Методическая разработка "Раздел рабочей программы по физической культуре "Конькобежный спорт" 10-11 классы
рабочая программа по физкультуре (10 класс)

Мавричев Сергей Владимирович

Методическая разработка "Раздел рабочей программы по физической культуре  "Конькобежный спорт" 10-11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdel_rabochey_programmy_konkobezhnyy_sport.docx65.22 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел рабочей программы «Конькобежный спорт»

 по  предмету «Физическая культура»

10-11 класс

На основе Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельно с учетом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Одной из особенностей программы образовательной области «физическая культура» в общеобразовательной школе является направленность на реализацию принципа вариативности, создающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с материально-технической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими условиями, профессионально-специализированной подготовленностью педагогических кадров.

Введение третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях, недостаточная материально-техническая оснащенность учебного процесса создало условия для изыскания новых форм проведения занятий по физической культуре и послужило толчком к разработке раздела рабочей программы «Конькобежный спорт».

Катание на коньках является эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности обучающихся. Проходя на воздухе, систематические занятия катанием на коньках оказывают положительное влияние на организм ребёнка. Прежде всего, можно отметить благоприятные изменения в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. Занятия конькобежным спортом значительно повышают устойчивость вестибулярного аппарата. У обучающихся совершенствуется функция равновесия, что позволяет им легко и свободно маневрировать на льду, выполнять различные фигуры. Благодаря влиянию холодного воздуха улучшаются терморегуляторные процессы в организме и, следовательно, происходит закаливание, повышается сопротивляемость простудным заболеваниям, отмечается сокращение их продолжительности. Таким образом, катание на коньках при целенаправленном руководстве со стороны учителя способствует развитию основных видов движений и может оказать всестороннее влияние на физическое развитие и физическую подготовленность обучающихся.

        Раздел рабочей программы «Конькобежный спорт» предмета «Физическая культура» для 10-11 классов разработана на основании:

- Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для X-XI классов);

- Образовательной программы среднего общего образования МАОУ Школа №22;

- учебного плана МАОУ Школа №22;

-  авторской программы     «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010).

Для реализации раздела «Конькобежный спорт» рабочей программы используется учебник:

 Физическая культура 10 – 11 классы/учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание. -  М.: Просвещение, 2011.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения раздела программы «Конькобежный спорт» учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать и иметь представление: 

  • о роли и значении занятий катанием на коньках в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни;
  • об особенностях функционирования основных органов и структур организма при катании на коньках;
  • об особенностях организации и проведения индивидуальных занятий на катке;
  • об особенностях обучения и самообучения двигательным действиям при катании на коньках;
  • о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
  • о культуре поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
  • об экипировке и использовании спортивного инвентаря на занятиях по конькобежной подготовке;
  • о правилах и условиях проведения соревнований;
  • о причинах травматизма на занятиях конькобежным спортом и правилах его предупреждения.

Уметь: 

  • определять дозировку физической нагрузки и направленность воздействия физических упражнений;
  • владеть своим телом при остановках, во время падений;
  • самостоятельно выполнять разминку до выхода на лед и на коньках на льду;
  • самостоятельно выполнять специальную настройку перед соревновательными дистанциями;
  • организовывать и проводить самостоятельные формы занятий;
  • уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий катанием на коньках.

Демонстрировать:  

  • правильное положение тела при катании на коньках;
  • упражнения для совершенствования отдельных элементов техники бега по прямой и повороту;
  • технику старта и стартового разгона;
  • виды торможений;
  • упражнения простого катания на коньках;
  •  бег на простых коньках на дистанции:

100 м, 300 м,  1000 м (юноши) и 100 м, 300 м, 500 м (девушки).

Содержание программного материала по разделу рабочей программы «Конькобежный спорт»

10 класс

Основы знаний – в процессе уроков

«Основы знаний» предусматривают ознакомление обучающихся с разделом рабочей программы «Конькобежный спорт» по обучению простому катанию на коньках, с историей развития конькобежного спорта, с правилами техники безопасности.

Сообщение теоретических сведений по следующим вопросам:

  1. Техника безопасности и правила поведения на занятиях по конькам в целях предупреждения травматизма.
  2. Правила экипировки и шнуровки ботинок.
  3. Влияние занятий конькобежным спортом на организм.
  4. Значение занятий на коньках для совершенствования физической подготовленности.
  5. Правила самостоятельных занятий на коньках. Правила самостраховки.
  6. Правила проведения разминки на конькобежных занятиях.
  7. Виды конькобежного спорта: скоростной бег на коньках, фигурное катание, шорт-трек.
  8. Правила соревнований по бегу на коньках. Основы техники бега со старта.
  9. Тактика прохождения спринтерских и стайерских дистанций.

