ПМ 1 ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию
учебно-методический материал по физкультуре

Кузмич Алина Андреевна
- особенности спортивного отбора в волейболе
(этапы, организация, игровая ориентация, видовая
ориентация);
- диагностические методики (упражнения, задания,
контрольно-педагогические испытания, тесты, подвижные
игры) по проведению спортивного отбора и спортивной
ориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спортивный отбор - это комплекс мероприятий определяющих высокую степень, предрасположенности ребенка к тому или иному виду спорта.

В отборе можно выделить следующие этапы:

1-й этап (начальная спортивная подготовка) - определение пригодности к спортивному совершенствованию. Квалифицированному тренеру необходимо не менее двух лет, чтобы, не используя научных методов, поставить более или менее верный диагноз пригодности к спортивному совершенствованию. Спортивная ориентация, организованно проводимая среди младших школьников до их приема в подготовительные группы, позволила бы решить вопрос о спортивной пригодности. При отборе детей в волейбол на данном этапе применяются тесты (бег 30 м с высокого старта, бег с изменением направления 6×5 м; прыжок в высоту с места, метание набивного мяча, 1 кг из головы двумя руками, метание теннисного мяча).

2-й этап - оценка перспективности юных спортсменов (целенаправленная подготовка смены команд мастеров). Здесь не может быть кратковременности, тем более однократной диагностики. Диагностический комплекс состоит из педагогической экспертизы и педагогических наблюдений, стенографирования игровой деятельности и двигательной активности, контрольных испытаний по видам подготовленности, комплексного исследования психомоторных функций, медицинской экспертизы. Проводится диагностика игровой ориентации: игровая одаренность: (тесты: «бегуны», «охота», «разведка», «борьба за мяч»), интересы и уровень притязаний (беседы, наблюдения, тесты), способности к обучению (формула Bryde), медицинская оценка, тестирование физической подготовленности (бег со сменой направления, доставание подвешенного мяча в прыжке и др.); видовой ориентации: тестирование одаренности («Охотники и утки», «Три квадрата»), исследование оперативного мышления (методика «тройка»), измерение психофизиологических показателей (кольца Ландольта, корректурные таблицы и др.).

3-й этап - комплектование команд мастеров и сборных команд. Тренер команды имеет не просто сильного игрока, но и подходящего по стилю, по амплуа, совместимого с игровым коллективом. Источниками комплектования команд мастеров являются группы подготовки при команде мастеров, выпускники СДЮШОР, игроки команд высшей и низших лиг. Сборные команды комплектуются по базовому варианту (игроки одного или двух сильнейших клубов), по звеньевому варианту (по одному звену из сильнейших клубов) и подбору лучших исполнителей.


4-й этап - отбор для конкретных соревнований (оптимальная спортивная форма, опыт игры с соперником, психологический настрой, мощная игра в отдельных партиях и др.).

Подготовка квалифицированных юных волейболистов осуществляется в основном через сеть детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР). Одаренные юные волейболисты после окончания ДЮСШ или несколько ранее повышают свое мастерство в группах подготовки команд мастеров. В соответствии с научно-обоснованными этапами многолетней подготовки (предварительной, начальной подготовки, углубленной тренировки, спортивного совершенствования) в спортивных школах функционируют группы: начальной подготовки, учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования. Каждый этап обучения имеет конкретные задачи для занимающихся определенного возраста. Для всех групп предусматривается конкурсный отбор, система отбора, перевода из группы в группу и выпуска из школы.



Предварительный просмотр:

Диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, подвижные игры) по проведению спортивного отбора и спортивной ориентации.

Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся, а именно: уровни физического развития, функциональных возможностей, технической, теоретической подготовленности, двигательной активности, показателей здоровья.

Оценивание предусмотрено как по окончании изученного раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. Одним из методов оценивания учащихся является тестирование. В авторских программах физического воспитания А.П. Матвеева «Программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы» М., Просвещение, 2012., В.И. Ляха, А.А. Зданевича «Комплексная программа физического воспитания учащихся для 1-11классов» Волгоград: Учитель, 2013., В.И. Лях «Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы» М., Просвещение, 2014.В данных источниках контрольные испытания представлены разных видов и типов. Практически все они направлены на оценку физического развития, функционального состояния, морфологических изменений.

