученных результатов. Роль учителя при этом сводится к опосредованному руководству всеми этапами проблемного обучения. Создает условия для того, чтобы ученики заметили проблему во время выполнения задания, ориентирует их на правильную её формулировку, постановкой вопросов подводит к нужным выводам и обобщениям. Четвертый уровень проблемности не имеет границ завершения, поскольку является началом самостоятельной творческой деятельности и основной предпосылкой дальнейшего самообразования.

Слайд 38

Правила организации урока с использованием проблемности Проблемная постановка урока: Организация подготовки учащихся к уроку; Постановка цели урока и обеспечение её восприятия учащимися. Актуализация необходимых знаний: Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока. Усвоение нового материала, практическая работа: Обучение двигательным действиям; Развитие двигательных способностей; Формирование духовно-нравсвенных качеств личности; Контроль, оценка и анализ результатов работы; Коррекция учебно-воспитательных воздействий. Заключительная часть урока: Снижение физической нагрузки; Подведение итогов урока; Задание на дом; Организованное завершение.

Слайд 39

Преимущества развивающего обучения перед традиционным: учит мыслить логически, научно и диалектически; делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения; эмоционально захватывает учеников, формирует интерес к научным знаниям, вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих возможностях; стимулирует развитие умения самостоятельно переносить имеющиеся знания в новую ситуацию; способствует развитию умения видеть новые проблемы в привычных, стандартных ситуациях; вырабатывает умение комбинировать ранее известные способы разрешения проблемы с новыми, оригинальными; способствует активному формированию ряда личностных качеств: инициативности, критичности, самокритичности мышления

Слайд 40

Умения учителя физической культуры Конструктивные Организаторские Коммуникативные Гностические Двигательные

Слайд 41

Нерешенные проблемы проблемного обучения Проблемное обучение требует от учителя высокого педагогического мастерства и высокого уровня методической подготовки, к чему он часто реально бывает не готов; Много времени при подготовке к уроку уходит на придумывание проблемных ситуаций. Как технологизировать этот процесс? Необходимо создать банк проблемных ситуаций по различным учебным предметам; Слабо разработаны приемы дифференциации и индивидуализации в условиях проблемного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проблемного обучения на уроках физической культуры.

Контрольная работа Организация проблемного обучения на уроках физической культуры....

Организация проблемного обучения на уроках физики.

Организация проблемного обучения на уроках физики....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

В наши дни особенно остро встаёт вопрос о новой системе подготовки подрастающего поколения, предполагающий целенаправленное развитие познавательных возможностей будущих специалистов и, прежде всего, и...

Способы организации проблемного обучения на уроке

В статье перечислены типы вопросов и заданий, активизирующих поисковую деятельность учащихся на уроке....

Методическая разработка по информатике и ИКТ. Тема "Организация процесса самообразования через методы проблемного обучения на уроках информатики"

Начало моей педагогической деятельности совпало с появлением в школьном расписании учебного предмета информатика. Занятия велись только в 10 -11 классах. Изучалось только алгоритмизация и программиров...

Организация проблемного обучения на уроках биологии.

Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умения выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который: ставит перед собой реальные це...

Организация проблемного обучения на уроках биологии.

Мастер класс.Организация проблемного обучения на уроках биологии....