Формирования осанки у младших школьников средствами лечебной физической культуры.
опыты и эксперименты по физкультуре

Ковалев Александр Владимирович

Работа в ключает в себя эффективные средства лечебной физической культуры в процессе формирования правильной осанки у школьников. в работе также представлен эксперимент доказывающий это на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_osanki.doc390.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирования осанки у младших школьников средствами лечебной физической культуры.

Оглавление:

Введение.                                                                                                     3

Глава 1. Анализ литературных источников.                                       5

  1. Влияние физических упражнений на организм человека.                        5
  2. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.                                                                                                         7
  3. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.  10
  4. Характеристика осанки.                                                                              15
  5. Факторы, влияющие на формирование осанки.                                       18
  6. Патология осанки.                                                                                       19

1.7  Лечебная физическая культура при формировании правильной       осанки.                                                                                                                    29

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования.        32

Глава 3. Результаты  исследования и их обсуждение.                      35

Выводы.                                                                                                     39

Список литературы.                                                                                40

Приложения.                                                                                             42

Введение.

          К настоящему времени под влиянием многочисленных факторов социально-экономического и экологического характера здоровье детей и подростков ухудшилось и находится в критическом состоянии. По данным Минздрава и Госкомсанэпиднадзора России на 2000 год лишь 14% детей практически здоровы, 50% - имеют функциональные отклонения, 35-40% - имеют хронические заболевания. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние детей ухудшается в 4-5 раз, в 5 раз - нарушение осанки. Неправильное положение тела, связано с необходимостью длительного сохранения рабочей позы, односторонним отягощением мышц, слабостью и недоразвитием опорно-двигательного аппарата создает неблагоприятные условия для функционирования органов и систем.. При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид ребёнка, - возникают нарушения деятельности внутренних органов. Вред наносится, в частности, таким системам, как кровообращения, дыхания, пищеварения. Сутулость, впалая грудь, сниженная жизненная ёмкость лёгких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость - звенья одной цепи. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника - сколиозы. Таким образом, формирование правильной осанки важно не только с эстетической точки зрения, но, главным образом - в целях повышения работоспособности и гармонизации функций систем организма. Во истину, ничто так не влияет на продолжительность жизни, ее активность и динамизм, как хорошая осанка. Когда вы горбитесь, то не только выглядите старше, но и чувствуете себя соответственно. И наоборот, когда вы подтянуты и держите корпус прямо и свободно, без напряжения, в сущности, это может помочь остановить процесс старения - или даже повернуть его вспять, и не только чисто внешне, но и функционально, как отмечает доктор медицины Рене Коллет. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип, и в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания. Однако у детей этого возраста осанка неустойчива, у них имеется избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки. Младший школьный возраст - самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период могут «закладываться» будущие болезни позвоночника и суставов. Все это свидетельствует о необходимости формирования правильной осанки именно в младшем школьном возрасте и особую роль в этом процессе играют физические упражнения.

На основании вышеизложенного материала нами была сформулирована следующая гипотеза: предполагается, что применение разработанного комплекса лечебной физической культуры позволит эффективно формировать осанку у школьников младшего возраста.

Объект – дети младшего школьного возраста.

Предмет: средства лечебной физической культуры при формировании осанки у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость:  

Глава 1. Анализ литературных источников.

1.1. Влияние физических упражнений на организм человека.

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще С. П. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии. [ 8]

Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, их эластичность, силу и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым, повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат.

При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло. На что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При  движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ. [17]

Если же мышцы бездействуют – ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям человека. [17]

Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Так, например, у физически тренированных лиц по сравнению с нетренированными, наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания. Отмечена высокая способность работать при повышении температуры тела свыше 38 0С во время физических напряжений.

В ответной реакции организма человека на физическую нагрузку первое место занимает влияние коры головного мозга на регуляцию функций основных систем: происходит изменение в кардиореспираторной системе, газообмене, метаболизме. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику. [22]

Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Выполнение различных физических упражнений оказывает воздействие на дыхание и вентиляцию воздуха в легких, на обмен в легких кислорода и углекислоты между воздухом и кровью, на использование кислорода тканями организма.

Всякое заболевание, как известно, сопровождается нарушением функций и их компенсацией. Так вот, физические упражнения способствуют ускорению регенеративных процессов, насыщению крови кислородом, пластическими (“строительными”) материалами, что ускоряет выздоровление.

При болезнях снижается общий тонус, в коре головного мозга усугубляются тормозные состояния. Физические же упражнения повышают общий тонус, стимулируют защитные силы организма.

Существует теснейшая связь между деятельностью мышц и внутренних органов. Ученые установили, что это объясняется наличием нервно-висцеральных связей. Так, при раздражении нервных окончаний мышечно-суставной чувствительности импульсы поступают в нервные центры, регулирующие работу внутренних органов. Соответственно изменяется деятельность сердца, легких, почек, приспосабливаясь к запросам работающих мышц и всего организма.[8]

При применении физических упражнений, кроме нормализации реакций сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, выздоравливающего к климатическим факторам, повышается устойчивость человека к различным заболеваниям, стрессам. Это происходит быстрее, если используются гимнастические упражнения, спортивные игры, закаливающие процедуры.

При многих заболеваниях правильно дозированные физические нагрузки замедляют развитие болезненного процесса и способствуют более быстрому восстановлению нарушенных функций.[22]

Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

  1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.[13]

Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.[3]

Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). [3]

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.[4]

Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм р. ст., к 9-12 годам - 105/70 мм р.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. [3]

Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на "пластические" процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла.

И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика  способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.[4]

Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.[13]

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.

Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы. К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. [3]

1.3 Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах.

Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. [1]

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. [6]

Наиболее характерная черта восприятия – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.[1]

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации(они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием ). [6]

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.[1]

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.[6]

Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.[1]

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.[6]

Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.[1]

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.[6]

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. [1]

1.4 Характеристика осанки.

В наиболее общем смысле, осанка - это привычная вертикальная поза или привычное непринужденное вертикальное положение тела человека, сохраняющееся в покое и при движении. Обратим внимание на формулировку «привычное положение тела». Именно привычное. Человек способен принимать любые позы усилием воли или под действием внешних обстоятельств. Однако осанка – это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом. Каждый человек имеет только одну, присущую ему привычную осанку.[21]

Слово "осанка" происходит от слова «АСАНА», что в переводе с санскрита (одна из ветвей русского языка, имеющего общие корни с языком древних индоевропейских народов) обозначает определенную позу, положение тела. Специалисты в области эстетики, физиологии, биомеханики, клинической медицины дают разные определения термину «осанка». [21]

Так, по определению Ожегова С.И. осанка - внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры). Даль В.И определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил пословицу: “Без осанки – конь - корова”. Английские словари переводят термин «осанка», как "carriage, bearing" (это скорее нужно переводить как выправка, поза), но все же чаще применяют научный термин «posture».

С научной точки зрения, осанка – более емкое и более конкретное понятие. Это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. Осанка это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом. [16]

Осанка определена конституцией человека, его генотипом, то есть это врожденное свойство человека. Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития человека. [5]

Воспитание и коррекция осанки рассматривается в практике различных видов гимнастик, тысячелетиями преподается в театральном искусстве и военном деле. Воспитание и коррекция осанки – одна из основных задач физического воспитания. Принципы коррекции осанки лежат в основе современных оздоровительных гимнастик. Устранение дефектов осанки с целью достижения лечебного эффекта лежит в основе такого направления физической культуры как лечебная физкультура.

Осанку рассматривают как способ выстраивания относительно друг друга условно выделенных сегментов тела: головы, шеи, грудного сегмента, торса, таза, нижних конечностей и стопы. Сегменты тела выстраиваются относительно жесткой конструкции тела – скелета, и такое выравнивание называется скелетным балансом.[21]

Осанка регулируется типовым механизмом - двигательным стереотипом в соответствии с законами гравитации, в жизни мы видим 5 – 6 типов выравнивания тела или 5 – 6 типов осанки.

Следуя закону целесообразности, сегменты тела выстраиваются таким образом, чтобы минимизировать напряжение сухожилий и мышц при удержании тела в вертикальном положении, сохраняя при этом максимальную устойчивость тела.

Сегменты тела располагаются относительно линии гравитации, проходящей через центр тяжести. Для устойчивости суставы, соединяющие сегменты тела, стремятся принять положение замыкания, т.е. положение, при котором суставные поверхности максимально конгруэнтны, т.е. максимально соответствуют друг другу. В этом положении обеспечивается максимальная устойчивость сустава, не требующая дополнительного напряжения мышц. Например, для коленного сустава положением замыкания является полное разгибание, при условии расположения сустава позади линии гравитации.[12]

Главная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц. При правильной осанке любое внешнее воздействие не приведет к травме опорно-двигательной системе, а лишь изменит его кинематическую схему, при сохранении устойчивости в целом.

Осанка выполняет также утилитарную задачу. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом, амплитуда движений всех суставах - максимальна. Это и определяет максимальную эффективность движения тела. При хорошей осанке голова сохраняет положение неустойчивого равновесия. В этом положении возможен полный объем движений в суставах шеи. При сутулой осанке голова как бы выдвинута вперед и поворот головы резко ограничен. Попытка форсированного поворота связана с запрокидыванием ее и может привести к травме шеи.[7]

Осанку нельзя считать только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих. Хорошая осанка обычно ассоциируется с хорошей моралью.[21]

1.5 Факторы, влияющие на формирование осанки.

Нарушению осанки способствует длительное вынужденное сидение на одном месте, особенно если стул и стол не соответствует росту и пропорциям тела ребенка. Поэтому нужно регулярно проводить с детьми физические упражнения. Подвижные игры – все это укрепляет здоровье и опорно-двигательный аппарат.

Нельзя допускать того, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или легкой прогибающейся под тяжестью их тела кровати.[2]

Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраст и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. [14]

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает  неблагоприятные условия  для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.[2]

В дошкольном возрасте и начальных классах надо особенно внимательно следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка появляется достаточно много занятий, во время которых он сидит (рисование, лепка, чтение и, наконец, выполнение домашних заданий), если в это время он привыкнет к неправильным позам, то потом бороться с этим будет гораздо труднее. [16]

Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следите за тем, чтобы сидя он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не настолько, чтобы грудь упиралась в край стола. Не разрешайте ребенку низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит осанку, но и вредит зрению.[17]

Искривлению позвоночника способствует и ношение тяжести (набитого книгами портфеля) в одной руке. Поэтому целесообразно купить школьнику ранец, который он будет носить за спиной. Кстати, почти у всех детей до 8 – 9 лет лопатки немного торчат, а регулярное ношение ранца выпрямляет спину, убирает лопатки на место.

Наблюдайте за  детьми, постоянно напоминайте им, чтобы держались прямо, подтягивали живот, не горбились. Ведь ребенок, даже послушный, после такого напоминания выпрямится, но через пять минут бессознательно снова примет неправильную позу. [14]

1.6 Патология осанки.