В ходе практической деятельности возникла проблема оценки технической подготовленности учащихся по разделу «Волейбол». В основном, оценка технической составляющей осуществляется на основании визуальных наблюдений (наиболее приняты в учительской практике). Обучая волейболу, я видел свою задачу в отходе от субъективной стороны оценки уровня подготовки учащихся, разработав контрольные испытания по освоению техники.  Освоенность техники определяется по показателям стабильности и устойчивости.  

В подготовленной мною, методической разработке «контрольные испытания по технической подготовке учащихся по разделу волейбол» приводится ряд упражнений для 5-11 классов. Учащиеся должны освоить (выполнять) технику движений на оценку «5», «4», «3», отрицательные оценки исключены. Критерии оценивания: «отлично» ученик получает тогда, когда двигательное действие выполнено правильно (точно и адекватно), уверенно и легко выполняя предложенное количество раз; «хорошо» - когда движение и количество движений выполнено в целом правильно, но допущено не более двух незначительных ошибок, которые ведут к неточному выполнению упражнения и некоторой скованности движений; «удовлетворительно» - когда он совершает одну грубую ошибку, ведущую к искажению техники движений, или три незначительные ошибки, которые приводят к неточному выполнению данного движения; «неудовлетворительно» - двигательное действие выполнено неправильно и неуверенно при существенном искажении техники движения. Данная оценка не выставляется, чтобы не формировать у ученика отрицательного отношения к тестированию в частности, и к игре в волейбол в целом. Таким образом, действует принцип: «Не ставь низкие или отрицательные оценки, это снижает уровень мотивации и может привести к развитию комплекса неполноценности. Упражнения, входящие в состав тестов достаточно лёгки, вероятность их выполнения велика.  

Для учителя всегда была очевидна потребность располагать конкретным и объективным измерением, как физического развития, так и технической подготовленности учащихся.  Это одна из важнейших задач обучения, которую учитель должен постоянно осуществлять и совершенствовать в своей педагогической деятельности. Для ученика измерения дают объективную информацию о собственной технической подготовленности и физическом развитии. Это позволяет видеть, как изменяется (прогрессирует) его уровень. Тем самым тестирование имеет для ученика мотивационное, стимулирующее значение. В этом смысле, хотелось бы ещё раз заострить внимание учителя на том, что за результат тестирования отвечает «он» - учитель (объясни, покажи, научи - требуй).

Контрольные испытания технической подготовки

учащихся по разделу волейбол

  1. Передача волейбольного мяча сверху и снизу двумя руками над собой, выполняется в 5, 6 классах на волейбольной площадке 9x9 метров. Учащиеся 7, 8 классов задание выполняют на волейбольной площадке 6x9 метров. Учащиеся 9-11 классов задание выполняют в кругу d=3 метра.
  2. Передача волейбольного мяча сверху и снизу двумя руками над собой, учитывается количество и качество технических действий.
  3. Передачи мяча сверху двумя руками в стену на расстоянии не менее 1 метра: учащиеся 5-6 классов выполняют передачу на высоту на 2-2,5 метра, учащиеся 7-8 классов выполняют передачу на высоту на 2,5-3,5 метра, учащиеся 9-11 классов выполняют передачу на высоту на 3-4,5 метра с точностью попадания в мишень d =100см.
  4. Передачи мяча двумя руками снизу в стену на расстоянии не менее 1 метра: учащиеся 5-6 классов выполняют передачу на высоту на 2-2,5 метра, учащиеся 7-8 классов выполняют передачу на высоту на 2,5-3,5 метра, учащиеся 9-11 классов выполняют передачу на высоту на 3-4,5 метра с точностью попадания в мишень d =130 см.
  5. Передачи волейбольного мяча в парах, без потерь, на расстоянии 3-7 метров:

учащиеся 5-6 классов - на волейбольной площадке между партнерами расстояние 3-4 метра;учащиеся 7-8 классов - располагаются на волейбольной площадке, через волейбольную сетку, на расстоянии 3-4 метра; учащиеся 9-11 классов - располагаются на волейбольной площадке, через волейбольную сетку, на расстоянии 3-5 метров.

6.        Приём волейбольного мяча снизу двумя руками после подачи партнёра.