Специальные или подводящие упражнения – 5 ч

               Специальные или подводящие упражнения являются средствами обучения. Они подразделяются на упражнения, выполняемые без коньков, на коньках на полу и упражнения, выполняемые на коньках на льду. Специальные (подводящие) упражнения содержат отдельные элементы техники бега и воздействуют, в основном, на мышцы ног и спины. Эти упражнения особенно ценны для начинающих. Выполняя их, занимающиеся осваивают рабочую позу – посадку, совершенствуют равновесие и координацию движений. Термин «посадка» для новичка означает рабочую позу: ноги слегка согнуты в коленях, тазобедренных и голеностопных суставах, спина наклонена до 45-50 градусов и округлена, слегка согнутые руки опущены, т. е. находятся «наготове».

Обучающиеся принимают и сохраняют правильное положение тела – рабочую посадку; принимают и меняют позы и положения конькобежца; выполняют бесшаговые упражнения (без перемещения с одного места на другое); выполняют упражнения с перемещением (с продвижением вперед или в стороны).

Самостоятельное передвижение на коньках – 2 ч

Формирование у обучающихся первоначального представления о технике катания на коньках, обучение самостоятельному передвижению на коньках по льду.

Преодоление «чувства страха» при движении по скользкой опоре на ограниченной площади поверхности; сохранение равновесия и правильного положения тела; параллельная постановка коньков; приемы переноса тяжести тела на опорную ногу; отталкивание коньком и скольжение на другом; поочередное отталкивание то одним коньком, то другим.

Техника падений – 1 ч

Приемы самостраховки;  группировка в момент потери устойчивости на коньках (глубокое приседание, наклон туловища вперед, руки опущены вниз до коньков, коньки слегка расставлены). Приемы правильного падения: «рыбкой» и на бок. При падении «рыбкой» обучающийся приседает, туловище и руки выносит вперед и скользит на животе, ноги вытягивает. Перед падением на бок надо сгруппироваться, сильно согнув ноги, туловище прижать к бедрам, руками охватить голень. Лучшее предупреждение от травм на льду в результате падений – тренировка в помещении и на снегу и, затем, на льду в основном периоде обучения: после разбега (по одному) обучающиеся приседают, группируются и падают «рыбкой» или на бок то в одну то в другую сторону. До 20-30 повторений на 2-3 уроках.

Виды торможений – 1 ч

Обучение технике торможений проводится сразу же после того, как обучающиеся научились более или менее уверенно держаться на коньках на льду.

Обучающиеся выполняют торможения различными способами; упор внутренним ребром одного конька; упор после разбега внутренними ребрами обоих коньков; повороты на параллельных коньках на 90 и 180 градусов.

Техника бега по прямой – 2 ч

Разучив отдельные элементы техники, надо перейти к освоению техники бега по прямой в целом. Во время обучения упражнениям необходимо следить за тем, чтобы ученики всё время сохраняли правильную посадку, находясь в свободном скольжении, расслабляли свободную ногу, а, начиная отталкивание, ставили конёк свободной ноги рядом с коньком толчковой ноги.

Скольжение в одноопорном, хорошо уравновешенном положении; правильное отталкивание, соблюдая необходимое направление толчка в сторону-назад; сочетание отталкиваний со скольжением на одном, на другом коньке, на двух вместе, соблюдая при этом правильную посадку и постановку коньков; перенос тяжести тела во время отталкивания и скольжения с одной ноги на другую; разбег разными способами (короткими и длинными шагами); переключение с одного двигательного действия на другое (разбег и скольжение на двух ногах, разбег и выполнение различных фигур в одноопорном положении); скольжение на одном коньке после небольшого разбега в разных исходных положениях; согласование движения рук и ног; катание по прямой с махами рук.

Движения рук во время бега позволяют быстрее выводить тело из равновесия. От возможности быстро выводить тело из равновесия перед каждым отталкиванием зависит быстрый темп шагов. Для этого нужно повторить движение рук вначале стоя на месте, затем в скольжении. Необходимо заострить внимание занимающихся на крайних положениях рук во время бега на коньках и на том, как движения рук согласуются с движениями ног.

Техника бега со старта – 1 ч

Исходное положение около стартовой линии и на старте; движения на первых 7-10 шагах со старта; отталкивание внутренними ребрами сильно развернутых коньков; первый шаг и выведение таза вперед в хорошей координации с движениями рук; стартовый разбег с переходом на дистанционный стиль бега.

Бег со старта включает в себя стартовую позу, первые шаги, стартовый разбег и переход в дистанционный бег.