Отклонения от нормальной осанки называются нарушениями, или дефектами осанки. Кифоз (выгнутость) и лордоз (вогнутость) ведут к сутулости, а сколиоз (изгиб) ведет к боковым искривлениям позвоночника. В их основе чаще всего — нарушения правильного сочетания и выраженности физиологических изгибов позвоночника, а также функциональные изменения в опорно-двигательном аппарате (в этом случае образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела).[7]

Необходимо различать три степени нарушения осанки. При нарушении только первой степени нарушается лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Это нарушение легко исправляется при систематических занятиях корригирующей гимнастической мышечной системы.

При второй же степени нарушения осанки изменения появляются в связочном аппарате позвоночника. Эти изменения могут быть исправлены лишь при дополнительных занятиях корригирующей гимнастикой под руководством медиков.[15]

Третья степень нарушения осанки характеризуется изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника. Эти нарушения с помощью корригирующей гимнастики не восстанавливаются. Нормальной и правильной считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования, как двигательного аппарата, так и всего организма. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, симметрично расположенными лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Дети с хорошей осанкой отличаются стройностью, голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие. Признаками неправильной осанки служат: сутулость, усиление естественного изгиба позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз, то есть боковое искривление позвоночника.[15]

Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены к тому, что живот несколько  выпучен. При кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц  наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, от чего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, понижается обмен веществ, появляются головные боли, утомление, снижается аппетит.[7]

Самостоятельной группой идут заболевания – сколиозы (боковые искривления позвоночного столба):

1 степень сколиоза – характеризуется простой дугой искривления позвоночного столба, напоминающей букву “С”. Эти деформации не стойкие.

2 степень сколиоза – угол сколиотической дуги от 11 до 30 градусов вследствие чего позвоночник принимает форму латинской буквы S, сопровождается асимметрией лопаток и ключиц. Больные 2 степенью сколиоза должны наблюдаться врачом.

3 степень сколиоза – сколиотическая дуга больше 30 градусов вследствие чего позвоночник имеет не менее двух дуг искривления. Все изменения носят стойкий характер. [20]

Нарушение осанки бывает в двух плоскостях — в сагиттальной(вид сбоку) и фронтальной(вид прямо). Первая группа нарушений связана с отклонением от нормы физиологической кривизны позвоночника (увеличение или уменьшение). Рис.1

К нарушениям осанки, отражающим увеличение изгибов позвоночника, относятся:

—  сутуловатость — увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;

—  круглая спина (тотальный, или сплошной, кифоз) — увеличение грудного кифоза при полном отсутствии поясничного лордоза (для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии человек с такой осанкой стоит, как правило, с чуть согнутыми в коленях ногами;

—  кругловогнутая спина — увеличение всех изгибов позвоночника, а также угла наклона таза.[15]

           Рис.1- нарушение осанки в сагиттальной плоскости:

 а- сутуловатость,б- круглая спина, в- кругловогнутая

При сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выпячен, ягодицы уплощены, лопатки крыловидно выпячены; при кругловогнутой спине голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, мышцы задней поверхности бедер, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты и истончены по сравнению с мышцами передней поверхности бедер.[20]

Несколько слов о нарушениях осанки, связанных с уменьшением изгибов позвоночника. К этой группе относятся:

—  плоская спина — уплощение поясничного лордоза, при котором наклон таза уменьшен, грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед, нижняя часть живота выпячена, лопатки крыловидные — углы и внутренние их края отстают от спины; плоская спина часто сопровождается боковыми искривлениями позвоночника — сколиозами;

— плосковогнутая спина — уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе (грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены).

Дефекты осанки, связанные с уменьшением физиологических изгибов позвоночника, являются одним из проявлений функциональной неполноценности опорно-двигательного аппарата и вызывают медленные, но постоянные деформации позвоночника, приводя его к разрушению.[7]

Типичное нарушение осанки во фронтальной плоскости— асимметрическая осанка, то есть нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища. Позвоночник при этом представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево, а треугольники талии (пространство, находящееся между локтевым суставом свисающей руки и талией) становятся разными в связи с тем, что одно плечо и лопатка опущены.[15] Рис.2

Рис.2 - типичное нарушение осанки во

фронтальной плоскости

Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различных стадиях – от чуть заметных до резко выраженных. Наиболее часты нарушения осанки во фронтальной плоскости, которые важно своевременно дифференцировать от сколиоза.

Сколиоз в начальной стадии, как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Поэтому начальные формы сколиоза нередко принимают за нарушение осанки, или наоборот – сколиоз 1 степени относят к нарушению осанки. Главным отличительным признаком начального сколиоза является наличие торсии позвонков (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси). Об этом свидетельствуют реберное выбухание по задней поверхности грудной клетки и появление мышечного валика в поясничной области (симптомы Чаклина).[16]

Чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Асимметрию лопаток можно определить с помощью сантиметровой ленты, измерив “треугольник” на раздетом ребенке, который стоит в непринужденной позе. Определяются следующие расстояния: 1) 7-й шейный позвонок (наиболее выступающий) – нижний угол лопатки (расстояние А); 2) 7-й шейный позвонок – нижний угол правой лопатки (расстояние В); 3) расстояние между нижними углами лопаток (С). При физиологически нормальной или исправленной при помощи физических упражнений осанке данные первого измерения равны данным второго. И если при повторных измерениях через 2 – 3 месяца расстояние между углами лопаток увеличится, это свидетельствует о нарушении осанки (“крыловидные лопатки”, кифотическая осанка). Асимметрия нижних углов лопаток (разная длина расстояний Аи В) свидетельствует о сколиотической осанке.[18]

Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса:

ширина плеч (см)

_______________ Х 100 %.

плечевая дуга (см)

Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию по прямой между плечевыми точками. Плечевая дуга измеряется сзади и равна расстоянию по дуге между этими же точками. Оценка плечевого индекса: до 89,9 %   и ниже – сутулость, от 90 до 100 %  – нормальная осанка. [9]

Во всех случаях выявления нарушений осанки необходимо измерять длину нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в положении лежа на спине.

