Мастер-класс «Дыхательная гимнастика на уроке физической культуры».
занимательные факты по физкультуре

Андросов Александр Александрович

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_na_uroke_fk_master_klass.docx66.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Дыхательная гимнастика на уроке физической культуры».

Учитель физической культуры Андросов А.А.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде чем перейти к мастер-классу, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

«Для чего нужен кислород?».

(Слушатели отвечают).

Совершенно верно.

Кислород участвует во всех процессах, которые проходят внутри человека. Особенно опасно, когда дефицит в питании кислородом ощущает именно детский организм. Потому что он активно растет и развивается.

Прошу обратить ваше внимание на экран (Картинка на экране).

C:\Users\Семья\Desktop\Дыхательная гимнастика\75844_html_3d856432.jpg

Что вы видите на картинке?

(Слушатели отвечают).

Верно.

Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему:

«Дыхательная гимнастика на уроке физической культуры».

Цель данного мастер-класса ознакомить педагогов с вариантами проведения дыхательной гимнастики на уроке физической культуры, обучение приёмам проведения дыхательной гимнастики.

Задачи состоят в следующем:

- использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в работе с учащимися. 

- показать значение дыхательной гимнастики, как одно из средств профилактики заболеваний.

Многие школы хотят идти в ногу со временем и значительно расширяют программу занятий, факультативов и различных семинаров. В то же время, не все школьники, могут приспособиться к школьной нагрузке.

Причиной данного состояния может быть возраст, так как учащиеся младших классов еще не полностью адаптировались в школьной среде, значит, большая учебная нагрузка приводит к перенапряжению систем организма.

С таким явлением сталкиваются не только младшие школьники, но и их более старшие товарищи. Ведь усложнение школьной программы автоматически приводит к тому, что на дом задается больше заданий, на выполнение которых требуется дополнительное время. Значит, школьник пренебрегает прогулками и физкультурными занятиями. Получается, что недостаток кислорода ему обеспечен.

Дыхательные упражнения для школьников несут несколько важных функций. Во время проведения такой гимнастики организм успокаивается, насыщается кислородом, обменные процессы в мозговой ткани усиливаются и ускоряются. Благодаря дыхательным упражнениям школьники быстрее растут и правильно развиваются. Регулярное выполнение таких комплексов помогает школьникам избежать и противостоять стрессам, подготовиться к экзаменам и занятиям, спокойно справляться с учебной нагрузкой.

Хочу добавить, что упражнения на дыхание улучшают аппетит и поднимают настроение у детишек. Уже спустя несколько занятий будет заметен положительный результат.

Поэтому я считаю, что дыхательная гимнастика является обязательной на уроке физической культуры.

Но стоит заметить, что неправильная техника выполнения дыхательной гимнастики может дать противоположный результат, а именно навредить здоровью ребенка. Интенсивные физические нагрузки, создаваемые при занятиях дыхательной гимнастикой, важно правильно дозировать. Т.е. нельзя злоупотреблять дыхательными упражнениями. Так, например, чрезмерное учащение и углубление дыхания может повлечь за собой нежелательные последствия – слабость, головокружение и даже обморок.

По характеру движений разделила упражнения на три группы:

1 группа неподвижные (выполняются в неподвижном положении стоя или сидя).

а. “Звуки животных”. 

(Проводит команда №1)

Учащиеся делают глубокий вдох через нос, задерживают дыхание на несколько секунд, на длительном выдохе через рот произносят звук животного, которого назовет учитель (например: пчелы – ззззззз…, коровы – мууууу…).

Выполнить 5-6 раз.

б. «Повтори».

(Проводит команда №2)

Педагог предлагает повторять за ним текст эхом. Каждый раз количество слов во фразе увеличивается. Дети должны произносить фразу на одном дыхании.

Дождь…

Дождь поет…

Дождь поет песню…

Дождь поет песню осени

Дождь поет песню осени: «кап-кап-кап»

Парк…

Парк, слушай…

Парк, слушай песню…

Парк, слушай песню ветра…

Парк, слушай песню ветра: «у-у-у-у»

Выполнить 2 раза.

2 группа – движения на месте (выполнятся на месте без продвижения вперед).

  1. Упражнение «Топор»

(Проводит команда №1) 

И.П.:  стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх - назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться быстро вперед, хлест руками вперед, вниз, назад, как рубка топором, с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в исходное положение (естественный вдох).

Выполнить 4 раза.

  1. В стихотворной форме:

Упражнение «Насос»

(Проводит команда №2)

Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

Руки на поясе. Приседаем - вдох, выпрямляемся – выдох.

Выпрямляясь произносить – «с-с-с». 

Выполнить 4 раза.