Ученик стоит правым или левым боком к линии старта, коньки расположены параллельно один другому, под углом 30-45 градусов к линии старта, ноги сильно согнуты, туловище приподнято, руки находятся близко у тела. Если ученик стоит левым боком, то правая рука отведена в сторону на уровне плеча, левая – опущена вниз.

Начинается бег со старта отталкиванием сильно развёрнутыми коньками на внутренних рёбрах. После сигнала стартёра необходимо: 1) повернуть туловище в направлении бега; 2) сделать ближестоящей ногой к стартовой линии шаг за неё, развернув для упора ногу носком кнаружи; 3) мощно оттолкнуться другой ногой; максимально вывести таз в направлении бега; 5) резко поменять положение рук – левую вдоль туловища назад и в сторону-вверх до уровня плеча; правую – вдоль туловища вперёд, до положения кисти рук на уровне груди.

Первые шаги со старта – короткие, туловище наклонено вперёд. Сильно согнутые в коленях ноги поставлены под центр тяжести тела; задники коньков находятся близко к средней линии бега, а носки – наружу от неё. Коньки поочерёдно ставятся вперёд надо льдом. Амплитуду движения рук увеличивают со второго – третьего шага.

Обучать технике бега со старта можно по элементам, а затем целостно: сначала стартовой позе, затем первым шагам со старта и, наконец, старту в целом.

Техника бега по повороту – 1 ч

Стойка и скольжение на наружном ребре левого конька; отталкивание правым коньком в сторону и приставление его к левому коньку кратчайшим путем (все время ставится по касательной к окружности на наружное ребро); перенос правого конька через носок левого конька и наоборот.

Особенность техники бега по повороту заключается в том, что конькобежец бежит по кривой линии и вынужден в противовес центробежной силе создавать центростремительную, т. е. наклонятся внутрь поворота. Величина наклона зависит от скорости бега и радиуса поворота. Чем больше скорость бега, тем больше наклон, чем больше радиус поворота, тем меньше наклон. Посадка та же, что и в беге по прямой. Левый конёк ставится на наружное ребро по касательной к окружности. Отталкивание как правым, так и левым коньком направлено вправо.

Упражнения простого катания на коньках – 5 ч

Цель: ознакомление обучающихся с элементами техники, укрепление соответствующих групп мышц, развитие равновесия и координации.

Задачи:

  • совершенствовать приобретенные навыки и на основе их вырабатывать новые;
  • укрепление костно-мышечной системы голеностопного сустава;
  • закрепить навыки скольжения на одном коньке;
  • учить своевременно переключаться с одного движения на другое.

11 класс

Основы знаний – в процессе уроков

«Основы знаний» предусматривают ознакомление обучающихся с разделом рабочей программы «Конькобежный спорт» по обучению простому катанию на коньках, с историей развития конькобежного спорта, с правилами техники безопасности.

Сообщение теоретических сведений по следующим вопросам:

  1. Техника безопасности и правила поведения на занятиях по конькам в целях предупреждения травматизма.
  2. Правила экипировки и шнуровки ботинок.
  3. Влияние занятий конькобежным спортом на организм.
  4. Значение занятий на коньках для совершенствования физической подготовленности.
  5. Правила самостоятельных занятий на коньках. Правила самостраховки.
  6. Правила проведения разминки на конькобежных занятиях.
  7. Виды конькобежного спорта: скоростной бег на коньках, фигурное катание, шорт-трек.
  8. Правила соревнований по бегу на коньках. Основы техники бега со старта.
  9. Тактика прохождения спринтерских и стайерских дистанций.

Специальные или подводящие упражнения – 5 ч

               Специальные или подводящие упражнения являются средствами обучения. Они подразделяются на упражнения, выполняемые без коньков, на коньках на полу и упражнения, выполняемые на коньках на льду. Специальные (подводящие) упражнения содержат отдельные элементы техники бега и воздействуют, в основном, на мышцы ног и спины. Эти упражнения особенно ценны для начинающих. Выполняя их, занимающиеся осваивают рабочую позу – посадку, совершенствуют равновесие и координацию движений. Термин «посадка» для новичка означает рабочую позу: ноги слегка согнуты в коленях, тазобедренных и голеностопных суставах, спина наклонена до 45-50 градусов и округлена, слегка согнутые руки опущены, т. е. находятся «наготове».

Обучающиеся принимают и сохраняют правильное положение тела – рабочую посадку; принимают и меняют позы и положения конькобежца; выполняют бесшаговые упражнения (без перемещения с одного места на другое); выполняют упражнения с перемещением (с продвижением вперед или в стороны).

Самостоятельное передвижение на коньках – 2 ч

Формирование у обучающихся первоначального представления о технике катания на коньках, обучение самостоятельному передвижению на коньках по льду.