Нарушение осанки приводит к целому ряду серьезных заболеваний и в первую очередь — болезням позвоночника и корешков спинного мозга. Болезни корешков спинного мозга вызывают ухудшение работы тех органов, которыми они управляют.[20]

Дефекты осанки и заболевания позвоночника (сколиоз, кифоз и кифосколиоз) возникают чаще в период полового созревания (у девочек в 13- 15 лет, у мальчиков в 14—16 лет), а также во время скачкообразного роста (когда, например, за лето ребенок вырастает на 6-8 см). В эти периоды на осанку особенно сильно влияют сон на мягкой постели, и различные дурные привычки (например, привычка стоять на одной ноге, согнув вторую в коленном суставе), неправильное положение туловища во время сидения и неравномерная нагрузка на позвоночник (скажем, ношение портфеля в одной и той же руке).[10]

Нарушение осанки сопровождается расстройством деятельности всех внутренних органов. Лица с дефективной осанкой имеют уменьшенную экскурсию грудной клетки и диафрагмы, небольшую жизненную емкость легких и колебания внутри-грудного давления. Это, в свою очередь, неблагоприятно отражается на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводит к снижению физиологических резервов, затрудняет работу организма в случае увеличения физической нагрузки (например, подъем на 3—5-й этаж). Слабость мышц живота и согнутое положение тела вызывают нарушения оттока желчи и перистальтики кишечника. Это, в свою очередь, приводит к нарушению пищеварительных процессов и зашлаковке организма, снижению иммунитета, простудным заболеваниям, быстрой утомляемости, головным болям и т. п. У людей с плоской спиной снижение рессорной Функции позвоночника способствует постоянным микротравмам головного мозга во время ходьбы, бега и других движений. Отсюда — быстрое утомление, частые головные боли. Сниженная устойчивость такого позвоночника к различным деформирующим воздействиям может способствовать возникновению сколиоза. При нарушениях осанки мышцы, как правило, ослаблены, работоспособность их снижена. Это предрасполагает к появлению грыж в области живота и малого таза.[15]

Причины, способствующие нарушению осанки, можно разделить на три группы.

К первой группе относятся факторы общего эндогенного характера, такие как обменно-гормоналъные дисфункции различные заболевания внутренних органов, ослабляющие нервно - мышечный аппарат.

Вторую группу составляют факторы экзогенного характера. Сюда можно отнести неблагоприятные условия окружающей среды, ультрафиолетовую недостаточность, снижение двигательного режима, недостаточное пребывание на свежем воздухе и так далее.

К третьей группе относится сочетанное действие эндогенных и экзогенных факторов. [7]

     Внутренние факторы:

  • Уровень развития навыка поддержания правильной осанки и мотивация на её коррекцию - внутренний контроль.
  • Наследственность
  • Тип физической конституции
  • Состояние костного скелета
  • Уровень развитие физических качеств
  • Двигательный режим
  • Уровень развития внутри- и межмышечных координации
  • Темпы роста

Внешние факторы:

  • Качество функционирования общественных механизмов, обеспечивающих нормальное развитие ребенка - внешний контроль
  • Любые заболевания
  • Экологические факторы
  • Характер питания
  • Социальные факторы
  • Организация физического воспитания и спортивной тренировки
  • Гигиена учебной деятельности
  • Искусственно созданный двигательный режим (обществом, родителями)[20]

Причинных факторов нарушения осанки очень много. В различные периоды жизни ребенка преобладающее значение могут иметь то одни, то другие факторы, то их комплексы.

Однако подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер и связаны они с нерационально организованным процессом воспитания. Одних гигиенически - рациональных условий в детских садах и школах недостаточно для формирования правильной осанки у детей. Требуется создание рациональной среды в домашних условиях, единых методик по воспитанию правильной осанки у детей.[14]

1.7 Лечебная физическая культура при формировании правильной осанки.

Различают следующие задачи ЛФК при формировании осанки:

1.Нормализовать трофические процессы мышц туловища;

2.Создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника;

3.Осуществлять целенаправленную коррекцию имеющегося нарушения осанки;

4.Систематически закреплять навык правильной осанки;

5.Вырабатывать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности;

6.Улучшение и нормализация течения нервных процессов, нормализация эмоционального тонуса ребенка;

7.Стимуляция деятельности органов и систем, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма.[10]

Основным средством ЛФК являются физические упражнения. С лечебной целью используют физические упражнения, подвижные и спортивные игры, прикладные и спортивные упражнения, пассивные, рефлекторные и корригирующие движения, упражнения на специальных снарядах и аппаратах (тренажерах, идеомоторные упражнения и т.д.) [19]

Эффективность физических упражнений зависит от характера движений, числа повторений и вовлечения в динамический процесс той или иной группы мышц (различные движения в мелких, средних и крупных суставах конечностей, дыхательные упражнения – диафрагмальные, грудные и пр.) [11]

Лечебная физкультура (ЛФК) при формировании правильной осанки - это целый комплекс физических упражнений, направленный на создание и укрепление мышечного корсета и улучшение кровообращения всех структур позвоночника. Позвоночник - это длинный костный стержень, состоящий из 33-34 позвонков, соединенных маленькими эластичными дисками, которые придают ему гибкость. Окружающие позвоночник мышцы и образуют так называемый мышечный корсет. [14]

 Действующим фактором ЛФК является его естественно-биологическое содержание, так как в лечебных целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организму – функция движения.

Одной из характерных особенностей ЛФК является ее дозирование. В ЛФК различают тренировку общую и специальную.