Оценивается правильный выход к мячу с точной передачей волейбольного мяча в зону № 3 или в зону № 2: учащиеся 5-6 классов - оценка «3» - ловля мяча, оценка «4» - приём мяча, оценка «5» - приём мяча.

Из пяти приёмов оцениваются только те мячи-подачи, которые достигли принимающего.

7.        Нижняя прямая подача мяча.

Учащиеся 5 классов - пять попыток, расстояние от сетки 3 метра; учащиеся 6 классов - пять попыток, расстояние от сетки 4-5 метров; учащиеся 7 классов - пять попыток, расстояние от сетки 6-9 метров;

8.        Верхняя прямая подача мяча.

Пять попыток. Подачи выполняются от лицевой линии волейбольной площадки для юношей. Для девушек 6 метров от волейбольной сетки.

9. Нападающий удар из зоны №4 с передачи партнера из зоны №3.

учащиеся 5-6 классов выполняют разбег с 2 шагов, наскок (правой, левой стопорящий шаг), выпрыгивание, бросок волейбольного мяча через сетку (из 5 бросков: 1 раз- оценка «3», 2 раза - оценка «4», 3 раза - оценка «5»). Оценивается техника и количество попаданий волейбольного мяча в гимнастический мат, либо обруч. Учащиеся 7-8 классов выполняют разбег, наскок, удар по мячу, наброшенному партнёром на высоту 1,5-2 метра.

Контрольные нормативы по волейболу,

основы технической подготовки

Наименование теста

класс

«5»

«4»

«3»

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Нижняя передача над собой

V

8

8

6

6

4

4

VI

9

9

7

7

4

4

VII

10

10

8

8

5

5

VIII

11

11

9

9

5

5

IX

9

9

7

7

4

4

X

11

11

2

8

5

5

XI

12

12

9

9

6

6

Верхняя передача над собой

V

8

8

6

6

4

4

VI

9

9

7

7

4

4

VII

10

10

8

8

5

5

VIII

11

11

9

9

5

5

IX

9

9

7

7

4

4

X

11

11

8

8

5

5

XI

12

12

9

9

6

6

Верхняя передача в стену

V

6

6

4

4

2

2

VI

7

7

4

4

3

3

VII

10

10

8

8

5

5

VIII

11

11

9

9

5

5

IX

9

9

7

7

4

4

X

11

11

8

8

5

5

XI

12

12

9

9

6

6

Нижняя передача в стену

V

6

6

4

4

2

2

VI

7

7

4

4

3

3

VII

9

9

6

6

3

3

VIII

10

10

6

6

4

4

IX

9

9

7

7

4

4

X

11

11

е

8

5

5

XI

12

12

9

9

6

6

Верхняя передача мяча в парах

V

4

4

3

3

2

2

VI

5

5

3

3

2

2

VII

10

10

8

8

5

5

VIII

11

11

9

9

5

5

IX

5

5

3

3

2

2

X

5

5

3

3

2

2

XI

6

6

4

4

3

3

Прием мяча снизу

V

3

3

2

2

1

1

VI

3

3

2

2

1

1

VII

3

3

2

2

1

1

VIII

3

3

2

2

1

1

IX

3

3

2

2

1

1

X

3

3

2

2

1

1

XI

3

3

2

2

1

1

Нижняя

прямая подача

V

3

3

2

2

1

1

VI

3

3

2

2

1

1

VII

3

3

2

2

1

1

Верхняя прямая подача

VIII

3

3

2

2

1

1

IX

3

3

2

2

1

1

X

3

3

2

2

1

1

XI

3

3

2

2

1

1

Упражнения и подвижные игры

Игры на развитие прыгучести

«Удочка»

Играющие встают по кругу. В центре – водящий, который вращает над полом веревку, на конце которой привязан груз (мешочек с песком, теннисный мяч и т.д.).

а) Все стараются подпрыгнуть так, чтобы не задеть веревку. Кто заденет веревку, тот становится водящим.

б) Играют до победителя, тот становится водящим.

в) Встают парами, тройками, взявшись за руки.

г) Встают в колонну по два, по три.

д) Можно прыгать с грузом (с набивным мячом).