Преодоление «чувства страха» при движении по скользкой опоре на ограниченной площади поверхности; сохранение равновесия и правильного положения тела; параллельная постановка коньков; приемы переноса тяжести тела на опорную ногу; отталкивание коньком и скольжение на другом; поочередное отталкивание то одним коньком, то другим.

Техника падений – 1 ч

Приемы самостраховки;  группировка в момент потери устойчивости на коньках (глубокое приседание, наклон туловища вперед, руки опущены вниз до коньков, коньки слегка расставлены). Приемы правильного падения: «рыбкой» и на бок. При падении «рыбкой» обучающийся приседает, туловище и руки выносит вперед и скользит на животе, ноги вытягивает. Перед падением на бок надо сгруппироваться, сильно согнув ноги, туловище прижать к бедрам, руками охватить голень. Лучшее предупреждение от травм на льду в результате падений – тренировка в помещении и на снегу и, затем, на льду в основном периоде обучения: после разбега (по одному) обучающиеся приседают, группируются и падают «рыбкой» или на бок то в одну то в другую сторону. До 20-30 повторений на 2-3 уроках.

Виды торможений – 1 ч

Обучение технике торможений проводится сразу же после того, как обучающиеся научились более или менее уверенно держаться на коньках на льду.

Обучающиеся выполняют торможения различными способами; упор внутренним ребром одного конька; упор после разбега внутренними ребрами обоих коньков; повороты на параллельных коньках на 90 и 180 градусов.

Техника бега по прямой – 2 ч

Разучив отдельные элементы техники, надо перейти к освоению техники бега по прямой в целом. Во время обучения упражнениям необходимо следить за тем, чтобы ученики всё время сохраняли правильную посадку, находясь в свободном скольжении, расслабляли свободную ногу, а, начиная отталкивание, ставили конёк свободной ноги рядом с коньком толчковой ноги.

Скольжение в одноопорном, хорошо уравновешенном положении; правильное отталкивание, соблюдая необходимое направление толчка в сторону-назад; сочетание отталкиваний со скольжением на одном, на другом коньке, на двух вместе, соблюдая при этом правильную посадку и постановку коньков; перенос тяжести тела во время отталкивания и скольжения с одной ноги на другую; разбег разными способами (короткими и длинными шагами); переключение с одного двигательного действия на другое (разбег и скольжение на двух ногах, разбег и выполнение различных фигур в одноопорном положении); скольжение на одном коньке после небольшого разбега в разных исходных положениях; согласование движения рук и ног; катание по прямой с махами рук.

Движения рук во время бега позволяют быстрее выводить тело из равновесия. От возможности быстро выводить тело из равновесия перед каждым отталкиванием зависит быстрый темп шагов. Для этого нужно повторить движение рук вначале стоя на месте, затем в скольжении. Необходимо заострить внимание занимающихся на крайних положениях рук во время бега на коньках и на том, как движения рук согласуются с движениями ног.

Техника бега со старта – 1 ч

Исходное положение около стартовой линии и на старте; движения на первых 7-10 шагах со старта; отталкивание внутренними ребрами сильно развернутых коньков; первый шаг и выведение таза вперед в хорошей координации с движениями рук; стартовый разбег с переходом на дистанционный стиль бега.

Бег со старта включает в себя стартовую позу, первые шаги, стартовый разбег и переход в дистанционный бег.

Ученик стоит правым или левым боком к линии старта, коньки расположены параллельно один другому, под углом 30-45 градусов к линии старта, ноги сильно согнуты, туловище приподнято, руки находятся близко у тела. Если ученик стоит левым боком, то правая рука отведена в сторону на уровне плеча, левая – опущена вниз.

Начинается бег со старта отталкиванием сильно развёрнутыми коньками на внутренних рёбрах. После сигнала стартёра необходимо: 1) повернуть туловище в направлении бега; 2) сделать ближестоящей ногой к стартовой линии шаг за неё, развернув для упора ногу носком кнаружи; 3) мощно оттолкнуться другой ногой; максимально вывести таз в направлении бега; 5) резко поменять положение рук – левую вдоль туловища назад и в сторону-вверх до уровня плеча; правую – вдоль туловища вперёд, до положения кисти рук на уровне груди.

Первые шаги со старта – короткие, туловище наклонено вперёд. Сильно согнутые в коленях ноги поставлены под центр тяжести тела; задники коньков находятся близко к средней линии бега, а носки – наружу от неё. Коньки поочерёдно ставятся вперёд надо льдом. Амплитуду движения рук увеличивают со второго – третьего шага.

Обучать технике бега со старта можно по элементам, а затем целостно: сначала стартовой позе, затем первым шагам со старта и, наконец, старту в целом.