3 группа – с продвижением вперед (выполняются при ходьбе).

а. «Каратист».

Шаг правой вперед, руки согнуты впереди на уровне живота, ладони верх – вдох через нос; шаг левой  вперед, руки опустить, ладони вниз – выдох через рот звук  «Ха». Выполнять в среднем темпе. Повторить 6-8 раз.

Показ упражнения (видеоролик).

б. «Танцор».

Руки к плечам, ноги скрестно – вдох; задней ногой шаг в сторону, руки опустить – выдох. Выполнять в медленном темпе. Повторить 6-8 раз.

Показ упражнения (видеоролик).

Эти полезные упражнения помогают мне сохранить здоровье детей и делают процесс обучения более эффективным. Я считаю, что необходимо научить детей управлять своим дыханием, выработать привычку. Ведь правильное дыхание – это лучшая профилактика многих заболеваний.

Но все – таки, главным принципом в этом процессе должен быть постулат «Не навреди!». И поэтому предлагаю Вам памятки по подготовке к проведению дыхательной гимнастики.   Спасибо за внимание!


 Карточка № 1

По сигналу руководителя капитан проводит упражнение на своей команде.

  1. “Звуки животных”. 

Учащиеся делают глубокий вдох через нос, задерживают дыхание на несколько секунд, на длительном выдохе через рот произносят звук животного, которого назовет учитель (например: пчелы – ззззззз…, коровы – мууууу…).

Выполнить 5-6 раз.

По сигналу руководителя капитан проводит следующее упражнение на своей команде.

  1. Упражнение «Топор»

И.П.:  стоя на носках прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх - назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться быстро вперед, хлест руками вперед, вниз, назад, как рубка топором, с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в исходное положение (естественный вдох).

Выполнить 4 раза.

 Карточка № 2

По сигналу руководителя капитан проводит упражнение на своей команде.

  1.  «Повтори».

Педагог предлагает повторять за ним текст эхом. Каждый раз количество слов во фразе увеличивается. Дети должны произносить фразу на одном дыхании.

Дождь…

Дождь поет…

Дождь поет песню…

Дождь поет песню осени

Дождь поет песню осени: «кап-кап-кап»

Парк…

Парк, слушай…

Парк, слушай песню…

Парк, слушай песню ветра…

Парк, слушай песню ветра: «у-у-у-у»

Выполнить 2 раза.

По сигналу руководителя капитан проводит следующее упражнение на своей команде.

  1. Упражнение «Насос». В стихотворной форме.

Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

Руки на поясе. Приседаем - вдох, выпрямляемся – выдох.

Выпрямляясь произносить – «с-с-с». 

Выполнить в среднем темпе 4 раза.


Памятка по проведению дыхательной гимнастики:

1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении.

2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок.

3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен. 

4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям:

  • учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох;
  • затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.

5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.

6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются).

7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.

8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения.

9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку.

10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений.

Памятка по проведению дыхательной гимнастики:

1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении.

2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок.

3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен. 

4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям:

  • учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох;
  • затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри.

5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды.

6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются).

7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка (длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.

8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения.

9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку.

10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование нестандартного инвентаря на уроках физической культуры"

Мастер-классс "Использование нестандартного инвентаря на уроках физической культуры" предназначен для учителей физической культуры. Раскрывает суть моей работы с нестандартным инвентарем....

Обучение ритмической гимнастике на уроках физической культуры в начальной школе.

1.    Ритмическая гимнастика2.      Содержание упражнений ритмической гимнастики3.      Технология конструирования комплексов упражнени...

Воспитание через физические упражнения и красоту движений в рамках занятий ритмической гимнастикой на уроках физической культурой

Великий немецкий поэт Шиллер писал: «Искусство – изваять из мрамора Венеру и Аполлона. Еще более великое искусство – сделать человека таким, каким он должен быть». А каким должен быть человек? Ответ и...

Дыхатательная гимнастика на уроке физической культуры

На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, которая требует усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких во время занятий необходи...

Мастер класс «Формирование регулятивных УУД на уроке физической культуры через использование метода контрольных точек».

Мастер класс  "Формирование регулятивных УУД на уроке физкультуры чере использование метода контрольных точек...

Дыхательная гимнастика на занятиях физической культуры и в физкультминутках.

Активный отдых, переключение на другую деятельность, не вызывающую утомление, обеспечивает снижение функциональной активности занимающихся. Проведение дыхательной гимнастики со школьниками позвол...

Мастер - класс. Поддержка детской инициативы на уроках физической культуры в условиях дистанционнго обучения.

Мастер - класс. Поддержка детской инициативы на уроках физической культуры в условиях дистанционнго обучения....