«Зайцы в огороде»

На площадке чертят два круга, один – в другом. Внутренний круг – «огород». В нем стоит «сторож». «Зайцы» находятся в промежутке между кругами. Они прыгают (на обеих ногах) то в «огород», то из «огорода». «Сторож» по сигналу водящего ловит «зайцев», оставшихся в «огороде», догоняя их только в пределах внешнего круга. «Зайцы» же могут выпрыгивать за пределы круга. Когда будет поймано два-три «зайца», выбирается новый «сторож».

«Бой петухов»

Играющие делятся на две команды. Каждая команда строится в одну шеренгу. Обе команды располагаются лицом друг к другу на расстояние 6-8 м.
В коридоре между шеренгами чертят круг диаметром 2.5-3 м. В середину круга по очереди встают по одному игроку от каждой команды. Они становятся на противоположных концах круга на одной ноге, руки закладывают за спину. По команде игроки, прыгая на одной ноге, стараются вытолкнуть друг друга из круга без помощи рук. Игрок, коснувшийся пола другой ногой или применивший толчок руками, считается побеждённым. Победа каждого игрока даёт командное очко. Команда, набравшая большее количество очков, побеждает.

«Волки» и «зайцы»

Между двумя гимнастическими скамейками, расположенными на расстоянии 3-4 м. одна от другой, размещаются 8-10 занимающихся - «зайцы», за скамейками по двое занимающихся-«волки». ПО сигналу «зайцы» начинают подпрыгивать, передвигаясь между скамейками и запрыгивая на них. «Волки» стремятся коснуться «зайцев» в тот момент, когда те находятся на скамейке. Если «волк» коснулся «зайца», то они меняются ролями. Побеждает тот, кто больше раз запрыгнул на скамейку и меньше других был в роли «волка».

Упражнение со скакалкой

1. Прыжки одновременно на обеих ногах. Встать на носки, ноги прямые, при прыжках ноги не сгибать, скакалка идёт сзади вперёд . Прыжки вперёд или на месте.

2. Прыжки на одной ноге с выносом другой ноги вперёд.

3. Прыжки на обеих ногах: ноги в момент перепрыгивания  подтягиваются вперёд коленом до горизонтального положения бедра.

4. Прыжки попеременно на одной ноге.

5. Прыжки на обеих ногах: ноги в момент перепрыгивания сгибаются назад до прямого угла.

6. Два оборота скакалкой за один прыжок.

7. Прыжки в приседе с укороченной скакалкой.

8. Прыжки со скакалкой через препятствия.

Игры на развитие силы

«Тяни в круг»

Играющие встают с внешней стороны круга, крепко держась за руки. По сигналу они двигаются вправо или влево, затем по сигналу останавливаются и стараются втянуть за черту круга своих соседей, не разъединяя рук. Кто попадет в круг хотя бы одной ногой, тот выходит из игры. Затем игра продолжается. Игроки, не втянутые в круг, считаются победителями.

«Кто дальше»

Играющие разбиваются на несколько команд и выстраиваются в колонны. Перед стоящими впереди игроками каждой команды чертится линия, за которую нельзя переступать ногой.
Первые номера имеют по набивному мячу. Они толкают мяч, не преступая черты. На месте падения мяча судьи, выделенные от каждой команды, проводят черту. Следующие игроки выполняют толчки, не переступая этой черты и т.д. Побеждает команда, у которой последняя черта на месте падения мяча оказывается на большем расстоянии от линии первоначального толчка.

«Гонка «тачек»

Играющие распределяются на две команды с четным количеством игроков. В каждой команде  один игрок принимает положение лежа в упоре, ноги разведены на ширину плеч (положение «тачка»).Партнер берет игрока за ноги. По сигналу игроки продвигаются вперед от одной боковой лини к другой. Как только первая пара команды пересечет боковую линию, за ней начинает бег вторая пара и т.д. Гонка «тачек» продолжается в обратном направлении, но игроки предварительно меняются ролями. Побеждает команда, раньше закончившая гонку.

«Не задень мяч»

Трое или четверо играющих становятся вокруг набивного мяча, лежащего на полу. Игроки кладут руки на плечи рядом стоящих партнеров. По сигналу они начинают толкать друг друга так, чтобы кто-нибудь коснулся  мяча ногой. Тот, кто коснется мяча, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда определяется сильнейший.