Техника бега по повороту – 1 ч

Стойка и скольжение на наружном ребре левого конька; отталкивание правым коньком в сторону и приставление его к левому коньку кратчайшим путем (все время ставится по касательной к окружности на наружное ребро); перенос правого конька через носок левого конька и наоборот.

Особенность техники бега по повороту заключается в том, что конькобежец бежит по кривой линии и вынужден в противовес центробежной силе создавать центростремительную, т. е. наклонятся внутрь поворота. Величина наклона зависит от скорости бега и радиуса поворота. Чем больше скорость бега, тем больше наклон, чем больше радиус поворота, тем меньше наклон. Посадка та же, что и в беге по прямой. Левый конёк ставится на наружное ребро по касательной к окружности. Отталкивание как правым, так и левым коньком направлено вправо.

Упражнения простого катания на коньках – 5 ч

Цель: ознакомление обучающихся с элементами техники, укрепление соответствующих групп мышц, развитие равновесия и координации.

Задачи:

  • совершенствовать приобретенные навыки и на основе их вырабатывать новые;
  • укрепление костно-мышечной системы голеностопного сустава;
  • закрепить навыки скольжения на одном коньке;
  • учить своевременно переключаться с одного движения на другое.

Перечень упражнений и игр по овладению навыками катания на коньках

Подводящие упражнения без коньков

1. Исходное положение. Основная стойка. Руки заложены за спину и плотно прижаты к туловищу,  левая рука держит правую за запястье, ступни и колени вместе. Туловище наклонить до 45-50 градусов, немного округлив спину, расслабить плечи, согнуть ноги в коленных суставах и максимально наклонить голени вперёд. Сделать несколько глубоких приседаний, варьируя высоту посадки.

2. И. п. Посадка конькобежца. На счёт 1 – отвести правую ногу  в сторону, на 2 – и. п., на 3 – левую ногу в сторону, на 4 – и. п. Следить, чтобы стопа и колено опорной ноги не «сваливались» внутрь, стопа толчковой ноги должна быть на одной линии с опорной ногой.

3. И. п. Посадка. Поочерёдное отведение ног назад, слегка согнутых в коленном суставе, с постановкой на носок, пятка повёрнута слегка наружу.

4. И. п. Посадка. На счёт 1 – правая нога отводится в сторону, на 2 – назад и ставится на носок, на 3 – И. п. То же другой ногой.

5. И. п. Посадка. Ступни ног вместе. На счёт «и» - сместить туловище в левую сторону, на счёт 1 – перенести вес тела на левую ногу, выполняя отталкивание правой (опорной) ногой, на 2 – поднять правую ногу к левой, то есть прийти в и. п., на 3 – то же в правую сторону, на 4 – и. п.

6. Выполняется упражнение 5, но после смещения туловища в левую сторону

правая нога не подтягивается, а заводится назад по дуге и из этого положения подтягивается к опорной ноге. То же в другую сторону.

Упражнения на коньках в помещении

1. Ходьба на коньках по кругу с различными положениями рук – на пояс, в стороны, вперёд, вверх, к плечам, за спину.

2. Приседания до положения «посадка» конькобежца.

3. Наклоны вперёд.

4. Вращательные движения в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.

5. Равновесие на одном коньке, свободной ноге придаются различные положения – она согнута в колене вперёд, назад, отведена в сторону или назад. Вначале эти упражнения можно выполнять стоя у стены, а затем без опоры.

6. Стоя на коньках (на наружном ребре левого и на внутреннем ребре правого конька), менять положения ног, слегка сгибая их в коленях.

7. Ходьба по кругу малого радиуса влево скрёстным шагом, ставя левый конёк на наружное ребро носком из круга. То же в другую сторону.

8. Стоя на коньках, перенести вес тела на правую ногу. На счёт 1 – левую ногу завести за правую в положение окончания отталкивания левой ногой; на 2 –возвратиться в исходное положение. То же в другую сторону.

9. Повороты на коньках на месте.

Упражнения для самостоятельного передвижения на коньках

    1.  Стоя лицом к борту в полуприседе и держась за него руками, движения ногами вперёд-назад (разноимённые).

   2.  То же, но стоя к борту правым боком.

   3.  То же, стоя к борту левым боком.

   4.  Стоя к борту боком (правым, левым), приседания до рабочей позы конькобежца.

   5.  Ходьба по льду в колонне, в шеренге, со сменой направления, врассыпную в медленном и быстром темпе.

