Методическая разработка открытого урока «Воспитание физических качеств и двигательных способностей»
методическая разработка по физкультуре (9 класс)

Сагарда Анна Анатольевна

Материал методической разработки «Воспитание физических качеств и двигательных способностей» предназначен для организации и проведения уроков «Физической культуры» по разделу «общая физическая подготовка». В методической разработке отображена сущность работы учителя на уроках физической культуры по разделу «общая физическая подготовка», способствующих воспитанию физических качеств, а именно: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, которые далее будут использоваться в рабочем процессе. Данный материал необходим для приобретения учениками новых навыков и занимает особое место при формировании устойчивых мотивов и потребностей к бережному отношению к своему здоровью, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры, организации здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_2020.odt19.89 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Средняя Общеобразовательная школа № 3 имени В. К. Сурина г. Белорецк Муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

Методическая разработка

открытого урока

«Воспитание физических качеств и

двигательных способностей»

                                                                                   Учитель физической  культуры:

Сагарда А.А.

Белорецк 2020г.

Оглавление

1.Введение

2.Подготовительный этап

3.Учебно-методическая карта

4.Методика проведения

5.Заключение

6.Список использованной литературы

Введение

Материал методической разработки «Воспитание физических качеств и двигательных способностей» предназначен для организации и проведения уроков «Физической культуры» по разделу «общая физическая подготовка». В методической разработке отображена сущность работы учителя на уроках физической культуры по разделу «общая физическая подготовка», способствующих воспитанию физических качеств, а именно: быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, которые далее будут использоваться в рабочем процессе. Данный материал необходим для приобретения учениками новых навыков и занимает особое место при формировании устойчивых мотивов и потребностей к бережному отношению к своему здоровью, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры, организации здорового образа жизни.

Посредством проведения уроков «общей физической подготовки» развиваются физические качества:  скоростно-силовые, ловкость, выносливость, гибкость, координация и повышаются функциональные возможности организма. Занятия расширяют кругозор, формируют компетентность физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческий опыт в индивидуальных формах занятиях физическими упражнениями.

Изучение данного раздела позволяют знать требования безопасности на  уроках ОФП, способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности, влияние занятий на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни.

В данной методической разработке описаны такие методы как словесно-наглядный: объяснение, наглядный показ упражнения учителем, демонстрационный показ с использованием  доклада-сообщение освобождённым учеником, использование спортивного сайта интернета; практические методы: индивидуальный, групповой, командный.

Структура методической разработки включает в себя введение, подготовительный этап, учебно-методическую карту, методику проведения урока, заключение, список использованной литературы, приложения.

                                 

Подготовительный этап

Проведению комбинированного урока, который включает в себя несколько форм, в том числе и соревнования, предшествует большая подготовительная работа учителя и учеников.

Учителю необходимо разъяснить ученикам цель проведения урока, какими знаниями они должны владеть, какой учебный материал повторить к уроку освобождёнными учениками. Учитель заранее предлагает детям сформировать 2 спортивных отделения по 8 человек.

За несколько дней до урока учитель проводит консультации, зачитывает окончательный вариант план урока, объясняет правила. Заранее отделениям даётся возможность ознакомиться с более сложными специальными упражнениями и спортивными командами. Освобождённому от урока физической культуры ученику предлагается подготовить доклад об физическом качестве «выносливость».

Последним этапом подготовительной работы является подготовка спортивного зала и спортивного инвентаря.

Учебно-методическая карта

Раздел дисциплины: Общая физическая подготовка

Тема урока: Воспитание физических качеств и двигательных способностей

Цель: способствовать физическому совершенствованию

Задача:

Образовательная: обучить, обобщить, систематизировать и проконтролировать выполнение заданий

Воспитательная: способствовать воспитанию честного противоборства, чувства взаимоподдержки

Оздоровительная: способствовать укреплению здоровья и организации здорового образа жизни

Вид занятия: урок

Тип занятия: комбинированный

Методы обучения: словесно-наглядный, практические: индивидуальный, групповой, командный

Средства обучения:

Квалификационные требования: ученики должны

знать:

- место и значение общей физической подготовки в системе физической культуры;

- основы техники безопасности при выполнении упражнений для развития силы, быстроты, гибкости;

- распределение физической нагрузки и отдыха во время занятий ОФП.