«Перетягивание каната»

Канат кладут параллельно командам на одинаковом расстоянии от них. Команды поворачиваются к канату спиной и выполняют различные движения руками до сигнала. Когда прозвучит свисток, все поворачиваются и устремляются к канату. Задача игроков – захватить канат (любым способом) и унести за линию своего «дома» (от исходного положения). В ходе игры разворачивается  борьба. Правила разрешают игрокам брать игрокам канат за середину, за концы и другие части. Команда победит, если весь канат окажется за линией её «дома».

Упражнения на развитие быстроты

1. Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лёжа, стоя) по сигналу.

2. Рывки с резкой сменой направления перемещения.

3. Бег под уклоном (продолжительность упражнений от 5 до 10 с, количество повторений – 3-4, интервал отдыха – 2-3 мин).

4. Полезны также упражнения в размахивании, кружении, поворотах, бросании и толкании легких предметов, выполненные с максимальной возможной скоростью (продолжительность упражнений 5-6 с, количество повторений – 4-6 с.

5. Упражнения, требующие мгновенного реагирования на какой-либо заранее установленный сигнал или изменения условий, в которых происходит двигательная активность.

Трудно переоценить значение подвижных игр для развития быстроты. С этой целью подбирают игры и эстафеты, в которых имеет место бег на скорость, бег с изменением направления, с преодолением препятствий, перемещение приставными шагами, прыжками, переноска груза, ответные действия и быстрота реакции.

Действия в упражнениях, включаемых в игру, или в играх по форме движений и быстроте мышечных сокращений должны быть по возможности близки к двигательным действиям, свойственным избранному виду спорта. Поскольку скоростные раздражители наиболее эффективны при оптимальной возбудимости нервной системы, игры, содействующие развитию скоростных качеств, рекомендуется проводить в начале занятия до наступления утомления. Игры для развития быстроты важно предварять небольшой разминкой, а в ходе игр устраивать минутные интервалы для отдыха.

Игры на развитие быстроты

«Совушка»

В углу волейбольной площадки отмечается кружком «гнездо», в котором располагается один из играющих – «совушка». Все игроки разбегаются по площадке. По сигналу «день» они бегают по площадке, а по сигналу «ночь» мгновенно замирают в той позе, в которой находились. «Совушка» вылетает из гнезда и следит за играющими. Если кто-нибудь пошевелится, «совушка» берет этого игрока к себе в гнездо. По сигналу «день» она улетает в своё «гнездо», а игроки начинают бегать по площадке. Игроки, которые попались «совушке», пропускают одну очередь и затем снова включаются в игру.

«Падающая палка»

Играющие рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Водящий ставит в центр круга палку, придерживая её рукой. Выкрикнув чей-либо номер, он опускает руку и бежит из круга. Игрок, чей номер был вызван, должен выбежать и успеть схватить палку до её падения. Если ему удалось это сделать, он возвращается на своё место, а прежний водящий продолжает водить. Если же игрок не успеет удержать падающую палку, он меняется местами с водящим.

«Воробьи и вороны»

Две команды («Воробьи» и «Вороны»), становятся у средней линии площадки спиной друг к другу. Кто-то один, не вошедший в команду, становится сбоку от них и называет «Во-ро-бьи» или «Во-ро-ны», долго протягивая слог «ро» и быстро и быстро произносит продолжение. Названная команда должна быстро убежать за лицевую линию площадки, а игроки другой команды пытаются поймать убегающих. Название команд чередуются в произвольном порядке. После каждой игры подсчитываю пойманных игроков. Побеждает команда, поймавшая больше игроков.

«Стрелки»

Играют две команды: «стрелки» и «бегуны». «Стрелки», разделившись пополам, располагаются на боковых линиях волейбольной площадки, а «бегуны» – на одной из концов площадки. Вдоль площадки посередине проводится черта – путь «бегунов». По сигналу один из «бегунов» бежит по этой черте на другой конец площадки, а «стрелки» бросаю с двух сторон по волейбольному мячу. Если им удаются попасть в бегущего, то команда «стрелков» выигрывает одно очко. Дальше бежит следующий – так до конца, после чего игроки меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

 «Передача мячей»

Играющие становятся в круг. Двум игрокам, стоящим один напротив другого, даётся по волейбольному мячу. Игроки по сигналу стараются быстрее передать мяч рядом стоящим партнёрам, чтобы один мяч перегнал другой.