   6.   Стоя на слегка согнутых ногах с опущенными вниз руками, один конёк повернуть носком в сторону, перевести на внутреннее ребро полоза и сделать толчок. Выполняя  толчок одним коньком, перенести вес тела на другой конёк. После окончания толчка конёк быстро поставить на лёд около другого конька (параллельно с ним) и скользить на обоих коньках. Когда скольжение прекратиться, выполнить то же упражнение, но уже с другой ноги.

    7.  Выполнять предыдущее упражнение, но толчок начинать раньше, до остановки, во время скольжения на другом коньке. С повышением скорости бега толчковый конёк всё меньше и меньше направлять носком наружу, стремясь отталкиваться  скользящим вперед коньком.

Специальные подводящие упражнения на коньках на льду

          1. Произвольный разбег 10-15м. Скольжение в положении посадки конькобежца, руки  за спиной, колени вместе, коньки параллельны, скольжение на полных плоскостях лезвий до полной остановки.

2. Произвольный разбег 10-15м. Скольжение в посадке, как и в первом упражнении.

Выполнение несильного отталкивания скользящим толчковым коньком. Отталкивание выполняется движущимся вперёд толчковым коньком и в сторону под углом к линии направления бега. Заканчивается толчок  серединой полоза, сбоку от туловища, затем толчковая нога приставляется к опорной.

3. Разбег и скольжение, как в первом упражнении. Поочерёдное отставление то одной, то другой ноги назад, касаясь носком конька поверхности льда. Центр тяжести тела расположен над опорной ногой. Скользить прямолинейно. Свободная нога расслаблена, конёк направлен носком в лёд. Бедро и голень располагаются под углом 90 градусов.

4. Скольжение в высокой посадке по прямой или вдоль бровки (стараться ставить конёк при смене опоры на линию или параллельно бровке).

5.Разбег и скольжение, как в первом упражнении. Отведение ноги назад (коньком, не касаясь льда, скользить в равновесии, считая до 5-7). Скольжение прямолинейно. Колено свободной ноги располагается низко надо льдом. Нога расслаблена.

6. Разбег и скольжение, как в первом упражнении. Толчок в сторону. Во время завершения отталкивания конёк постепенно разворачивается носком наружу, центр опоры переходит с середины полоза  на носовую его часть. Отталкивание осуществляется  резким разгибанием ноги в голеностопном суставе. После окончания отталкивания нога снимается со льда, поворачивается носком к нему, постепенно сгибаясь, заводится вслед опорной ноге. Свободная нога должна быть расслаблена. Приставить свободную ногу, скользить в посадке. То же с другой ноги.

Способы торможений

1. Торможение полуплугом (сзади). Левая нога слегка согнута в коленном суставе, правая отставлена назад, носок развернут наружу. Торможение осуществляется внутренней стороной всей плоскости лезвия.

2. Торможение полуплугом (спереди). Скользя на обеих ногах, вес тела переносят больше на левую ногу, а правый конёк выдвигают вперёд и поворачивают носком налево. Усиливая нажим на лёд правым коньком, ученик тормозит его внутренним ребром.

3. Торможение плугом. Расставив коньки на ширину плеч, надо вес тела перенести на задники коньков. После этого, поворачивая  обе ноги внутрь, свести колени и поставить коньки под углом один к другому, переводя их на внутренние рёбра.

4. Торможение двумя коньками  с поворотом в сторону. Выполняется как бы прыжком, во время которого учащийся поворачивается и наклоняется в сторону, противоположную направлению движения.

5. Торможение переступанием. Движением со стороны правый конёк выносят вперёд и ставят на внутреннее ребро полоза ( носок повёрнут налево ), загружая конёк весом тела. Такое же движение сразу повторяют левым коньком  (с поворотом его направо).

6. Торможение наружным ребром правого конька. Правый конёк ставиться сзади и справа от левого конька носком, направленным вправо, на наружное ребро полоза. Разучивание всех способов торможений начинают из положения скольжения на двух коньках, а не сразу после разбега.

Специально-подготовительные упражнения для бега по прямой

   1.  Скользить в посадке на двух параллельно поставленных коньках, руки опустить вниз вдоль коленей.

   2.  Скользить в посадке на двух ногах, руки за спиной.

   3.  Скользить в посадке на двух ногах (разметка между коньками).

   4.  Скользить в посадке на двух коньках, поочередно отводя правую и левую ногу назад (руки вдоль туловища).

   5.  Скользить в посадке на двух коньках, поочередно отводя одну ногу назад, одновременно сильно сгибая опорную ногу во всех суставах  и наклоняя туловище вперед; нога, отведенная назад, касается льда носком, бедро вертикально по отношению ко льду.

   6.  Скользить в посадке на двух коньках, поочередно отводя левую и правую ногу назад так, чтобы колени касались льда; руки опущены вниз.