Общая тренировка способствует оздоровлению и укреплению организма больного, при ее проведении используют все виды организации физических упражнений.

Специальная тренировка направлена на укрепление определённой группы мышц, при этом используют виды упражнений, оказывающих непосредственное воздействие на необходимый участок тела занимающегося.[ 10]

При применении ЛФК необходимо соблюдать следующие правила тренировки:

  • индивидуализация (учет возраста, пола пациента);
  • системность (подбор упражнений и последовательность их применения);
  • регулярность (ежедневно);
  • длительность;
  • постепенное нарастание физической нагрузки в процессе курсового лечения. [19]

Так же на занятиях ЛФК с детьми, при формировании осанки, необходимо соблюдать два обязательных организационно-методических условия. Первое наличие гладкой стены без плинтуса (желательно на противоположенной от зеркала стороне), что позволяет ребенку, встав к стене, имея пять точек соприкосновения, ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, выработать проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном выполнении передается и закрепляется в ЦНС за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется и в ходьбе, и в выполнении упражнений. Второе: в зале для занятий должно быть большое зеркало, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки.[14]  

ЛФК при формировании правильной осанки включает физические упражнения, которые делятся на: гимнастические, ОРУ и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и со снарядами, спортивно-прикладные (ходьба, бег, бросание мячей).

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота то есть формировать мышечный корсет . Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, - тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой. [14]

 

Также большое влияние на формирование правильной осанки оказывают корригирующие упражнения, направленные на нормализацию осанки. К ним относят гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемых в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены). Упражнения могут быть с гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами (бинтами), гантелями. [11]

Из всего выше сказанного следует, что ЛФК является незаменимым средством при формировании правильной осанки.

II Глава. Цель, задачи, методы и организация исследования.

В соответствии с гипотезой нами была выдвинута цель исследования: совершенствование методики формирования осанки у младших школьников средствами лечебной физической культуры.

          Для достижения намеченной в работе цели нами были определены следующие задачи исследования:

Задача 1: изучить тему работы по литературным источникам.

Задача 2: разработать программу формирования осанки у младших школьников  средствами лечебной физической культуры.

Задача 3: доказать эффективность разработанной программы формирования осанки у младших школьников средствами лечебной физической культуры.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1.Анализ литературных источников.

2.Метод сбора информации.

3.Педагогический эксперимент.

4.Метод контрольных испытаний.

5.Матиматико-статистическая обработка результатов исследования.

Организации исследования.

Исследования по теме выпускной квалификационной работы проводились в два этапа.

1-й этап заключался в подборе и анализе литературных источников.  Для изучения темы работы нами было проанализировано 22 литературных источника. Из них 3 по анатомии и физиологии , 2 по психологии , 13 специальной направленности , 4 по ЛФК .

2-й этап включил в себя метод сбора информации, проведение эксперимента.

Метод сбора информации заключался в изучении медицинских карт детей младшего школьного возраста СШ№4 г.Северо –Задонска.

Для проведения педагогического эксперимента нами были организованны две группы контрольная и экспериментальная, собранные из 3А, 3Б, 3В классов СШ№4 г.Северо–Задонска.

В экспериментальную группу вошли десять детей разного пола: пять мальчиков и пять девочек воспитанники СШ№4 г.Северо–Задонска, одного возраста девять лет, и все с нарушением осанки. В экспериментальной группе занятия проводились по ранее разработанной нами методике ЛФК в согласовании с руководством школы. Занятия начинались в 13ч 30мин. ЛФК проводилось в тёплом, проветриваемом зале, с естественным и искусственным освещением. В зале имелись зеркала и гимнастические стенки, а также весь необходимый инвентарь и оборудование. Перед началом занятия дети проверяли свою осанку у гимнастической стенки. Перед выполнением основного комплекса упражнений давалась разминка. В основу разминки так же были положены упражнения на формирование правильной осанки. Затем проводился основной комплекс. Число повторений упражнения было 4-5 раз.   Между упражнениями на формирование осанки и корригирующими довались дыхательные упражнения и упражнения на растягивание. В заключительной части занятия давалось упражнение на релаксацию. Комплекс лечебной гимнастики включил в себя 16 упражнений. Длительность занятия составляла 35 мин. В основе проведения комплекса лежали принцип последовательности, наглядности и систематичности.

В контрольную группу вошли десять детей разного пола: пять мальчиков и пять девочек воспитанники СШ№4 г.Северо–Задонска, одного возраста девять лет, и все с нарушением осанки.  Контрольная группа занималась по обычной программе.

2-й этап исследования также включил в себя метод контрольных испытаний и метод математико-статистической обработки данных.

Метод контрольных испытаний заключался в проведении следующих функциональных проб:

1. Определение подвижности позвоночника вперёд. И.п.- основная стойка на гимнастической скамейке. Просим испытуемого медленно наклониться, руки как можно ниже опустить за скамейку и измеряем сантиметровой лентой расстояние от скамейки до кончиков пальцев(колени фиксируются руками исследователя).

2. Определение силы мышц брюшного пресса. Лежа на спине, колени согнуты, ступни полностью касаются пола, ноги слегка разведены в стороны. Руки за головой сцеплены в «замок», подбородок касается груди. Начиная движение с головы, надо подняться и перейти в положение сидя, затем опуститься в исходное положение. Выполнять в течении 1 минуты. В случае необходимости кто-нибудь может помогать, удерживая стопы на полу.

3. Силовая выносливость мышц спины. И.п.- лёжа на животе на кушетки с зафиксированными голеностопами, руки за головой (обследуемый находится на кушетки до подвздошных остей). По команде испытуемый поднимает верхнюю часть туловища (покачиваться нельзя). С этого момента необходимо зафиксировать время на секундомере. Которое может привести испытуемый в этом положение.