Упражнения на развитие ловкости

Ходьба по гимнастическому бревну, делая движения руками в разных направлениях.

Прыжки с места и с разбега с поворотом на 180, 360 градусов.

В парах. Игрок зажимает мяч ступнями и резким движением ног вперёд бросает мяч партнёру.

Стоя спиной к стене на расстоянии 2 м, бросить мяч за голову, повернуться и поймать его.

Игры на развитие ловкости.

«Охотники»

«Звери» свободно ходят по площадке. Три или четыре «охотника» стоят в разных местах, имея в руках по маленькому мягкому мячику. По сигналу все звери останавливаются, и каждый «охотник» бросает в них свой мяч. Те, в кого попали мячом, заменяют «охотников». Разрешается стоя на месте, увертываться от мячей. Пропускать какое-либо из препятствий не разрешается.

«Западня»

Играющие образуют 2 круга – внутренний и внешний. Под музыку или песню они движутся в разные стороны. По сигналу руководителя игроки останавливаются. Стоящие во внутреннем круге берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Все остальные бегают под «воротами» в разных направлениях. По второму сигналу «ворота» закрываются (руки опускаются вниз). Все те, кто в этот момент оказался внутри круга, считаются пойманными. Пойманные переходят во внутренний круг, и игра продолжается. Когда во внешнем круге остается мало ребят, они, взявшись за руки, образуют внутренний круг, меняясь ролями с теми, кто находился в нем раньше.

«Лабиринт»

Участники игры делятся на 4 группы по 6 игроков или на 5 групп по 5 игроков, становятся в шеренги и держатся за руки. В образовавшихся коридорах водящий старается поймать убегающего игрока. По сигналу  руководителя играющие опускают руки, делают четверть оборота и опять берутся за руки, образуя новые коридоры. Таким образом, руководитель может помогать то убегающему, то догоняющему. Благодаря частым свисткам создаются все новые ситуации.

Упражнения с мячами развитие ловкости

И.п. Ноги на ширине плеч, руки с малыми мячами впереди. Одновременно выпускать теннисные мячи из рук с последующей ловлей их хватом сверху.

То же, но мячи выпускать поочередно.

То же, ловля двух мячей, но перебрасывая их из одной руки в другую одновременно хватом сверху и снизу.

И.п. Партнёры находятся в низком приседе лицом друг к другу. Передачи мяча в парах любым способом на расстоянии 2-3 м.

То же, но из положения стоя на коленях.

То же, но из положения лежа на животе.

И.п. Партнёры стоят друг к другу спиной на расстоянии полушага, один из партнёров держит волейбольный мяч.
Передача мяча между партнёрами с поворотом туловища вправо и влево.

То же, но сочетая передачи мяча с вращением вокруг себя, с правой и левой стороны.

То же, но сочетая передачи с вращением мяча вокруг себя и «восьмёркой» вокруг ног.

Упражнения на выносливость

 Бег с ускорением и изменением направления – 1 мин.

 Серии прыжков – 15-20 с; в первой серии прыжки выполняют с максимальной частотой; после минутного отдыха – серия прыжков на максимальную высоту.

 Перемещение в низкой стойке в различных направлениях – 1-1,5 мин, затем отдых 30 с. И так несколько серий, можно с отягощениями 2-5 кг.

В играх, выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях работы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления. В одних играх, применяются с этой целью, движения циклические, в других – продолжительные усилия не связанны с определенным ритмом (игры с мячом). Существует немало игр, где сочетается развитие быстроты и выносливости при мышечной работе высокой интенсивности.
Существуют приемы, с помощью которых можно регулировать нагрузку в игре. Это уменьшение количества игроков при сохранении размеров поля, увеличение размеров площадки, усложнение приемов игры и правил при неизменном количестве играющих.

Игры на выносливость

«Вызывай смену»

Играющие размещаются по кругу, каждый знает свой номер. Выбирается двое водящих, из которых один убегает, другой догоняет его. И убегающий, и догоняющий могут вбежать в круг и вызвать себе смену – назвав любой номер. Вызванный игрок продолжает бег (убегает или догоняет), а вызвавший становится на его место.