   7.  То же, что и упражнение 6, но руки за спиной.

   8.  Скользить в посадке, поочередно отводя правую и левую ноги  в сторону, руки опущены вниз.

   9.  То же, но руки за спиной.

  10. Скользить в посадке, поочередно отводя ноги в сторону и медленно подтягивать их кратчайшим путем к опорной, касаясь носком льда.

  11. Скользить, отводя ногу в сторону, затем по дуге заводить ее назад и, согнув в коленном суставе, приставлять к опорной.

  12. И.П. – ноги на ширине плеч. Туловище слегка наклонено вперед, руки на пояснице: поочередно скользить на согнутой ноге, другая вытянута

  13. И.П. – посадка конькобежца; поочередно скользить на одной ноге, попеременно перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. При завершении переноса тяжести тела на опорную ногу, другая остается сбоку слегка согнутой в коленном суставе, расслабленной, касается льда всей плоскостью лезвия конька.

  14. И.П. – то же, что  упражнение 12. Скользить на одной ноге с широкой «елочкой» следа. Туловище выполняет активное движение, подобно маятнику. Длительно поочередно скользить на одной ноге в высокой посадке при помощи активных движений туловищем, постепенно увеличивая сгибание ног до положения посадки конькобежца. Упражнение выполняется с максимальной амплитудой движений.

Бег со старта

1. И. п. Стартовая поза конькобежца. Впереди стоящий конёк сильно развернуть и поста    вить на внутреннее ребро, перенести на него вес тела и возвратиться в исходное положение.

2.  Ходьба на сильно развёрнутых коньках, на внутренних рёбрах, по разметке катка, определяющей среднюю линию направления движения.

Для совершенствования техники бега со старта рекомендуются старты группой, парами, старты с «форой», на время, старты под различные сигналы, бег со старта с сопротивлением.

Специально-подготовительные упражнения для бега по повороту

         Обучение технике бега по повороту проводится целостным методом, но есть несколько подводящих упражнений, которые применяются в практике конькобежного спорта:

   1) Скользя на обоих коньках по прямой, удерживать левый конёк на наружном ребре полоза и сильнее загружать его весом тела.

   2) После предварительного разбега прохождение поворота «дугой». Добиваться постановки левого конька на наружное ребро. Постепенно увеличивать скорость разбега и угол наклона. То же вправо.

   3) Ходьба приставным шагом в одну и в другую стороны.

    4) Прохождение поворота «приставными шагами». Отталкиваться правым коньком в сторону и кратчайшим путём приставлять его к левому коньку, который всё время ставится по касательной к окружности на наружное ребро. То же вправо.

   5) Ходьба скрёстным шагом в одну и в другую стороны. Научить переносить правый конёк через носок левого конька и наоборот.

   6) Ходьба скрёстным шагом влево, левый конёк направлять носком вправо. Со второго или третьего шага начать скользить, двигаясь по кривой всё увеличивающегося радиуса, отталкиваясь скользящим вперёд коньком. Тоже в другую сторону.

    7)  Упражнение в парах. Взявшись крепко за руки, двигаться влево по повороту малого радиуса. Партнёр слева переступает правой ногой за левую с хорошим упором в лёд и наклоном внутрь круга. При этом партнёр справа оказывает сопротивление, удерживая его. Это же упражнение полезно выполнять и в правую сторону.

    8)  Чередование четырёх шагов по прямой и четырёх шагов перебежкой. Тоже в другую сторону.

    9)  Прохождение поворотов перебежкой в обе стороны.

Упражнения простого катания на коньках

1.  Повороты  на  месте.   Поворот   налево  начинают  с  переноса  веса  тела  на  правую  ногу,  после  чего  на  счет  «раз»  левый  конек  ставим  позади  правого  под  прямым  углом  к  нему  и поворачиваются налево, на счёт «два» правый конёк приставляют к левому.

2.  Поворот  кругом  на  месте. Дважды  выполняют  предыдущее  упражнение  (на  четыре  счета.)

3.  Упражнение   "Ласточка"- скольжение  на  одной  ноге,  наклонившись  вперед  до  горизонтального  положения  туловища,  руки  в  стороны, свободная  нога    выпрямлена и поднята  назад.

4. Скольжение на  согнутых ногах  (в глубоком  приседе), руки  вытянуты  вперед.

5. "Пистолетик" – скольжение  на   предельно  согнутой  ноге,  руки  и  свободная  нога  вытянуты вперёд.

         6. Скольжение  на  одном  коньке  по дуге  вперед-наружу.

         7. Движение спиной  вперед по  прямой  и  на  повороте.

         8. Повороты   кругом  в  движении.

         9. Игры  на льду, эстафеты.