Метод математико-статистической обработки данных заключался в определение средне-групповых показателей по каждому тесту по формуле:

Сумма результатов по функциональной

пробе всех участников эксперимента

___________________________________

Количество участников эксперимента

III Глава. Результаты исследования и их обсуждение.

 В ходе изучения темы работы по литературным источникам, мы выяснили, что правильная осанка важный элемент в жизни человека. Она предохраняет опорно-двигательную систему от перегрузки и травмы. Правильная осанка важна не только с эстетической точки зрения, но, главным образом - в целях повышения работоспособности и гармонизации функций систем организма, в том числе кровеносной и дыхательной.

Также в ходе проведения эксперимента мы выяснили, что  лечебная физическая культура, которая включает в себя упражнения на  формирование мышечного корсета и коррекцию осанки, является эффективным и даже можно сказать незаменимым средством формирования правильной осанки у детей.

Таблица№1

Результаты, исследования уровня физической подготовленности, детей младшего школьного возраста. Контрольная группа.

П\п

ФИО

Возраст

Диагноз

Подвижность позвоночного столба вперёд(см)

Сила мышц брюшного пресса(разы)

Силовая выносливость мышц спины(сек)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Веселов Ю.

Пузиков И.

Рыжков Г.

Андросов М.

Сушков И.

Белых Е.

Соловьёва Е.

Никитина В.

Киселёва Е.

Мясоедова С.

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

до

после

до

после

до

после

6

5

7

4

5

6

6

4

3

5

5

5

6

5

5

6

6

5

4

5

0

0

-1

1

0

0

0

1

1

0

13

14

13

12

15

10

12

11

11

10

13

14

13

12

14

10

12

11

12

11

0

0

0

0

-1

0

0

0

1

1

80

70

75

75

85

65

60

60

70

60

80

75

75

75

80

65

65

65

70

65

0

5

0

0

-5

0

5

5

0

5

Средний показатель

5.1

5.2

0.1

12.1

12

0.1

70

71.5

1.5

Из таблицы №1 мы выяснили, что у детей контрольной группы показатели физического развития, практически не изменились, так подвижность позвоночного столба вперёд выросла на 1см у Андросова, Киселёвой и Никитина, а у Рыжкова на 1см уменьшилась. Показатель силы мышц брюшного пресса вырос на 1 раз у Мясоедовой и Киселевой, а у Сушкова на 1 раз уменьшился. Показатель силовой выносливости мышц спины вырос на 5 секунд  у Пузикова, Мясоедовой, Никитиной и Соловьёвой, а уменьшился на 5 секунд у Сушкова.

Таблица№2

Результаты, исследования уровня физической подготовленности, детей младшего школьного возраста. Экспериментальная группа.

П\п

ФИО

Возраст

Диагноз

Подвижность позвоночного столба вперёд(см)

Сила мышц брюшного пресса(разы)

Силовая выносливость мышц спины(сек)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Носов Н.

Цибин Н.

Овечкин Н.

Кузьмичов А.

Качков С.

Савельева О.

Ивашкова О.

Пензова К.

Коновалова Т.

Назарова С.

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

до

после

до

после

до

после

5

4

5

6

5

6

4

4

5

5

7

6

7

7

7

7

6

7

7

7

2

2

2

1

2

1

2

3

2

2

14

15

13

14

12

11

12

10

11

10

16

17

16

16

15

14

14

13

15

12

2

2

3

2

3

3

2

3

4

2

70

75

85

75

80

60

65

65

70

60

75

80

90

85

85

70

70

70

80

70

5

5

5

10

5

10

5

5

10

10

Средний показатель

4.9

6.8

1.9

12.2

14.8

2.6

70.5

77.5

7

Из таблицы №2 мы выяснили, что у детей из экспериментальной группы показатели физического развития выросли у всех. Так подвижность позвоночного столба вперёд в среднем выросла на 1,9см, показатель силы мышц брюшного пресса на  2,6 раза, а показатель силовой выносливости мышц спины на 7 сек.  

Таблица№3

Сравнительные данные динамики, показателей уровня физической подготовленности, детей младшего школьного возраста. Контрольной и экспериментальной групп, по средним величинам.

Группы

Подвижность позвоночного столба вперёд

Сила мышц брюшного пресса

Силовая выносливость мышц спины

Контрольная

0.1

0.1

1.5

Экспериментальная

1.9

2.6

7

Разница

1.8

2.5

5.5

Из таблицы №3 мы видим положительную динамику показателей физического развития у детей экспериментальной группы, относительно детей контрольной группы. Так увеличение показателя подвижности позвоночного столба вперёд в среднем на 1,8см больше, показателя силы мышц брюшного пресса на 2,5 раза, а показатель силовой выносливости мышц спины на 5,5 сек.  

Выводы.

Мы изучили тему данной работы на основании литературных источников, в большей части которых, авторы склоняются к тому, что лечебная физическая культура оказывает положительный эффект для формирования осанки у младших школьников.

На основе проведённого нами эксперимента была доказана эффективность разработанного комплекса упражнений лечебной гимнастики для формирования осанки у младших школьников.

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1997.

2. Андрианов В.л., Баиров Г.А., Садофьева В.И., Райе Р.Э. Заболевание и повреждение позвоночника у детей и подростков. Л., 1985.

3. Безруких, М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) : учеб. пособие. — М. : Академия, 2002.

4. Безруких М. М. , Сонькин В. Д., Д. А. Фарбер Д. А.   Хрестоматия по возрастной физиологии.— М. : Академия, 2002.

5. Бондин В.И. Концептуальные основы валеологического образования // Валеология. – 1997.

6. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002.

7. Долженков А.В. Здоровье вашего позвоночника. – СПб.: Питер, 2002.

8. Дубровский В.И. Движения для здоровья. М., Знание, 1989.

9. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. М.: Владос, 2004.

10. Епифанов В.А.  Лечебная физическая культура. М., 1987.

11.  Комарова Л. А. Благовидова Л. А. Руководство по физическим методам лечения.— Л.: Медицина, 1983.

12. Левит К., Захсе Й., Янда В. Мануальная медицина. – М.: Медицина, 1991.

13. Леонтьева, Н. Н. Анатомия и физиология детского организма. — М. : Просвещение, 1986.

14. Ловейко И. Д. Формирование осанки у школьников. М., «Просвещение», 1970.

15. Г. Малахов Здоровый позвоночник – красивая осанка, прекрасное здоровье Невский проспект, 2003 г.

16. Миронов B.C. Правильная осанка - профилактика сколиоза у детей. - Саранск, 1984.

17. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). – СПб.: СОЮЗ, 1997.

18. Попов С. Н. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры. Ростов Д: изд-во «Феникс»,1999.

19. Правосудов В.П. Учебник инструктора по лечебной физкультуре. — М., 1980.

20. Сударушкина И.А. Боль в спине. СПб.: Питер, 2001.

21. Осанка — Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/Осанка

22. Физические упражнения в жизни человека.  www.iro.yar.ru

Приложение №1.

Рис.1- нарушение осанки в сагиттальной плоскости:

 а- сутуловатость,б- круглая спина, в- кругловогнутая

Приложение №2.

 Рис.2 – типичное нарушение осанки

 во фронтальной плоскости

Приложение №3.

Комплекс ЛФК для детей экспериментальной группы.

Задачи: 1.Формирование правильной осанки;

2.Развитие силы мышц спины и брюшного пресса(формирование           мышечного корсета);

3.Коррекция дефектов осанки.

Время проведения: 35мин.

Инвентарь и оборудование: резиновые дорожки, ребристая дорожка, коврики.

Части занятия

Содержание упражнения

Дозировка

Организационно методические указания

I

7мин

Построение, проверка осанки;

Ходьба: 1) обычная;

2) руки к плечам, сведение и разведение локтей;

3) вращение прямых рук назад;

4) на носках, руки в стороны;

5) на пятках, руки на пояс;

6) ползти на предплечьях и коленях;

7) ходьба в полном приседе;

8) спортивная ходьба.

Бег: 1) обычный;

2) на прямых ногах и  прямых руках;

3) с захлёстыванием голени назад;

4) с высоким подниманием бедра.

Обычный бег.

Спортивная ходьба.

Обычная ходьба в сочетании с упражнением на восстановление дыхания.

30с

20м

10м

10м

10м

10м

10м

10м

20м

20м

10м

10м

10м

10м

10м

20м

Лопатки свести

Плечи развернуть

Голову поднять

Амплитуда больше

Ладони вверх

Локти развести

Смотреть вперёд

Спина прямая

Руки согнуть

Бежать на носках

Спина прямая

Касаться ягодиц

Колено выше

Лёгкий бег

Шагов больше

Темп медленный

II

25мин

Комплекс ЛГ для формирование правильной осанки.

1) И.п.- стойка ноги на ширине плеч, руки внизу.

1-3-подняться на носки, удержать равновесие

4- И.п.;

2) И.п.- стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам.

1-выбросить прямые руки вверх, посмотреть на руки

2-И.п.;

3) И.п.- стойка ноги вместе, руки внизу, кисти сжаты в кулак.

1- кисти рук поворачиваем тыльной стороной назад и сводим лопатки

2- И.п.;

4) Согнуть руку в локте и тянем мышцы плеча;

5) И.п.- лёжа на спине, левая рука вверх правая вниз.

1-4- смена положения рук;

6) И.п.- лёжа на спине, руки вверх.  

1- одновременно подымаем прямые ноги вверх и опускаем прямые руки вниз

 2- И.п.;

7) И.п.- лёжа на спине ноги согнуты в коленях стопы на полу, руки вдоль туловища.

1-8- оторвать ноги от пола и попеременно выводить их вперёд («велосипед»);

8) И.п.- лёжа на спине, руки согнуты в локтях.

1-3- прогнуться в пояснице с опорой на локти и пятки удержаться

4- И.п.;

9) И.п.- лёжа на спине, руки на животе.

1-3- вдох надуваем живот

4-5- задержка дыхания

6-8- выдох.

10) И.п.- лёжа на спине, руки вверх.

1-3- тянемся

4- расслабляемся;

11) И.п.- лёжа на животе, руки на пояс.

1-3- поднимая голову и плечи, лопатки соединить. Живот не поднимать. Удержаться.

4- И.п.;

12) И.п.- лёжа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей.

1-7- приподнять голову и плечи и попеременно выводить руки вперёд

8- И.п.;

13) И.п.- лёжа на животе, руки вдоль туловища.

1-3- поднять ноги и руки в стороны, оторвать голову и плечевой пояс, удерживаться

4- И.п.;

14) И.п.- стойка на четвереньках.

1- опустить голову и плечи, сделать круглую спину

2- прогнуться в пояснице, поднять голову и свести лопатки.

15) И.п.- Лежа на правом боку, правая рука вверх, левая вдоль туловища.  

1-4- приподнимание и опускание левой ноги.

Тоже на левом боку, с приподниманием и опусканием правой ноги.

16) И.п.- сед на пятках, руки на бёдрах.

1-3- скользим руками вниз и тянемся

4-6- возвращаемся в И.п.