уметь:

- овладеть практическими умениями и навыками, т.е выполнить правильно упражнения разной сложности;

- выполнить упражнения в несколько повторений;

- уметь распределять нагрузку соответственно своей физической подготовленности.

Наглядные пособия, раздаточный материал: рисунки, билетики.

Оборудование: секундомер, разметочные фишки, гимнастическая скакалка, гимнастическая скамейка, шведская стенка, гимнастический мат, свисток, гимнастические обручи, МР3плеер

Место проведения: спортивный зал

Время проведения: 90 минут

Участники: ученики 9а класса

Структура урока

№ п/п

Элементы занятия, изучаемые

вопросы

Методы обучения

Планируемое время

1

2

3

4

Подготовительная часть

5 мин

1.

Организационная часть

словесный

2 мин

2.

Вводный инструктаж

словесный

3 мин

Основная часть

75 мин

1.

Измерение пульса, разминка

наглядный

10 мин

2.

Закрепление прошедшего

материала

словесно-нагляд.,

практический

19 мин

3.

Подведение итогов

словесный

3 мин

4.

Изучение нового материала

словесно-нагляд.,

практический

15 мин

5.

Игра-соревнование, измерение пульса

25 мин

6.

Подведение итогов

словесный

3 мин

Заключительная часть

10 мин

1.

Упражнения для восстановления организма, измерение пульса

словесно-нагляд.,

практический

3 мин

2.

Выступление ученика с докладом

словесный

3 мин

3.

Рефлексия

словесный, практический

2 мин

4.

Подведение итогов всего урока

словесный

2 мин

Методика проведения

Организационная часть – один из важнейших элементов урока. Учитель в самом начале урока должен правильно организовать труд учеников.

В организационной части необходимо отметить отсутствующих учеников и правильность расположения их на рабочих местах.

В своей вступительной речи учитель рассказывает о целях проведения этого урока, о задачах, которые необходимо решить детям, для достижения поставленных целей. Учитель раздаёт всем ученикам красочные билеты, которые они должны сохранить до конца урока. Их назначение объясняется в заключительной части урока на этапе рефлексия. Затем учитель кратко информирует ученикам о ходе проведения урока, знакомит их с критериями оценки работы отделений.

Первый этап урока  начинается с измерения пульса в состоянии покоя (данный метод целесообразен в применении, т.к. учитель должен знать пульс до начала урока, чтобы правильно распределить физическую нагрузку и не допустить утомление учеников), а затем выполняются разминочные упражнения для подготовки всех органов и систем органов к последующей физической нагрузке. В ходе разминки ученики выполняют упражнения под специальные команды учителя. При выполнении наиболее сложных, специальных упражнений вся группа останавливается и после показа упражнения учителем, продолжают выполнять задание. Наглядный метод, а именно: показ упражнений учителем, целесообразен в применении и необходим для того, чтобы ученики научились правильно выполнять специальные упражнения по технике их выполнения. После разминки измеряется пульс на данную физическую нагрузку, учитель делает вывод.

Второй этап урока:

закрепление уже изученного материала

1.Упражнения для развития силы. Данное задание ученики выполняют попарно в своих отделениях, а учитель корректирует, исправляя ошибки. 2.упражнения для развития быстроты. Данное задание выполняется отделениями. Учитель  следит за техникой выполнения прыжков, челночного бега и техникой безопасности. 3.упражнения для развития гибкости и координации. Каждое отделение делится на две подгруппы для работы на гимнастической скамейке и гимнастической стенке, и затем выполняют упражнение под руководством учителя. По команде учителя происходит смена сторон, и закрепление элемента продолжается. Учитель  постоянно следит за техникой выполнения упражнений.  По необходимости выполнение приостанавливается, и исправляются ошибки, правильность элемента сопровождается наглядным показом. По окончанию подводятся итоги овладения техникой выполняемых упражнений, и вновь измеряется пульс.

Третий этап урока – это изучение нового материала, а именно: упражнения стретчинга. Учитель  объясняет, а затем сам показывает его или это делает ученик, который владеет тем или иным приёмом стретчинга. Для овладения техникой данного приёма ученики выполняют несколько подводящих упражнений:

  1. удержание равновесия;
  2. упражнение «кошка».          