«Ловля цепочкой»

Площадка волейбольная, ограниченная линиями, служит местом, где располагаются играющие. Выбирается водящий, который перед игрой встает за пределами площадки. Он начинает игру, преследуя игроков, свободно бегающих в поле. Догнав и осалив игрока, водящий берет его за руку, и вдвоём они начинают преследовать других игроков. Третий играющий присоединяется к ним (встаёт в середину) и ловля продолжается. Каждый раз пойманным считается игрок, которого окружили ловцы, причём крайние игроки должны сомкнуть руки. Победителями считается два последних не пойманных участника.

«Бег командами»

Играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонны по одному параллельно на расстоянии 2-4 шага одна от другой. Перед колоннами проводится стартовая линия. Против каждой колонны на расстоянии 15 – 20 м ставят стойку или другой предмет. Каждый играющий обхватывает руками стоящего впереди. По сигналу игроки в колоннах, держась за пояс впереди стоящих, бегут вперед к стойке, огибают её и возвращаются назад, за стартовую линию. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись и первыми вернулись на место.

Использование подвижных игр для отбора в волейбольные группы

На первом этапе отбора в спортивные секции могут быть использованы специальные комплексы тестов и подвижных игр. Они направлены не столько на то, чтобы выявить умения новичка, сколько на то чтобы определить, на что новичок способен в перспективе. Преимущество игр – тестов в данном случае состоит в том, что свойства личности, а также индивидуальные способности человека в играх проявляются особенно ярко и естественно. В результате наблюдений судят развитии быстроты реакции, ловкости, сообразительности, тактического мышления и других необходимых качеств.

С этой целью подбирают игры – тесты, в которых интересующая тренера (учителя) способность проявляется максимально. Как правило, это 4-6 игр с разной двигательной характеристикой, в которой предъявляются различные требования к проявлению различных качеств.

При проведении каждой игры тренер (учитель) старается зафиксировать и количественно определить у новичка нужные для волейбола качества и свойства личности (оперативное мышление, скоростно-силовые качества, тонкость мышечных ощущений, умение дифференцировать мышечные усилия, подвижность нервной системы, быстроту и т.д.).

Существуют игры – тесты для определения показателей внимания (его объема, интенсивности, переключения), координационных способностей, эмоциональных реакций и т.д. В играх наиболее ярко проявляется подвижность и уравновешенность нервных процессов. Наблюдая за поведением новичков в игре, учитель может получить представление об их эмоциональных реакциях. По всей вероятности, предпочтение будет отдано терпеливым, сдержанным, с устойчивой психикой.

В качестве тестов следует подбирать такие игры, по которым можно получить представление о двигательных качествах, труднее подающихся воспитанию. К ним, например, относятся быстрота и ловкость. Общую ловкость нетрудно проверить в любой игре с мячом. Контрольные упражнения не должны быть слишком сложными. Подвижные игры в виде контрольных тестов применимы и в процессе спортивного совершенствования. Они позволяют судить о степени развития определенных качеств формирования нужных навыков и о применении их в специфических условиях игры. В этом случае игра выступает как средство сбора информации и тем самым облегчает работу тренера (учителя).

Основным условием успешного внедрения подвижных игр в практику учебно-тренировочного процесса по волейболу является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также грамотное педагогическое руководство с учетом всех методических указаний.

Овладение технико-тактическими действиями в волейболе – сложный процесс, и подвижные игры, в которых волей руководителя приёмы и правила могут быть упрощены или усложнены, призваны активно целенаправленно оказать помощь в этой работе, т.е. по «ниточкам» помогают создать высокоорганизованную «ткань» спортивной игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание и диагностика в спортивном отборе

Прогнозируя возможности ребенка, тренер ставит перед собой задачу научно обоснованного поиска талантливых детей с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию....

Физическое воспитание и диагностика в спортивном отборе

Прогнозируя возможности ребенка, тренер ставит перед собой задачу научно обоснованного поиска талантливых детей с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию....

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

-особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);-диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, под...

ПМ 01.ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

Особенности спортивного отбора в волейболе...

ПМ 01 ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

-особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);-диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, под...

Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, подви...