            Выполнение  этих упражнений  повышает у  обучающихся  интерес  к  занятиям,  способствует  развитию   специфической  ловкости  и  быстрейшему  овладению  техникой  скоростного  бега  на коньках.

Тематическое планирование 10 класс

Вид программного материала

Количество  часов

1

Основы знаний о конькобежном спорте

В процессе урока

2

Специальные или подводящие упражнения

5 ч

3

Самостоятельное передвижение на коньках

2 ч

4

Техника падений

1 ч

5

Виды торможений

1 ч

6

Техника бега по прямой

2 ч

7

Техника бега со старта

1 ч

8

Техника бега по повороту

1 ч

9

Упражнения простого катания на коньках

5 ч

Итого

18 ч

Тематическое планирование 11 класс

Вид программного материала

Количество  часов

1

Основы знаний о конькобежном спорте

В процессе урока

2

Специальные или подводящие упражнения

5 ч

3

Самостоятельное передвижение на коньках

2 ч

4

Техника падений

1 ч

5

Виды торможений

1 ч

6

Техника бега по прямой

2 ч

7

Техника бега со старта

1 ч

8

Техника бега по повороту

1 ч

9

Упражнения простого катания на коньках

5 ч

Итого

18 ч

Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств

10 класс

Контрольные упражнения

ПОКАЗАТЕЛИ

Обучающиеся  

Мальчики

Девочки

Оценка

“5”

“4”

“3”

“5”

“4”

“3”

Челночный бег 4x9  м, сек

9,3

9,7

10,2

9,7

10,1

10,8

Бег 30 м, секунд

4,7

5,2

5,7

5,4

5,8

6,2

Бег 1000 м - юноши, сек 500м - девушки, сек

3,35

4,00

4,30

2,1

2,25

2,6

Бег 100 м, секунд

14,4

14,8

15,5

16,5

17,2

18,2

Бег 2000 м, мин

 

 

 

10,20

11,15

12,10

Бег 3000 м, мин

12,40

13,30

14,30

 

 

 

Прыжки  в длину с места

220

210

190

185

170

160

Подтягивание на высокой перекладине

12

10

7

 

 

 

Сгибание и разгибание рук в упоре

32

27

22

20

15

10

Наклоны  вперед из положения сидя

14

12

7

22

18

13

Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа

52

47

42

40

35

30

Бег на коньках, 100 м, сек

13,5

14,0

14,3

14,0

14,5

15,0

Бег на коньках, 300 м, сек

35,5

36,0

36,5

37,5

38,0

38,5

Бег на коньках, 500 м, сек

Без учета времени

Бег на коньках, 1000 м

Без учета времени

Прыжок на скакалке, 30 сек, раз

65

60

50

75

70

60

11 класс

Контрольные упражнения

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся

Мальчики

Девочки

Оценка

“5”

“4”

“3”

“5”

“4”

“3”

Челночный бег 4x9  м, сек

9,2

9,6

10,1

9,8

10,2

11,0

Бег 30 м, секунд

4,4

4,7

5,1

5,0

5,3

5,7

Бег 1000 м - юноши, сек 500м - девушки, сек

3,30

3,50

4,20

2,1

2,2

2,5

Бег 100 м, секунд

13,8

14,2

15,0

16,2

17,0

18,0

Бег 2000 м, мин

 

 

 

10,00

11,10

12,20

Бег 3000 м, мин

12,20

13,00

14,00

 

 

 

Прыжки  в длину с места

230

220

200

185

170

155

Подтягивание на высокой перекладине

14

11

8

 

 

 

Сгибание и разгибание рук в упоре

32

27    

22

20

15

10

Наклоны  вперед из положения сидя

15

13

8

24

20

13

Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа

55

49

45

42

36

30

Бег на коньках, 100 м, сек

13,2

13,6

14,0

14,0

14,5

15,0

Бег на коньках, 300 м, сек

35,3

35,8

36,3

37,9

38,6

40,0

Бег на коньках, 500 м, сек

Без учета времени

Бег на коньках, 1000 м

Без учета времени

Прыжок на скакалке, 30 сек, раз

70

65

55

80

75

65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса на основе Авторской программы Матвеева А.П.

Данная программа составлена  в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы. Данный образец поможет составить программы учителям физической культуры, работающим по...

Рабочая программа по физической культуре для 8 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 8 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под...

Рабочая программа по физической культуре для 6 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 6 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г....

Рабочая программа по физической культуре для 9 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 9 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под ...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы»

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

Методическая разработка "Рабочая программа по физической культуре 1 класс по ФГОС"

Рабочая программа разработана на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А.Зданевича (М; Просвещение, 2012г.). В соответствии с требованиями ФГОС НОО у...