7- подымаемся на колени, руки через стороны вверх делаем вдох

8-  возвращаемся в И.п. выдох

        4-5раз

4-5раз

4-5раз

4-5раз

4-5раз

4-5раз

4раза

4-5раз

4раза

4-5раз

4-5раз

4раза

4-5раз

4-5раз

4-5раз

4раза

Не качаться, темп медленный, руки прямые

Движение резче, спина прямая, руки не сгибать

Свести лопатки, плечи развести

Пружинящие движения

Руки прямые, смотреть вверх, руки навису

Темп медленный, ноги руки не сгибать

Ноги распрямлять до конца  

Не шататься, прогибаться сильнее

Надуть живот как можно сильнее

Носки оттянуть, руки прямые

Свести лопатки, локти развести

Работать руками как в боксе, руки выпрямлять до конца

Руки ноги прямые

«Звёздочка»

Злая кошка

Добрая кошка, прогибаться сильнее

Ноги не сгибать

Пружинящие движения, темп медленный

III

3мин

Упражнение на релаксацию.

“Снежная баба”.

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Построение проверка осанки.

Организованный выход из зала.

2раза

30с

30с

Выполнять всё медленно

Плечи развернуть подбородок не опускать

Приложение №4.

Упражнения на релаксацию.

“Птички”.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

“Бубенчик”.

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

“Летний денек”.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  

 Я на солнышке лежу,

 Но на солнце не гляжу.  

 Глазки закрываем, глазки отдыхают.  

 Солнце гладит наши лица,  

 Пусть нам сон хороший снится.  

 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!  

 Прогуляться вышел гром.  

 Гремит гром, как барабан.

“Замедленное движение”.

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:  

 Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.  

 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.  

 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

 Замедляется движенье, исчезает напряженье.  

 И становится понятно – расслабление приятно!

Приложение №5.

Таблица№1

Результаты, исследования уровня физической подготовленности, детей младшего школьного возраста. Контрольная группа.

П\п

ФИО

Возраст

Диагноз

Подвижность позвоночного столба вперёд(см)

Сила мышц брюшного пресса(разы)

Силовая выносливость мышц спины(сек)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Веселов Ю.

Пузиков И.

Рыжков Г.

Андросов М.

Сушков И.

Белых Е.

Соловьёва Е.

Никитина В.

Киселёва Е.

Мясоедова С.

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

до

после

до

после

до

после

6

5

7

4

5

6

6

4

3

5

5

5

6

5

5

6

6

5

4

5

0

0

-1

1

0

0

0

1

1

0

13

14

13

12

15

10

12

11

11

10

13

14

13

12

14

10

12

11

12

11

0

0

0

0

-1

0

0

0

1

1

80

70

75

75

85

65

60

60

70

60

80

75

75

75

80

65

65

65

70

65

0

5

0

0

-5

0

5

5

0

5

Средний показатель

5.1

5.2

0.1

12.1

12

0.1

70

71.5

1.5

Приложение №6.

Таблица№2

Результаты, исследования уровня физической подготовленности, детей младшего школьного возраста. Экспериментальная группа.

П\п

ФИО

Возраст

Диагноз

Подвижность позвоночного столба вперёд(см)

Сила мышц брюшного пресса(разы)

Силовая выносливость мышц спины(сек)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Носов Н.

Цибин Н.

Овечкин Н.

Кузьмичов А.

Качков С.

Савельева О.

Ивашкова О.

Пензова К.

Коновалова Т.

Назарова С.

9

9

9

9

9

9

9

9

9

9

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

Нарушение осанки

до

после

до

после

до

после

5

4

5

6

5

6

4

4

5

5

7

6

7

7

7

7

6

7

7

7

2

2

2

1

2

1

2

3

2

2

14

15

13

14

12

11

12

10

11

10

16

17

16

16

15

14

14

13

15

12

2

2

3

2

3

3

2

3

4

2

70

75

85

75

80

60

65

65

70

60

75

80

90

85

85

70

70

70

80

70

5

5

5

10

5

10

5

5

10

10

Средний показатель

4.9

6.8

1.9

12.2

14.8

2.6

70.5

77.5

7

Приложение №7.

Таблица№3

Сравнительные данные динамики, показателей уровня физической подготовленности, детей младшего школьного возраста. Контрольной и экспериментальной групп, по средним величинам.

Группы

Подвижность позвоночного столба вперёд

Сила мышц брюшного пресса

Силовая выносливость мышц спины

Контрольная

0.1

0.1

1.5

Экспериментальная

1.9

2.6

7

Разница

1.8

2.5

5.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации у младших школьников к урокам физической культуры

Я всегда в своей практике задавалась следующим  вопросом: "Как сделать свои уроки еще интереснее, доступнее для понимания моим маленьким ученикам?" Работая в школе третий год я пришла к простым в...

Опыт работы" Подвижные игры как средство повышения двигательной активности младших школьников на занятиях физической культуры "

ØОпыт возник в условиях   базовой школы МБОУ «Великомихайловская СОШ », в которой  расположены   2 спортивных зала,  на территории  1 спортивная площадка, 1 иг...

Формирование осанки у младших школьников

Внимание младших школьников на осанку...

Подвижные игры как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры

Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры...

Средства и методы формирования правильной осанки у младших школьников на уроках физической культуры"

Данный материал содержит полезную информацию, которую можно использовать при проведении уроков. Также указаны средства и методы  для формирования  правильной осанки....

Графические способы представления информации как средство формирования познавательных УУД у школьников на уроках физической культуры

Для эффективного выполнения какого-либо упражнения человек должен представлять все движения человека в отдельные отрезки времени. Использование графического способа помогает обучающимся понять: к...

Формирование пространственной ориентировки у младших школьников на уроках физической культуры.

Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, о...