 И только после отработки данных упражнений следует приступить к выполнению приёмов стретчинга в целом. Учитель во всех упражнениях контролирует технику выполнения приёмов.

Следующим шагом в совершенствовании изученных элементов предоставляется использование совершенствование физических качеств в игровой и соревновательной форме. Игра повышает эмоциональный фон учеников, снимает напряжение и утомление, способствует в непринуждённой обстановке раскрыть свой потенциал, воспитывает чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимоподдержки. Применяются эстафеты.

По окончанию эстафет подводятся итоги совершенствования в овладении техникой выполнения упражнений для развития физических качеств, и измеряется пульс. Ученики в движении в колонне по кругу выполняют несколько упражнений для восстановления организма после физической нагрузки.

Освобождённый от физической культуры ученик делает сообщение на тему: «Значение ОФП в профессиональной деятельности и его влияние на работоспособность»

      На этапе рефлексия учитель предлагает ученикам в выданных им в начале урока билетиках нарисовать картинку, отображающую их эмоциональное состояние в течение всего урока. Таким образом, устанавливается обратная связь «ученик-учитель».

Пред тем как выставить оценки за работу на уроке,  учителю необходимо проанализировать работу учеников на уроке, объяснить со своей точки зрения победу одной команды и проигрыш другой, сделать выводы об активности членов команд. В конце своего выступления учитель высказывает свое мнение о том, достигнуты ли поставленные на уроке цели.

Заключение

Как показывает практика, проведения комбинированных уроков способствует приобретению новых навыков, ученики активны на них, с большой охотой выполняют все предложенные задания, переживают не только за свои оценки, но и за итоги команды в целом.

И ученики, и учитель получают удовлетворение от такой формы проведения урока. Комбинированный урок плюс соревнования наиболее подходит для обучения и закрепления пройденного материала по всей дисциплине. Дух соперничество и желание обучающихся внести свой вклад в победу команды помогают им сконцентрировать свою память, все свои знания и умения одной общей задачей. Они лишний раз убеждаются в том, что коллективная деятельность не может быть плодотворной без конкретного вклада каждого члена коллектива. А наличие  «лидеров» в команде помогает правильно распределить обязанности, организовать и направить в нужное русло работу группы. Эффективность работы зависит не только от знаний и умений учеников, но и от рациональной организации их труда.

Уроку предшествовало большая подготовительная работа учителей и учеников были приготовлены: рисунки, схемы, сообщения. Учитель в течение всего урока должен делать заметки по ходу, отмечая работу отдельных учеников, направлять выполнение упражнений в нужном направлении.

При проведении подобных уроков у учителя есть возможность оценить работу каждого ученика и выставить оценки всем присутствующим на уроке.

                                             Список литературы

  1. Бистрюков В.Г. Физическая культура – М.: « Высш.шк.», 2003. Леонов А.Д., Малый А.А.. Баскетбол. – Киев: Изд-во «Радяньска школа», 1999.
  2. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. -  Р-н-Д: Изд-во "Феникс", 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание физических качеств методом круговой тренировки

История развития круговой тренировки. Воспитание физических качеств методом круговой тренировки (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости). Примерные упражнения для развития двигательных качес...

воспитание физических качеств

В статье идет речь о воспитании физических качеств личности школьника в школе...

Применение специальных упражнений для воспитания физических качеств у подростков 13-14 лет в секции по волейболу.

Повышение двигательной активности, развитие физических качеств детей  может осуществляться за счет привлечения учащихся к систематическим занятиям волейболом  во внеурочное время. В связи с ...

Физические качества и способности,необходимые в танцах.

В статье предпринята попытка сформулировать требования к физическим качествам спортсмена-танцора....

Технологическая карта урока образовательно-обучающей направленности. Тема: "Совершенствование техники опорного прыжка через козла в ширину способом «ноги врозь». Комплексное воспитание физических качеств. 6 класс"

Технологическая карта урока образовательно-обучающей направленности. Тема: "Совершенствование техники опорного прыжка через козла в ширину спосом "ноги врозь". Комплексное воспитание фи...